Автор: Голубкова Наталия Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ№2"
Населённый пункт: г. Саров Нижегородской обл.
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Развитие технических навыков игры на домре в старших классах ДМШ и ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская школа искусств №2»
города Сарова
Методическая работа
«Развитие технических навыков игры на домре
в старших классах ДМШ и ДШИ»
Преподаватель МБУ ДО ДШИ№2 г. Сарова
Голубкова Н.Г.
2023г.
Содержание
Введение………………………………………………………………3
1.О свободе исполнительского аппарата и координации рук…4
2.Работа над инструктивным материалом………………………..9
3. Особенности работы со старшеклассниками в ДМШ и
ДШИ…………………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………… 13
Список литературы…………………………………………………..13
Введение
Как расшифровывается само понятие «техника»?
Техника
–
это
сумма
с р е д с т в ,
позволяющая
и с п о л ни т е л ю
выразить идею, мысли, чувства, т.е. содержание музыкального
произведения.
Навык
–
э т о
у м е н и я ,
выраж енные
упражнениями
и
п р и в ы ч к а м и .
Формирование и развитие технических навыков игры на домре
в старших классах ДМШ и ДШИ является важной, актуальной
п р о б л е м ой
в
с т а н о в л е н и и
м у з ы к а н т а .
Т е х н и ч е с к а я
оснащенность
п о м о г а е т
расширить
репертуар
у ч а щ и х с я ,
п о з в о л я е т
з н а к о м и т ь с я
с
р а зл и чн ы м и
с т и л я м и
и
направлениями в музыке и является важным условием для
раскрытия художественного образа.
Вопросы, связанные с развитием техники, принадлежат к
ч и с л у
н а и б о л е е
о с т р ы х ,
волнующих
м у з ы к а н т о в
–
исполнителей, в том числе и домристов. Если у человека есть
прочная
и
надёжная
техническая
основа
( б а з а ) ,
е с т ь ,
следовательно, и определённые шансы достичь значительных
высот
в
своей
п р о ф е с с и и ,
проявить
с е б я .
Ни
один
сам ый
яркий, самый большой талант в музыкальном исполнительстве
не сможет раскрыться, не располагая необходимым для этого
арсеналом виртуозно-технических средств.
Без техники талантливая и яркая мысль не может
превратиться в произведение. Не существует искусства, не
требующего
м а с т е р с т в а ,
и
не
существует
предела
э т ом у
мастерству.
В технике
материализованы знания и опыт,
накопленные в
процессе
развития музыкального искусства.
Нередко технику принимают примитивно – как способность к
б ы с т р о й
и
г р о м к о й
и г р е .
И с п о л н и т е л ь с к а я
т е х н и к а
с к л а д ы в а е т с я :
-
из
освоения
двигательных
комбинаций
различного
т и п а ,
дающих
в о з м о ж н о с т ь
у п р а в л я т ь
тончайшими
о т т е н к а м и
з в у к о и з в л е ч е н и я ,
- из способности быстро связывать эти движения и легко их
в и д о и з м е н я т ь ,
-
из
умения
использовать
эти
двигательные
приёмы
в
соответствии
с
художественными
образами
му зы к а л ь н ы х
п р о и з в е д е н и й .
1 .
О
свободе
исполнительского
аппарата
и
координации рук.
Прежде, чем начать работу над техникой игры с учениками
старших
к л а с с о в ,
необходимо
убедиться
в
т о м ,
что
у
учащегося правильная посадка, и он свободно чувствует себя
при исполнении на инструменте. Хотя посадкой и постановкой
рук
занимаются
на
начальном
периоде
о б у ч е н и я ,
всё
же
необходимо
постоянно
следить
за
этим
и
к о р р е к т и р о в а т ь
положение игрового аппарата учащегося в зависимости от его
возрастных
и з м е н е н и й .
