Автор: Мезинова Ольга Григорьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБДОУ № 2
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая работа
Тема: "ПиктоМир: дошкольное программирование, как форма продуктивной интеллектуальной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для педагогов
«ПиктоМир: дошкольное программирование, как форма продуктивной
интеллектуальной деятельности»
Методист МБДОУ № 2
Мезинова О.Г.
Цель:
Формирование
базовой
компетентности
педагогов
ДОУ
при
использовании
программной
среды
«ПиктоМир»
в
образовательной
деятельности
- Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня
я
приглашаю вас
на
увлекательный
мастер–класс
«ПиктоМир: дошкольное программирование, как форма продуктивной
интеллектуальной деятельности».
-
На сегодняшний день одним из современных направлений в развитии
детей дошкольного возраста является развитие алгоритмического мышления
и основ программирования.
-
Цель
нашей
встречи
сегодня
–
познакомить
с
цифровой
образовательной
средой
ПиктоМир
и,
созданными
на
ее
основе,
дидактическими играми на плоскости. Показать варианты практического
применения.
-Как вы считаете, что такое программирование? (ответы педагогов)
-
Программирование – это процесс создания компьютерных программ
-
Зачем учить ребенка программированию, если, например, растет
будущий футболист или балерина? (ответы педагогов)
Раскрывая понятие программирование, как процесса создания компьютерных
программ, мы не можем не сказать об алгоритмах.
-
Алгоритм
в программировании –
это
набор
последовательных
инструкций,
которые
описывают
порядок
поведения
программы
для
достижения нужной цели.
-
Когда речь заходит о данных понятиях, у многих возникает вопрос –
«Как обучать программированию детей? Для этого ведь нужна специально
организованная цифровая среда?
-
Сегодня вы увидите, как без компьютера можно учить детей
программировать, составлять алгоритм действий и при этом развивать
ориентировку в пространстве, логическое мышление, воображение, память и
умение работать в команде.
Но в начале мне бы хотелось познакомить вас с миром программирования
для
дошкольников
–
это
система
безтекстового,
пиктограммного
программирования, которая позволяет ребенку «собрать» из пиктограмм на
экране компьютера несложную программу, управляющую виртуальными
исполнителями роботами. ПиктоМир, в первую очередь, ориентирован на
дошкольников, еще не умеющих писать.
-
Разработчиком среды ПиктоМир является Научно – исследовательский
институт системных исследований Российской Академии Наук (НИИСИ
РАН). Данная программа находится в свободном доступе в сети интернет.
Для этого необходимо в браузере ввести слово пиктомир и запустить
программу. В этой программе есть методика преподавания данной цифровой
среды, а также виртуальные роботы, которые выполняют различные
действия.
- Сейчас я предлагаю вам возможные варианты обучения программированию
и алгоритмизации без использования средств ИКТ.
-
Приглашаю всех в клуб начинающих программистов «Виртуал»!
Игра «Программист для робота»
- Обратите внимание на карточки, которые лежат изображением вниз.
Предлагает каждому взять по одной карточке и разделиться на две группы.
По правую руку от педагога встают педагоги с карточками, на которых
изображён робот, по левую руку - на которых изображен человек. Обратите
внимание на цвет рамки на карточках.
- Предлагаю с одинаковым цветом рамок встать в пару и рассмотреть свои
карточки.
- Для того у кого карточка с изображением человека говорит: «Я
программист, составляю команды для робота. Мой робот выполняет
команду… (например, качать ребёнка)»
- Для того у кого карточка с изображением робота: «Я робот, выполняю
команду…. (например, качать ребёнка)» и показывает это действие.
Игра-задание «Составь алгоритм»
Предложить выполнить задания на игровых карточках-полях, при помощи
пиктограмм составить алгоритм действий с помощью пиктограмм;
Следующее задание – игра в командах. Разделитесь на две команды по
цвету жетонов. Итак, у нас образовалось две команды: команда «Зеленых» и
команда «Синих». Каждая из команд должна выбрать робота Двунога – это
человек,
который
будет
по
отдаваемым
ему
командам,
выполнять
определенный набор действий, программиста (будет составлять программу)
и командира, то есть того, кто будет отдавать команды роботу: «Мой робот
двигается вперед и т. д.». Робот отвечает: «Команду выполнил».
На полу вы видите игровые поля. У команды синих такая миссия – собрать
коллекцию морских обитателей. Команде необходимо запрограммировать
робота таким образом, чтобы он сфотографировал всех морских обитателей и
поднялся наверх к стрелке, обозначающей выход.
- Те, квадраты, на которых размещены морские объекты, робот проходит,
забирая фотографию с собой.
Команда зеленых отправляют робота в открытый космос забрать груз с
планеты «Железяк» и вернуться с ним на космический корабль. На пути у
команды будут препятствия – это метеориты, которые необходимо роботу
обойти, чтобы не пострадать.
- Все молодцы! Отлично поработали.