Напоминание

"Значение организации предметно-пространственной среды в развитии дошкольника"


Автор: Шван Светлана Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка
Населённый пункт: п.г.т. Балашейка
Наименование материала: статья
Тема: "Значение организации предметно-пространственной среды в развитии дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Значение предметно-пространственной среды в развитии

дошкольников.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. И решение этих задач невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать ребенку разностороннее развитие и воспитание: физическое, умственное, эстетическое, нравственное. Что же такое предметно-развивающая среда? На развитие личности ребенка оказывает влияние множество факторов, и природных и социальных, как стихийных, так и специально организованных, как, например, образовательная среда – окружение в котором ребенок пребывает и посредством которого он себя реализует как личность. И в отечественной и в зарубежной педагогике и психологии «среда» рассматривалась как один из важнейших факторов, под воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого развития (Дж. Брунер, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, С. Френе и др.). С точки зрения психологии, среда - это процесс и результат, условие саморазвития личности (А. Н. Леонтьев); с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребенка, усвоения социального опыта, формирования отношения к базовым ценностям, развития жизненно необходимых личностных качеств. Термин «развивающая среда» был введен для обозначения окружения, максимально стимулирующего развитие, затрагивающая все стороны личности – эмоции, чувства, мыслителльную деятельность и т.п., то есть становится для ребенка средой развития. Это «определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение». По определению В.А.Ясвина развивающая среда – это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».
Ученые-дидакты в структуре среды выделяют ее значимый компонент - предметную среду, и с точки зрения ее организации и деятельности, которая в ней осуществляется классифицируют на игровую, учебную, трудовую и др. Предметно-развивающая среда является составной частью развивающей среды и определяется, как «комплекс эстетических, психолого- педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности». Доктор психологических наук С.Л. Новоселова считает, что «развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка». Предметно-пространственная среда выполняет множество важнейших для развития ребенка функций: Информационная и познавательная функция реализуются в том, что каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта (например, репродукции, скульптура обеспечивают художественное восприятие; предметы театрализованной деятельности открывают дорогу в мир сцены; игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства и т.д. Стимулирующая функция обеспечивает мотивацию ребенка к действиям, деятельности, исследованиям, если она представляет для него интерес (например, спортивный инвентарь приобщает к оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью; кроссворды, лабиринты, головоломки, развивающие дидактические игры и др. вводят в активную познавательную деятельность и т.п. Развивающая функция требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Организация предметно-развивающей среды – важная задача педагогики, и предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Для правильной организации развивающей среды, необходимо владеть знаниями о принципах ее построения. Концепция организации развивающей среды была разработана еще в 1989 году Министерством образования России, а в 1993 году получила свое дальнейшее развитие, когда коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы ее построения с учетом психолого-педагогических требований. В концепции предметно-развивающей средыС.Л.Новоселовой автор указывает, что оснащение среды формируется в зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. В концепции также определены и требования к развивающей предметной среде ДОУ: -соответствие среды структуре когнитивной сферы ребенка; - предметная средадолжна удовлетворять потребности в информации, новизне, преобразовании и самоутверждении; -учет возрастных интересов развития детской деятельности; соответствие предметной среды возможностям ребенка. Например, для детей раннего возраста и детей первой младшей группы (2-3 года) должно быть большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; во второй младшей группе (4 года) - предметно- развивающая среда должна быть насыщена центрами для сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; для организации предметно- развивающей среды в группе у детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать их потребность в игре со сверстниками и потребность в уединение; что касается старшей группы, то по мере взросления (развития) детей предметно-пространственная среда создается и изменяется детьми с точки зрения своих интересов. Изучая вопрос организации предметно-развивающей среды необходимо выделить ее условия, как развивающей среды для детей: -способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов; - ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
- ее объекты должны быть включены в разные виды деятельности; - учитывать индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей; - учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагать наличие «зоны приватности»; «зоны отдыха» и др.; -учитывать индивидуальные интересы, склонности, предпочтения, что обеспечивает право ребенка на свободу выбора; - предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно придти к выводу, что предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной. В доказательство моего суждения прилагаю аналитическую справку РППС во второй младшей возрастной группе.
Аналитическая справка