Если
в
начальных
классах
д е т с к о й
музыкальной школы ребёнок привыкает к одному положению
рук, то в старших классах в связи с его ростом положение рук
меняется. Могут изменяться его физические возможности и
ощущения. Задача педагога состоит в том, чтобы учащиеся
с т а р ш и х
к л а с с о в
приобрели
с в о б о д у
и с п о л н и т е л ь с к о г о
аппарата и выработали хорошую координацию рук.
Посадка является одним из важнейших звеньев в процессе
о б у ч е н и я
и г р е
н а
д о м р е .
Существую т
оп р е д е л ё н н ы е
закономерности
работы
мышц,
и
при
неправильной
и х
деятельности могут появиться проблемы, которые повлияют на
результаты занятий в целом. Правильная посадка должна :
-
создать контакт исполнителя с инструментом,
-
с п о с о б с т в о в а т ь
нахож дению
и
в ы р а б о т к е
рациональных игровых движений, обеспечивающих
хорошее звучание инструмента.
Посадка должна быть удобной и эстетичной.
Воспитание первоначальных навыков игры на инструменте –
самый
трудный
и
неинтересный
этап
для
у ч е н и к а .
Но
о т
качества
усвоения
этих
навыков
зависит
его
д а л ь н е й ш е е
музыкально – техническое развитие. Поэтому педагог должен
с д е л а т ь
т а к ,
чтобы
н е и н т е р е с н о е
д л я
у ч е н и к а
с т а л о
увлекательным и легко усваивалось. Неверно утверждение, что
качество постановки рук зависит от способностей ученика.
Поставить
правильно
р у к и ,
обеспечив
тем
самым
с в о б о д у
игровых движений, можно любому ученику, независимо от его
му зы к а л ь н ы х
с п о с о б н о с т е й .
Н е л ь з я
ф о р с и р о в а т ь
э т а п
постановки рук. В результате обнаруживается напряжённость
в мышцах. Необходим индивидуальный и последовательный
подход
к
каждому
у ч е н и к у .
Стандартному
обучению
н е
должно быть места. Главным условием правильной посадки и
постановки
рук
является
свободное
состояние
всех
мышц.
Первоочередная
задача
педагога
–
добиться
с в о б о д н о г о
состояния всех мышц ученика. Существует ряд упражнений,
направленных на освобождение мышц.
1. Проверка и фиксирование свободного положения корпуса и
плеча. Посадить ученика на половину стула, ноги поставить
перпендикулярно
п о л у .
Спина
п р я м а я .
В
этом
п ол ож ен ии
поднять плечи вверх и расслабить мышцы плеча и плечевого
п о я с а .
При
этом
плечи
как
бы
упадут
в н и з ,
т . е .
п р и м у т
е с т е с т в е н н о е
п о л о ж е н и е .
Это
с о с т о я н и е
с л е д у е т
зафиксировать и повторить несколько раз.
2. Выработка свободных движений всей руки.
Положение
1 .
Учащийся
сидит
на
стуле
так
ж е ,
как
и
в
упражнение
1 .
Поднять
руки
вперёд
до
г о р и з о н т а л ь н о г о
положения и мгновенно расслабить мышцы плечевого пояса.
При условии полного и моментального расслабления мышц
руки упадут вниз, и будут покачиваться, подобно маятнику, до
полной остановки.
Положение 2. Упражнение выполняется стоя. Поднять руки в
стороны и мгновенно расслабить мышцы, чтобы руки свободно
упали к корпусу с последующими несколькими отскоками от
н е г о .
Положение
3 .
Упражнение
выполняется
с т о я .
П е д а г о г
поднимает в сторону расслабленную руку ученика, ощущая её
в е с .
По
команде
педагога
учащийся
должен
« в к лю ч и т ь »
мышцы, необходимые для удержания руки в этом положении.
По команде «брось» - расслабить мышцы, дав руке свободно
у п а с т ь .
Фиксировать
внимание
ученика
на
активном
и
пассивном состоянии мышц при различных положениях руки.
