Напоминание

Экономика и дети


Автор: Костеева Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 233 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Республика Бурятия, город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Экономика и дети
Раздел: дошкольное образование





Назад




А.В. Костеева

воспитатель частного дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад № 233 «ОАО «РЖД»,

г. Улан – Удэ, Республика Бурятия

ЭКОНОМИКА И ДЕТИ

Еще совсем недавно слово «экономика» не употреблялось в работе с

дошкольниками. А нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке —

веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них

умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно,

творчески действовать, а значит — строить свою жизнь более организованно,

разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей закладываются

первоначальные

понятия

экономического

содержания.

Закладывая

предпосылки экономического мышления, ребенок в дальнейшем сможет легко

им оперировать, выстраивая сложные экономические цепочки.

Впервые экономическое воспитание с детьми дошкольного возраста

включил в свою программу Я.А. Каменский. В своей книге «Материнская

школа», он предлагал давать детям «экономические познания»: дети должны

знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детей

необходимо знакомить с назначением сундуков, шкафов, кладовых, подвалов,

замков, ключей. Большую роль он отводил труду, считая, что дети с самого

малого возраста привыкли «избегать ленивого досуга».

Поэтому, работая с детьми старшего дошкольного возраста, я стала

наблюдать за их играми, вслушиваться в понятия, которыми они оперируют

при построении диалога в игровых ситуациях. Современные дети в своих играх

дети пользуются экономическими понятиями: кредит, банк, кредитная карта,

банковская карта, покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации

условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские

мудрости, проигрывают роли членов семьи.Я решила, что надо расширить

знания детей об экономических понятиях: познакомить с историей денег и

учить расходовать их, уточнить и расширить знания о современных профессиях

и сфере их деятельности, формировать желание трудиться и видеть результат

своего труда, ценить и бережно относиться к предметам окружающего мира.

Мной была разработана рабочая программа по экономическому

воспитанию, на основе парциальной программы «Экономическое воспитание

дошкольников:

формирование

предпосылок

финансовой

грамотности»,

разработанной Сбербанком России совместно с Министерством образования и

науки РФ.

В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с

финансовой грамотностью – подобраны дидактические и настольно печатные

игры,

сюжетообразующие

наборы

для

игровой

деятельности,

созданы

электронные дидактические игры, есть мини-музей «Деньги –вчера, сегодня,

завтра» и т.д.

Работа

с

детьми

организуется

через

разные

виды

деятельности:

кружковая

работа

(1

раз

в

неделю),

организованная

образовательная

деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей.

В соответствии с программой работа с детьми проходит по 3 основным

блокам:

1 – знакомство с профессиями

2 – знакомство с рекламой

3 – использование полезных экономических навыков и привычек в быту.

Знакомясь с профессиями у детей воспитывается уважение к людям,

умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные

качества

экономической

деятельности:

бережливость,

экономность,

рациональность, деловитость, трудолюбие. Дети учатся воспринимать и ценить

мир

рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются

представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и

т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах; дети узнают о

взаимосвязи понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость

продукта

зависит от его качества.

Уточнив и расширив знания детей о профессиях, продуктах труда, мы

знакомимся с историей денег, с денежными единицами разных стран,

товарообменом, ценой и качеством товара.

Знакомясь с понятием, реклама дети узнают для чего она нужна, реклама

- это правда или ложь и др. В ходе работы над данным направлением совместно

с детьми были разобраны такие вопросы – «Для чего создают рекламу?»,

«Хитрости рекламных роликов». Дети попробовали прорекламировать свой

товар и получить обратную связь от своей деятельности. Мы установили

взаимосвязь рекламы со спросом товара в магазине.

После того, как дети познакомились с основными понятиями мы учимся

использовать полезные экономические навыки и привычки в быту, проигрывая

разные жизненные ситуации.

Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и

то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения

к

экономическим

ценностям.

Семья

в

решении

задач

экономического

воспитания - ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем

всех экономических проблем, которые она решает. В семье - реальные деньги,

покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у

родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение

убедить

ребенка, что есть трудности, но

они временные), зависит эмоциональное

состояние и маленького члена семьи.В свою работу по формированию у детей

экономических знаний мы постарались включить и родителей, с которыми

было проведено анкетирование. Выпущены буклеты «Реклама: правда и ложь»,

«Дети и деньги», «Семейный бюджет» и др.

Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский

сад,

учреждения

дополнительного дошкольного образования,

дружеские

компании, учреждения культуры, СМИ и т.д.- представляют еще более

широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе

экономических. Надо иметь в виду, что дети, особенно дошкольники,

воспринимают события, происходящие в

широком

социальном

контексте,

через призму семейного отношения к ним.

Таким образом, в ходе такой систематической и целенаправленной

работы дети познакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их

производителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы на

реальном материале. Дети научатся оперировать деньгами, соотносить доход с

ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между

людьми. Ребята получат начальные сведения об экономике своего города, своей

страны, о профессиях связанных с экономикой и бизнесом, о продукции,

выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по е

ѐ

изготовлению и

реализации. Дети будут уважительно относиться к людям, которые трудятся и

честно зарабатывают деньги. Они научатся правильно, распределять семейный

бюджет, выбирать дешевые и дорогие товары.



В раздел образования