Автор: Маркина Тамара Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "ДПЦ "СОДРУЖЕСТВО"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ из опыта работы
Раздел: дополнительное образование
Автор – МАРКИНА Тамара Александровна
Педагог дополнительного образования МБОУДО «ДПЦ «Содружество»
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ
(из опыта работы)
Театр – одно из доступных видов искусства для детей, помогающий
решать многие проблемы современной педагогики и психологии, связанные:
с художественным образованием и воспитанием детей;
с формированием эстетического вкуса;
с нравственным воспитанием;
с коммуникативными качествами личности;
с воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности,
фантазии, речи;
с
созданием
положительного
эмоционального
настроя,
снятием
напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Дошкольникам
доступна
внутренняя
активность
сопереживания,
способность
действовать
в
воображаемых
обстоятельствах,
понимать
внутренний мир персонажей. Это открывает перспективы использования
театральной игры в нравственном развитии детей, умения соотносить себя с
положительными
и
отрицательными
персонажами.
Благодаря
этому
зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и
поступкам, формируют поведение.
Принимая дошкольников в театральную студию мы предполагаем развить
их
творческий
потенциал
средствами
театрализованных
игр
и
театрализованных представлений.
После набора детей в театральную студию возникает проблема, как
заинтересовать детей и сохранить контингент в течение всего учебного года.
Эту проблему я стараюсь решать выбором репертуара, учитывая возрастные
особенности обучающихся студии. Дошкольники с удовольствием играют в
сказках о животных, дети среднего возраста предпочитают волшебные сказки
и пьесы, где действующие лица дети. Обучающиеся старших групп
театральной студии предпочитают пьесы о своих сверстниках, но с
легкостью играют и любые сказки.
Дошкольники любят смотреть театрализованные представления и охотно
принимают
в них участие. Представления должны быть музыкальные,
веселые, динамичные. Сказку стараемся разыгрывать в течение 5 – 10 минут.
Дошкольники репетиционные занятия любят меньше, чем игровые. Поэтому
в репетиционный период я стараюсь включать небольшие сценки и сказки,
которые воспринимаются детьми как игра.
Через театральную игру у детей уходят зажимы, они начинают
действовать в воображаемых обстоятельствах, понимать внутренний мир
персонажей.
Комплексы игр представлены в следующей таблице:
Игры
для
знакомства
и
раскрепощения детей в группе.
«Снежный ком»,
«Говорящий мяч»,
«Мяч летит к…»,
«Что в имени моем?», «Любимый…
(цвет, домашнее животное,
цветок…)».
Игры для снятия зажимов
«Повторяшки»,
«Профессор
ходит
так…
(по
принципу снежного кома)»,
«Стоп-кадр (по принципу «замри»)»,
«Зеркало»,
«Тень»
Игры - фантазии
«Змейка», «Мостик»,
«Зернышко»,
«Оправдание
крика»,
«Животные с других планет»
Игры - этюды
«Новая кукла», «Один дома»,
«Кошка Муська»
Игры - пантомимы.
«Муравейник», «Канат»,
«Скульптор и глина», «Драка»
Игры для развития речи
«Объяснялки»,
«Сочинители»,
«Сочиняем сказку»
Хорошим материалом для занятий дошкольников в театральной студии
служат стихи Агнии Барто для маленьких и детские песенки. Их можно
инсценировать, читая хором, можно разбить на роли. Дети с удовольствием
декламируют и фантазируют:
«Почему зайку бросила хозяйка, почему
мишке оторвали лапу, почему Таня громко плачет ? и т.д.»
Скороговорки, это не только материал для развития речи и речевого
диапазона. Скороговорки дошкольники воспринимают как забаву. Когда
получается ее выговаривать, они произносят ее и в монологе, и в диалоге, и с
разным настроением, разыгрывают ее как этюд или мини сценку.
Для
маленьких артистов лучше всего подходят короткие веселые, шутливые
скороговорки
и
по
возможности
сюжетные,
что
бы
можно
было
сопровождать их чтение игрой.
Что бы добиться от занятия максимального эффекта стараюсь не
пренебрегать разминкой речевого аппарата и лицевых мышц.
Для
развития
речевого
диапазона
использую
кричалки.
Можно
прокричать «Эй, на том берегу», а можно использовать фольклорные
кричалки, такие как:
- Я медведя поймал!
-Так веди его сюда!
- Он меня не пускает!
или
- Тит, идем работать!
- Живот болит!
- Тит, идем обедать!
- Где моя большая ложка?! и другие.
На занятиях в театральной студии вовлекаются в процесс постановки
даже не достаточно активные дети. В ходе подготовки к спектаклю у детей
преодолевается застенчивость и зажатость.
В своей работе с детьми –
дошкольниками я стараюсь соблюдать следующие правила:
на игру отвожу большую часть времени занятия;
не перегружаю детей;
не навязываю своего мнения;
не позволяю одним детям вмешиваться в действия других;
по возможности предоставляю всем детям попробовать себя в
разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных;
в репертуар предпочитаю выбирать театральные постановки до
10 минут.
Все выше сказанное, рассмотрев различные вопросы, возникающие при
работе с дошкольниками в театральной студии, я надеюсь, что данные
рекомендации
послужат
вспомогательным
материалом
для
педагогов
дополнительного образования и помогут ему правильно и структурированно
выстроить свою работу с детьми.