3. Выработка свободного сгибания руки в локтевом суставе.
Положение 4. Положение корпуса и посадка учащегося на
с т у л е ,
как
в
упражнении
1 .
Свободно
опущенные
р у к и
медленно сгибаются в локте (с расслабленной кистью). Затем
мышцы,
участвующие
в
подъёме
п р е д п л е ч ь я ,
м г н о в е н н о
р а с с л а б л я ю т с я ,
и
рука
свободно
падает
в н и з ,
с л е г к а
п о к а ч и в а я с ь .
Положение 5. Посадка как в положение 4, только падение рук
н а п р а в л я ю т с я
н а
к о л е н и .
Р а с с л а б л е н н о с т ь
мышц
р у к и
проверяется её весом. Следует закрепить в сознание ученика
ощущение свободы в мышцах, приучить контролировать их в
любой
момент
и г р ы .
Привычка
должна
в ы р а б а т ы в а т ь с я
ежедневно, систематически, а не только на классных занятиях.
Педагоги в музыкальных школах сталкиваются с еще одной
проблемой - нарушение координации правой и левой рук. Это
неизбежно приводит к
ухудшению «дикции», а иногда и к
срыву
в
исполнительском
п р о ц е с с е .
Как
о к а з а л о с ь ,
э т а
проблема
связана
с
очень
сложным
клубнем
пр и ч и н н о -
следственных зависимостей. Порой, даже трудно понять, что
от чего происходит. Среди причин можно выделить наиболее
распространенные: недоученный текст (имея в виду, что текст
выучен на уровне мышечной памяти, а сознание не «ведает»,
ч т о
т в о р я т
р у к и ,
а
потому
н е
м ож ет
э л е м е н т а р н о
синхронизировать
их
р а б о т у ) .
Далее
возникает
вопрос
о
готовности игрового аппарата исполнителя к тем реальным
н а г р у з к а м ,
с
которыми
он
с т о л к н е т с я .
Если
и с п о л н и т е л ь
играет
без
так
называемого
« з а п а с а » ,
на
пределе
с в о и х
технических
в о з м о ж н о с т е й ,
то
говорить
о
слож нейш ей
координации
и
тончайших
элементах
движений
просто
н е
приходится (к примеру, неоправданно высоко поднимаются
пальцы
левой
руки).
Надо
иметь
в
в и д у ,
что
в о п р о с ы
координации работы левой и правой рук в равной мере зависят
от активности каждой из них. Несовпадение удара медиатора с
падением
пальца
на
лад
часто
обусловлено
р и т м и ч е с к о й
вялостью пальцев именно левой руки. В этом случае полезно
играть
не
получающуюся
ритмическую
фигуру
ч е т к и м и
ритмичными
бросками
пальцев
левой
руки
б е з з в у ч н о ,
б е з
участия правой руки.
Исполнение нон легато и стаккато на домре в большей мере
з а в и с и т
о т
следующих
моментов
работы
левой
р у к и :
продолжительности
п а д е н и я
п а л ь ц е в ,
г л у б и н а
н а ж а т и я ,
активности падения пальцев на лады.
Колебания струны прекращаются с ослаблением нажатия
пальцев левой руки на лады и подъем их с ладов. При этом не
обязательно
поднимать
их
в ы с о к о ,
достаточно
о с л а б и т ь
нажатие, оставив их на струне и заглушив тем самым ее
к о л е б а н и е .
Для выработки навыков артикуляции пальцами левой руки
можно упражняться следующим образом:
1. Играть гамму четвертями в умеренном темпе ударом или
щипком медиатора, причем звучащая часть должна быть равна
сначала восьмой ноте с точкой, затем просто восьмушке и,
н а к о н е ц ,
ш е с т н а д ц а т о й
з а
с ч е т
с о о т в е т с т в е н н о й
продолжительности нажатия пальцев левой руки.
