Авторы: Смольянинова Елена Николаевна, Елена Николаевна Смольянинова
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 173"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение г. Владивостока
«Детский сад № 173 «Сказка»
Конспект
По непрерывной образовательной деятельности по развитию
речи.
На тему: «Зимующие птицы» для детей старшей группе.
Воспитатель 1 категории: Смольянинова Е.Н.
г. Владивосток
2023г.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах,
воспитать сочувственное отношение к ним.
Интеграция
образовательных
областей:
социально-коммуникативное
развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие,
художественно-эстетическое развитие.
Виды
деятельности:
игровая,
познавательно-исследовательская,
восприятие
художественной
литературы,
речевая,
коммуникативная,
двигательная,
конструирование, музыкально-художественная, трудовая, продуктивная.
Возраст детей: Старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Время проведения: март 2020 года.
Задачи:
Обущающие:
- Закрепить понятия «зимующие птицы» научить выделять их характерные
особенности.
- Уточнить и расширять знания детей о зимующих птицах (воробьи, вороны, синицы).
Развивающие:
-
Любознательность,
наблюдательность,
познавательную
и
мыслительную
активность;
Обогащение словаря: «зимующие птицы», кормушка.
Активизация словаря: холод, голод, заботиться, подкармливать.
Воспитательные:
- воспитывать сочувствие к зимующим птицам.
- воспитывать бережное отношение к природе.
- воспитание нравственных качеств.
Предварительная работа: Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Воробей»; «Рассказы
о птицах для детей»; чтение стихов, загадок и пословиц о птицах; наблюдение
за птицами на прогулке, в городе, в парке; творческие работы детей: рисование,
аппликация, лепка птиц; дидактические игры и упражнения.
-для педагога: разработка конспекта, изготовление пособий, подбор речевого
материала и предметных картинок по теме НОД;
- с детьми: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о
птицах; рассматривание иллюстраций с различными видами птиц.
- с родителями: закрепление речевого материала.
Формы организации совместной деятельности:
игра, беседа, самостоятельная
деятельность, упражнение на развитие общей и мелкой моторики, самоанализ.
Словарная
работа: активизировать
словарь
детей,
познакомить
детей
со
словом «пернатые», «перелетные».
Методические приемы: игровой сюжет, обращение к личному опыту детей,
использование яркой наглядности, вопросы к детям, звуковое оформление,
рефлексия.
Индивидуальная работа: Активизировать Ваню, Настю и Дарину, помочь им
преодолеть неуверенность при ответах в дидактических играх, учить составлять
полные предложения.
Планируемые результаты: активизировать и расширить словарь по теме; научить
образовывать сложные слова; закрепить умение детей отвечать на вопросы полными
предложениями; упражнять в образовании предложений с предлогами; закрепить
умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
Материал и оборудование:
картинки и
иллюстрации с изображением
зимующих птиц; иллюстрации различных видов кормушек, виды кормов;
аудиозаписи «Голоса птиц»; коллективный плакат
«Берегите птиц»; рисунки
детей; аппликации детей; коллективная работа кормушка для птиц; макет дерева;
конверты и карточки с заданиями; презентация «Голоса перелетных птиц».
Ход НОД:
1.Организационный момент: Упражнение "Мы идём в лес".
В лес весенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу весеннем,
Перелётных птиц найдем.
(Идём «змейкой», между разложенными на полу цветами).
- Ребята, как-то странно в лесу: не слышно пения птиц!
В группе стоит макет дерева, на нём прикреплена игрушка - Совунья.
- Вы слышите? Кажется, кто-то зовёт нас. (Подходят к дереву с Совуньей (звучит
аудиозапись голоса совы)
Сова предлагает детям прочесть письмо.
- Сейчас мы прочитаем письмо и узнаем, что же произошло в лесу?
«Дорогие ребята, пишет вам Весна - красна. Пришло моё время прийти к вам
после долгой зимы. Отправились со мной в дорогу, к родным местам и наши
пернатые друзья - птицы. Но Зима уходит медленно, с большой неохотой
уступает место, а напоследок, решила напроказничать. Заколдовала она
перелётных птиц и у них пропали голоса. Помогите мне их расколдовать,
выполните задания, которые Зима разложила в конверты и спрятала в вашей
группе. Нужно найти конверты с заданиями, выполнить их, и когда злые чары
исчезнут, то вы услышите их голоса!»
- Ребята, что делать? Поможем птицам?
Какой конверт нам надо найти? (Дети ищут конверт с цифрой 1)
Основная часть:
Внутри первого конверта карточка со схемой. Что с ней делать? (Составить рассказ
про птицу).
- А о какой птице нужен рассказ Зиме? Ведь птиц так много.
Посмотрите, может в конверте есть подсказка? (Достают из конверта листок).
- Теперь понятно, нужно разгадать загадку о птице, и рассказать о ней.
На шесте весёлый дом,
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец -
Он и летчик и певец. Кто это? Скворец. (Рассказ детей о скворце).
Ребята, как вы думаете, справились мы с первым заданием?
Теперь ищем конверт с какой цифрой? Цифрой 2.
(Дети находят конверт, в нем разрезные карточки птиц и птенцов).
- Как думаете, что надо сделать в этом задании? (Нужно собрать разрезные картинки:
найти маму птицу и птенца, или птенцов).
Игра «Назови детёныша».
Образование существительных с уменьшительно -
ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.
Птенца грача называют грачонок, а если птенец не один, а много – грачата;
Скворец - скворчонок, скворчата;
Кукушка - кукушонок, кукушата;
Аист - аистёнок, аистята;
Стриж - стрижонок, стрижата;
Лебедь - лебедёнок, лебедята;
Журавль - журавлёнок, журавлята;
Утка - утёнок, утята.
- Задание выполнено. Ищем конверт с какой цифрой. Три.
(Дети находят конверт, в нем карточки с изображением птиц, у которых выделена
часть тела).
- Что надо сделать в этом задании?
- Посмотрите, перед вами целая улица с домами. Рассмотрите её и ответьте на
вопросы. - Кто живет в этих домах? (птицы).
- Кто соседи у лебедя?
- Кто живет слева от скворца?
- Кто живет справа от ласточки? И т. д.
Внимательно рассмотрите номера домов птиц, назовите соседей числа 2 (1 и 3).
- Какое число стоит перед числом 5 (4).
- Какое число стоит после числа 8 (9), между 6 и 8 (7).
- Какое число меньше, чем 6 на 1? (5).
- Вы просто молодцы! Какое задание идём искать дальше? Под цифрой четыре. (Дети
находят конверт, в нем карточки с изображением косяка перелётных птиц, на одной
карточке изображение перечёркнуто).
- Какая странная картинка. Догадываетесь, что она означает? Видимо зима хочет,
чтобы мы поиграли в игру.