Автор: Маркина Тамара Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "ДПЦ "СОДРУЖЕСТВО"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ФОРМЫ РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ
Раздел: дополнительное образование
Автор – МАРКИНА Тамара Александровна
Педагог дополнительного образования МБОУДО «ДПЦ «Содружество»
ФОРМЫ РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ
(из опыта работы)
«Скороговорка – это искусственно, ради забавы,
придуманная фраза с труднопроизносимым подбором
звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.»
С.И. Ожегов
Важным периодом в развитии речи человека является период детства,
Перед педагогом стоит серьезная и ответственная задача - научить детей
пользоваться даром живого слова, раскрыть тайны, возможности, хитрости и
загадки родного языка.
Для развития речи детей младших групп театральной студии могут быть
использованы
разные
игровые методы и
приемы,
но
мне хочется
остановиться на скороговорении, которое отвечает потребностям детей в
игровой и речевой активности, в эмоциональном усвоении окружающей
действительности, в создании яркой, неожиданной картины мира, помогает
научить
управлять
своим
голосом,
своими
чувствами,
развивает
эмоциональность,
выразительность
речи,
артистические
данные,
отрабатывает чистоту произношения.
Скороговорки помогают ребенку
быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.
Скороговорка - это род складной речи, шуточный, небольшой текст, в
котором
имеется
специальный
состав
слов,
обладающих
сложным
сочетанием
звуков,
быстро
произносимая
шуточная
поговорка
или
прибаутка.
Скороговорки
иногда
еще
называют
«потешками»
или
«чистоговорками». Скороговорки популярны в России со времен Древней
Руси. Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого
народа.
«Изюминка» скороговорок в том, что сразу их ни за что не повторишь.
Весёлая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются,
пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто
дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытать наш язык,
память и слух. Ведь скороговорки почти всегда воспринимаются на слух, а не
читаются по книжке, и от того, как услышишь, что запомнишь и поймёшь,
будет зависеть результат. Скороговорка почти всегда использует знакомые
понятия и слова, но соединяет их в весёлые оригинальные коротенькие
истории, которые могут быть срифмованы и записаны в небольшое
стихотворение. Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить
интерес
к
многообразию
звуков,
к
познанию
и
творению
слов,
к
занимательности и богатству языка и, конечно, развивать артикуляционный
аппарат, освоить и ощутить красоту чистой речи.
Дети театральной студии любят скороговорки и охотно с ними
работают. Я поделюсь с различными формами работы, используя одну
скороговорку.
Например: «Граф Тото играет в лото, а графиня Тото знает про то, что
граф Тото играет в лото»:
1.
Учимся проговаривать скороговорку.
Говорим текст медленно, будто по слогам. Объясняем сложные слова в
скороговорке. Обучающиеся повторяют текст за педагогом сначала медленно
и громко, затем тише и быстрее. Важно четко произносить все звуки в
словах.
2.
Для развития посыла голоса проговариваем скороговорку с посылом
мяча в паре:
1 участник бросает мяч и говорит - «Граф»
2 участник бросает мяч и говорит - «Тото»
1 участник бросает мяч и говорит - «играет»
2 участник бросает мяч и говорит - «в лото» и так далее до конца
текста скороговорки
Это упражнение можно выполнять одному, ритмично подбрасывая и ловя
мяч двумя руками на каждое слово или слог, проговоривая скороговорку.
3.
Делаем на сцене сообщение в виде монолога с разной интонацией
(удивления, возмущения, вопросительно, как данность и т.д.)
4.
Произносим в виде диалога, фантазируя с предысторией этого
диалога. Например, узнали секрет, что граф Тото играет в лото. А
ваш собеседник это знает и отвечает с чувством превосходства: «А
графиня Тото знает про то , что граф Тото играет в лото».
Можно использовать вопрос-ответ, осуждение графа и графини.
Можно в виде кричалки. Предысторию дети придумывают сами и
показывают свою работу.
5.
В виде кричалки или конфликта, начиная со спокойного тона и
доходим до крика.
1 участник (спокойно) - «Граф Тото играет в лото» -.
2 участник (спокойно отвечает) - «А графиня Тото знает
про то, что граф Тото играет в лото»
1 участник (возмущенно) -
2 участник (возмущенно отвечает)
1 участник (срывается на крик) -
2 участник (отвечает срываясь на крик)
6.
Проговаривание скороговорки на четкость и скорость можно с
мячом.
Пока мяч находиться в воздухе, ребёнку можно предложить
выговорить
небольшую
скороговорку.
Можно
усложнить:
произнести
первоначальный
вариант
скороговорки,
а
затем
проговорить, поменяв местами начало и конец.
7.
«Кто
кого
перескороговорит» или «скороговорный
марафон».
Представители команд хором произносят скороговорки по очереди.
По условиям игры повторять скороговорки нельзя.
Это задание выполняют те, кто знает достаточно много скороговорок и
умеет их проговаривать.
Побеждает тот, кто дольше продержится на
дистанции, не повторяя при этом одну и ту же скороговорку два раза и не
сбиваясь при этом.
Все эти формы дети выполняют с удовольствием и
фантазией. Надеюсь, мой опыт поможет тем, кто только начинает работать с
детьми. Повторюсь, скороговорки можно брать любые.
Для
концентрации
внимания,
настроя
на
положительную
эмоциональную волну, снятия напряжения, подготовки артикуляционного
аппарата к занятию обучающихся в театральной студии
может быть
использована скороговорная разминка. Как для разминки, так и для
пятиминутки подбираются скороговорки, которые могут быть обыграны.
Умение проговаривать скороговорки
способствует значительному
улучшению дикции, развитию коммуникативных навыков обучающихся в
театральной студии, вырабатывает речевую ответственность перед собой и
товарищами, воспитывает интерес, любовь и уважение к родному слову, к
его звуковой и эмоциональной наполненности, дарит хорошее настроение
и радость человеческого общения. Использование скороговорок в развитии
детей остается актуальным на сегодняшний день.