"Значение организации предметно-пространственной среды в развитии дошкольника"
Автор: Шван Светлана Олеговна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка Населённый пункт: п.г.т. Балашейка Наименование материала: статья Тема: "Значение организации предметно-пространственной среды в развитии дошкольника" Раздел: дошкольное образование
Значение предметно-пространственной среды в развитии
дошкольников.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний
день стоит особо актуально, что связано с введением нового Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, где на первый
план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения,
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их
полноценного развития. И решение этих задач невозможно без создания
предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать ребенку
разностороннее развитие и воспитание: физическое, умственное,
эстетическое, нравственное.
Что же такое предметно-развивающая среда?
На развитие личности ребенка оказывает влияние множество факторов, и
природных и социальных, как стихийных, так и специально организованных,
как, например, образовательная среда – окружение в котором ребенок
пребывает и посредством которого он себя реализует как личность.
И в отечественной и в зарубежной педагогике и психологии «среда»
рассматривалась как один из важнейших факторов, под воздействием
которого детерминируется процесс и результаты человеческого развития
(Дж. Брунер, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, С. Френе и
др.).
С точки зрения психологии, среда - это процесс и результат, условие
саморазвития личности (А. Н. Леонтьев); с точки зрения педагогики, среда -
это условие жизнедеятельности ребенка, усвоения социального опыта,
формирования отношения к базовым ценностям, развития жизненно
необходимых личностных качеств.
Термин «развивающая среда» был введен для обозначения окружения,
максимально стимулирующего развитие, затрагивающая все стороны
личности – эмоции, чувства, мыслителльную деятельность и т.п., то есть
становится для ребенка средой развития. Это «определенным образом
упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется
развивающее обучение».
По определению В.А.Ясвина развивающая среда – это «система влияний и
условий формирования личности по заданному образцу, а также
возможностей для её развития, содержащихся в социальном и
пространственно-предметном окружении».
Ученые-дидакты в структуре среды выделяют ее значимый компонент -
предметную среду, и с точки зрения ее организации и деятельности, которая
в ней осуществляется классифицируют на игровую, учебную, трудовую и др.
Предметно-развивающая среда является составной частью развивающей
среды и определяется, как «комплекс эстетических, психолого-
педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического
процесса, рационально организованный в пространстве и времени,
насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой
среде дошкольник включается в активную познавательную творческую
деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные
и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное –
происходит гармоничное развитие личности».
Доктор психологических наук С.Л. Новоселова считает, что «развивающая
предметная среда - это система материальных объектов деятельности
ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его
духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда
предполагает единство социальных и природных средств обеспечение
разнообразной деятельности ребенка».
Предметно-пространственная среда выполняет множество важнейших для
развития ребенка функций:
Информационная и познавательная функция реализуются в том, что
каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире,
становится средством передачи социального опыта (например, репродукции,
скульптура обеспечивают художественное восприятие; предметы
театрализованной деятельности открывают дорогу в мир сцены; игрушки для
подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства и
т.д.
Стимулирующая функция обеспечивает мотивацию ребенка к действиям,
деятельности, исследованиям, если она представляет для него интерес
(например, спортивный инвентарь приобщает к оздоровительной
деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по
отношению к своему здоровью; кроссворды, лабиринты, головоломки,
развивающие дидактические игры и др. вводят в активную познавательную
деятельность и т.п.
Развивающая функция требует для своей реализации сочетания
традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает
преемственность развития деятельности от простых ее форм к более
сложным.
Организация предметно-развивающей среды – важная задача педагогики, и
предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения
разнообразной деятельности ребенка. Для правильной организации
развивающей среды, необходимо владеть знаниями о принципах ее
построения. Концепция организации развивающей среды была разработана
еще в 1989 году Министерством образования России, а в 1993 году получила
свое дальнейшее развитие, когда коллективом психологов и педагогов под
руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы
основные принципы ее построения с учетом психолого-педагогических
требований.
В концепции предметно-развивающей средыС.Л.Новоселовой автор
указывает, что оснащение среды формируется в зависимости от содержания
воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
В концепции также определены и требования к развивающей предметной
среде ДОУ:
-соответствие среды структуре когнитивной сферы ребенка;
- предметная средадолжна удовлетворять потребности в информации,
новизне, преобразовании и самоутверждении;
-учет возрастных интересов развития детской деятельности; соответствие
предметной среды возможностям ребенка.
Например, для детей раннего возраста и детей первой младшей группы (2-3
года) должно быть большое пространство для удовлетворения потребности в
активном движении; во второй младшей группе (4 года) - предметно-
развивающая среда должна быть насыщена центрами для сюжетно-ролевых
игр с орудийными и ролевыми атрибутами; для организации предметно-
развивающей среды в группе у детей среднего дошкольного возраста
необходимо учитывать их потребность в игре со сверстниками и
потребность в уединение; что касается старшей группы, то по мере
взросления (развития) детей предметно-пространственная среда создается и
изменяется детьми с точки зрения своих интересов.
