Напоминание

"Дети с особыми образовательными потребностями"


Авторы: Яско Светлана Сергеевна, Светлана Сергеевна Яско
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ТПМПК г.Верхнеуральск
Населённый пункт: г. Верхнеуральск, Челябинская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Дети с особыми образовательными потребностями"
Раздел: среднее образование





Назад




Дети с особыми

образовательными

потребностями.

Современные

здоровьесберегающие

технологии

Современные

здоровьесберегающие

технологии

ТПМПК г. Верхнеуральск

Подготовила:

Педагог – психолог

Яско Светлана Сергеевна

ребенка и педагога ребенка и

родителей

ребенка и доктора

которые осуществляются

в процессе взаимодействия

целостная система воспитательно-

оздоровительных, коррекционных

и профилактических мероприятий

Здоровьесберегающие технологии

Обеспечить ребёнку возможность

сохранения здоровья

Сформировать у него необходимые

знания, умения и навыки по ЗОЖ

Научить использовать полученные

знания в повседневной жизни

Здоровьесберегающие технологии

технологии

сохранения и стимулирования здоровья

технологии

обучения здоровому образу жизни

коррекционные технологии

Технологии сохранения и

стимулирования здоровья:

Технологии сохранения и

стимулирования здоровья:

Динамические паузы

Подвижные и спортивные игры

Релаксация

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для глаз

Дыхательная гимнастика

Гимнастика бодрящая (после сна)

Стретчинг

Ритмопластика

Гимнастика корригирующая

Гимнастика ортопедическая

Тренажеры

Динамические паузы

Специальными научными исследованиями установлено, что

двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии

снимают застойные явления, вызываемые продолжительным

сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также

органам зрения и слуха. Физкультминутки проводятся в паузах на

занятиях по развитию речи, рисованию, формированию

элементарных математических представлений. Их цель –

поддержание умственной работоспособности детей на достаточно

высоком уровне.

Подвижные и спортивные игры

Такая активность помогает детям получить необходимую

физическую нагрузку, а также научиться активно и на равных

общаться с другими детьми, увеличить навык быстрой реакции и

многое другое.

Релаксация

Это самый лучший способ снятия напряжения (нервного,

физического и психического), а также расслабления, что

позволяет ликвидировать фактор раздражения. После

выполнения специальных упражнений ребенок становится

спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать

свои чувства. Расслабление позволяет маленькому человечку

сконцентрировать внимание и снять возбуждение.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика для детей представляет собой набор

упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е.

совместных действий систем организма человека (мышечной,

зрительной, нервной, костной), формирующих способность

выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.

Мелкая моторика руки напрямую связана с речевой функцией -

это объясняется анатомическим строением головного мозга.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для улучшения зрения несёт очень конкретные

цели - профилактику нарушений зрительного аппарата.

Предотвращается патологическая утомляемость ребенка,

укрепляются мышцы зрительного аппарата, снимается

напряжение и значительно повышаете работоспособность ребенка.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика – это прекрасное средство

предотвратить частые простудные заболевания, укрепить

иммунитет. А еще правильное дыхание стимулирует работу

нервной системы, головного мозга и сердца, а также полезна для

развитии речи у детей.

Гимнастика бодрящая

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму

проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус,

способствует мышечной радости.

Ритмопластика

Доступность этого вида основывается на простых обще-

развивающих упражнениях. Эффективность - в её

разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат,

сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы.

Эмоциональность достигается не только музыкальным

сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения

танцевально - ритмической гимнастики, но и образными

упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают

возрастным особенностям дошкольников, склонных к

подражанию, копированию действий человека и животных.

Гимнастика корригирующая

У детей дошкольного возраста нередко наблюдаются

нарушения осанки. Эти нарушения можно исправить при

помощи корригирующей гимнастики для детей.

Корригирующую гимнастику назначает и контролирует врач-

специалист по лечебной физической культуре. Подобные занятия

могут проводить специально подготовленная медсестра

врачебно-физкультурного диспансера или детской поликлиники

или методист лечебной физической культуры. В дошкольных

учреждениях подобные занятия не проводятся, ведь дозировка и

выбор упражнений должны быть индивидуальными в каждом

конкретном случае.

Гимнастика ортопедическая

Целью ортопедической гимнастики – является укрепление мышц

свода стопы у детей через комплекс специальных упражнений.

Тренажеры

Благодаря занятиям на тренажерах дети имеют

возможность направить свою избыточную энергию в нужное

русло. Они будут расти здоровыми, активными и более

жизнерадостными. Занятия спортом будут способствовать их

более продуктивному учению, укрепят мышцы и улучшат

сон.

Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на

растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов,

мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют

работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную

активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование

правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц,

воспитывается выносливость и старательность.

Стретчинг

Технологии обучения ЗОЖ

Утренняя гимнастика

Физкультурные занятия

Игротреннинги и игротерапия

Самомассаж

Точечный массаж

Активный отдых

Коммуникативные игры

Занятия из серии «Здоровье»

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика тонизирует организм, повышая

основные процессы жизнедеятельности (кровообращение,

дыхание, обмен веществ и др.), мобилизует внимание

занимающихся, повышает дисциплину (прививает

гигиенический навык заниматься), обеспечивает постепенный

переход организма от состояния покоя во время сна к его

повседневному рабочему состоянию. У людей, систематически

занимающихся гимнастикой улучшается сон, аппетит, общее

самочувствие, повышается работоспособность. Систематически

проводимая утренняя гимнастика служит хорошим средством

укрепления здоровья.

