Автор: Файзуллина Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №50 "Гнездышко"
Населённый пункт: Московская область, город Коломна
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи
Тема: Викторина по сказкам
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
в подготовительной группе
«Викторина по сказкам»
Программные задачи:
Образовательные задачи:
1.
Уточнить
и
обогатить
знания
детей
о
русских
народных
сказках: вспомнить названия сказок, героев сказок;
2.
Учить узнавать сказку по заданию;
3.
Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;
4.
Вспомнить порядок появления героев в сказках;
Развивающие задачи:
1.
Развивать умение действовать согласованно;
2.
Развивать речь детей как средство общения;
3.
Развивать логическое мышление, память, мелкую моторику;
Воспитательные задачи:
1.
Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному
творчеству;
2.
Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности;
3.
Воспитывать эмоциональные чувства;
4.
Снятие мышечного и нервного напряжения.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная,
продуктивная, музыкальная.
Цели:
Расширить знания учащихся о сказках;
Обобщить знания детей о сказках;
Воспитывать доброжелательность;
Активизировать творческий потенциал детей;
Создать положительный эмоциональный настрой всех участников;
Дальнейшее развитие интереса к сказкам и к чтению;
Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.
Ход викторины:
1.
Организационный момент: дети стоят в кругу ( звучит музыка
«В гостях у сказки»).
2.
Воспитатель: В мире много сказок - грустных и смешных,
И нельзя на свете нам прожить без них.
Ребенок читает отрывок «У Лукоморья» А.С.Пушкина
Идет презентация слайдов «У Лукоморья»
Ребенок читает стихотворение:
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки ?А почему они вам
нравятся? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, ребята, с самого раннего возраста мы
слышим сказки . Они сопровождают нас всю жизнь. Их любят не
только дети, но и взрослые. Слушая и читая сказку, мы попадаем в
мир волшебства и чудес. Сегодня мы с вами вспомним наши
любимые сказки. Я предлагаю провести викторину по сказкам. А вы
знаете, что это такое? (Ответы детей) Да, викторина – это особый вид
игры, который заключается в процессе угадывания правильных
ответов на вопросы. Тема нашей викторины «В гостях у сказки». Нам
нужно разделиться на две команды. Команда «Умная сова»
и команда «Ученый кот».
Ну, а сейчас я попрошу команд поприветствовать друг друга.
Команда «Умная сова»:
Наш девиз: « Неразлучные друзья, маленькие дети,
Вас пришли порадовать точными ответами!»
Команда «Ученый кот»:
Наш девиз: « Думай быстро - и вперед»
Нас тогда победа ждет!»
Воспитатель: Я предлагаю выбрать капитанов
команд. Прошу, вас, команды, занимайте свои
места.
Воспитатель: Ребята, попробуйте разгадать
загадку.
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,
Как зовут его? (Незнайка)
Под музыку входит Незнайка.
Воспитатель: Незнайка, каким же ветром тебя к нам занесло?
Незнайка: Пошел погулять и заблудился, никак не могу вернуться в
свою сказку.
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Незнайке вернуться в свою
сказку?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам помочь Незнайке.
Незнайка достает из кармана части разрезанного плана.
Незнайка: смотрите, какие-то у меня кусочки листочков, какой- то
план, зачем он мне?
Воспитатель: Незнайка, так это ведь план твоего спасения, это карта, по
которой ты можешь попасть обратно в сказочную страну.
Незнайка: Да вы что, здесь все разорвано.
Воспитатель: Мы тебе поможем, за каждый правильно отгаданный
вопрос, я капитану команды буду давать по кусочку твоей карты. А затем
кусочки соберем в единую карту.
Воспитатель: Согласны, тогда пора начинать.
Конкурс № 1 «Интеллектуальный» .
Итак, первый вопрос (задаются поочередно каждой команде).
-
Какие бывают сказки? ( Волшебные, бытовые, о животных)
-
Кто сочиняет сказки? (Авторы-авторские сказки, народ -
народные сказки).
