Автор: Маркова Татьяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования - хореограф
Учебное заведение: МБУДО ЦДО "Родник"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Организация работы с родителями как одно из условий открытости дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
МБУДО ЦДО
«Родник»
Статья
«Гармоничное развитие ребенка и его
творческих способностей в сфере
хореографии»
педагог дополнительного образования
Т.В. Маркова
2018г.
Танец – это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства,
танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. Известно, что в
повседневном общении люди пользуются не только языком слов, но и языком
движений. По движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке человека
можно судить о его эмоциональном
состоянии, отношении к окружающим,
желании
воздействовать
на
них,
и
даже
о
личностных
свойствах
и
профессиональной принадлежности. Можно сказать, что каждая «единица» языка
движений несёт в себе какую – либо информацию, то есть имеет некоторое
значение.
Эти содержательные свойства движений сохранились и в танце. Несмотря на
то, что в ходе развития танцевального искусства, отдельные выразительные
движения видоизменялись, заострялись, становились всё более условными, тем
не менее они не превратились в бессмысленные «схемы» ; в каждом из них можно
увидеть то или иное значение.
«Если любопытный человек разложит пляску на элементы, то ему бросится в
глаза, что каждый, самый незаметный её приём и коленце что-то изображает, о
чём-то говорит, что-то характеризует, в чём-то убеждает».( Голейзовский К. Я.)
В целостной композиции танца в качестве выразительной лексики могут
использоваться как специфические танцевальные, так и пантомимические
движения. Специфической
особенностью танцевального искусства является
органическая связь его языка с языком музыки, соотношение пластических
средств выразительности с музыкальными.
Детскому танцу могут быть присущи образность с элементами драматургии,
воплощёнными в сюжете, взаимоотношениях разнохарактерных персонажей;
использование
в
качестве
выразительной
лексики
танцевальных
и
пантомимических движений; развитие музыкально-танцевальных образов. Эти
свойства встречаются в детском сюжетном танце.
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного
приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в
детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование танца
в эстетическом воспитании детей и формирования у них творчества. В танце
становление творческих способностей у дошкольников может происходить
чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности
музыки, движения и игры (драматизации)- трёх характеристик танца, каждая из
которых способствует развитию у детей творчества и воображения.
Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с
помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных
пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского
воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми
«при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое
воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской
музыкальной деятельности. Как уже упоминалось, танцу присущи образность,
сюжетность. Это придаёт ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-
ролевой игрой, которая, по выражению Л. С. Выгодского является «корнем»
любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют
его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих
способностей.
Таким образом, мы видим, что танец -
наиболее эффективный вид
художественной деятельности, способствующий формированию и развитию
детского творчества.
Одним из направлений занятий танцем является развитие творческих
способностей детей.
Основными задачами работы по хореографии являются:
· увлечь, заинтересовать музыкой;
· воспитывать у ребёнка начало музыкальной культуры;
· дать необходимые двигательные навыки;
· дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела;
· способствовать гармоничному развитию души и тела ребёнка;
· развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом
возможностей каждого ребёнка по средствами музыкально – ритмических
движений;
· способствовать общему развитию детей.
Не все дети дошкольного возраста владеют своим телом, тело ребёнка не
всегда его слушается, а навыки приходят постепенно. Владение своим телом,
осознанное движение позволит глубже воспринимать музыку и более ярко,
выразительно передавать его эмоциональное состояние, которое она вызывает у
детей.
Музыкально - ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные
способности
ребенка,
музыкально-слуховые
представления,
ладовое
и
музыкально-ритмическое чувство. Поэтому в детском саду уделяется большое
внимание музыкально-ритмическому воспитанию.
В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них
возрастает потребность в движении. Поэтому я на своих занятиях стараюсь все
движения преподносить в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц,
и ко всему этому добавляю музыкальное сопровождение – которое благоприятно
влияет на эмоциональный мир ребёнка. Для создания атмосферы увлеченности на
занятиях
я
использую
разговорно
–
игровой
метод,
который
позволяет
естественному проникновению ребёнка в художественный замысел, настраивает
его на эмоциональное освоение движения и помогает ему скоординировать
движения своего тела с музыкальным и речевым текстом. Выразительная
разговорная речь, будучи очень тесно связанной с движением и с музыкальной
интонацией, оказывается тем самым мостиком, который накрепко связывает
движение
и
музыку.
Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда
готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому свои
танцевальные занятия я начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы
сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т.д.
Я считаю, что музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют
на
здоровье
ребёнка.
Музыкально-ритмические
движения
выполняют
релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять
умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному
мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку
подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический
эффект,
развивают
творчество
детей.