2 .
Играть
гамму
ударом
или
щипком
м е д и а т о р а ,
г л у б о к о
погружая подушечки пальцев левой руки в лад и ослабляя
нажатие перед следующим звуком.
3. Далее полезно упражняться в сочетании легато и стаккато,
легато и нон легато и т.п.; артикулируя при помощи пальцев и
используя игру ударом, щипком и переменными ударами.
Такая
работа, помимо ясной артикуляции, способствует
развитию
г и б к о с т и
п а л ь ц е в ,
п р и в и в а е т
с п о с о б н о с т ь
расслабления
мышц,
и
умения
отдыхать
в
миним альные
промежутки времени. Разнообразие задач артикуляции требует
о т
исполнителя
включения
различных
групп
мышц
и
постоянной
смены
их
н а г р у з к и .
Сводится
до
минимума
опасность переутомления мышц, а значит, и возникновения
зажатия игрового аппарата.
Игровые движения, связанные с приемами игры, создают
дополнительные нагрузки на мышцы и нервную систему. Ос -
вободить игровой аппарат от этих нагрузок — главная задача
педагога и ученика. Для этого необходимо постоянно разви -
вать физический, слуховой и эстетический контроль.
Физическое ощущение должно контролировать ров ность
д ы х а н и я ,
у д о б с т в о ,
свободу
двигательного
а п п а р а т а ,
н е
должны напрягаться дополнительные сопутствующие мышцы,
так как это усложняет и утяжеляет движение, быстро утом -
ляются руки, и появляется скованность их.
Слуховой
контроль
помогает
заметить
недостатки
и
подсказывает часто пути их устранения.
Эстетический
контроль
помогает
к о о р д и н и р о в а т ь
правильное и красивое положение играющего на домре.
Ловкость движений рук, кисти и пальцев позво ляет четко
исполнять сложные технические трудности, пас сажи, скачки,
аккорды, смену приемов игры и штрихов. Чет кость зависит от
п л а с т и ч н о с т и ,
гибкости
и
скорости
д в и ж е н ий .
Л о в к о с т ь
развивается путем постепенного повышения скорости (темпа)
и неоднократного повторения в более быст ром темпе.
Во время репетиций во всем организме формируется
координация движений и их автоматизация, что открывает
путь к более свободному творческому исполнению произве -
д е н и й .
Следует
н а п о м н и т ь ,
что
продолжительный
перерыв
в
занятиях
снижает
возможности
исполнительского
а п п а р а т а .
Кроме того, длительный перерыв и нерегулярность занятий
способствуют появлению напряженности в мышцах, которая
может закрепиться, стать устойчивой.
2. Работа над инструктивным материалом.
Гаммы и арпеджио — важный и нужный тренировочный
м а т е р и а л
д л я
п р и о б р е т е н и я
т е х н и ч е с к и х
н а в ы к о в .
Г ам м а о б р а з н ы е
п а с с а ж и
и
а р п е д ж и р о в а н н ы е
последовательности
встречаются
в
пье сах
довольно
ч а с т о .
О н и - т о ,
как
п р а в и л о ,
обычно
и
вызывают
трудности
у
и с п о л н и т е л е й .
Придавая
бо л ь ш о е
з н а ч е н и е
р а б о т е
н а д
гаммами и арпеджио, профессор К. Г. Мострас пишет в своем
методическом очерке «Система домашних занятий скрипача»:
«Игнорирование гамм и арпеджио обычно приводит к тому,
что скрипач, играя пьесу, оказывается наиболее уязвимым и
подчас
беспомощным
техниче ски
именно
при
и с п о лн е н и и
пассажей, имеющих вид гамм и тре звучий.
Играть гаммы и арпеджио на трехструнной домре сложнее, чем
на скрипке, поэтому значение данного тренировочного мате -
риала для домристов тем более велико. К сожалению, многие
домристы не любят по-настоящему ра ботать над гаммами и
арпеджио, видимо, потому, что они недо оценивают их роль в
развитии техники исполнительских навыков.
