Напоминание

ФОРМЫ РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ


Автор: Маркина Тамара Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО "ДПЦ "СОДРУЖЕСТВО"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ФОРМЫ РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Автор – МАРКИНА Тамара Александровна

Педагог дополнительного образования МБОУДО «ДПЦ «Содружество»

ФОРМЫ РАБОТЫ СО СКОРОГОВОРКАМИ

(из опыта работы)

«Скороговорка – это искусственно, ради забавы,

придуманная фраза с труднопроизносимым подбором

звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.»

С.И. Ожегов

Важным периодом в развитии речи человека является период детства,

Перед педагогом стоит серьезная и ответственная задача - научить детей

пользоваться даром живого слова, раскрыть тайны, возможности, хитрости и

загадки родного языка.

Для развития речи детей младших групп театральной студии могут быть

использованы

разные

игровые методы и

приемы,

но

мне хочется

остановиться на скороговорении, которое отвечает потребностям детей в

игровой и речевой активности, в эмоциональном усвоении окружающей

действительности, в создании яркой, неожиданной картины мира, помогает

научить

управлять

своим

голосом,

своими

чувствами,

развивает

эмоциональность,

выразительность

речи,

артистические

данные,

отрабатывает чистоту произношения.

Скороговорки помогают ребенку

быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.

Скороговорка - это род складной речи, шуточный, небольшой текст, в

котором

имеется

специальный

состав

слов,

обладающих

сложным

сочетанием

звуков,

быстро

произносимая

шуточная

поговорка

или

прибаутка.

Скороговорки

иногда

еще

называют

«потешками»

или

«чистоговорками». Скороговорки популярны в России со времен Древней

Руси. Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого

народа.

«Изюминка» скороговорок в том, что сразу их ни за что не повторишь.

Весёлая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются,

пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто

дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытать наш язык,

память и слух. Ведь скороговорки почти всегда воспринимаются на слух, а не

читаются по книжке, и от того, как услышишь, что запомнишь и поймёшь,

будет зависеть результат. Скороговорка почти всегда использует знакомые

понятия и слова, но соединяет их в весёлые оригинальные коротенькие

истории, которые могут быть срифмованы и записаны в небольшое

стихотворение. Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить

интерес

к

многообразию

звуков,

к

познанию

и

творению

слов,

к

занимательности и богатству языка и, конечно, развивать артикуляционный

аппарат, освоить и ощутить красоту чистой речи.

Дети театральной студии любят скороговорки и охотно с ними

работают. Я поделюсь с различными формами работы, используя одну

скороговорку.

Например: «Граф Тото играет в лото, а графиня Тото знает про то, что

граф Тото играет в лото»:

1.

Учимся проговаривать скороговорку.

Говорим текст медленно, будто по слогам. Объясняем сложные слова в

скороговорке. Обучающиеся повторяют текст за педагогом сначала медленно

и громко, затем тише и быстрее. Важно четко произносить все звуки в

словах.

2.

Для развития посыла голоса проговариваем скороговорку с посылом

мяча в паре:

1 участник бросает мяч и говорит - «Граф»

2 участник бросает мяч и говорит - «Тото»

1 участник бросает мяч и говорит - «играет»

2 участник бросает мяч и говорит - «в лото» и так далее до конца

текста скороговорки

Это упражнение можно выполнять одному, ритмично подбрасывая и ловя

мяч двумя руками на каждое слово или слог, проговоривая скороговорку.

3.

Делаем на сцене сообщение в виде монолога с разной интонацией

(удивления, возмущения, вопросительно, как данность и т.д.)

4.

Произносим в виде диалога, фантазируя с предысторией этого

диалога. Например, узнали секрет, что граф Тото играет в лото. А

ваш собеседник это знает и отвечает с чувством превосходства: «А

графиня Тото знает про то , что граф Тото играет в лото».

Можно использовать вопрос-ответ, осуждение графа и графини.

Можно в виде кричалки. Предысторию дети придумывают сами и

показывают свою работу.

5.

В виде кричалки или конфликта, начиная со спокойного тона и

доходим до крика.

1 участник (спокойно) - «Граф Тото играет в лото» -.

2 участник (спокойно отвечает) - «А графиня Тото знает

про то, что граф Тото играет в лото»

1 участник (возмущенно) -

2 участник (возмущенно отвечает)

1 участник (срывается на крик) -

2 участник (отвечает срываясь на крик)

6.

Проговаривание скороговорки на четкость и скорость можно с

мячом.

Пока мяч находиться в воздухе, ребёнку можно предложить

выговорить

небольшую

скороговорку.

Можно

усложнить:

произнести

первоначальный

вариант

скороговорки,

а

затем

проговорить, поменяв местами начало и конец.

7.

«Кто

кого

перескороговорит» или «скороговорный

марафон».

Представители команд хором произносят скороговорки по очереди.

По условиям игры повторять скороговорки нельзя.

Это задание выполняют те, кто знает достаточно много скороговорок и

умеет их проговаривать.

Побеждает тот, кто дольше продержится на

дистанции, не повторяя при этом одну и ту же скороговорку два раза и не

сбиваясь при этом.

Все эти формы дети выполняют с удовольствием и

фантазией. Надеюсь, мой опыт поможет тем, кто только начинает работать с

детьми. Повторюсь, скороговорки можно брать любые.

Для

концентрации

внимания,

настроя

на

положительную

эмоциональную волну, снятия напряжения, подготовки артикуляционного

аппарата к занятию обучающихся в театральной студии

может быть

использована скороговорная разминка. Как для разминки, так и для

пятиминутки подбираются скороговорки, которые могут быть обыграны.

Умение проговаривать скороговорки

способствует значительному

улучшению дикции, развитию коммуникативных навыков обучающихся в

театральной студии, вырабатывает речевую ответственность перед собой и

товарищами, воспитывает интерес, любовь и уважение к родному слову, к

его звуковой и эмоциональной наполненности, дарит хорошее настроение

и радость человеческого общения. Использование скороговорок в развитии

детей остается актуальным на сегодняшний день.



В раздел образования