Автор: Шаповалова Елизавета Юрьевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Малыш" г. Волгодонска
Населённый пункт: г.Волгодонск, Ростовскаяобласть
Наименование материала: Статья
Тема: "Состояние дошкольного образования на современном этапе"
Раздел: дошкольное образование
Одним из ведущих направлений воспитания личности ребенка является
формирование его активности. Вне активности невозможны ни
познавательное развитие, ни усвоение социального опыта, ни
самостоятельная деятельность ребенка. Активность- основная форма его
жизнедеятельности, необходимое условие его развития. Одним из ведущих
подходов к развитию ребенка как субъекта детской деятельности является
создание образовательной проблемной ситуации, обеспечивающей
активное участие ребенка как партнера в образовательном процессе.
Проблемная ситуация - это задача, которую необходимо решить. Основным
звеном проблемной ситуации является противоречие.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает
жизненные представления детей ( или достигнутый ими уровень) с
научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний,
жизненного опыта.
Проблемные ситуации могут быть разной направленности - это:
случайно возникшие, те, которые происходят сами по себе, например, пошел
снег, солнышко спряталось за тучу, уронил ложку, разбил чашку. Эти
ситуации не планируются, но педагог их видит и использует в
образовательном процессе;
специально созданные ситуации , требующие определенной подготовки
педагогом. Эти ситуации разрабатываются, планируются и педагог создает
для них условия.
Характерные признаки проблемности на занятии.
Возникает состояние интеллектуального затруднения;
Возникает противоречивая ситуация;
Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему
необходимо узнать для решения задачи.
Существует четыре уровня проблемности в обучении:
1.
Воспитатель сам ставит проблему ( задачу) и сам решает ее при
активном слушании и обсуждении детьми.
2.
Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его
руководством находят решение. Воспитатель направляет ребенка на
самостоятельные поиски путей решения ( частично - поисковый метод).
3.
Ребенок сам ставит проблему , воспитатель помогает ее решить. У
ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать
проблему.
4.
Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не
указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а
увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее
решения
.
Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:
подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ
его разрешения;
изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
побуждение детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,
сопоставление фактов;
постановка конкретных вопросов ( на обобщение, обоснование,
конкретизацию, логику рассуждения);
постановка проблемных задач.
Этапы процесса решения проблемных ситуаций:
1.
поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих
вопросов с актуализации прежних знаний: " что нам надо вспомнить
для решения нашего вопроса?", " что мы можем использовать из
известного нам для решения проблемы?",
2.
процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее не
известных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение
гипотез, поиск ключа, идеи решения. Ребенок ищет решение " во
внешних условиях", в различных источниках знаний,
3.
доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного
решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с
практической деятельностью.
Роль педагога в решении проблемной ситуации:
Педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание ( в
этом принципиальное отличие проблемного обучения)
Он внимательно выслушивает все возражения
Поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении,
что важно: выслушать предложения детей, поблагодарить за активное
участие и постепенно подвести к мысли " Что же можно сделать, чтобы
убедиться в этом?
Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена
разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой
самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в
соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт
успешной творческой деятельности.
Для успешного осуществления вышесказанного, прежде всего необходимо
провести огромную предварительную работу. При этом учитываются
возрастные особенности детей, с которыми осуществляется педагогический
процесс.
Предварительная работа - это методы и приемы формирования и
закрепления знаний об окружающем:
беседы по теме и ситуативные разговоры с детьми
экскурсии
чтение художественной литературы
отгадывание и составление загадок
рассказы из опыта детей
слушание и исполнение песенок
создание коллекций
украшение групповой комнаты
хороводные, подвижные и развивающие игры
наблюдения
рассматривание предметных и сюжетных картинок
Все это помогает заинтересовать детей, научить их тому, чтобы они
самостоятельно использовали приемы решения проблемных ситуаций.
Моделирование проблемных ситуаций.
Игра на нахождение компромиссного выхода из проблемной ситуации
" Не поделили игрушку"
Воспитатель приносит в группу новую игрушку. Претендентов на новую
игрушку оказывается слишком много. В группе между детьми складывается
конфликтная ситуация: кому достанется новая игрушка. Педагог успокаивает
детей и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: " Как
же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней играть много."
Предлагает детям для обсуждения различные варианты:
отдать игрушку тому, кто взял ее первым,
никому не давать игрушку, чтобы не было обидно,
играть всем вместе,
посчитаться,
играть с игрушкой по очереди,
отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная...
Дети вместе с воспитателем обсуждают пути возможного решения ситуации,
предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них
появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с
решение других, а подчас и усомниться в правильности своего предложения.
" Предложений много,- говорит педагог,- на каком остановимся?"
Дети размышляют, ищут нужное решение, и если они затрудняются в
выборе, педагог в ненавязчивой форме подсказывает им выход, делает его
наиболее привлекательным.
Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для
ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно -
проблематично. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.
На подготовительном этапе можно использовать методику " Две гири".
Стимулирующая помощь взрослого является обязательным условием при
использовании метода проблемных ситуаций. Дети часто объединяют
оценку поступка с личностной оценкой: плохой поступок - плохой человек.
Наводящие вопросы педагога, чередование открытых и закрытых вопросов,
совместное обсуждение той или иной ситуации помогают детям встать на
место другого человека, понять мотивы его действий, оценить их с
нравственной точки зрения и прийти к правильным выводам.
Дать игрушку (+)
Не давать (-)
- Саша будет со мной дружить
-
Потом уступит свою игрушку
-
Будем играть
вместе с ним.
