Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми


Автор: Миронова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Каменский детский сад
Населённый пункт: Брянская область Брасовский район п. Каменка
Наименование материала: Проект
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду

в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии,

направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного

образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья

субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и

родителей.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у

разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как

родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии»

утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу

здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов

организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную

характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия

на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие

«здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой

педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной

технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов

образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат

безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов,

методов педагогической работы, которые дополняют традиционные

педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья

воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как

совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,

знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его,

валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и

эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,

задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической

самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в

том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и

валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

·

медико-профилактические;

·физкультурно-оздоровительные;

·технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

·здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного

образования;

·валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие

образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают

сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ

в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием

медицинских средств.

технологии профилактики заболеваний,

углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов,

приходящих из поликлиники,

коррекция возникающих функциональных отклонений,

отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих

III группу здоровья),

реабилитация соматического состояния здоровья,

противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в

соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период,

витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое

развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств,

двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

закаливание КГН;

беседы по валеологии;

спортивные праздники;

спортивные развлечения и досуги;

недели здоровья;

соревнования;

прогулки-походы.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления

здоровья детей:

Информационные стенды для родителей: в каждой возрастной группе работают

рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы

упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата,

органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

Информационные стенды медицинских работников: о медицинской

профилактической работе с детьми в ДОУ;

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях

ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и

Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это

прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры

здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе

дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей

работы:

· приобщение детей к физической культуре

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является

состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное,

что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное

физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем,

эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок –

успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания

социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий

по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений

педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада

здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий

повысит результативность воспитательно-образовательного процесса,

сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на

сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия

для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных

условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг

здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность

технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому

ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и

родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге

формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды

деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со

сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности,

всех ее свойств и качеств.

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии

Динамические паузы

(физкультминутки)

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных

группах

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут

включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и

других в зависимости от вида занятия

Педагоги ДОУ

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и

со средней степенью подвижности.

Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее

проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей,

педагог определяет интенсивность технологии.

Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский,

Рахманинов), звуки природы

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении

музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др

Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально

запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с

семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Все педагоги ДОУ, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от

интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги ДОУ

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего

возраста

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об

обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание;

ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей

температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Педагоги ДОУ

Оздоровительный бег

Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на

прогулке.

Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы.

Ранний возраст - в групповой комнате или физ.зале - 10 мин. Младший возраст-

15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ.

Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не

фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего

возраста

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством

включения педагога в процесс игровой деятельности

Психолог, педагоги ДОУ

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них

входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием,

лепкой и др.

Психолог, педагоги ДОУ

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Педагоги ДОУ

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных

формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям

элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные

занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех

возрастных группах

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других

технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

со среднего возраста

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ.

Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают

эмоциональный настрой ребенка

Педагоги ДОУ, психолог

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек.

Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами

занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют

диагностический инструментарий и протоколы занятий

Педагоги ДОУ, психолог

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей

работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое

рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а

остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Педагоги ДОУ, психолог

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической

подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а

также здоровьесберегающей среды ДОУ.

Организация здоровьесберегающего образовательного

пространства в ДОУ.

Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам

здоровьесбережения.

Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и

взрослых ДОУ.

Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья

для разных категорий детей и взрослых.

Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по

сезонам, на время каникул);

комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по

“дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком,

“топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на

свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

физкультурные занятия всех типов;

оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность

детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных

игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики

(ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

организация рационального питания;

медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического

здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды

совместной деятельности;

Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-

образовательный процесс ДОУ;

Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;

Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов

и родителей;

Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня

физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием

здоровья ребенка;

Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной

деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной

работы;

Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в

ДОУ.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!



В раздел образования