Напоминание

"Роль дидактических игр в математическом представлений детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Мельникова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад N 3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль дидактических игр в математическом представлений детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль дидактических игр в математическом представлений

детей старшего дошкольного возраста.

Формирование количественных и пространственных представлений

является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах

дошкольного детства. Оно служит необходимой основой дальнейшего

обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой

общих и математических понятий в школе. Формирование элементарных

математических представлений в дошкольном возрасте должно эффективно

включать в себя как определенный уровень общего психического развития

ребенка, так и его собственно математических способностей на основе

овладения в соответствии с возрастными возможностями детей кругом

необходимых представлений, доступных понятий, отношений, зависимостей

(количество, число, порядок, равенство — неравенство, целое — часть,

величина — мера и др.), а также некоторых умений и навыков (счет,

измерение, классификация и др.). При этом значительное внимание должно

уделяться формированию и развитию психических процессов, таких как

память, внимание, словесно-логическое мышление, зрительно —

пространственное и слуховое восприятие. В этом могут помочь

дидактические игры и упражнения. Что же они из себя представляют?

Существует несколько определений дидактической игры. Во-первых,

это метод обучения, выступающий для решения обучающих задач. Во-

вторых, это активная учебная деятельность по имитационному

моделированию изучаемых систем, процессов и явлений. В — третьих, это

учебная деятельность обучающихся в различных формах (индивидуальной,

групповой, парной и коллективной), включающая состязание и

самодеятельность в усвоении программных знаний, умений и навыков в

процессе игрового общения. Исходя из этих определений можно

сделать вывод, что дидактическая игра является активной учебной

деятельность, которая предназначена для реализации поставленных задач

через усвоение знаний, умений и навыков в игровой форме. Применительно к

формированию математических представлений дидактическая игра как

нельзя лучше подходит для усвоения начальных математических понятий

через игру: ведь увлекаясь дети не замечают, что учатся и постигают

сложные для них математические понятия.

Каждая дидактическая игра состоит из познавательного содержания,

игрового задания, игровых действий, решение которых требует

сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить

правила, последовательность действий и преодоления трудностей. При этом

в дидактической игре ставится комплекс задач, которые необходимо

формировать и развивать.

Дидактические игры по формированию математических представлений

можно разделить на группы:

– Игры с числами и цифрами;

– Игры на ориентировку в пространстве;

– Игры с геометрическими фигурами;

– игры о представлении, о времени;

– Игры на логическое мышление.

Главная особенность дидактической игры в том, что задание

предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и

воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий

и организационных отношений. Так как внимание детей не устойчиво, то для

прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать. Для этого

целесообразно проводить словесные дидактические игры с большим набором

наглядностей.

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию

пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Где звенит

колокольчик?», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя в

них дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов

относительно себя и относительно другого предмета (или человека).

В игре «Сложи фигуру» дети по образцу выкладывают из счетных

палочек или геометрических фигур какое -либо изображение или предмет.

Игра «Найди лишнюю фигуру» не только помогает закрепить

геометрические фигуры, но и развивает словесно — логическое мышление. В

игре «Угадай наощупь» у детей параллельно со знаниями о геометрических

фигурах развиваются и закрепляются сенсорные ощущения.

В игре «Живая неделя». Дети закрепляют дни недели и их

последовательность. Такие же игры можно проводить для закрепления

частей суток, времён года, последовательности месяцев. Для этого можно

использовать следующие игры: «Назови скорее», «Дни недели», «Назови

пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев».

Логическое мышление развивается в различных областях. При этом

параллельно идёт развитие других психических процессов — памяти, речи,

внимания и т. д. Приведём некоторые из игр, которые помогают в этом.

В игре «Чем похожи и чем отличаются?» вместе с логическим

мышлением происходит развитие зрительного восприятия, внимания и

связной речи. Взрослый предлагает детям найти сходство и различие между

предложенными изображенными предметами. Ребёнок не просто находит

сходства и отличия, но и аргументирует их. Также можно привести в пример

развития словесно — логического мышления такие игры, как: «Продолжи

ряд», «Найди пару» и многие другие.

При этом предметные и словесные дидактические игры обычно

используются непосредственно в образовательной деятельности, настольно-

печатные же уместно предлагать дошкольникам во время самостоятельной

деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра в

формировании элементарных математических представлений — это

своеобразный необходимым «перевалочный пункт» между познавательной и

игровой деятельностью, который помогает детям дошкольного возраста

усваивать основы математики.



В раздел образования