«О создании развивающей предметно-пространственной среды во 2

младшей группе»

Характеристика группы
: списочный состав 26 детей, из них 16 девочек, 10 мальчиков. Группу посещает 23 ребенка. Возраст 2-3 года. Группа сформирована 1 июня 2016 года. У большинства детей сформированы навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, двигательные навыки, развита разговорная речь. Во многом развитию и адаптации детей к новой группе способствует развивающая предметно-пространственная среда, умело созданная воспитателем.
Развивающая предметно-пространственная среда группового

помещения обеспечивает
: 1. Максимальную реализацию образовательного потенциала по ООП ДО по основным направлениям:
- социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. 2. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых
Развивающая предметно – пространственная среда
спроектирована в соответствии с программой, реализуемой ДОУ, возрастными особенностями воспитанников групп раннего возраста, методическими рекомендациями для педагогических работников и родителей детей дошкольного возраста по организации РППС в соответствии с ФГОС ДО. 3. Обеспечивает разнообразие видов детской деятельности детей раннего возраста. Построение РППС в группе опирается на личностно – ориентированную модель воспитания. Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: желание ребенка уединиться или, наоборот, быть рядом, ощутить тесный контакт со взрослым. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, оборудование. Оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. 4. Реализует возможности двигательной активности детей и возможности для уединения. В группе воспитателем создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет ребенку раннего возраста в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения организована в соответствии с принципами ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО: 1. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Гибкое и вариативное использование пространства. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора легко сменяемые. 5. В каждой группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности. 6. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами. 7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности. 8. Предметно-развивающая среда группы в целом меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения. 9. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно-пространственную развивающую среду, мы учитывали следующие принципы:  вариативность  наличие в различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;  периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Центр ролевой игры:
Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель средних размеров, модули для детей.
Атрибутика для создания интерьера
: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной по величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, картины с героями из сказок на уровне роста детей.
Куклы:
имитирующие ребенка 2-3 лет (40-50 см), с подвижными частями тела, изображающие мальчиков и девочек, узнаваемых по одежде и прическе; имитирующие ребенка-младенца (голыш); дидактическая кукла с полным набором верхней одежды и белья. Животные и их детеныши, выполненные в реалистическом образе из разного материала. Коляски для кукол.
Уголок «Ряженья»
(для одевания на себя) - используется стойка, одежда на плечиках, зеркало. Аксессуары сказочных персонажей(костюмы и маски животных), шапочки, элементы профессиональной одежды, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, бусы из различных материалов (но не опасных для жизни и здоровья ребенка (крупные бусины)). Уголок постоянно пополняется и варианты аксессуаров меняются в зависимости от тематики проводимых мероприятий и времени года.
Парикмахерская
(для игровых действий, игры с куклами):
В уголке расположено трюмо с зеркалом, расчески, игрушечные наборы для парикмахерских.
Спальня
(для игровых действий, игры с куклами): кроватка с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало), люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее. Шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды.
Кухня
(для игровых действий, игры с куклами): кухонный стол, стулья, кран, плита, полка для посуды, набор кухонной посуды, элементы домашней посуды: настоящая маленькая кастрюлька, сковорода, чайник, набор овощей и фруктов.Гладильная доска, утюжок..
Магазин:
весы; баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, наборы продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов; муляжи - продукты (булочки, пирожки): сумочки, корзиночки из разных материалов (плетеные, матерчатые.)
Поликлиника:
халат медсестры с символикой (медицина - красный крест), фонендоскоп, градусник, тематический набор с флакончиками лекарств и медицинскими приборами.
Гараж:
различные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки.  принцип содержательно-насыщенности включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Сюжетное конструирование
. Легкий модульный материал – мягкие объемные геометрические фигуры (модули) разных цветов и размеров. Напольный конструктор (крупный строительный материал). К нему для обыгрывания: крупные транспортные игрушки – автомобили грузовые, легковые, автобусы, паровозы, электровозы, самолеты, пароходы, лодки; сюжетные фигурки – наборы диких и домашних животных и их детеныши, птицы, рыбки, игрушечные насекомые, люди, сказочные персонажи.
Настольный конструктор
(мелкий строительный материал, ЛЕГО). К нему для обыгрывания: мелкие транспортные игрушки и сюжетные фигурки (в коробку скомпонованы геометрические формы вместе с материалами для обыгрывания, например: в коробке - 2 кирпичика, 3 кубика, 1 призма и т.д. и тут же сюжетные фигурки, например: наборы диких, домашних животных, т.е. создаем игровые ситуации.)

