Напоминание

Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста в детском саду и дома


Автор: Грачева Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №13 "Берёзка" общеразвивающего вида второй категории"
Населённый пункт: город Новодвинск
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста в детском саду и дома
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста

в детском саду и дома

РАСТИРАНИЕ СУХОЙ ВАРЕЖКОЙ

Это мощное оздоровительное средство, при помощи которого в 2-4 раза

снижаются простудные заболевания, повышается тонус ЦНС, улучшается

кровообращение, нормализуется обмен веществ.

Для успешного проведения закаливания ребенка надо соблюдать определённые

условия:

- процедуры проводятся не от случая к случаю, а систематически, каждый день;

- продолжительность процедур увеличивается постепенно;

- обязательно учитывать состояние здоровья и эмоциональное состояние

ребёнка.

Эффект растирания достигается через 2-3 месяца. В случае лёгких заболеваний

детей не следует отменять закаливание - лучше просто уменьшить нагрузку и

интенсивность растирания.

В

случае

тяжёлой

болезни

ребёнка растирание возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после

полного выздоровления.

Длительность первой воздушной ванны от 1 до 3 мин. Постепенно время

увеличивается и доводится до 30 минут. Температура воздуха постепенно

снижается от 20 до 16 градусов. Сначала дети проводят обтирание в трусах,

майках. Через 2 недели, можно проводить занятия в одних трусах.

Обтирание частей тела начинают до лёгкой красноты кожи сверху вниз в

определённой последовательности: шея, плечи, грудь, живот, рёбра, руки, ноги

(по очереди с каждой стороны). Каждую часть тела обтирают отдельно.

Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дыхание при

выполнении упражнений свободное.

Комплекс упражнений для самомассажа

(все упражнения по 3 раза)

1. Растираем шею

2. Птичка (плечи)

3. Большие и маленькие круги на груди

4. Большие и маленькие круги на животе

5. Гармошка (рёбра)

6. Катаемся с горки (руки)

7. Надеваем браслеты (запястье, локоть, плечо)

8. Катаемся с горки (ноги)

КРИОМАССАЖ

Криомассаж нормализует нервную систему ребенка, улучшает аппетит, сон,

настроение и общее состояние. Организм ребенка становится более устойчив к

заболеваниям. При проведении закаливания у вновь поступивших детей,

отмечается более быстрая адаптация к условиям детского сада.

Эта методика экономичная, доступная, эффективная, может применяться в

условиях детского сада. По этой методике осуществляется криомассаж

подошвенных областей стоп ребенка. Процедуру рекомендуется проводить через

день, длительность каждой от 7 до 20 секунд.

Почему от 7 и не более 20 секунд?

Если меньше 7 секунд – нет эффекта воздействия, а после 20 секунд возможно

проявление нежелательных реакций на холод. Проведение процедур через день

необходимо для адаптации организма ребенка к холодовому воздействию. Курс

включает в себя 10-12 процедур в течение осени, зимы и весны.

Криомассаж делают следующим образом. Перед сном дети занимают свои

спальные места в исходном положении лежа на животе, согнув ноги в коленях и

сомкнув ступни. Педагог проводит криомассаж стоп ребенка путем круговых

движений по часовой стрелке. У детей в возрасте 3 лет – от 7 до 10 секунд, у

детей 4 лет – от 10 до 15 секунд, у детей 5 лет – от 15 до 20 секунд. После

окончания процедуры дети надевают носочки из льняной ткани и, как правило,

быстро засыпают спокойным, глубоким сном.

Прежде

чем

приступить

к

криомассажу,

рекомендуется

провести

подготовительную работу: отобрать детей по отсутствию противопоказаний, а

также провести разъяснительную работу с родителями по целям и методике

закаливания

Существуют противопоказания к применению криомассажа:

1.

Острая

или

подострая

стадия

респираторного

или

инфекционного

заболевания.

2.

Индивидуальная непереносимость холода.

3.

Негативное отношение родителей и ребенка.

4.

Срок менее 2 недель после выздоровления или проведенной ребенку

прививки.

5.

Срок менее 2 недель после обострения хронического заболевания.