Изучая вопрос организации предметно-развивающей среды необходимо
выделить ее условия, как развивающей среды для детей:
-способствовать своевременному и качественному развитию всех
психических процессов;
- ее содержание должно быть построено в соответствии с основными
элементами социальной культуры;
- ее объекты должны быть включены в разные виды деятельности;
- учитывать индивидуальные социально-психологические особенности
ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и
самостоятельной деятельности детей;
- учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка и
предполагать наличие «зоны приватности»; «зоны отдыха» и др.;
-учитывать индивидуальные интересы, склонности, предпочтения, что
обеспечивает право ребенка на свободу выбора;
- предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и
материалов.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно придти к выводу, что
предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям
ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности,
обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать
сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы,
принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а
также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный
опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной,
изменчивой, интегрированной.
В доказательство моего суждения прилагаю аналитическую справку РППС во
второй младшей возрастной группе.
Аналитическая справка
«О создании развивающей предметно-пространственной среды во 2
младшей группе»
Характеристика группы : списочный состав 26 детей, из них 16 девочек, 10
мальчиков. Группу посещает 23 ребенка. Возраст 2-3 года. Группа
сформирована 1 июня 2016 года. У большинства детей сформированы навыки
самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, двигательные навыки,
развита разговорная речь.
Во многом развитию и адаптации детей к новой группе способствует
развивающая предметно-пространственная среда, умело созданная
воспитателем.
Развивающая предметно-пространственная среда группового
помещения обеспечивает :
1. Максимальную реализацию образовательного потенциала по ООП ДО по
основным направлениям:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
2. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых
Развивающая предметно – пространственная среда спроектирована в
соответствии с программой, реализуемой ДОУ, возрастными особенностями
воспитанников групп раннего возраста, методическими рекомендациями для
педагогических работников и родителей детей дошкольного возраста по
организации РППС в соответствии с ФГОС ДО.
3. Обеспечивает разнообразие видов детской деятельности детей раннего
возраста.
Построение РППС в группе опирается на личностно – ориентированную
модель воспитания. Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый
ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения
его эмоционального состояния: желание ребенка уединиться или, наоборот,
быть рядом, ощутить тесный контакт со взрослым. Все групповое
пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал,
оборудование.
Оборудование группового пространства соответствует санитарно-
гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее,
эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и
возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста
развивающий эффект.
4. Реализует возможности двигательной активности детей и возможности для
уединения.
В группе воспитателем создана комфортная предметно-пространственная
среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным
особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что
позволяет ребенку раннего возраста в соответствии со своими интересами и
желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом
друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской
активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы
передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким
образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения
организована в соответствии с принципами ФГОС ДО и
общеобразовательной программой ДОО:
1. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое
главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности
ребенка.
2. Гибкое и вариативное использование пространства. Среда служит
удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора легко сменяемые.
5. В каждой группе предусмотрено место для детской экспериментальной
деятельности.
6. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.
7. При создании развивающего пространства в групповом помещении
учитывается ведущая роль игровой деятельности.
8. Предметно-развивающая среда группы в целом меняется в зависимости от
возрастных особенностей детей, периода обучения.
9. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой
системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не
только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах
предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется,
приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-пространственную развивающую среду,
мы учитывали следующие принципы:
вариативность
наличие в различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор
детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление
новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
Центр ролевой игры: Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых
действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель средних
размеров, модули для детей.
Атрибутика для создания интерьера : полный сервиз столовой и чайной
посуды, соразмерной по величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон,
часы, картины с героями из сказок на уровне роста детей.
Куклы: имитирующие ребенка 2-3 лет (40-50 см), с подвижными частями
тела, изображающие мальчиков и девочек, узнаваемых по одежде и прическе;
имитирующие ребенка-младенца (голыш); дидактическая кукла с полным
набором верхней одежды и белья. Животные и их детеныши, выполненные в
реалистическом образе из разного материала. Коляски для кукол.
Уголок «Ряженья» (для одевания на себя) - используется стойка, одежда на
плечиках, зеркало. Аксессуары сказочных персонажей(костюмы и маски
животных), шапочки, элементы профессиональной одежды, различные юбки,
платья, фартучки, кофточки, бусы из различных материалов (но не опасных
для жизни и здоровья ребенка (крупные бусины)). Уголок постоянно
пополняется и варианты аксессуаров меняются в зависимости от тематики
проводимых мероприятий и времени года.
Парикмахерская (для игровых действий, игры с куклами):
В уголке расположено трюмо с зеркалом, расчески, игрушечные наборы для
парикмахерских.
Спальня (для игровых действий, игры с куклами): кроватка с постельными
принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло,
пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало), люлька-качалка с
постельными принадлежностями для нее. Шкаф для одежды с комплектами
постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол
мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды.
Кухня (для игровых действий, игры с куклами): кухонный стол, стулья, кран,
плита, полка для посуды, набор кухонной посуды, элементы домашней
посуды: настоящая маленькая кастрюлька, сковорода, чайник, набор овощей
и фруктов.Гладильная доска, утюжок..
Магазин: весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика,
картона, наборы продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша,
компот; наборы овощей, фруктов; муляжи - продукты (булочки, пирожки):
сумочки, корзиночки из разных материалов (плетеные, матерчатые.)