Играть
гаммы
и
арпеджио
—
нужно
и
н е о б х о д и м о .
Они
должны
с т а т ь
основным
тренировочным
материалом
в
повседневных занятиях домристов.
Приступая к систематической работе над гаммами и арпед жио,
необходимо ставить перед собой определенные исполнитель -
с к и е
з а д а ч и .
Это
с д е л а е т
т р у д
ц е л е у с т р е м л е н н ы м ,
ц е л е н а п р а в л е н н ы м .
Одна из главных задач — работа над звуком. Очень трудно
играть
все
ноты
гаммы
и
арпеджио
одинаково
р о в н ы м ,
продолжительным красивым звуком, то есть звуком предельно
п о лн ы м ,
с
очень
короткими
и
незаметными
переходами
с
одной ноты на другую. Не менее важно уметь играть гаммы и
арпеджио по возмож ности однородным звуком на всех струнах
инструмента. Например, начав играть прикрытым, глубоким,
«матовым» звуком на третьей струне, стараться играть звуком
такого же характера и дальше, на других струнах. Особенно
трудно сохранить такой звук, иг рая впоследствии на струне
Ре, так как эта струна на домре в отличие от других звучит
резко и открыто. Отработать однородность характера звучания
в а ж н о ,
чтобы
у м е т ь
и с п о л н я т ь
му зы к а л ь н ы е
ф р а з ы ,
предложения. Конечно, их желательно играть на одной струне,
однако
из-за
сложности
ис полнения
или
н е д о с т а т о ч н о г о
диапазона струны часто эти построе ния приходится играть на
различных струнах.
Еще сложнее добиться свободного, хорошего звука в верхнем
регистре инструмента. Верхний регистр звучит на домре очень
н а п р я ж е н н о ,
р е з к о .
Только
достаточно
н а т р е н и р о в а н н ы е
пальцы
левой
руки
могут
легко
и
свободно
п р е о д о л е в а т ь
натяжение струн в высокой позиции, что дает возможность
освободить звук от на пряжения, облагородить и углубить его.
Правая рука тоже должна иметь натренированные, крепкие
мышцы, чтобы свободно и легко извлекать глубокий звук в
высоком
р е г и с т р е .
В
работе
над
звуком
большая
р о л ь
отводится самоконтролю. Надо научиться хорошо слушать и
о п р е д е л я т ь
качество
извлекае мого
з в у к а ,
с т а р а т ь с я
н е
оставлять
незамеченными
даже
малей шие
и с п о л н и т е л ь с к и е
недочеты. Например, надо последить, хоро шо ли атакуется
звук при подчеркивании отдельно каждой ноты, достаточно ли
хорошо исполняются акценты, синкопированные по строения.
Главное в процессе работы над звуком — соединение звуков в
отдельные построения. Поэтому нужно обязательно слышать
не только продолжительность исполняемого звука, но и его
соединение с последующим. Особенно трудно соединять звуки
во время перехода с одной струны на другую и при смене
позиций. В та кие моменты необходимо как можно дольше
держать
палец
на
ладу
исполняемой
ноты
и
переход
н а
следующий лад делать в са мый последний момент. Чем дольше
струна прижата к ладу и соот ветственно чем быстрее затем
сделан
п е р е х о д ,
тем
п о л н е е ,
с о ч н е е
б у д е т
з в у ч а н и е
исполняемой
н о т ы .
При
этом
нужно
предельно
с о к р а т и т ь
движения пальцев левой руки.
Сокращая и ускоряя движения левой руки во время переходов
с
лада
на
лад
даже
в
самом
медленном
т е м п е ,
мы
подготавливаем себя к быстрой игре. Все эти переходы в
быстром
темпе
потом
останутся
по
скорости
и
х а р а к т е р у
движения
такими
ж е ,
как
и
во
время
проигрывания
их
в
медленном темпе.
