Напоминание

Речевое развитие детей с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями


Автор: Боброва Алевтина Михайловна
Должность: учитель индивидуального обучения на дому
Учебное заведение: ГОБОУ "ЦАО"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Речевое развитие детей с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями
Раздел: начальное образование





Назад




РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).

Речевое развитие детей с недостатками интеллекта следует рассматривать как одну

из приоритетных коррекционных задач, поскольку речь является не только

инструментом для общения, обмена мыслями и информацией между людьми, но и

является вместе с тем необходимым средством, орудием человеческого мышления.

Речь человека играет большую роль и в других психических процессах: организует

восприятие предметов или явлений, облегчает их различение и узнавание, участие

в процессах памяти придает ей логический, осмысленный характер, существенную

роль играет в волевых процессах и т.д.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, т.е.

отмечается недоразвитие речи как целостной функциональной системы. У детей с

нарушениями

интеллекта

наблюдается

бедность

словарного

запаса,

неточность

употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря

над активным, нарушение процесса организации семантических полей. Они не знают

названий

многих

предметов,

частей

предметов,

в

их

словаре

доминируют

существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера,

мало прилагательных, наречий,

преобладают замены слов по семантическому сходству. Пассивный словарь шире

активного, но он с трудом актуализируется; часто для его воспроизведения требуется

наводящий вопрос; многие слова так и не становятся понятиями.

У детей с умственной отсталостью оказывается несформированной не только сама

речь, но и ее предпосылки: у них неразвиты ориентировочные действия, не сформирован

интерес к окружающему, не развита предметная деятельность.

Все эти важные факторы лежат в основе развития смысловой стороны речи, а также ее

грамматического строя. Кроме того, у этих детей нет потребности в общении и не развиты

доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие,

фонематический

слух

и

артикуляционный аппарат,

обеспечивающие становление

звуковой стороны речи.

Коррекция нарушений грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием

речи осуществляется в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы

языка. В процессе коррекционной работы рекомендуется постепенное усложнение форм

речи, заданий и речевого материала.

Разработкой наиболее эффективных методов и приемов работы, направленных на

формирование речи у детей с умственной отсталостью занимались такие исследователи

как Р.И. Лалаева, Р.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, Л.С. Выготский, В.Г.

Петрова,

Т.Б.

Филичева.

Показателем

речевого

развития

личности

является

коммуникативность.

Базой

речевого

развития

является

формирование

речевой

компетенции школьников. Формирование речевой компетентности средствами слова

начинается в школе.

Основной путь формирования умения участвовать в беседе у школьников с

умственной отсталостью – организация учебного диалога. Диалогическая речь умственно

отсталых детей неполноценна в различных планах, что отрицательно влияет на

формирование личности ребенка, что сказывается на процессах социальной адаптации.

Диалог является наиболее распространенным типом общения в том числе и в процессе

беседы. Именно в беседе лучше всего может развернуться и проявиться равноправие

взаимосвязанных субъектов.

Я считаю, что уроки окружающего мира оказывают положительное влияние на

особенности

психофизического

развития

обучающихся,

а

также

способствуют

формированию умения участвовать в беседе у школьников с умственной отсталостью.

К положительным чертам беседы на уроках окружающего мира можно отнести:

активизация словарного запаса обучающихся, обучению их грамотному и логическому

высказыванию, формирование умений слышать и слушать собеседника. Кроме того,

беседа является наиболее эффективной формой закрепления изученного материала и его

творческого осмысления.

Весь процесс обучения имеет практическую направленность, обучение происходит

на основе практического манипулирования с предметами.

На разных этапах урока окружающего мира применяю словесные, наглядные и

практические методы обучения, что способствует повышению качества диалогической

речи у учащихся с интеллектуальными нарушениями. На уроках использую картинки по

теме, презентации, загадки, дидактические игры: «Добавь, доскажи словечко», «Скажи

ласково», «Составь предложение», «Цепочка», «Добавь прилагательное».

Овладение монологической речью представляет для детей чрезмерно сложную

задачу. Дети не всегда понимают даже несложные тексты, содержащие временные,

причинные и другие зависимости. Недостаточно сформирована регулятивная функция

речи - указание взрослого воспринимаются детьми неточно и не всегда определяют

содержание и последовательность выполняемой деятельности. Особенную трудность

представляют сложные инструкции, состоящие из нескольких следующих друг за другом

звеньев, а также содержащие в себе обобщения. Они пропускают многие действия или

говорят о них в самом общем виде. Крайне трудным оказывается для них самостоятельное

планирование предстоящей деятельности.

На уроках по чтению применяю следующие упражнения:

1.

озаглавливание текста,

2.

определение основной мысли текста,

3.

придумывание к рассказу начала или конца текста,

4.

восстановление деформированного текста,

5.

определение, какой части не хватает в тексте,

6.

пересказ по плану,

7.

составление плана,

8.

составление текста по опорным словам,

9.

придумывание к рассказу начала или конца текста.

С учениками выясняем признаки, формирующие само понятие текст, что показывает

заголовок, после чтения выделяем опорные слова, учимся в тексте выделять его

структуру.

Для пересказа составляем план, так как без плана не может быть связной речи. План

помогает ученику вспомнить основное, соблюсти последовательность при изложении.

Данная система упражнений способствует развитию связной речи, умению

анализировать тексты, понимать практическое значение основных опорных слов в тексте,

плана и использовать их при составлении связных высказываний по теме и пересказах.



В раздел образования