Физкультурные занятия

Физкультурные занятия являются ведущей формой

воспитания двигательной культуры детей в ДОУ. На занятиях

формируются навыки основных движений: ходьбы, бега, лазания,

прыжков, метания; удовлетворяется естественная потребность в

движении, обеспечивается развитее и тренировка всех и функций

организма ребёнка через специально организованную,

оптимальную для всех детей данного возраста и для каждого

ребёнка в отдельности физическую нагрузку; дается возможность

каждому ребёнку демонстрировать свои двигательные умения

сверстникам и учиться у них.

Игротреннинги и игротерапия

Игротерапия представляет собой погружение психолога в

мир дошкольников. Наблюдение за малышами во время игры

позволяет выявить проблемы, возможные причины их

возникновения. Игровая терапия призвана помочь маленькому

пациенту преодолеть сложности развития, исключить проблемы

поведения, разобраться, что беспокоит на самом деле. Грамотно

проведенный сеанс такой игры позволит ему понять, что он

чувствует, как лучше себя вести. Итог проведенной терапии: у

ребенка должна повыситься самооценка, развиться

коммуникативные навыки, понизиться уровень тревожности.

Лучше, если процесс будет проходить в специально

оборудованном помещении у психолога в детском саду.

Самомассаж. Точечный массаж

Самомассаж восстанавливает силы после физических

нагрузок, повышает работоспособность, снимает усталость,

вызывает бодрости и легкость.

Активный отдых

Активные игры на улице полезны физическими нагрузками,

которые помогут ребенку правильно развиваться, чувствовать

себя более энергичным. Проводя время со сверстниками, ребенок

становится коммуникабельным, учится общаться с людьми, идти

на компромиссы, отстаивать свою точку зрения. А это – одна из

важнейших черт, которая непременно пригодится ему в

дальнейшей жизни.

Все, что нужно для физического и интеллектуального развития

ребёнка – это свежий воздух и активные игры.

Коммуникативные игры

Коммуникативная игра для детей предполагает

совместную деятельность, самовыражение и взаимное

сотрудничество, развитие навыков общения и формирование

доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок

переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что

в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм,

умение ладить с другими людьми, способность преодолевать

жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке

психического развития ребенка, а в будущем – к формированию

негативной жизненной позиции.

Коррекционные технологи

и

Технология музыкального

воздействия

Фонетическая ритмика

Сказкотерапия

Арт-терапия

Цветотерапия

Технология коррекции поведения

Психогимнастика

Библиотерапия

Артикуляционная гимнастика

Технология музыкального воздействия

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет

здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка

способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия

действует особенно эффективно на гиперактивных детей,

повышает интерес к окружающему миру, способствует

развитию культуры ребёнка.

Фонетическая ритмика

Фонетическая ритмика – система специальных

упражнений, сочетающая речь и движение, где

проговаривание речевого материала (звуков, слогов,

текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы,

корпуса). Занятия фонетической ритмикой обязательно

включают в себя и сплетаются с упражнениями по

развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи,

играми, помогающими обрести раскованность и

непринужденность.

Занятия фонетической ритмикой помогут

сформировать фонетически правильную речь.

Арт-терапия

Арт-терапия – это и лечение, и развлечение, и развитие

одновременно. В процессе размазывания, смешения,

разбрызгивания, подбора и импульсивного рисования малыш

безболезненно выражает свои чувства. Благодаря этой

специализированной форме психотерапии у взрослых появляется

возможность заглянуть во внутренний мир ребенка. Упражнения

по арт-терапии для детей дают им заряд бодрости, наделяют

уверенностью, помогают справляться со сложными ситуациями,

ведь творчество позволяет приоткрыть дверь в сознание ребенка,

обнаружить и решить скрытые проблемы.

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики – отработка

определенных положений органов артикуляционного аппарата,

необходимых для правильного произношения звуков родного

языка; развитие подвижности, точности, координированности,

дифференцированности движений органов артикуляционного

аппарата.

Цветотерапия

Цветотерапия – это уникальная методика, оказывающая

влияние при проникновении разнообразных оттенков цвета

на мозг и светозависимые гормоны ребенка. При помощи

этой простой и несложной методики по воздействию цвета,

можно добиться значительных улучшений при лечении

апатии у ребенка. Если ребенок немного раздражителен, в

этом тоже можно помочь при помощи цвета, также убрать

начинающуюся агрессию и чрезмерную активность.

Технология коррекции поведения

В педагогической энциклопедии понятие коррекция

определяется как исправление (частичное или полное)

недостатков психического и физического развития у

аномальных детей с помощью специальной системы

педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция

рассматривается как педагогическое воздействие, которое не

сводиться к тренировочным упражнениям, направленным на

исправление отдельно взятого дефекта, а подразумевает

воздействие на личность ребенка в целом.

Психогимнастика

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов,

игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию

различных сторон психики ребенка (как его познавательной,

так и эмоционально-личностной сферы).

Прежде всего такие занятия показаны детям с

чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами,

нарушениями характера, легкими задержками психического

развития и другими нервно-психическими расстройствами,

находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в

профилактической работе с практически здоровыми детьми с

целью психофизической разрядки.

Библиотерапия

Библиотерапия нацелена на формирование у читателя

навыков и способностей противостоять неординарным

ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т.д.), укреплять

силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный

уровень.

Основные цели библиотерапии:

1) дать читателю информацию о проблемах;

2) помочь проникнуть в их

суть; 3) обсудить

новые ценности и отношения;

4) сформировать сознание того, что другие люди сталкивались с

подобными проблемами и показать, как они эти проблемы

решали.

Сказкотерапия

Сказкотерапия для детей давно стала популярным методом

психотерапии и психоанализа. Используя сказкотерапию

практические психологи помогают детям избавиться от

различных негативных эмоциональных проявлений: страхи,

тревожность, фобии, агрессивность и др.

Золотые правила

здоровьесбережения

Золотые правила

здоровьесбережения

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите на себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных

эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!



В раздел образования