Напоминание

“Пути повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов"


Автор: Полевая Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей 49
Населённый пункт: г.Калининград
Наименование материала: статья
Тема: “Пути повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов"
Раздел: начальное образование





Назад




“Пути повышения профессиональной

компетентности учителей начальных

классов»

Подготовила

учитель начальных классов

Полевая Ирина Владимировна

“Пути повышения профессиональной компетентности

учителей начальных классов”

«Великая ценность образования — это не знания, а действия».

Г. Спенсер

Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность

профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической

деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать преподавателя, который на

достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое

общение,

достигает

стабильно

высоких

результатов

в

обучении

и

воспитании

обучающихся.

Развитие

профессиональной

компетентности

это

развитие

творческой

индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям,

способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального

уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие

общества.

Изменения,

происходящие

в

современной

системе

образования,

делают

необходимостью повышение квалификации и профессионализма преподавателя, т. е. его

профессиональной

компетентности.

Основная

цель

современного

образования

соответствие

актуальным и

перспективным потребностям личности,

общества и

государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны,

способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности,

самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий

результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог

является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время

резко

повысился

спрос

на

квалифицированную,

творчески

мыслящую,

конкурентноспособную личность преподавателя, способную воспитывать личность в

современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития

профессиональной компетентности педагога:

1.

Работа в методических объединениях, творческих группах;

2.

Исследовательская деятельность;

3.

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4.

Различные формы педагогической поддержки;

5.

Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

6.

Трансляция собственного педагогического опыта;

7.

Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не

осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для

педагогического

роста.

Необходимо

создать

те

условия,

в

которых

педагог

самостоятельно

осознает

необходимость

повышения

уровня

собственных

профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует

профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки

исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую

деятельность.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и

модернизации

профессионального

опыта,

ведущий

к

развитию

индивидуальных

профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий

непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

самоанализ и осознание необходимости;

планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в

процессе

педагогической

деятельности

необходимо

постоянное

повышение

профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом

качестве.

Вообще,

процесс

саморазвития

обусловлен

биологически

и

связан

с

социализацией

и

индивидуализацией

личности,

которая

сознательно

организует

собственную

жизнь,

а

значит,

и

собственное

развитие.

Процесс

формирования

профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно

среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть

создана

демократическая

система

управления.

Это

и

система

стимулирования

сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым

можно

отнести

анкетирования,

тестирования,

собеседования,

и

внутришкольные

мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений.

Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности

педагога,

влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в

коллективе.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании

портфолио преподавателя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в

процессе

формирования

которого

происходит

самооценивание

и

осознается

необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации

педагога,

т.к.

здесь

собираются

и

обобщаются

результаты

профессиональной

деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности

педагога и развития его профессиональной компетентности.



В раздел образования