Центр воды и песка
: ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки - мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные). Для экспериментирования: сачки, формочки (замораживание), различные емкости (наливание, переливание), лодочки, камешки (тяжелый - тонет, легкий - не тонет) ,ложки , пластмассовые колбочки.Уголок оформлен в раздевалке,трасформируем.
Уголок природы:
• картины - пейзажи по времени года; • цветы с характерным выделением листа, стебля, цветка; широколистные, с плотной поверхностью листа, обильноцветущие (фикус, бегония, фиалки, герань, )
Книжный уголок:
• 4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку – мишку; герои сказок “Колобок”,”Репка”,”Теремок” и т.д. • иллюстрации (ламинированные); • сюжетные картинки.
Театральный уголок:
• театр игрушки, настольный театр, плоскостной, би-ба-бо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», театр «заводных игрушек». • музыкальные игрушки (озвученные - музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка; не озвученные игрушки-самоделки - плоскостные балалайка, пианино и т.д.); • народные игрушки; • музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики.
Спортивный уголок:
Присутствует физкультурный материал: мячи и мячики(резиновые,пластмассовые,мягконабивные) , скакалки, кольцеметы, кегли, пластмассовые гантели, весь инвентарь определен в корзины для хранения.
Центр развивающих игр:
пазлы, шнуровки, настольно-печатные игры, лото, домино, соответствующие младшему дошкольному возрасту.  трансформируемость – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей; оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.  полифункциональность – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
игровой материал в уголках размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их. Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами, мелкие фигурки - персонажи которые выполняют функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.  доступность – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; физкультурное оборудование уголка размещено таким образом, чтобы дети могли играть и убирать на место, имеется выдвижное отделение для хранения атрибутики к подвижным играм, что обеспечивает самостоятельность выбора игры; в музыкальном уголке установлен музыкальный центр. Подобрана музыкальная фонотека: записи классической и народной музыки, звуки природы, музыкальные сказки, детские песни. Диски с записями располагаются в шкафчике-футляре, легко достаются одним нажатием. Для прослушивания индивидуально возможно подключение наушников они располагаются справа от музыкального центра  безопасность – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. игрушки, оборудование, инвентарь, мебель, технические средства группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, а также соответствует росто-возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста: в спортивном уголке вешалки для скакалок крепко закреплены на стене, в уголке творчества стол круглой формы имеет матовое покрытие ,расположение обеспечивает естественное освещение с левой стороны. ВЫВОД:
развивающая предметно-пространственной среды во второй младшей

группе организована удовлетворительно:
 соответствии с ФГОС дошкольного образования  РППС (возрастная группа) обеспечивает:  охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми  свободный выбор детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослым
 материалы, оборудования и инвентаря гарантируют развитие детей (возраст)дошкольного возраста, охрану и укрепление здоровья и коррекцию недостатков развития;  открытость дошкольного образования и вовлечение родителей  равные условия по реализации образовательной программы с учетом особенностей (национально-культурных,социальных и пр.) Организация развивающей предметно – пространственной среды во второй ладшей группе, строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.


В раздел образования