Автор: Воронецкая Анастасия Ивановна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ГПОУ "Читинский техникум отраслевых и технологий и бизнеса"
Населённый пункт: г.Чита
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Гигиена питания как фактор сохранения здоровья человека в современной техносфере
Раздел: полное образование
Квест:
Гигиена питания как фактор сохранения здоровья человека в
современной техносфере
Цель: закрепить у обучающихся знания о законах здорового питания;
повышение мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечь внимание обучающихся к проблеме питания;
-расширять знания обучающихся о правильном питании;
-формирование навыков правильного питания;
-развитие творческой активности обучающихся.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся систематизировать
знания о правильном питании, о полезных продуктах; расширят кругозор и
словарный запас; смогут развить навыки работы в коллективе, чувство
сотрудничества.
1. Этап "Витамины"
Решить ситуационные задачи по теме витамины.За каждую решённую
задачу 1 балл.
ЗАДАЧА 1. Больному поставлен диагноз: «Авитаминоз витамина А».
Почему врач рекомендовал пациенту есть больше красно-мякотных овощей
(моркови, томатов, перца), хотя витамина в них нет?
ОТВЕТ: Кроме витаминов в пищевых продуктах имеются вещества,
которые
в
организме
превращаются
в
витамины.
Они
называются
провитаминами. В моркови и других красно-мякотных овощах имеются
провитамины, носящие название каротины. Они под влиянием фермента
каротиназы кишечника превращается в витамин А.
ЗАДАЧА
2.
К
терапевту
обратился
больной
с
жалобами
на
кровоточивость мелких сосудов, десен, выпадение волос. Врач рекомендовал
ему длительный прием отвара шиповника. Обоснуйте назначение врача.
ОТВЕТ: У больного симптомы гиповитаминоза витамина С, который
является
коферментом
коллагена,
катализирующей
гидроксилирование
пролина. Гидроксипролин входит в состав коллагена, который является
основным веществом соединительной ткани. В шиповнике содержится
максимальное количество витамина С, что позволяет в короткие сроки
восполнить его недостаточность в организме.
ЗАДАЧА 3. На приеме у терапевта больной. Злоупотребляет алкоголем,
курит. Симптомы - резкая потеря аппетита, замедление перистальтики
кишечника, потеря памяти, склонность к галлюцинациям. Кроме этого,
наблюдаются одышка, учащенное сердцебиение, боли в сердце, покалывания
и онемение конечностей. На какое заболевание указывают эти симптомы?
Каковы причины его возникновения? Объясните механизм возникновения
основных симптомов.
ОТВЕТ: Болезнь - авитаминоз тиамина (витамина В1). Алкоголь и
компоненты сигаретного дыма разрушающе действуют на витамин В1, резко
снижая его содержание в организме. Резкое его снижение вызывает
нарушение процессов синтеза жирных кислот, ацетилхолина, холестерина,
гормонов коры надпочечников и т.д., и, главное, образование АТФ.
Недостаток АТФ усугубляет нарушения нервной и мышечной систем
организма,
вызываемое
токсическим
действием
альфа-кетокислот
и
недостатком ацетилхолина, а также нарушение миокарда.
2. Этап «Крокодил»
Задание: загадывается слово, словосочетание или фраза (на усмотрение
ведущего или участников). Один из игроков должен показать загаданное без
слов, лишь только жестами, мимикой, и позами, т.е пантомимой. Придумайте
свои
варианты
жестов
к
понятиям
«повторяю»,
«совсем
наоборот»,
«показываю по частям», «близко по значению» и др.
Слова и словосочетания для участников:
«Мыть
руки»,
«Жидкое
мыло»,
«Витамины»,
«Мойдодыр»,
«Спортивное питание», «Белок», «Диета», «Еда», «Вода», «Чистый», «Зубная
паста», «Микробы», «Мочалка», «Ванная комната», «Грязь»
За
каждое
правильно
угаданное
слово
или
словосочетание
присуждается 1 балл.
Правила игры «Крокодил»
1.
Игрок
показывает
слово,
используя только мимику,
жесты,
движения. Ему запрещается произносить слова (любые, даже «да», «нет» и
т.п.) и звуки, особенно те, по которым легко угадать слово (например, по
звуку «мяу» можно легко догадаться, что загадана кошка).
2. Запрещается губами проговаривать слова.
3. Запрещается показывать загаданное слово по буквам, т.е. показывать
слова, первые буквы которых будут складывать загаданное слово.
4. Отгадывающие могут: задавать игроку любые вопросы; просить
игрока показать синонимы; перечислять любые появляющиеся варианты.
Помните, что очень многое зависит от активности тех, кто отгадывает, от их
умения задавать наиболее существенные вопросы.
5. Для показа слова или фразы отводится определенное время. Если
правильный ответ не прозвучал до окончания этого срока, то слово считается
не угаданным.
6. Внимание! Слово считается разгаданным, если слово произнесено
именно так, как оно было загадано (именно с теми же приставками,
суффиксами и т.п.). Например, было загадано слово «солнышко» – в этом
случае «солнце» будет неверным ответом.
