Напоминание

"Состояние дошкольного образования на современном этапе"


Автор: Шаповалова Елизавета Юрьевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Малыш" г. Волгодонска
Населённый пункт: г.Волгодонск, Ростовскаяобласть
Наименование материала: Статья
Тема: "Состояние дошкольного образования на современном этапе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Одним из ведущих направлений воспитания личности ребенка является

формирование его активности. Вне активности невозможны ни

познавательное развитие, ни усвоение социального опыта, ни

самостоятельная деятельность ребенка. Активность- основная форма его

жизнедеятельности, необходимое условие его развития. Одним из ведущих

подходов к развитию ребенка как субъекта детской деятельности является

создание образовательной проблемной ситуации, обеспечивающей

активное участие ребенка как партнера в образовательном процессе.

Проблемная ситуация - это задача, которую необходимо решить. Основным

звеном проблемной ситуации является противоречие.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает

жизненные представления детей ( или достигнутый ими уровень) с

научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний,

жизненного опыта.

Проблемные ситуации могут быть разной направленности - это:

случайно возникшие, те, которые происходят сами по себе, например, пошел

снег, солнышко спряталось за тучу, уронил ложку, разбил чашку. Эти

ситуации не планируются, но педагог их видит и использует в

образовательном процессе;

специально созданные ситуации , требующие определенной подготовки

педагогом. Эти ситуации разрабатываются, планируются и педагог создает

для них условия.

Характерные признаки проблемности на занятии.

Возникает состояние интеллектуального затруднения;

Возникает противоречивая ситуация;

Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему

необходимо узнать для решения задачи.

Существует четыре уровня проблемности в обучении:

1.

Воспитатель сам ставит проблему ( задачу) и сам решает ее при

активном слушании и обсуждении детьми.

2.

Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его

руководством находят решение. Воспитатель направляет ребенка на

самостоятельные поиски путей решения ( частично - поисковый метод).

3.

Ребенок сам ставит проблему , воспитатель помогает ее решить. У

ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать

проблему.

4.

Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не

указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а

увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее

решения

.

Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:

подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ

его разрешения;

изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

побуждение детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,

сопоставление фактов;

постановка конкретных вопросов ( на обобщение, обоснование,

конкретизацию, логику рассуждения);

постановка проблемных задач.

Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

1.

поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих

вопросов с актуализации прежних знаний: " что нам надо вспомнить

для решения нашего вопроса?", " что мы можем использовать из

известного нам для решения проблемы?",

2.

процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее не

известных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение

гипотез, поиск ключа, идеи решения. Ребенок ищет решение " во

внешних условиях", в различных источниках знаний,

3.

доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного

решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с

практической деятельностью.

Роль педагога в решении проблемной ситуации:

Педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание ( в

этом принципиальное отличие проблемного обучения)

Он внимательно выслушивает все возражения

Поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении,

что важно: выслушать предложения детей, поблагодарить за активное

участие и постепенно подвести к мысли " Что же можно сделать, чтобы

убедиться в этом?

Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена

разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой

самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в

соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт

успешной творческой деятельности.

Для успешного осуществления вышесказанного, прежде всего необходимо

провести огромную предварительную работу. При этом учитываются

возрастные особенности детей, с которыми осуществляется педагогический

процесс.

Предварительная работа - это методы и приемы формирования и

закрепления знаний об окружающем:

беседы по теме и ситуативные разговоры с детьми

экскурсии

чтение художественной литературы

отгадывание и составление загадок

рассказы из опыта детей

слушание и исполнение песенок

создание коллекций

украшение групповой комнаты

хороводные, подвижные и развивающие игры

наблюдения

рассматривание предметных и сюжетных картинок

Все это помогает заинтересовать детей, научить их тому, чтобы они

самостоятельно использовали приемы решения проблемных ситуаций.

Моделирование проблемных ситуаций.

Игра на нахождение компромиссного выхода из проблемной ситуации

" Не поделили игрушку"

Воспитатель приносит в группу новую игрушку. Претендентов на новую

игрушку оказывается слишком много. В группе между детьми складывается

конфликтная ситуация: кому достанется новая игрушка. Педагог успокаивает

детей и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: " Как

же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней играть много."

Предлагает детям для обсуждения различные варианты:

отдать игрушку тому, кто взял ее первым,

никому не давать игрушку, чтобы не было обидно,

играть всем вместе,

посчитаться,

играть с игрушкой по очереди,

отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная...

Дети вместе с воспитателем обсуждают пути возможного решения ситуации,

предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них

появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с

решение других, а подчас и усомниться в правильности своего предложения.

" Предложений много,- говорит педагог,- на каком остановимся?"

Дети размышляют, ищут нужное решение, и если они затрудняются в

выборе, педагог в ненавязчивой форме подсказывает им выход, делает его

наиболее привлекательным.

Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для

ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно -

проблематично. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.

На подготовительном этапе можно использовать методику " Две гири".

Стимулирующая помощь взрослого является обязательным условием при

использовании метода проблемных ситуаций. Дети часто объединяют

оценку поступка с личностной оценкой: плохой поступок - плохой человек.

Наводящие вопросы педагога, чередование открытых и закрытых вопросов,

совместное обсуждение той или иной ситуации помогают детям встать на

место другого человека, понять мотивы его действий, оценить их с

нравственной точки зрения и прийти к правильным выводам.

Дать игрушку (+)

Не давать (-)

- Саша будет со мной дружить

-

Потом уступит свою игрушку

-

Будем играть

вместе с ним.

