Напоминание

Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения.


Автор: Ирина Сергеевна Батурина
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "Энтузисастская школа им В. И. Шибанкова"
Населённый пункт: Юрьев-Польский
Наименование материала: девиантное поведение
Тема: Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения.

Крайне

важной

остается

проблема

девиантного

поведения

несовершеннолетних, и поэтому каждому педагогу необходимо иметь

представление о том, какое поведение можно считать соответствующим

нормам, а какое девиантным. Во все времена общество пыталось подавлять

нежелательные

формы

человеческого

поведения.

Ученые

называют

отклоняющееся поведение девиантным. Оно содержит в себе любые

поступки или действия, не соответствующие нормам. Девиантное поведение

(от лат. deviatio — отклонение) — совершение поступков, которые

противоречат нормам социального поведения в том или ином обществе.

Проблема поведения учащихся всегда беспокоила учителей и родителей. В

настоящий

момент

современные

школьники

более

активные,

раскрепощенные,

самостоятельные,

свободно

выражают

своё

мнение,

отстаивают свою точку зрения. Но вместе с тем нередко они совершают

поступки, неприемлемые в данном обществе, которые могут вызвать

существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность

и отрицательно повлиять на уровень образованности школьников.

Поведение человека в широком смысле – это его образ жизни и действий, то,

как он себя ведет по отношению к другим людям, идеям, внешнему и

внутреннему миру, к себе. Это поведение, которое основывается на

общественных нормах.

Нормальное

поведение–это

любое

поведение,

которое

не

разрушает

общественных отношений, образующих данную сферу деятельности. В

переводе с латинского языка «норма» – это правило, образец, предписание.

Норма выполняет функцию контроля со стороны общества, информирует,

позволяет оценить поведение. Как бы ни относились к ним люди, нормы

существуют и непрерывно действуют.

Нормальное поведение ученика предполагает его адекватное, отвечающее

потребностям и возможностям отношение к образовательному процессу и

обществу. Если педагоги, родители и другие взрослые люди способны

своевременно и адекватно реагировать на те или иные поступки ребенка, то

его поведение почти всегда будет нормальным.

Девиантное

поведение–это

поведение,

противоречащее

общепринятым

нормам, то есть асоциальное поведение. Девиантное поведение учащихся в

настоящее время встречается довольно часто и практически наблюдается в

каждой школе. Среди подрастающего поколения усилилось демонстративное

и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних

формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Девиантное поведение зачастую опасно не нарушениями дисциплины. Даже

самые значительные нарушения поведения можно пережить. Дело в

последствиях. Отклоняющееся поведение сильно влияет на формирование

характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое

поведение своевременно не остановить и не подкорректировать, то общество

получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным

влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого

человека.

Семья - это первый социальный институт в жизни каждого ребенка. Для

подростков семья должна осуществлять следующие функции:

1. источник эмоциональной поддержки;

2. пример для подражания;

3. источник жизненного опыта и тд.

Благополучное протекание подросткового возраста во многом зависит от

того, насколько полно эти функции реализуются. При определенных

нарушениях взаимодействия между подростком и семьей реализация может

давать «сбои», что способно повлечь за собой различные по тяжести и

последствиям неадаптивные состояния.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка

является неблагополучная семья. В данных семьях имеет место негативный

микроклимат,

обуславливающий

возникновение

отчуждения,

грубости,

неприязни, социального десантирования, стремления делать все назло,

вопреки воле окружающих. Это создает объективные предпосылки для

появления

девиантного

поведения,

демонстративного

неповиновения,

разрушительных действий подростков.

Следует

выделить

определенные

стили

семейных

взаимоотношений,

ведущих к формированию девиантного поведения подростков:

- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений

(гиперопека, конфликтные ситуации, двойная – «для других» и «для себя»

мораль и тд.);

- нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной

семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и

родителей;

-

асоциальный

стиль

отношений

в

дезорганизованной

семье

с

систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом

жизни, криминальным поведением родителей, семейная жестокость, насилие.

Дети,

которые

подверглись

жестокому

обращению,

лишены

чувства

безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к

осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид

жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям,

но их объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его

жизни и социальной адаптации.

Самое страшное то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое

обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в

роли насильника и мучителя.

Многие родители считают, что их главная задача - обеспечить содержание

ребенка в семье, создать для него условия жизнедеятельности, а воспитание -

дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Причинами,

вызывающими ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и

родителями, являются:

сверхзанятость родителей, когда на ребенка и его воспитание просто не

хватает времени;

конфликтная ситуация в семье;

пьянство родителей;

случаи жестокого обращения с детьми;

отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

особенности подросткового возраста и др.

Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного

общения родителей с ребенком, теплоты и ласки по отношению к нему

приводит к возникновению девиантного поведения. Проблеме влияния

воспитания в семье и школе на девиантное поведение детей посвящено много

исследований. Так, А. Бандура и Р. Уолтерс (1995г.) при изучении

агрессивного поведения детей установили, что если матери снисходительно

относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им

потакать, то дети становятся еще агрессивней. Вместе с тем в другом

исследовании

показано,

что

дети,

подвергающиеся

очень

строгим

наказаниям,

отличаются

большой

агрессивностью

по

отношению

к

товарищам.

Причем

физические

наказания

усиливают

жестокость,

агрессивное поведение детей.

Таким образом, психологическая деформация семьи, нарушение системы

межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее

влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к

возникновению

девиантного

поведения.

Следствием

неблагополучия

семейного

воспитания

подростков

довольно

часто

становится

ярко

выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со

сверстниками и взрослыми.



В раздел образования