Автор: Ромашева Галина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Камчатский край, город Елизово
Наименование материала: Статья
Тема: "ДИСЦИПЛИНА И ВОСПИТАНИЕ - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ"
Раздел: дополнительное образование
ДИСЦИПЛИНА И ВОСПИТАНИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР В
РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
У каждого преподавателя свой стиль работы, своя методика и система
требований. От их последовательности и содержания зависит
развитие коллектива. Закладываются нравственные основы его
учеников. Практика показывает, что чем выше и обоснованнее
требования педагога, тем выше организация его работы, сильнее и
сплоченней коллектив. Но, в любом случае, требования педагога
должны отвечать определенным условиям и должны быть
последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения.
Одним из первых требований преподавателя является соблюдение
дисциплины. Дисциплина - это фактор качества организации
художественного и учебно-воспитательного процесса. Насколько
умело руководитель использует весь комплекс своих
профессиональных и педагогических знаний, настолько зависит
организация всей воспитательной работы с детьми, их активность на
занятиях и других мероприятиях. Для хорошей организации занятий
педагог ведет журнал посещаемости. Это другая сторона воспитания,
которая дисциплинирует и очень хорошо влияет на детей
психологически. Существуют индивидуальные карты детей, в которых
ежегодно оценивается успеваемость, дается характеристика
профессиональных успехов ребенка, развитие его психофизических
возможностей.
Это трудоемкая работа, но ее результаты впоследствии представляют
интерес. При анализе записей можно проследить успехи и недочеты
детей на занятиях. Может оказаться, что леность и инертность
ученика на начальном этапе обучения перерастает в
профессиональный интерес, что происходит активное развитие
профессиональных данных, изменение в характере ребенка в
процессе занятий. Тщательный анализ этих записей помогает
педагогу совершенствовать методы своей работы, придать
целенаправленность и определенную перспективу воспитательному
процессу в коллективе.
Воспитательная работа должна проводиться систематически, только
тогда она приведет к положительным результатам. Сложность ее
определяется тем, что дети в коллективе встречаются разные. И по
уровню культуры, и по уровню воспитания. Сосредоточить их
интересы порой сложно. При этом руководителю приходится
проявлять такт, чуткость и применять индивидуальный подход к
детям. Он должен заинтересовать их, использовать в работе
возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с
детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к
их радостям и увлечениям, к их сложностям и трудностям. Поэтому
педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей и их
внутреннюю жизнь.
Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен понимать, что
каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не
возможны в силу специфики хореографических занятий. Дети просто
не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело не
только в достижении результатов, но и в понятии коллективного
творчества, уважительного отношения к труду всех воспитанников.
То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и
доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на
полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже
взрослого человека. Поэтому всю работу в коллективе педагог
должен строить по принципу интереса, он является основным и
определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового
хореографического материала (танцевальный этюд, номер,
подготовка или проведение какого-то мероприятия), знакомством с
новым музыкальным материалом, посещением театра, филармонии,
просмотром видеоматериалов, беседой о новейших событиях в
танцевальном мире. Все это вызывает положительные эмоции у
детей, возникает желание достигнуть высочайших творческих вершин,
влияет на развитие их эстетической культуры.
В творческой деятельности заложены огромные возможности
воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием
детей в коллективе: и художественный уровень репертуара, и
планомерные, систематические учебные занятия, и взаимоотношения
с педагогом, окружающим миром. Посещения спектаклей, концертов,
художественных выставок, специальные беседы, лекции на этические
темы формируют маленького человека, развивают в нем чувство
прекрасного.