Большое значение для развития воображения и двигательных умений детей
имеют образные имитационные движения. Подражательные или имитационные
сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении
детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных
движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники
движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности.
Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой
двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное
движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это
совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация. Дети
с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются
в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку,
инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.
Эффективность подражательных движений заключается в том, что через
образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных
исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега,
прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы
мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои
двигательные
потребности,
раскрывают
свои
природные
способности.
Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет
творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать
в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные
двигательные
образы.
Поэтому
я
очень
осторожно
подхожу
к
подбору
музыкального
репертуара.
Музыкальное
произведение
должно
соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию,
которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому
использованию
выразительных
движений.
На танцевальных занятиях подбор упражнений соответствует возможности и
подготовленности детей. Продолжительность занятий обусловлена возрастом
занимающихся (4-5 лет – 20 минут,5-6 лет – 25минут,6-7лет–30минут).
На протяжении всего занятия и, особенно на его начальных этапах очень важно
следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью включаются
задания на различные пригибания и выгибания позвоночника. Полезные
упражнения, способствующие укреплению мышц спины, главным образом тех,
что прилегают к лопаткам. Для развития у детей выразительности, артистичности,
фантазии
используются
в
занятия
музыкальные
игры.
Занятия состоят из подготовительной, основной и заключительной части. Вводная
часть начинается с поклона. Затем следует основная часть, которую составляют
упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь
организм: ходьба, бег, прыжки, задания на построение и перестроение. Третья
часть занятия – музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены
танцевальные
движения,
творческие
задания,
танцевальные
композиции,
хороводы, пальчиковая гимнастика. В этой части занятия дети самостоятельно
могут
создавать
музыкальные
образы.
Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используется детские песни,
песни
из
мультфильмов,
эстрадные
и
классические
произведения.
Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной
темп–умеренный.
На
занятии
используются:
1.Основные
виды
движений:
а) Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом,
вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном
темпе
и
ритме,
ходьба
гусиным
шагом.
б) Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички»,
«ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»).
в) Прыжковые движения – на двух ногах на мест, с продвижением вперед, прямой
галоп
–
«лошадки»,
легкие
подскоки,
боковой
галоп
и
др.
2. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц. Упражнения на
развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации
рук
и
ног.
3.
Плясовые
движения.
–
Элементы
народных
плясок,
доступных
по
координации.
Например,
поочередное
выставление
ноги
на
пятку,
притопывание
одной
ногой
«выбрасывание»
ног,
полуприседание
для
девочек,
и
полуприсядка
для
мальчиков, шаг польки, приставной шаг, подскоки и др.
Любой, даже самый маленький ребенок – прежде всего творческая личность.
Дети по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и впечатлительны.
Поэтому главная задача хореографа - создать эмоциональный настрой у ребенка
во время занятий. В музыкальном воспитании детей очень большое значение
имеют музыкально-ритмические движения. Без танцев трудно представить
музыкальную деятельность ребенка в детском саду. Как изобразить растущий
цветок, мерцание звезд, удаль добрых молодцев, нежность красных девиц?
Перечислять можно до бесконечности. Все это можно выразить языком
движений.
Музыкально
–
ритмические
движения,
являются
наиболее
естественным и важным способом самовыражения художественной личности
ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика,
развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о
красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное
дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку. Основываясь на
собственном педагогическом опыте в работе с детьми, можно сказать, что
наиболее
трудоемким
является
процесс
развития
двигательной
памяти,
координации движений, ориентации в пространстве. Учитывая это, включаю в
занятия музыкально – двигательные упражнения, позволяющие быстро научить
ребенка правильно запоминать последовательность несложных движений, легко
ориентируясь при этом в пространстве. Наиболее доступным для детей являются
естественные движения, к которым относятся и так называемые основные:
ходьба,
бег,
прыжки,
поскоки.
Очень
важно
обучить
ребенка
сначала
непринужденно,
свободно,
красиво,
выразительно
двигаться
под
музыку,
выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений,
и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.
Важной чертой хореографии и ритмики являются движения, отображающие
характер музыки. Общим для всех движений должна быть эмоциональная
выразительность
и
ритмичность.
Хореография
не
только
удовлетворяет
потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и
развивает
эмоциональное
восприятие
музыки.
На
занятиях
хореографии
осуществляются
следующие
задачи:
Развитие
музыкальных
способностей;
Умение определять музыкальные жанры, различать простейшие музыкальные
понятия; Формирование красивой осанки, выразительным движениям; Развитие
творческих способностей. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает
мост
от
эмоционально-духовного
к
конкретно-физическому.
