Напоминание

"Правила составления семейного бюджета"


Автор: Пеняскина Дарья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 - "Школа Сколково-Тамбов"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Правила составления семейного бюджета"
Раздел: начальное образование





Назад




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сценарий урока по этапам

«Правила составления семейного бюджета»

1 этап. Организационно-мотивационный.

Учитель:

-Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний

урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют

интересные задания, новые знания. Помощниками вам будут внимание,

старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.

Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят,

улыбаются. Садятся на места, настраиваются на урок.

На доске запись: эпиграф урока

Учитель:

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а

умело расходовать – искусство».

- Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня

на нашем уроке.

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

2 этап. Актуализация знаний и введение в жизненную ситуацию.

Учитель: актуализирует с детьми полученные ранее знания: что

такое бюджет, доходы, расходы (через учебную презентацию).

Обучающиеся:

отвечают

на

вопросы

учителя,

вспоминают

пройденный материал.

Учитель: Знакомит детей с жизненной ситуацией, представленной

в виде отрывка из мультфильма «Малыш и Карлсон» и текста на слайде.

Обучающиеся:

Знакомятся

с

предложенным

материалом,

определяют тему урока.

Жизненная ситуация.

Как и Малыш, четвероклассница Вика давно мечтала о собаке.

Посмотрев в очередной раз свой любимый мультфильм, она

подошла к старшему брату с вопросом:

- Костя, как ты думаешь, а мне мама с папой когда-нибудь

купят собаку? Я так давно о ней мечтаю!

- Откуда я знаю, спроси у них сама, - отмахнулся Костя.

- Я спрашивала, а они всегда говорят: «Посмотрим». Я и

ухаживать за щенком сама буду, и кормить, и убирать. Ну что им

стоит?...

- Что им стоит? А вот это интересный вопрос, - сказал Костя. О

какой именно собаке ты мечтаешь?

- О лабрадоре. Он такой милый!

- Ну, давай узнаем, во сколько же родителям обойдется твое

желание.

Костя и Вика изучили объявления о продаже питомцев и

узнали, что щенок лабрадора стоит 15000 рублей.

- Вика, а ты не подумала о том, что наш семейный бюджет

может не позволить родителям совершить такую покупку?

- Почему? - удивилась Вика. Мама и папа каждый месяц

получают зарплату. И ты стипендию.

- Понимаешь, не всегда доходы семьи превышают расходы, и

тогда трата денег на необязательные нужды просто невозможна.

- Что же делать? Неужели моя мечта никогда не исполнится?

Решение ситуации: посоветовать семье Вики и Кости планировать

свой семейный бюджет: составить список всех доходов, записать все

предстоящие расходы, расставив их в приоритетном порядке. Сравнить

доходы и расходы семьи.

Если доходы превышают расходы, нужно откладывать сбережения.

Если

расходы

превышают

доходы,

то

необходимо

искать

дополнительный источник доходов, либо отказаться от ненужных трат.

3 этап. Постановка и решение учебных задач.

Учитель: предлагает посмотреть обучающий видеоролик по теме

урока, акцентируя внимание учащихся на новых для них понятиях и

правилах.

Обучающиеся:

знакомятся

в

предложенным

материалом,

анализируют его.

Вопросы для обсуждения содержания видеоролика:

Что такое семейный бюджет?

Что такое доходы?

Из чего складываются доходы семьи?

Что такое расходы?

Что такое непредвиденные расходы?

4 этап. Постановка и решение практических задач.

1 задание: «Назовите правила составления семейного бюджета».

Учитель: предлагает учащимся на основе видеоролика записать в

тетради правила составления семейного бюджета. В каждом правиле

должно быть не больше 3-5 слов.

Обучающиеся: анализируют прозвучавшие в видеоролике правила,

выделяя главное.

2 задание: «Непредвиденные расходы».

Учитель: предлагает детям записать 5-7 примеров непредвиденные

расходов семьи.

Обучающиеся: выполняют задание.

3 задание: «Доходы и расходы семьи Третьяковых».

Учитель: предлагает учащимся поработать в парах: ознакомиться с

предложенным текстом и на основании его составить таблицу доходов,

расходов и годовой бюджет семьи Третьяковых.

Обучающиеся: работая в парах, анализируют текст, составляют

таблицы, выполняют необходимые расчеты.

Текст для выполнения задания.

Папа

Вики

Третьяковой

работает

водителем.

Его

зарплата

составляет 30 000 рублей в месяц. По выходным он подрабатывает

таксистом. За год это приносит ему 150 000 рублей.

Мама Вики - учитель. Зарплата мамы - 15 000 рублей. Она

занимается репетиторством, что приносит еще 4000 рублей в месяц.

Дедушка - художник. Получает пенсию 12 000 рублей, и еще в этом

месяце продал картину за 3000 рублей.

Костя - студент, его стипендия 4000 рублей в месяц.

