Напоминание

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ из опыта работы


Автор: Маркина Тамара Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "ДПЦ "СОДРУЖЕСТВО"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ из опыта работы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Автор – МАРКИНА Тамара Александровна

Педагог дополнительного образования МБОУДО «ДПЦ «Содружество»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ

(из опыта работы)

Театр – одно из доступных видов искусства для детей, помогающий

решать многие проблемы современной педагогики и психологии, связанные:

с художественным образованием и воспитанием детей;

с формированием эстетического вкуса;

с нравственным воспитанием;

с коммуникативными качествами личности;

с воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности,

фантазии, речи;

с

созданием

положительного

эмоционального

настроя,

снятием

напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Дошкольникам

доступна

внутренняя

активность

сопереживания,

способность

действовать

в

воображаемых

обстоятельствах,

понимать

внутренний мир персонажей. Это открывает перспективы использования

театральной игры в нравственном развитии детей, умения соотносить себя с

положительными

и

отрицательными

персонажами.

Благодаря

этому

зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и

поступкам, формируют поведение.

Принимая дошкольников в театральную студию мы предполагаем развить

их

творческий

потенциал

средствами

театрализованных

игр

и

театрализованных представлений.

После набора детей в театральную студию возникает проблема, как

заинтересовать детей и сохранить контингент в течение всего учебного года.

Эту проблему я стараюсь решать выбором репертуара, учитывая возрастные

особенности обучающихся студии. Дошкольники с удовольствием играют в

сказках о животных, дети среднего возраста предпочитают волшебные сказки

и пьесы, где действующие лица дети. Обучающиеся старших групп

театральной студии предпочитают пьесы о своих сверстниках, но с

легкостью играют и любые сказки.

Дошкольники любят смотреть театрализованные представления и охотно

принимают

в них участие. Представления должны быть музыкальные,

веселые, динамичные. Сказку стараемся разыгрывать в течение 5 – 10 минут.

Дошкольники репетиционные занятия любят меньше, чем игровые. Поэтому

в репетиционный период я стараюсь включать небольшие сценки и сказки,

которые воспринимаются детьми как игра.

Через театральную игру у детей уходят зажимы, они начинают

действовать в воображаемых обстоятельствах, понимать внутренний мир

персонажей.

Комплексы игр представлены в следующей таблице:

Игры

для

знакомства

и

раскрепощения детей в группе.

«Снежный ком»,

«Говорящий мяч»,

«Мяч летит к…»,

«Что в имени моем?», «Любимый…

(цвет, домашнее животное,

цветок…)».

Игры для снятия зажимов

«Повторяшки»,

«Профессор

ходит

так…

(по

принципу снежного кома)»,

«Стоп-кадр (по принципу «замри»)»,

«Зеркало»,

«Тень»

Игры - фантазии

«Змейка», «Мостик»,

«Зернышко»,

«Оправдание

крика»,

«Животные с других планет»

Игры - этюды

«Новая кукла», «Один дома»,

«Кошка Муська»

Игры - пантомимы.

«Муравейник», «Канат»,

«Скульптор и глина», «Драка»

Игры для развития речи

«Объяснялки»,

«Сочинители»,

«Сочиняем сказку»

Хорошим материалом для занятий дошкольников в театральной студии

служат стихи Агнии Барто для маленьких и детские песенки. Их можно

инсценировать, читая хором, можно разбить на роли. Дети с удовольствием

декламируют и фантазируют:

«Почему зайку бросила хозяйка, почему

мишке оторвали лапу, почему Таня громко плачет ? и т.д.»

Скороговорки, это не только материал для развития речи и речевого

диапазона. Скороговорки дошкольники воспринимают как забаву. Когда

получается ее выговаривать, они произносят ее и в монологе, и в диалоге, и с

разным настроением, разыгрывают ее как этюд или мини сценку.

Для

маленьких артистов лучше всего подходят короткие веселые, шутливые

скороговорки

и

по

возможности

сюжетные,

что

бы

можно

было

сопровождать их чтение игрой.

Что бы добиться от занятия максимального эффекта стараюсь не

пренебрегать разминкой речевого аппарата и лицевых мышц.

Для

развития

речевого

диапазона

использую

кричалки.

Можно

прокричать «Эй, на том берегу», а можно использовать фольклорные

кричалки, такие как:

- Я медведя поймал!

-Так веди его сюда!

- Он меня не пускает!

или

- Тит, идем работать!

- Живот болит!

- Тит, идем обедать!

- Где моя большая ложка?! и другие.

На занятиях в театральной студии вовлекаются в процесс постановки

даже не достаточно активные дети. В ходе подготовки к спектаклю у детей

преодолевается застенчивость и зажатость.

В своей работе с детьми –

дошкольниками я стараюсь соблюдать следующие правила:

на игру отвожу большую часть времени занятия;

не перегружаю детей;

не навязываю своего мнения;

не позволяю одним детям вмешиваться в действия других;

по возможности предоставляю всем детям попробовать себя в

разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных;

в репертуар предпочитаю выбирать театральные постановки до

10 минут.

Все выше сказанное, рассмотрев различные вопросы, возникающие при

работе с дошкольниками в театральной студии, я надеюсь, что данные

рекомендации

послужат

вспомогательным

материалом

для

педагогов

дополнительного образования и помогут ему правильно и структурированно

выстроить свою работу с детьми.



В раздел образования