Авторы: Жемчужнова Лариса Ивановна, Лариса Ивановна Жемчужнова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №15 Советского района"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Методика работы над словарными словами в начальной школе
Раздел: начальное образование
Методика работы над словарными словами в начальной школе
В современную эпоху в образовании прочно утвердилась идея о
развитии функциональной грамотности обучающихся как возможности
полноценного и успешного функционирования личности в обществе. В
начальной школе решение этой задачи рассматривается на уровне реализации
требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (ФГОС НОО). Согласно требованиям ФГОС
НОО, в начальной школе в процессе организации урочной и внеурочной
деятельности необходимо создавать условия, обеспечивающие возможность
формирования функциональной грамотности обучающихся как «способности
решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе
сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов
деятельности». Результативной составляющей такой деятельности является
развитие у обучающихся инициативности, эмоциональной устойчивости,
умения творчески и нестандартно мыслить в процессе решения жизненных
задач.
Одним из ключевых навыков функциональной грамотности, на
развитие которого должен обращать особое внимание учитель начальных
классов, – грамотность в чтении. На сегодняшний день способность работать
с информацией (в первую очередь, осмысленно, с пониманием читать текст) –
непременный фактор успешности человека. На уроках русского языка и
литературного чтения основное внимание педагога сосредоточено на
формировании и развитии навыков читательской грамотности. Благодаря
использованию на уроках активных методов и приемов формирования
читательской грамотности обучающихся можно сформировать у них умения
организовывать свое рабочее место, работать с учебником, со словарем,
распределять
время,
находить
и
корректировать
ошибки,
логически
рассуждать, аргументировать свою точку зрения и в то же время выслушивать
собеседника и деликатно вести диалог.
Многим младшим школьникам присуще ошибаться при применении
новых орфографических или грамматических правил. Но данные ошибки
могут быть преодолены при закреплении изученного материала. Изучение
предмета «Литературное чтение» учитывает освоение школьниками навыков
грамотного
беглого
чтения,
ознакомление
с
произведениями
детской
литературы и развитие умений работы с текстом, способность найти
необходимую книгу среди других, умение отобрать произведение по
заданной
теме,
умение
слушать
другого.
Особенно
эффективным
в
формировании читательской грамотности обучающихся младших классов на
уроках литературного чтения является использование элементов беседы,
когда ученикам необходимо дать более развернутые многослойные ответы с
использованием
дополнительной
информации
из
жизни,
других
произведений.
На основе теоретического и практического опыта предлагаем перечень
методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности
деятельности учителя начальных классов в формировании функциональной
грамотности обучающихся:
1. Организовать учебный процесс в форме деятельности. Упор делается
на умении учиться самостоятельно. Исходя из этого, изучаемая тема несет
деятельностный характер.
2. Осуществлять реализацию программы обучения с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей школьников.
3. Обеспечить активность учащихся в процессе обучения.
4. Процесс обучения должен быть направлен на формирование
самостоятельности и ответственности обучающихся за поступки.
5. Использовать на уроках различные формы работы обучающихся:
индивидуальную, парную, групповую.
6. Применять в педагогической деятельности активные личностно-
ориентированные
технологии:
проблемно-диалогические
(формирование
умений школьника определять проблему и находить способы ее решения
посредством специально организованного педагогом диалога с учеником,
способствующего активизации и развитию их логического мышления);
технологии продуктивного чтения (организация правильной читательской
деятельности обучающихся в соответствии с логикой поэтапной работы с
текстом);
технологии
проектирования
(применяются
такие
творческие
задания,
как
изготовление
плакатов,
моделей,
организация
выставки,
исследования).
7. Создавать проблемные учебные ситуации на занятиях.
8. Дифференцировать учебный процесс по уровням.
9. Развивать информационные, коммуникативные, социальные навыки
обучающихся.
10.
Оценивать
образовательные
результаты
и
достижения
обучающихся.
В формировании функциональной грамотности педагогу начальных
классов
следует
иметь
в
своем
арсенале
технологии
проблемно-
диалогического обучения, проектного метода, групповой формы работы на
уроках,
использование
интерактивных
(информационных,
электронно-
технических и др.) средств обучения. Именно на этапе начального
образования, когда ведущим видом деятельности школьников является
учебная деятельность, педагогу не стоит опираться только на объяснительно-
иллюстративный
метод
преподнесения
новой
информации,
а
важно
интегрировать
связь
образования
с
многообразной
человеческой
деятельностью.