Автор: Полевая Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей 49
Населённый пункт: г.Калининград
Наименование материала: статья
Тема: “Пути повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов"
Раздел: начальное образование
“Пути повышения профессиональной
компетентности учителей начальных
классов»
Подготовила
учитель начальных классов
Полевая Ирина Владимировна
“Пути повышения профессиональной компетентности
учителей начальных классов”
«Великая ценность образования — это не знания, а действия».
Г. Спенсер
Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность
профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической
деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать преподавателя, который на
достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое
общение,
достигает
стабильно
высоких
результатов
в
обучении
и
воспитании
обучающихся.
Развитие
профессиональной
компетентности
–
это
развитие
творческой
индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям,
способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального
уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие
общества.
Изменения,
происходящие
в
современной
системе
образования,
делают
необходимостью повышение квалификации и профессионализма преподавателя, т. е. его
профессиональной
компетентности.
Основная
цель
современного
образования
–
соответствие
актуальным и
перспективным потребностям личности,
общества и
государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны,
способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности,
самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий
результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог
является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время
резко
повысился
спрос
на
квалифицированную,
творчески
мыслящую,
конкурентноспособную личность преподавателя, способную воспитывать личность в
современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития
профессиональной компетентности педагога:
1.
Работа в методических объединениях, творческих группах;
2.
Исследовательская деятельность;
3.
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4.
Различные формы педагогической поддержки;
5.
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
6.
Трансляция собственного педагогического опыта;
7.
Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не
осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для
педагогического
роста.
Необходимо
создать
те
условия,
в
которых
педагог
самостоятельно
осознает
необходимость
повышения
уровня
собственных
профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует
профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки
исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую
деятельность.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и
модернизации
профессионального
опыта,
ведущий
к
развитию
индивидуальных
профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий
непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в
процессе
педагогической
деятельности
необходимо
постоянное
повышение
профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом
качестве.
Вообще,
процесс
саморазвития
обусловлен
биологически
и
связан
с
социализацией
и
индивидуализацией
личности,
которая
сознательно
организует
собственную
жизнь,
а
значит,
и
собственное
развитие.
Процесс
формирования
профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно
среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть
создана
демократическая
система
управления.
Это
и
система
стимулирования
сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым
можно
отнести
анкетирования,
тестирования,
собеседования,
и
внутришкольные
мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений.
Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности
педагога,
влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в
коллективе.
Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании
портфолио преподавателя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в
процессе
формирования
которого
происходит
самооценивание
и
осознается
необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации
педагога,
т.к.
здесь
собираются
и
обобщаются
результаты
профессиональной
деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности
педагога и развития его профессиональной компетентности.