-
Какими совами обычно начинаются сказки?
-
Какими словами заканчиваются сказки?
-
В каких сказках жили братья?
( « Три поросенка», «Конек-Горбунок», «Царевна- лягушка»,
«Два жадных медвежонка»).
-
В каких сказках, дети, заходят часто речи о старой, доброй
печи?
( «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Золушка»,
«Гуси-лебеди»).
Конкурс №2"Узнайте сказку".
Ведущий: Сказки просят: "А, сейчас, вы, друзья, узнайте нас!" Вам
нужно угадать сказку и героя, о котором идет речь.
(Задания даются командам по очереди).
Вымолвил словечко
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю да царевне
И за что, не знаю
Повезло лентяю.
("По щучьему веленью")
А дорога далека
А корзина нелегка
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. ("Маша и медведь")
Ах ты, Петя – простота
Сплоховал немножко,
Не послушался кота
Выглянув в окошко. ("Кот, петух и лиса")
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко
Слезы льет, бедняжка! ("Снегурочка")
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку
Посланную ей. ("Красная шапочка")
У отца был мальчик странный
Необычный деревянный. ("Приключения Буратино или Золотой
ключик")
Уймись, уймись, колдунья злая,
Себя надеждами не тешь-ка
В лесу семь гномов повстречала
Спасется наша .... ("белоснежна и семь гномов")
В Простоквашино деревне он живет
И хозяйство сам ведет
Адрес точный я не знаю
Но фамилия морская. (Матроскин из сказки "Дядя Федор, пес и кот).
Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек
Хоть ростом мал он, да удал
Да кто из вас о нем читал? ("Мальчик с пальчик")
Девочка по лесу шла
И на домик набрела
Видит, что хозяев нет
На столе стоит обед
В трех постелях полежала. ("Три медведя")
Строго приказала капризная принцесса
Принести зимой цветы из леса
Кто же зимой смог собрать те цветы?
Я помню эту девочку. Помнишь ли ты? (Падчерица "12 месяцев")
Одного мальчишку приютила
И лечила, и учила
Когда ж он стал озорничать,
Пришлось его ей наказать. (Мальвина, "Приключения Буратино")
И для мачехи стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке
А спала у печки. ("Золушка")
А однажды из болота
Вытащил он бегемота
Всегда на помощь он спешит ("Доктор Айболит")
Конкурс № 3 «Бюро находок».
Воспитатель: Ребята, в сказках все время происходят какие-то чудеса.
А сегодня в садике я обнаружила вот такой волшебный сундук. А вот , что
лежит там, мы сейчас посмотрим. Давайте откроем. Смотрите, какой-то
конверт. Даю ребёнку, тот открывает и читает.
«Ребята, в лесу я нашел какие-то предметы, а вот кому они
принадлежат, не знаю. Помогите вернуть вещи хозяевам».
Винни-Пух.
Воспитатель: Поможем?
Дети: Да.
Капитаны команд по очереди достают из сундука вещи.
-Волшебная палочка (Фея)
- Ключик (Буратино)
- Хрустальная туфелька (Золушка)
-Азбука (Буратино)
- Яблочко (Злая колдунья)
-Горошинка (Принцесса на горошине)
-Скалочка (Лисичка со скалочкой)
-Скорлупа от грецкого ореха (Дюймовочка).
- Волшебный клубочек (Иван)
Воспитатель: Дети, в круг вставайте дружно, в сказки поиграть нам
нужно.
Физкультминутка.
Мышка быстренько бежала
(бег на месте)
Мышка хвостиком виляла
(имитация движения)
Ой, яичко уронила
(наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила
(показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили
(наклониться)
И водой ее полили
(имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка
(развести руки в стороны)
А теперь ее потянем
(имитация движения)
И из репы кашу сварим
(имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие
(показать «силу»)
Мы - славная семья козлят,
Мы любим, прыгать и скакать
(подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться,
Любим рожками бодаться.