У семьи есть вклад в банке 100 000 рублей. В этом году доход от

вклада составила 8000 рублей.

Дедушка сдает свою квартиру и получает за нее 13 000 рублей в

месяц.

На текущие покупки семья тратит 50 000 в месяц. На коммунальные

услуги, транспорт и лечение - 20 000 рублей.

Семья купила Вике телефон за 7000 рублей. В этом году был сделан

ремонт за 200 000 рублей.

Доходы семьи Третьяковых

Виды доходов

Сумма в месяц, руб.

Сумма в год, руб.

Зарплата папы

Зарплата мамы

Пенсия дедушки

Стипендия сына

Дополнительный

доход папы

Дополнительный

доход мамы

Выручка с продажи

картины

Проценты по вкладу

Доход от сдачи

квартиры в аренду

Итого

Расходы семьи Третьяковых

Виды расходов

Сумма в месяц, руб.

Сумма в год, руб.

Текущие покупки

Коммунальные услуги,

транспорт, лечение

Покупка телефона

Ремонт

Итого

Годовой бюджет семьи Третьяковых

Доходы

Расходы

Сбережения

Учитель: по результатам работы просит детей сделать выводы.

Дает

понятия

«дефицитный

бюджет»,

«избыточный

бюджет»,

«сбережения».

Обучающиеся: сравнивают доходы и расходы семьи за месяц и за

год, приходят к выводу, что семья Третьяковых может сделать

сбережения.

4 задание: «Покупка щенка»

Учитель: предлагает детям, пользуясь полученными данными из

предыдущего задания, рассчитать, за какое время семья Вики сможет

накопить на покупку щенка.

Обучающие: производят необходимые расчёты, делают вывод.

5 этап. Закрепление материала. Рефлексия.

Учитель:

предлагает

детям

закрепить

полученные

знания,

выполнив тестовое задание на тему «Правила составления семейного

бюджета», задает вопросы по основным понятиям урока.

Обучающиеся: выполняют задание, отвечают на вопросы учителя.

По результатам выполнения итогового тестирования учащиеся под

руководством учителя формулируют правила составления семейного

бюджета:

1. Подсчитайте общий доход семьи.

2. Подсчитайте все обязательные расходы.

3. Сравните доходы и обязательные расходы. Если доходы больше

расходов, продолжайте составлять бюджет.

4. Подумайте, сколько денег вы можете отложить на сбережения и

непредвиденные расходы.

5. Подсчитайте, сколько денег вы можете потратить на желательные

расходы.

Рефлексия.

На магнитной доске размещены два кошелька, на одном надпись

«Доходы», на втором - «Расходы». На столах у детей вырезанные из

плотной бумаги монетки.

Учитель:

предлагает детям проанализировать свою работу на

уроке, понимание материала и в случае, если полученные знания и

выполненная работа на высоком уровне, опустить свою монетку в

кошелек

«Доходы».

Если

урок

не

принес

ученику

ожидаемого

результата, то монетку опустить в кошелек «Расходы».

Обучающиеся:

выполняют оценку своей работы на уроке, по

результатам рефлексии класс делает вывод, получил ли он в конце урока

сбережения.

6 этап. Домашнее задание.

Расх

оды

Дохо

ды

Учитель: обращает внимание детей на то, что содержание щенка

тоже требует определенных затрат и предлагает дома вместе с

родителями посчитать бюджет своей семьи на следующий год, включив

в него расходы на приобретённого щенка.

ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ (ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА)

Как и Малыш, четвероклассница

Вика

давно

мечтала

о

собаке.

Посмотрев

в

очередной

раз

свой

любимый мультфильм, она подошла к

старшему брату с вопросом:

- Костя, как ты думаешь, а мне

мама с папой когда-нибудь купят

собаку? Я так давно о ней мечтаю!

- Откуда я знаю, спроси у них сама,

- отмахнулся Костя.

- Я спрашивала, а они всегда

говорят:

«Посмотрим».

Я

и

ухаживать за щенком сама буду, и

кормить, и убирать. Ну что им

стоит?...

- Что им стоит? А вот это

интересный вопрос, - сказал Костя.

О

какой

именно

собаке

ты

мечтаешь?

-

О

лабрадоре.

Он

такой

милый!

- Ну, давай узнаем, во сколько же родителям обойдется твое

желание.

Костя и Вика изучили объявления о продаже питомцев и

узнали, что щенок лабрадора стоит 15000 рублей.

- Вика, а ты не подумала о том, что наш семейный бюджет

может не позволить родителям совершить такую покупку?

- Почему? - удивилась Вика. Мама и папа каждый месяц

получают зарплату. И ты стипендию.

- Понимаешь, не всегда доходы семьи превышают расходы, и

тогда трата денег на необязательные нужды просто невозможна.

- Что же делать? Неужели моя мечта никогда не исполнится?..



В раздел образования