Автор: Пеняскина Дарья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 - "Школа Сколково-Тамбов"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Правила составления семейного бюджета"
Раздел: начальное образование
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сценарий урока по этапам
«Правила составления семейного бюджета»
1 этап. Организационно-мотивационный.
Учитель:
-Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний
урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют
интересные задания, новые знания. Помощниками вам будут внимание,
старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.
Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят,
улыбаются. Садятся на места, настраиваются на урок.
На доске запись: эпиграф урока
Учитель:
«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а
умело расходовать – искусство».
- Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня
на нашем уроке.
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
2 этап. Актуализация знаний и введение в жизненную ситуацию.
Учитель: актуализирует с детьми полученные ранее знания: что
такое бюджет, доходы, расходы (через учебную презентацию).
Обучающиеся:
отвечают
на
вопросы
учителя,
вспоминают
пройденный материал.
Учитель: Знакомит детей с жизненной ситуацией, представленной
в виде отрывка из мультфильма «Малыш и Карлсон» и текста на слайде.
Обучающиеся:
Знакомятся
с
предложенным
материалом,
определяют тему урока.
Жизненная ситуация.
Как и Малыш, четвероклассница Вика давно мечтала о собаке.
Посмотрев в очередной раз свой любимый мультфильм, она
подошла к старшему брату с вопросом:
- Костя, как ты думаешь, а мне мама с папой когда-нибудь
купят собаку? Я так давно о ней мечтаю!
- Откуда я знаю, спроси у них сама, - отмахнулся Костя.
- Я спрашивала, а они всегда говорят: «Посмотрим». Я и
ухаживать за щенком сама буду, и кормить, и убирать. Ну что им
стоит?...
- Что им стоит? А вот это интересный вопрос, - сказал Костя. О
какой именно собаке ты мечтаешь?
- О лабрадоре. Он такой милый!
- Ну, давай узнаем, во сколько же родителям обойдется твое
желание.
Костя и Вика изучили объявления о продаже питомцев и
узнали, что щенок лабрадора стоит 15000 рублей.
- Вика, а ты не подумала о том, что наш семейный бюджет
может не позволить родителям совершить такую покупку?
- Почему? - удивилась Вика. Мама и папа каждый месяц
получают зарплату. И ты стипендию.
- Понимаешь, не всегда доходы семьи превышают расходы, и
тогда трата денег на необязательные нужды просто невозможна.
- Что же делать? Неужели моя мечта никогда не исполнится?
Решение ситуации: посоветовать семье Вики и Кости планировать
свой семейный бюджет: составить список всех доходов, записать все
предстоящие расходы, расставив их в приоритетном порядке. Сравнить
доходы и расходы семьи.
Если доходы превышают расходы, нужно откладывать сбережения.
Если
расходы
превышают
доходы,
то
необходимо
искать
дополнительный источник доходов, либо отказаться от ненужных трат.
3 этап. Постановка и решение учебных задач.
Учитель: предлагает посмотреть обучающий видеоролик по теме
урока, акцентируя внимание учащихся на новых для них понятиях и
правилах.
Обучающиеся:
знакомятся
в
предложенным
материалом,
анализируют его.
Вопросы для обсуждения содержания видеоролика:
Что такое семейный бюджет?
Что такое доходы?
Из чего складываются доходы семьи?
Что такое расходы?
Что такое непредвиденные расходы?
4 этап. Постановка и решение практических задач.
1 задание: «Назовите правила составления семейного бюджета».
Учитель: предлагает учащимся на основе видеоролика записать в
тетради правила составления семейного бюджета. В каждом правиле
должно быть не больше 3-5 слов.
Обучающиеся: анализируют прозвучавшие в видеоролике правила,
выделяя главное.
2 задание: «Непредвиденные расходы».
Учитель: предлагает детям записать 5-7 примеров непредвиденные
расходов семьи.
Обучающиеся: выполняют задание.
3 задание: «Доходы и расходы семьи Третьяковых».
Учитель: предлагает учащимся поработать в парах: ознакомиться с
предложенным текстом и на основании его составить таблицу доходов,
расходов и годовой бюджет семьи Третьяковых.
Обучающиеся: работая в парах, анализируют текст, составляют
таблицы, выполняют необходимые расчеты.
Текст для выполнения задания.
Папа
Вики
Третьяковой
работает
водителем.
Его
зарплата
составляет 30 000 рублей в месяц. По выходным он подрабатывает
таксистом. За год это приносит ему 150 000 рублей.
Мама Вики - учитель. Зарплата мамы - 15 000 рублей. Она
занимается репетиторством, что приносит еще 4000 рублей в месяц.
Дедушка - художник. Получает пенсию 12 000 рублей, и еще в этом
месяце продал картину за 3000 рублей.
Костя - студент, его стипендия 4000 рублей в месяц.
