Автор: Мельникова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад N 3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль дидактических игр в математическом представлений детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Роль дидактических игр в математическом представлений
детей старшего дошкольного возраста.
Формирование количественных и пространственных представлений
является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах
дошкольного детства. Оно служит необходимой основой дальнейшего
обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой
общих и математических понятий в школе. Формирование элементарных
математических представлений в дошкольном возрасте должно эффективно
включать в себя как определенный уровень общего психического развития
ребенка, так и его собственно математических способностей на основе
овладения в соответствии с возрастными возможностями детей кругом
необходимых представлений, доступных понятий, отношений, зависимостей
(количество, число, порядок, равенство — неравенство, целое — часть,
величина — мера и др.), а также некоторых умений и навыков (счет,
измерение, классификация и др.). При этом значительное внимание должно
уделяться формированию и развитию психических процессов, таких как
память, внимание, словесно-логическое мышление, зрительно —
пространственное и слуховое восприятие. В этом могут помочь
дидактические игры и упражнения. Что же они из себя представляют?
Существует несколько определений дидактической игры. Во-первых,
это метод обучения, выступающий для решения обучающих задач. Во-
вторых, это активная учебная деятельность по имитационному
моделированию изучаемых систем, процессов и явлений. В — третьих, это
учебная деятельность обучающихся в различных формах (индивидуальной,
групповой, парной и коллективной), включающая состязание и
самодеятельность в усвоении программных знаний, умений и навыков в
процессе игрового общения. Исходя из этих определений можно
сделать вывод, что дидактическая игра является активной учебной
деятельность, которая предназначена для реализации поставленных задач
через усвоение знаний, умений и навыков в игровой форме. Применительно к
формированию математических представлений дидактическая игра как
нельзя лучше подходит для усвоения начальных математических понятий
через игру: ведь увлекаясь дети не замечают, что учатся и постигают
сложные для них математические понятия.
Каждая дидактическая игра состоит из познавательного содержания,
игрового задания, игровых действий, решение которых требует
сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить
правила, последовательность действий и преодоления трудностей. При этом
в дидактической игре ставится комплекс задач, которые необходимо
формировать и развивать.
Дидактические игры по формированию математических представлений
можно разделить на группы:
– Игры с числами и цифрами;
– Игры на ориентировку в пространстве;
– Игры с геометрическими фигурами;
– игры о представлении, о времени;
– Игры на логическое мышление.
Главная особенность дидактической игры в том, что задание
предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и
воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий
и организационных отношений. Так как внимание детей не устойчиво, то для
прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать. Для этого
целесообразно проводить словесные дидактические игры с большим набором
наглядностей.
Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию
пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Где звенит
колокольчик?», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя в
них дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов
относительно себя и относительно другого предмета (или человека).
В игре «Сложи фигуру» дети по образцу выкладывают из счетных
палочек или геометрических фигур какое -либо изображение или предмет.
Игра «Найди лишнюю фигуру» не только помогает закрепить
геометрические фигуры, но и развивает словесно — логическое мышление. В
игре «Угадай наощупь» у детей параллельно со знаниями о геометрических
фигурах развиваются и закрепляются сенсорные ощущения.
В игре «Живая неделя». Дети закрепляют дни недели и их
последовательность. Такие же игры можно проводить для закрепления
частей суток, времён года, последовательности месяцев. Для этого можно
использовать следующие игры: «Назови скорее», «Дни недели», «Назови
пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев».
Логическое мышление развивается в различных областях. При этом
параллельно идёт развитие других психических процессов — памяти, речи,
внимания и т. д. Приведём некоторые из игр, которые помогают в этом.
В игре «Чем похожи и чем отличаются?» вместе с логическим
мышлением происходит развитие зрительного восприятия, внимания и
связной речи. Взрослый предлагает детям найти сходство и различие между
предложенными изображенными предметами. Ребёнок не просто находит
сходства и отличия, но и аргументирует их. Также можно привести в пример
развития словесно — логического мышления такие игры, как: «Продолжи
ряд», «Найди пару» и многие другие.
При этом предметные и словесные дидактические игры обычно
используются непосредственно в образовательной деятельности, настольно-
печатные же уместно предлагать дошкольникам во время самостоятельной
деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра в
формировании элементарных математических представлений — это
своеобразный необходимым «перевалочный пункт» между познавательной и
игровой деятельностью, который помогает детям дошкольного возраста
усваивать основы математики.