-
Саша не будет со мной дружить
-
Будет играть с другими детьми
-
Все будут меня дразнить
Дети понимают, что для сохранения отношений очень важно уметь
поделиться тем, что имеешь. Ведь дружба - это взаимный интерес, а также
обоюдное проявление доброты, внимания, заботы. Поступая
нелицеприятным образом, вряд ли можно рассчитывать на дружеские
отношения.
С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего
поведения и определить выход из создавшейся ситуации.
Что дает эта схема?
Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой
необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно,
никого не обижать и др.
Во-вторых ( и это самое сложное) , надо отделить свое "хочу" от чужого "
хочу". В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения
противоположных " хочу" следует искать пути договоренности.
В- третьих, ребенок учится аргументировать свое "хочу" и пытается
сформулировать точку зрения другого. Оценивая все "за" и "против".
ребенок приходит к выводу: добиваясь одной личной цели ( своего "хочу"),
можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести.
Образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах
взаимодействия с детьми ( непосредственно образовательная деятельность,
задушевная беседа, разговор по делу, рассматривание иллюстраций, игра и
др.) фото
Создавать проблемные ситуации нужно начинать с детьми второй младшей
группы на игровой и сказочной основе. Подбирать их таким образом, чтобы
они были понятны и знакомы детям, связанные с программой и временем
года. " Как собрать ягоды без корзинки?", " Как вымыть руки без мыла?, "
Два мальчика хотят играть , а машинка одна" , " Как играть в песок без
совка?" " Как Маше не заблудиться в лесу?" и другие. В младшем возрасте
наиболее эффективны игровые проблемные ситуации, в которые попадает
персонаж ( обезьянка, куколка, зайка, сказочный персонаж) фото
Перед решением проблемной ситуации " Будем рисовать красками, а
кисточек нет"проводила предварительную работу - рисование разными
способами. Затем на занятии дети сами выбирали способ рисования
медвежонка. фото
Очень интересные проблемные ситуации можно создавать на прогулке. Во
время наблюдения за листопадом, была создана ситуация " Как сохранить
опавшие листочки?". В процессе рассуждений дети пришли к выводу, что
листочки нужно принести в группу , засушить и сделать гербарий. Потом из
засушенных листочков делали поделки, рисовали способом прокатывания
солнышко. фото
Когда выпал первый снег и его было мало, с детьми решили ситуацию "
Нужно слепить снеговика, а снега мало" - лепили снежные фигуры разной
величины и соединяли их друг с другом . фото
В старшем возрасте при конструировании образовательной проблемной
ситуации предлагается методика с использованием предметно -
схематических моделей. Предлагаю вам для рассмотрения модели, которые
дети вместе с воспитателем придумали сами при решении различных
ситуаций. демонстрация моделей
Педагоги не должны забывать, что проблемные ситуации используются не
только на занятиях по " Познаю мир" , но и на математике, развитию речи,
грамоте, конструированию.
Например. Проблемная ситуация по математике. Помогите мне сделать
перестановку. Я хочу поставить стол между шкафами. Как проверить
поместится ли он. ( Обращение к аудитории- предложить свои варианты)
Предполагаемые варианты ответов:
- можно передвинуть;
- можно измерить стол и сравнить мерку с размером пространства между
шкафами;
- можно нарисовать план помещения, условное изображение мебели в
масштабе, подвигать модели на листе бумаги и тогда принять решение о
перестановке.
Практическая деятельность.
1.
Фрагмент занятия с использованием проблемной ситуации для детей
старшей группы.
Тема. Приключения Буратино.
Цель. Актуализировать знания детей о свойствах дерева ( не тонет в воде)
Задачи. Способствовать освоению детьми представлений о свойствах дерева
- не тонет в воде; развивать умение анализировать ситуацию, планировать
эксперимент, выдвигать гипотезы, самостоятельно делать выводы на основе
практической деятельности; стимулировать желание помочь герою сказки.
Ход занятия.
Воспитатель сообщает детям, что вчера дети другой группы читали сказку
" Приключения Буратино" и придумали другой конец сказки, но у них это
получилось не до конца, просят помощи, а остановились они вот на чем:
" Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно.
В школу нужно торопиться. Думал- думал Буратино как же перебраться через
речку.
Противоречие. Буратино должен перебраться через речку, так как может
опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает,
что утонет .
Что будем делать? Предлагаются различные варианты, выдвигаются
гипотезы: можно построить лодку, но это долго; попросить кого- нибудь
перевезти, но рядом никого нет, а может Буратино не утонет, так как
деревянный.
Воспитатель предлагает проверить последнюю гипотезу: т.к. Буратино
деревянный, найти в группе деревянные предметы и провести эксперимент с
водой и деревянными предметами.
Делается вывод: дерево в воде не тонет, следовательно. Буратино не утонет,
потому что он деревянный.
В каждой группе необходимо иметь картотеку проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть разной направленности:
социальные
познавательные
экологические
математические
театрализованные
фантастические
сказочные
бытовые
на тему " Что было бы, если..."
Педагогу необходимо найти эффективный способ педагогического
воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта
детской деятельности.
Системное использование ситуаций дает возможность педагогу отойти от
традиционных занятий по предлагаемому образцу, создать условия
раскрепощенности, снять излишнюю регламентацию, позволяет раскрыть
свое внутреннее состояние и образ " Я" ребенка. Только такие условия
определяют успешность использования такой педагогической технологии,
как образовательные проблемные ситуации.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное
Учреждение Детский сад " Малыш" г. Волгодонска
Консультация
"Обучение детей дошкольного возраста
решению проблемных ситуаций"
Подготовила воспитатель Е.Ю. Шаповалова
г. Волгодонск , февраль 2016г.