У семьи есть вклад в банке 100 000 рублей. В этом году доход от
вклада составила 8000 рублей.
Дедушка сдает свою квартиру и получает за нее 13 000 рублей в
месяц.
На текущие покупки семья тратит 50 000 в месяц. На коммунальные
услуги, транспорт и лечение - 20 000 рублей.
Семья купила Вике телефон за 7000 рублей. В этом году был сделан
ремонт за 200 000 рублей.
Доходы семьи Третьяковых
Виды доходов
Сумма в месяц, руб.
Сумма в год, руб.
Зарплата папы
Зарплата мамы
Пенсия дедушки
Стипендия сына
Дополнительный
доход папы
Дополнительный
доход мамы
Выручка с продажи
картины
Проценты по вкладу
Доход от сдачи
квартиры в аренду
Итого
Расходы семьи Третьяковых
Виды расходов
Сумма в месяц, руб.
Сумма в год, руб.
Текущие покупки
Коммунальные услуги,
транспорт, лечение
Покупка телефона
Ремонт
Итого
Годовой бюджет семьи Третьяковых
Доходы
Расходы
Сбережения
Учитель: по результатам работы просит детей сделать выводы.
Дает
понятия
«дефицитный
бюджет»,
«избыточный
бюджет»,
«сбережения».
Обучающиеся: сравнивают доходы и расходы семьи за месяц и за
год, приходят к выводу, что семья Третьяковых может сделать
сбережения.
4 задание: «Покупка щенка»
Учитель: предлагает детям, пользуясь полученными данными из
предыдущего задания, рассчитать, за какое время семья Вики сможет
накопить на покупку щенка.
Обучающие: производят необходимые расчёты, делают вывод.
5 этап. Закрепление материала. Рефлексия.
Учитель:
предлагает
детям
закрепить
полученные
знания,
выполнив тестовое задание на тему «Правила составления семейного
бюджета», задает вопросы по основным понятиям урока.
Обучающиеся: выполняют задание, отвечают на вопросы учителя.
По результатам выполнения итогового тестирования учащиеся под
руководством учителя формулируют правила составления семейного
бюджета:
1. Подсчитайте общий доход семьи.
2. Подсчитайте все обязательные расходы.
3. Сравните доходы и обязательные расходы. Если доходы больше
расходов, продолжайте составлять бюджет.
4. Подумайте, сколько денег вы можете отложить на сбережения и
непредвиденные расходы.
5. Подсчитайте, сколько денег вы можете потратить на желательные
расходы.
Рефлексия.
На магнитной доске размещены два кошелька, на одном надпись
«Доходы», на втором - «Расходы». На столах у детей вырезанные из
плотной бумаги монетки.
Учитель:
предлагает детям проанализировать свою работу на
уроке, понимание материала и в случае, если полученные знания и
выполненная работа на высоком уровне, опустить свою монетку в
кошелек
«Доходы».
Если
урок
не
принес
ученику
ожидаемого
результата, то монетку опустить в кошелек «Расходы».
Обучающиеся:
выполняют оценку своей работы на уроке, по
результатам рефлексии класс делает вывод, получил ли он в конце урока
сбережения.
6 этап. Домашнее задание.
Расх
оды
Дохо
ды
Учитель: обращает внимание детей на то, что содержание щенка
тоже требует определенных затрат и предлагает дома вместе с
родителями посчитать бюджет своей семьи на следующий год, включив
в него расходы на приобретённого щенка.
ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ (ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА)
Как и Малыш, четвероклассница
Вика
давно
мечтала
о
собаке.
Посмотрев
в
очередной
раз
свой
любимый мультфильм, она подошла к
старшему брату с вопросом:
- Костя, как ты думаешь, а мне
мама с папой когда-нибудь купят
собаку? Я так давно о ней мечтаю!
- Откуда я знаю, спроси у них сама,
- отмахнулся Костя.
- Я спрашивала, а они всегда
говорят:
«Посмотрим».
Я
и
ухаживать за щенком сама буду, и
кормить, и убирать. Ну что им
стоит?...
- Что им стоит? А вот это
интересный вопрос, - сказал Костя.
О
какой
именно
собаке
ты
мечтаешь?
-
О
лабрадоре.
Он
такой
милый!
- Ну, давай узнаем, во сколько же родителям обойдется твое
желание.
Костя и Вика изучили объявления о продаже питомцев и
узнали, что щенок лабрадора стоит 15000 рублей.
- Вика, а ты не подумала о том, что наш семейный бюджет
может не позволить родителям совершить такую покупку?
- Почему? - удивилась Вика. Мама и папа каждый месяц
получают зарплату. И ты стипендию.
- Понимаешь, не всегда доходы семьи превышают расходы, и
тогда трата денег на необязательные нужды просто невозможна.
- Что же делать? Неужели моя мечта никогда не исполнится?..