Автор: Костеева Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 233 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Республика Бурятия, город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Экономика и дети
Раздел: дошкольное образование
А.В. Костеева
воспитатель частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 233 «ОАО «РЖД»,
г. Улан – Удэ, Республика Бурятия
ЭКОНОМИКА И ДЕТИ
Еще совсем недавно слово «экономика» не употреблялось в работе с
дошкольниками. А нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке —
веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них
умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно,
творчески действовать, а значит — строить свою жизнь более организованно,
разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей закладываются
первоначальные
понятия
экономического
содержания.
Закладывая
предпосылки экономического мышления, ребенок в дальнейшем сможет легко
им оперировать, выстраивая сложные экономические цепочки.
Впервые экономическое воспитание с детьми дошкольного возраста
включил в свою программу Я.А. Каменский. В своей книге «Материнская
школа», он предлагал давать детям «экономические познания»: дети должны
знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детей
необходимо знакомить с назначением сундуков, шкафов, кладовых, подвалов,
замков, ключей. Большую роль он отводил труду, считая, что дети с самого
малого возраста привыкли «избегать ленивого досуга».
Поэтому, работая с детьми старшего дошкольного возраста, я стала
наблюдать за их играми, вслушиваться в понятия, которыми они оперируют
при построении диалога в игровых ситуациях. Современные дети в своих играх
дети пользуются экономическими понятиями: кредит, банк, кредитная карта,
банковская карта, покупают, работают, получают деньги. Эти ситуации
условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские
мудрости, проигрывают роли членов семьи.Я решила, что надо расширить
знания детей об экономических понятиях: познакомить с историей денег и
учить расходовать их, уточнить и расширить знания о современных профессиях
и сфере их деятельности, формировать желание трудиться и видеть результат
своего труда, ценить и бережно относиться к предметам окружающего мира.
Мной была разработана рабочая программа по экономическому
воспитанию, на основе парциальной программы «Экономическое воспитание
дошкольников:
формирование
предпосылок
финансовой
грамотности»,
разработанной Сбербанком России совместно с Министерством образования и
науки РФ.
В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с
финансовой грамотностью – подобраны дидактические и настольно печатные
игры,
сюжетообразующие
наборы
для
игровой
деятельности,
созданы
электронные дидактические игры, есть мини-музей «Деньги –вчера, сегодня,
завтра» и т.д.
Работа
с
детьми
организуется
через
разные
виды
деятельности:
кружковая
работа
(1
раз
в
неделю),
организованная
образовательная
деятельность, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей.
В соответствии с программой работа с детьми проходит по 3 основным
блокам:
1 – знакомство с профессиями
2 – знакомство с рекламой
3 – использование полезных экономических навыков и привычек в быту.
Знакомясь с профессиями у детей воспитывается уважение к людям,
умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные
качества
экономической
деятельности:
бережливость,
экономность,
рациональность, деловитость, трудолюбие. Дети учатся воспринимать и ценить
мир
рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются
представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и
т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах; дети узнают о
взаимосвязи понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость
продукта
зависит от его качества.
Уточнив и расширив знания детей о профессиях, продуктах труда, мы
знакомимся с историей денег, с денежными единицами разных стран,
товарообменом, ценой и качеством товара.
Знакомясь с понятием, реклама дети узнают для чего она нужна, реклама
- это правда или ложь и др. В ходе работы над данным направлением совместно
с детьми были разобраны такие вопросы – «Для чего создают рекламу?»,
«Хитрости рекламных роликов». Дети попробовали прорекламировать свой
товар и получить обратную связь от своей деятельности. Мы установили
взаимосвязь рекламы со спросом товара в магазине.
После того, как дети познакомились с основными понятиями мы учимся
использовать полезные экономические навыки и привычки в быту, проигрывая
разные жизненные ситуации.
Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и
то, какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения
к
экономическим
ценностям.
Семья
в
решении
задач
экономического
воспитания - ведущий социальный институт. Ребенок становится свидетелем
всех экономических проблем, которые она решает. В семье - реальные деньги,
покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того, какое настроение у
родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение
убедить
ребенка, что есть трудности, но
они временные), зависит эмоциональное
состояние и маленького члена семьи.В свою работу по формированию у детей
экономических знаний мы постарались включить и родителей, с которыми
было проведено анкетирование. Выпущены буклеты «Реклама: правда и ложь»,
«Дети и деньги», «Семейный бюджет» и др.
Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский
сад,
учреждения
дополнительного дошкольного образования,
дружеские
компании, учреждения культуры, СМИ и т.д.- представляют еще более
широкий спектр для познания реалий современного мира, в том числе
экономических. Надо иметь в виду, что дети, особенно дошкольники,
воспринимают события, происходящие в
широком
социальном
контексте,
через призму семейного отношения к ним.
Таким образом, в ходе такой систематической и целенаправленной
работы дети познакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их
производителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы на
реальном материале. Дети научатся оперировать деньгами, соотносить доход с
ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между
людьми. Ребята получат начальные сведения об экономике своего города, своей
страны, о профессиях связанных с экономикой и бизнесом, о продукции,
выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по е
ѐ
изготовлению и
реализации. Дети будут уважительно относиться к людям, которые трудятся и
честно зарабатывают деньги. Они научатся правильно, распределять семейный
бюджет, выбирать дешевые и дорогие товары.