Гаммы и арпеджио по своей структуре очень полезный мате -
риал
и
для
отработки
всевозможных
приемов
игры
и
различных штрихов. А игра различными штрихами помогает
отточить крат чайшие движения и в правой руке.
Одной из главнейших задач в работе над гаммами и арпеджио
необходимо считать отработку четких быстрых переходов для
смены позиций. Игра в одной позиции — техника движений
пальцев левой руки — не представляет собой значительного
вклада
в
общее
техническое
оснащение
д о м р и с т а .
« И г р а
только в одной по зиции,— говорил крупнейший скрипач и
педагог
Л .
А у э р ,
—
вещь
настолько
э л е м е н т а р н а я ,
что
с
трудом может оправдать употреб ление термина «техника» в
наиболее распространенном смысле этого слова.
3. Особенности работы со старшеклассниками в ДМШ и
ДШИ
К старшему подростковому возрасту относятся дети 13-15
л е т .
Это
чрезвычайно
интересный
и
своеобразный
э т а п
психического развития, время, когда происходит не только
ф и з и ч е с к о е
с о з р е в а н и е
ч е л о в е к а ,
н о
и
и н т е н с и в н о е
формирование личности, рост интеллектуальных и моральных
сил
и
в о з м о ж н о с т е й ,
становление
х а р а к т е р а .
П с и х о л о ги
отмечают, что старшие подростки уже способны к достаточно
сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и
явлений
д е й с т в и т е л ь н о с т и ,
они
научаются
с а м о с т о я т е л ь н о
м ы с л и т ь ,
р а с с у ж д а т ь ,
с р а в н и в а т ь ,
д е л а т ь
о т н о с и т е л ь н о
г л у б о к и е
выводы
и
о б о б щ е н и я ,
у
ни х
ф о р м и р у е т с я
абстрактное
м ы ш л ен и е.
В
старшем
подростковом
в о з р а с т е
интенсивно
развивается
произвольная
логическая
п а м я т ь ,
возрастает
умение
логически
обрабатывать
материал
д л я
п р е д н а м е р е н н о г о
з а п о м и н а н и я .
Приемы
з а п о м и н а н и я
становятся более осознанными, разнообразными и гибкими. В
э т о м
в о з р а с т е
п р о и с х о д и т
с т а н о в л е н и е
с т е р ж н е в ы х ,
избирательных интересов, или, по определению Л.И.Божович,
постоянных личностных интересов, которые характеризуются
своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются,
тем
выраженнее
и
напряжённее
их
х а р а к т е р ,
что
д е л а е т
подростка
ц е л е у с т р е м л ё н н е е ,
а ,
с л е д о в а т е л ь н о ,
в н у т р е н н е
собраннее и организованнее. Один из важнейших моментов в
развитии
личности
подростка—формирование
с а м о с о з н а н и я ,
самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. В
старшем подростковом возрасте возникает потребность понять
самого себя и быть на уровне собственных требований к себе.
Однако наряду с этими характеристиками можно отметить и
неравномерность, противоречивость и сложность психического
развития
в
старшем
подростковом
в о з р а с т е .
Эти
н о в ы е
качественные изменения в структуре личности, в поведении, в
деятельности
ребенка
Л.С.Выготский
назвал
п с и х и ч е с к и м и
новообразованиями возраста.
С.Холл
по
праву
назвал
это
периодом
«бури
и
н а т и с к а » .
Содержание
подросткового
периода
С.Холл
описывает
к а к
кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает
«чувство индивидуальности».
Мощные
с д в и г и
п р о и с х о д я т
в о
в с е х
о б л а с т я х
жизнедеятельности
р е б е н к а ,
н е
случайно
э т о т
в о з р а с т
называют «переходным» от детства к взрослости, однако путь
к зрелости для подростка только начинается, он богат многими
драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В
этот период велика роль семейного и школьного окружения.