Поликлиника: халат медсестры с символикой (медицина - красный крест),
фонендоскоп, градусник, тематический набор с флакончиками лекарств и
медицинскими приборами.
Гараж: различные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоточек,
отвертки.
принцип содержательно-насыщенности
включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том
числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное
оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную,
исследовательскую и творческую активность всех категорий детей,
экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную
активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность
самовыражения детей.
Сюжетное конструирование . Легкий модульный материал – мягкие
объемные геометрические фигуры (модули) разных цветов и размеров.
Напольный конструктор (крупный строительный материал). К нему для
обыгрывания: крупные транспортные игрушки – автомобили грузовые,
легковые, автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки;
сюжетные фигурки – наборы диких и домашних животных и их детеныши,
птицы, рыбки, игрушечные насекомые, люди, сказочные персонажи.
Настольный конструктор (мелкий строительный материал, ЛЕГО). К нему
для обыгрывания: мелкие транспортные игрушки и сюжетные фигурки (в
коробку скомпонованы геометрические формы вместе с материалами для
обыгрывания, например: в коробке - 2 кирпичика, 3 кубика, 1 призма и т.д. и
тут же сюжетные фигурки, например: наборы диких, домашних животных,
т.е. создаем игровые ситуации.)
Центр воды и песка : ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные
формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки - мелкие и средних
размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные).
Для экспериментирования: сачки, формочки (замораживание), различные
емкости (наливание, переливание), лодочки, камешки (тяжелый - тонет,
легкий - не тонет) ,ложки , пластмассовые колбочки.Уголок оформлен в
раздевалке,трасформируем.
Уголок природы:
• картины - пейзажи по времени года;
• цветы с характерным выделением листа, стебля, цветка; широколистные, с
плотной поверхностью листа, обильноцветущие (фикус, бегония, фиалки,
герань, )
Книжный уголок:
• 4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые) в
толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания,
например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку – мишку; герои
сказок “Колобок”,”Репка”,”Теремок” и т.д.
• иллюстрации (ламинированные);
• сюжетные картинки.
Театральный уголок:
• театр игрушки, настольный театр, плоскостной, би-ба-бо, театр на
фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на палочках», «на
перчатке», театр «заводных игрушек».
• музыкальные игрушки (озвученные - музыкальная книжка, молоточек,
волчок, погремушка, шкатулка; не озвученные игрушки-самоделки -
плоскостные балалайка, пианино и т.д.);
• народные игрушки;
• музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики.
Спортивный уголок:
Присутствует физкультурный материал: мячи и
мячики(резиновые,пластмассовые,мягконабивные) , скакалки, кольцеметы,
кегли, пластмассовые гантели, весь инвентарь определен в корзины для
хранения.
Центр развивающих игр: пазлы, шнуровки, настольно-печатные игры, лото,
домино, соответствующие младшему дошкольному возрасту.
трансформируемость – обеспечивать возможность изменений РППС в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся
интересов и возможностей детей;
оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием
образовательного процесса.
полифункциональность – обеспечивать возможность разнообразного
использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных
видах детской активности;
игровой материал в уголках размещен таким образом, чтобы дети могли легко
подбирать игрушки, комбинировать их. Дети действуют с разнообразными
мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами
пространства — макетами, мелкие фигурки - персонажи которые выполняют
функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми
режиссерской игры.
доступность – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности;
физкультурное оборудование уголка размещено таким образом, чтобы дети
могли играть и убирать на место, имеется выдвижное отделение для хранения
атрибутики к подвижным играм, что обеспечивает самостоятельность выбора
игры;
в музыкальном уголке установлен музыкальный центр. Подобрана
музыкальная фонотека: записи классической и народной музыки, звуки
природы, музыкальные сказки, детские песни. Диски с записями
располагаются в шкафчике-футляре, легко достаются одним нажатием. Для
прослушивания индивидуально возможно подключение наушников они
располагаются справа от музыкального центра
безопасность – все элементы РППС должны соответствовать
требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их
использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы и правила пожарной безопасности.
игрушки, оборудование, инвентарь, мебель, технические средства группового
пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, а также
соответствует росто-возрастным особенностям детей младшего дошкольного
возраста: в спортивном уголке вешалки для скакалок крепко закреплены на
стене, в уголке творчества стол круглой формы имеет матовое покрытие
,расположение обеспечивает естественное освещение с левой стороны.
ВЫВОД:
развивающая предметно-пространственной среды во второй младшей
группе организована удовлетворительно:
соответствии с ФГОС дошкольного образования
РППС (возрастная группа) обеспечивает:
охрану и укрепление физического и психического здоровья и
эмоционального благополучия детей и взаимодействие детей со
сверстниками и взрослыми
свободный выбор детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста,
так и со взрослым
материалы, оборудования и инвентаря гарантируют развитие детей
(возраст)дошкольного возраста, охрану и укрепление здоровья и
коррекцию недостатков развития;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей
равные условия по реализации образовательной программы с учетом
особенностей (национально-культурных,социальных и пр.)
Организация развивающей предметно – пространственной среды во второй
ладшей группе, строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее
эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его
склонностей, интересов, уровня активности.