Специальные жесты
Игрокам лучше всего заранее договориться о специальных жестах,
обозначающих те или иные понятия.
Например:
сначала игрок показывает на пальцах, сколько слов в задании, а
затем начинает изображать любое слово (команда помогает
игроку
и
спрашивает:
«Это
существительное?»,
«Это
прилагательное?» и т.д.)
крест руками – «забудьте, показываю заново»;
игрок показывает пальцем на одного из отгадывающих – он
назвал наиболее близкое к разгадке слово;
круговые или вращательные движения ладонью – «подбирайте
синонимы», или «близко»;
большой круг руками в воздухе – более широкое понятие или
абстракция, связанное с загаданным словом;
игрок хлопает в ладоши и делает волну одной рукой – нужно
добавить к названному командой слову суффикс, корень слова
назван правильно (милый – миленький, платье – платьице);
скрещенные пальцы – приставка «не»;
игрок показывают пальцем за спину – глагол в прошедшем
времени;
игрок хлопает в ладоши – «ура, слово угадано верно» и т.д.
3. Этап "Рациональное питание"
Задание: оценить однодневное меню, определить его соответствие нормам
рационального питания.
Пищевой рацион должен соответствовать следующим требования:
1)
энергетическая
ценность
рациона
должна
покрывать
энерготраты
организма;
2) пища должна быть сбалансированной (белки, жиры и углеводы в
соотношении 1:1:4);
Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и
энергии для детей и подростков школьного возраста (табл. 1)
Вещества
7-10 лет
11-13,
мальчики
11-13,
девочки
14-17,
юноши
14-17,
девушки
Энергия, ккал
2350
2750
2500
3000
2600
Белки, г, в том числе
животные
77
46
90
54
82
49
98
59
90
54
Жиры, г
79
92
84
100
90
Углеводы, г
335
390
355
425
360
относительная потребность на 1 кг массы тела составляет в белках у детей старше 11
лет – 2,5-2 г., жира – 1,5 г., углеводов – 10-15 .
3) Режим питания (табл. 2)
Оборудование: калькулятор, вспомогательные таблицы.
Ход работы:
Составьте и оцените собственный суточный пищевой рацион (используя
таблицы), выполнив при этом следующие этапы:
а) Примерное меню-раскладка суточного пищевого рациона ученика 8 класса
Таблица
Приём пищи и
меню
Вес, г
Белки,
г
Жиры, г
Углеводы, г
Энергоценность, ккал
б) подсчитайте суммарное количество и соотношение белков, жиров и
углеводов, сравните с данными (табл. 1); оформите данные в виде таблицы
Питательные
вещества
Содержание
в суточном
рационе, г.
Соответствие
возрасту
% от общего
содержания
пит. веществ
Соответствие
соотношению
(1:1:4)
Белки
Жиры
Углеводы
в) определите энергетическую ценность каждого приёма пищи и его
процентное отношение к суточной энергетической ценности рациона,
сравните с таблицей 2.
Прием
пищи
Энергетическая
ценность
% от
суточной ЭЦ
Соответствие
режиму питания
Завтрак
2 завтрак
Обед
Полдник
Ужин
Итого
Сделайте общий вывод и дайте рекомендации по оптимизации питания.
Вывод:
1.
Энергетическая ценность меню составляет _______ что соответствует
(не соответствует) возрастной норме (на ________ ккал.)
2.
Содержание питательных веществ
Белков ________ г. соответствует (не соответствует) возрастной норме (на
________ г.)
Жиров ________ г. соответствует (не соответствует) возрастной норме (на
________ г.)
Углеводов ________ г. соответствует (не соответствует) возрастной норме
(на ________ г.)
Содержание
питательных
веществ
соответствует
(не
соответствует)
соотношению 1:1:4
3.
Режим
питания
соответствует
(не
соответствует)
нормам
рационального питания, т.к. ……….
4.
Рекомендации по оптимизации питания
1.
2.
3.
…..
Меню № 1
Меню № 2
Меню № 3
Меню № 4
Меню № 5
Меню № 6
Список литературы:
1.
Гулич
М.П. Безопасность
пищевых
продуктов—
современные
аспекты.-
Киев:
Институт гигиены и
медицинской
экологии
им.
А.Н.Марзеева АМН Украины, 2005. 68 с.
2.
Николаева Л.А., Ненахова Е.В. Биологическая роль витаминов в
организме. Методы оценки витаминной обеспеченности организма
человека. Методы определения витамина С: учеб.пособие. Иркутск:
ИГМУ, 2014. 71 с.
3.
Позняковский В.М., Рогов И.А., Дунченко Н.И., Бердутина А.В.,
Купцова С.В.Безопасность продовольственного сырья и пищевых
продуктов.
Учебное
пособие.-
Сибирское
университетское
издательство, 2007. 227с.
4.
Федеральный
закон
№29-ФЗ
от
02.01.2000г.
«О
качестве
и
безопасности пищевых продуктов» (с измене-ниями от 30.12.2001г.,
10.01.2003г., 30.06.2003г., 22.08.2004 г., 09.05.2005г., 05.12.2005г.,
31.12.2005г.,31.03.2006 г.)(принят ГД РФ 01.12.1999г.)