КРИОТЕРАПИЯ

Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в данном случае,

положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т.е.

воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия. От

холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы

кусочки льда, которые заранее готовят. Осторожно применять криотерапию с

длительно и часто болеющими детьми и гипервозбудимыми детьми. Криотерапия

противопоказана при непереносимости холода.

Криотерапия проводится по следующей схеме: одна процедура через 1-2 дня в

течение месяца. Воздействие льдом на организм ребенка нужно начинать с 10

секунд постепенно прибавляя время воздействия до 60 сек.

Криотерапия проводится в 3 этапа.

1 этап. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 5-10

секунд. Затем разогревают руки. Это делается в тазу с тёплой водой или на

пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст

проводят 3 раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

2 этап. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).

3 этап. Развитие тактильной чувствительности: массаж руки с помощью шишек,

шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.

Практика

1 этап.

У каждого из нас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в

течение 5-10 секунд (над тарелкой). Как вы понимаете, с детьми мы это время

просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-

либо желательно стихотворный текст. Например: «Льдинку сильно я сжимаю и

ладошку поменяю»

Льдинки можно положить в тарелку, а салфеткой вытереть руки. Теперь нам

нужно наши руки разогреть. Мы с вами взрослые, поэтому не будем использовать

дополнительное оборудование, достаточно будет подышать на руки теплым

воздухом и активно растереть до появления приятного чувства тепла.

Так как перед нами сейчас не стоит оздоровительной цели, а исключительно

ознакомительная, мы эту последовательность 3 раза повторять не станем, сразу

перейдем к следующему этапу.

2 этап.

Пальчиковая гимнастика. Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

3 этап.

Массаж руки с помощью шишек, массажных шариков

САМОМАССАЖ ЛОЖКАМИ

Я хочу вас познакомить с самомассажем ложкой. Выполнять его можно как на

занятиях, так и в режимных моментах. Массаж ложками - один из новых

методов массажа. Изобрёл его доктор Рене Кох.

ПРЕИМУЩЕСТВА ТАКОГО МАССАЖА:

- с ложками могут обращаться все - они просты и безопасны,

- ложки не требуют стерилизации - достаточно их помыть,

- разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего (стакан с

тёплой водой) или стимулирующего эффекта (стакан с холодной водой),

- площадь воздействия ложки значительно больше, чем площадь воздействия

пальца

- ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно

- движения массажа достаточно просты, и дети их легко усваивают

- применение такого массажа дает еще и развитие мелкой моторики у детей,

- делая самомассаж, дети выполняют движения с приятным для них усилием и

никогда не сделают себе больно.

Выбрать ложку можно любую (кофейную, столовую, десертную). Ложки должны

быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым

кончиком. Важно, чтобы ложки хорошо мылись.

Перед началом обучения самомассажу познакомьте детей с частями ложки – это

черпак и черенок. У черпака есть ямка, горка, боковые края и кончик.

Для выполнения упражнений нужны две ложки. Упражнения выполняются под

чтение стихов.

1.

ЛОБ

Лоб погладили мы нежно

и расслабили прилежно

горка

2.

МЕЖДУ БРОВЯМИ

Покружиться меж бровей,

чтобы стало веселей

горка

3.

ГЛАЗА

А потом очки надели

и читали две недели

горка

4.

ВДОЛЬ НОСА

После складочки скребём,

нажимаем их потом

кончик,

боковые

края

5.

ПОД НОСОМ

Нарисуем мы усы,

удивительной красы

кончик

6.

ЩЁКИ

1. Как погладить щеки нам,

не сдвигая кожу там?

горка

2. Повернем боками ложки,

уберем со щечек крошки

боковые

края

3. Мы пошлёпаем по щёчкам,

словно капельки по кочкам

горка

7.

ОКОЛО УШЕЙ

И у мышц жевательных,

покружить желательно

горка

8.

ВИСКИ

Надо растереть височки

надавив в последней точке

горка,

кончик

9.

ПОДБОРОДОК

И у подбородка

круг рисуем чётко

горка

10.

ВСЁ ЛИЦО

Гладим личико опять,

закончили мы разминать

горка



В раздел образования