Музыкально-
ритмические упражнения, помогают ребенку научится владеть своим телом,
координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат
пространственной
ориентировке,
укрепляют
основные
виды
движений,
способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки
обращения с различными предметами. Осваивая любую форму музыкальной
деятельности, учитываю следующие принципы: комплексное решение основных
задач
музыкального
воспитания;
систематичность;
постепенность;
последовательность; повторность; В процессе многообразных форм музыкального
восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального
языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор
детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских
навыков, развить музыкальные способности детей. Вот поэтому, так важны эти
занятия для детей. На занятиях хореографии дети получают большой заряд
энергии, получают большое удовольствие от общения с музыкой, а также
эмоциональный заряд Ритмические танцы с сопровождением, упражнения, игры,
игра на детских музыкальных инструментах, яркая, красивая, образная музыка
вызывает живой интерес у детей. Смешные песенки обеспечивают выполнение
легких танцевальных движений и забавных упражнений подражательного
характера. Этот музыкальный материал позволил раздвинуть рамки занятия,
пополнить
его
красивой
музыкой,
необычными
песнями.
Использование
фонограмм
позволило
мне
оторваться
от
инструмента
и
увлечь
детей
предлагаемыми музыкальными образами, расширить кругозор детей, пополнить
музыкальный опыт, познакомить с новыми образами сказочных героев, заметила,
что ребят очень увлекает эта деятельность. Эти занятия радуют детей, развивают
музыкальный слух, чувство ритма. Во время занятия у детей формируется навык
быстро реагировать на ситуацию и слова взрослого, развивается уверенность в
себе. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо
известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей.
Танцам отводится особое место в процессе физического воспитания детей
младшего возраста, поскольку, являясь выразительным средством обучения, они
обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных
согласованных действий и творческую активность ребят, а также доставляет им
большое удовольствие и радость. Фронтальные занятия проводятся 2 раза в
неделю, в первую половину дня: не более 30 мин.. Музыкально- ритмической
деятельности на занятиях отводится 12-15 мин. Сюда включается: музыкально-
ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических
навыков
выразительного
движения;
пляски,
хороводы,
перестроения.
Ритмические упражнения, с которых начинается занятие, разовьют у ребенка
чувство ритма, умение двигаться под музыку. Чтобы красиво танцевать, нужно
научиться владеть своим телом. С помощью различных упражнений ребенок
разогреет свои мышцы и подготовится к более сложным танцевальным
упражнениям. Дошкольник научится держать правильную осанку и следить за
ней. Особую атмосферу на уроках хореографии создает форма ученика. Она
должна быть удобной и комфортной, красивой, чистой и опрятной. Внешний вид
воспитывает и дисциплинирует. Форма должна быть чистая и опрятная. Форма
одежды: девочки-белый хореографический купальник ,белая хореографическая
юбочка, белые балетки, мальчики- черные лосины или шорты, белая футболка
или майка и черные балетки.
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором
жизненных
функций
растущего
организма.
Потребность
в
движениях
составляет одну из основных физических особенностей детского организма,
являясь условием его нормального формирования и развития.
Среди множества форм художественного и физического воспитания
подрастающего поколенья хореография занимает особое место. Занятия танцем
не только учат понимать и осознавать прекрасное, они развивают образное
мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного
и
физического
развития.
Синкретичность
танцевального
искусства
подразумевает развитие чувства ритма ,умение слышать и понимать музыку,
согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать
мышечную силу корпуса и ног , пластику рук, грацию и выразительность .
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку ,равную сочетанию
нескольких видов спорта. Использованные в хореографии движения, безусловно,
оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Занятия танцем формирует правильную осанку, прививают основы этики и
грамотной манеры поведения в обществе.
Хореография – это умение слушать и «пропевать» музыку в движении.
Разучивая тот или иной танец , необходимо постоянно напоминать детям о
том, что музыка – душа танца, они не могут существовать друг без друга. Ведь
именно музыка является первоосновой при рождении танца. Но более
осмысленно дети воспринимают музыку, если могут выразить своё отношение
к ней через исполнительство, прежде всего посредствам движений. Подбор
специальных выражений помогает понять отделение средства музыкальной
фразы. Дети меняют направление движений со сменой частей и музыкальных
фраз
произведения,
изменяют
характер
этих
движений
со
сменой
динамики ,регистра ,темпа музыки.
Следовательно,
музыкально – ритмическая
деятельность способствует
комплексному
решению
задач
музыкального развития детей . Именно
благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными , значительно
ярче и эмоциональнее воспринимается музыка . А гармоническая слитность
движений
с
музыкой
способствует
активному
развитию
творческого
воображения.