Конкурс № 4 «Путаница»
Воспитатель: - Чебурашка и крокодил Гена любят читать сказки, но
проказница Шапокляк перепутала всех сказочных героев в их любимой
книжке. Ребята, помогите, расставьте всех на свои места.
Вопросы задаются поочередно двум командам.
—
Коли есть печка, не нужен и диван,
Щукой командует в сказке Иван (не Иван,а Емеля).
—Дёрнуть за верёвочку Такой для входа код. Съел бабушку и внучку
Голодный, серый кот (не кот,а волк).
—Женат на лягушке уже он неделю,
Старшие братья жалеют Емелю (не Емелю, а Ивана).
—Найти жену помог клубок,
Был счастлив очень Колобок (не Колобок, а Иван-царевич).
-Волка не пускают, Волка братья злят. Крепкий дом построен
У троих козлят (не козлят, а поросят).
-А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Те орешки - щёлк да щёлк
Разгрызает ловко волк (не волк, а белка).
—Лягушка со стрелою — Печальная картина.
Женой квакушка станет
Теперь для Буратино (не для Буратино, а для Ивана- царевича).
-
Молодцы, все отгадали и героев всех назвали.
Конкурс №5 "Теремок"
-
Воспитатель: -Вот еще одна игра
Вам понравится она.
-
У меня в руках конверт, а в нем лежит записка. Что в ней
написано или нарисовано, вы узнаете, когда разгадаете этот кроссворд. В
клетки нужно вписать по буквам отгадку.
- Что ж, ребята, не зевай!
-
Героев сказок отгадай!
-
Он не послушал своего друга и выглянув в окошко. (Петушок)
-
Кто нес девочку в коробе за спиной? (Медведь)
-
Жених, от которого невеста улетела в страну эльфов на ласточке.
(Крот)
-
Кого вылепили старик со старухой из снега? (Снегурочка)
-
Кто рассмешил царевну - Несмеяну? (Емеля)
-
Этот разбойник всех пугал своим свистом. (Соловей)
-
У кого смерть спрятана в яйце? (Кощей)
-
Воспитатель: А теперь просчитайте слово (сверху - вниз),
которое "спрятано" в закрашенных клетках. Сейчас проверим. Открываю
конверт. А там что на рисунке?
-
Дети: Теремок!
Конкурс № 6«Конкурс капитанов»
Воспитатель: -А теперь я объявляю «Конкурс капитанов»
Был Кощей вчера в гостях. Что наделал, просто, ах! Все картинки
перепутал. Сказки все мои он спутал. Пазлы вы должны собрать. Сказку нам
должны назвать!
(Капитаны команд собирают из разрезных картинок иллюстрации к
сказкам «Лиса и журавль», «Кот, лиса и петух»).
Молодцы! Сложить сумели! Проделки Кощея преодолели!
Воспитатель: Молодцы! А теперь я приглашаю ко мне капитанов
команд помочь Незнайке собрать карту, по которой он доберется к себе
домой. (Включается музыка) Незнайка и капитаны двух команд собирают
карту.
Воспитатель: Незнайка, склеивать карту у нас времени нет. – Как же
быть? Дети, как же нам отдать карту, если она не склеена?
Воспитатель выслушивает ответы детей. А затем спрашивает. –
Незнайка, у тебя есть мобильный телефон?
Незнайка: -Да.
Воспитатель: Ну тогда давай свой телефон, мы сфотографируем
твою карту и ты заберешь ее с собой. Фотографирую. – На, Незнайка,
держи и не потеряй.
Незнайка:
За ваше умение,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарки на память сейчас подарю. Незнайка дарит медальки-открытки
на память, прощается и уходит.
Воспитатель:
Хочу пожелать вам всегда верить в сказку и быть добрыми к друг
другу.
Верить в сказку - это счастье.
И тому, кто верит-
Сказка обязательно
Отворит все двери!