На
эмоциональное
развитие
учащихся
благотворно
в л и я е т
эм о ц и о н а л ь н о
у с т о й ч и в ы й
у ч и т е л ь ,
с
ровным
и
доброжелательным
х а р а к т е р о м ,
умеющим
п р о т и в о с т о я т ь
фрустрациям и не склонный к крайнему проявлению эмоций
и ли
с к а ч к а м
н а с т р о е н и я .
Эм о ц и о н а ль н а я
з р е л о с т ь
способствует
проявлению
со
стороны
учителя
д о б р о т ы ,
любви, истинного душевного тепла и уважения по отношению
к другим людям. Это позволяет педагогу устанавливать тесные
личные связи в собственной жизни и строить взаимоотношения
с учениками на основе взаимопонимания.
Заключение
Каждую
исполнительскую
задачу
надо
решать
п о э т а п н о .
Преподаватель должен понимать, какие трудности стоят перед
реш ением
д а н н о й
з а д а ч и
и
п л а н о м е р н о ,
п о д х о д я
индивидуально
к
физическим
данным
учащегося
идти
к
заданной
ц е л и ,
подбирая
соответствующие
упражнения
и
пьесы, для того, чтобы помочь ученику быстрее справиться с
возникшими
т р у д н о с т я м и .
Необходимо
расширять
к р у г о з о р
у ч а щ и х с я ,
путём
прослушивания
и
просмотра
записей
и
посещения концертов различных исполнителей как на домре,
так и на других инструментах.
Преподаватель и сам должен
вести активную исполнительскую деятельность, так как для
учеников
это
является
примером
и
огромным
стимулом
к
дальнейшему развитию. У многих учащихся возникает желание
п о д р а ж а т ь
д р у г и м
м у з ы к а н т а м ,
с т р е м л е н и е
к
самоутверждению, признанию в глазах взрослых и сверстников
через
концертные
в ы с т у п л е н и я ,
участия
в
конкурсах
и
фестивалях различного уровня. Таким образом,
появляется
мотивация у учащихся к серьёзной работе над инструктивным
материалом. Важное
значение в формировании успешного
музыканта имеет также психологический фактор. В любом
возрасте учащиеся испытывают потребность в одобрении со
стороны родителей и преподавателей за успехи в музыкальной
д е я т е л ь н о с т и .
В
подростковом
возрасте
особенно
в а ж н а
поддержка и активное участие педагога и родителей в жизни
подростков. Постоянное доверительное общение педагога и
ученика даёт возможность контролировать образовательный
процесс
и
направлять
внимание
учащегося
на
нужную
и
полезную для него информацию.
Список литературы:
1. А.Я. Александров «Способы извлечения звука. Приемы игры
на домре». Москва, 1975г.
2. Л. Ауэр «Моя школа игры на скрипке»
3 .
Л . И .
Божович
«Изучение
мотивации
поведения
детей
и
подростков» Москва 1972г.
4 .
Л . С .
Выготский
«Педагогическая
психология»
М о с к в а ,
1 9 9 1 г .
5. А.И. Елфимов «Ученик и педагог» Ярославль, 2000г.
6 .
М. А .
Ижболдин
«Методика
обучения
игре
на
д о м р е » .
Петрозаводск, 2001 г.
7. В. П. Круглов «Школа игры на домре». Москва, 2003 г.
8.
Е.
Климов
«Совершенствование
игры
на
т р е х с т р у н н о й
домре» Москва, 1972г.
9. В. Мироманов «К вершинам мастерства. Развитие техники
игры на трехструнной домре» Москва, 2003г.
10. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» Записки
педагога, издание 5, Москва «Музыка»,1987г.
1 1 .
В . А .
Рябов
«Позиционные
переходы
на
т р е х с т р у н н о й
домре и техника их выполнения». Москва, 1991 г.