-

Саша не будет со мной дружить

-

Будет играть с другими детьми

-

Все будут меня дразнить

Дети понимают, что для сохранения отношений очень важно уметь

поделиться тем, что имеешь. Ведь дружба - это взаимный интерес, а также

обоюдное проявление доброты, внимания, заботы. Поступая

нелицеприятным образом, вряд ли можно рассчитывать на дружеские

отношения.

С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего

поведения и определить выход из создавшейся ситуации.

Что дает эта схема?

Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой

необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно,

никого не обижать и др.

Во-вторых ( и это самое сложное) , надо отделить свое "хочу" от чужого "

хочу". В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения

противоположных " хочу" следует искать пути договоренности.

В- третьих, ребенок учится аргументировать свое "хочу" и пытается

сформулировать точку зрения другого. Оценивая все "за" и "против".

ребенок приходит к выводу: добиваясь одной личной цели ( своего "хочу"),

можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести.

Образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах

взаимодействия с детьми ( непосредственно образовательная деятельность,

задушевная беседа, разговор по делу, рассматривание иллюстраций, игра и

др.) фото

Создавать проблемные ситуации нужно начинать с детьми второй младшей

группы на игровой и сказочной основе. Подбирать их таким образом, чтобы

они были понятны и знакомы детям, связанные с программой и временем

года. " Как собрать ягоды без корзинки?", " Как вымыть руки без мыла?, "

Два мальчика хотят играть , а машинка одна" , " Как играть в песок без

совка?" " Как Маше не заблудиться в лесу?" и другие. В младшем возрасте

наиболее эффективны игровые проблемные ситуации, в которые попадает

персонаж ( обезьянка, куколка, зайка, сказочный персонаж) фото

Перед решением проблемной ситуации " Будем рисовать красками, а

кисточек нет"проводила предварительную работу - рисование разными

способами. Затем на занятии дети сами выбирали способ рисования

медвежонка. фото

Очень интересные проблемные ситуации можно создавать на прогулке. Во

время наблюдения за листопадом, была создана ситуация " Как сохранить

опавшие листочки?". В процессе рассуждений дети пришли к выводу, что

листочки нужно принести в группу , засушить и сделать гербарий. Потом из

засушенных листочков делали поделки, рисовали способом прокатывания

солнышко. фото

Когда выпал первый снег и его было мало, с детьми решили ситуацию "

Нужно слепить снеговика, а снега мало" - лепили снежные фигуры разной

величины и соединяли их друг с другом . фото

В старшем возрасте при конструировании образовательной проблемной

ситуации предлагается методика с использованием предметно -

схематических моделей. Предлагаю вам для рассмотрения модели, которые

дети вместе с воспитателем придумали сами при решении различных

ситуаций. демонстрация моделей

Педагоги не должны забывать, что проблемные ситуации используются не

только на занятиях по " Познаю мир" , но и на математике, развитию речи,

грамоте, конструированию.

Например. Проблемная ситуация по математике. Помогите мне сделать

перестановку. Я хочу поставить стол между шкафами. Как проверить

поместится ли он. ( Обращение к аудитории- предложить свои варианты)

Предполагаемые варианты ответов:

- можно передвинуть;

- можно измерить стол и сравнить мерку с размером пространства между

шкафами;

- можно нарисовать план помещения, условное изображение мебели в

масштабе, подвигать модели на листе бумаги и тогда принять решение о

перестановке.

Практическая деятельность.

1.

Фрагмент занятия с использованием проблемной ситуации для детей

старшей группы.

Тема. Приключения Буратино.

Цель. Актуализировать знания детей о свойствах дерева ( не тонет в воде)

Задачи. Способствовать освоению детьми представлений о свойствах дерева

- не тонет в воде; развивать умение анализировать ситуацию, планировать

эксперимент, выдвигать гипотезы, самостоятельно делать выводы на основе

практической деятельности; стимулировать желание помочь герою сказки.

Ход занятия.

Воспитатель сообщает детям, что вчера дети другой группы читали сказку

" Приключения Буратино" и придумали другой конец сказки, но у них это

получилось не до конца, просят помощи, а остановились они вот на чем:

" Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно.

В школу нужно торопиться. Думал- думал Буратино как же перебраться через

речку.

Противоречие. Буратино должен перебраться через речку, так как может

опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает,

что утонет .

Что будем делать? Предлагаются различные варианты, выдвигаются

гипотезы: можно построить лодку, но это долго; попросить кого- нибудь

перевезти, но рядом никого нет, а может Буратино не утонет, так как

деревянный.

Воспитатель предлагает проверить последнюю гипотезу: т.к. Буратино

деревянный, найти в группе деревянные предметы и провести эксперимент с

водой и деревянными предметами.

Делается вывод: дерево в воде не тонет, следовательно. Буратино не утонет,

потому что он деревянный.

В каждой группе необходимо иметь картотеку проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть разной направленности:

социальные

познавательные

экологические

математические

театрализованные

фантастические

сказочные

бытовые

на тему " Что было бы, если..."

Педагогу необходимо найти эффективный способ педагогического

воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта

детской деятельности.

Системное использование ситуаций дает возможность педагогу отойти от

традиционных занятий по предлагаемому образцу, создать условия

раскрепощенности, снять излишнюю регламентацию, позволяет раскрыть

свое внутреннее состояние и образ " Я" ребенка. Только такие условия

определяют успешность использования такой педагогической технологии,

как образовательные проблемные ситуации.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное

Учреждение Детский сад " Малыш" г. Волгодонска

Консультация

"Обучение детей дошкольного возраста

решению проблемных ситуаций"

Подготовила воспитатель Е.Ю. Шаповалова

г. Волгодонск , февраль 2016г.



В раздел образования