Автор: Рудчук Сергей Валерьевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Краевой реабилитационный центр "Орленок"
Населённый пункт: пос. Подкумок, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Прогулка и ее значение в жизни детей"
Раздел: дополнительное образование
Прогулка и ее значение в жизни детей
В Краевом реабилитационном центре «Орленок» осуществляется
комплексная реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными воз-
можностями (далее – несовершеннолетние с ОВЗ), которая направлена на
восстановление и укрепление здоровья детей, активизацию их компенсатор-
ных механизмов.
Среди разнообразия форм и видов деятельности по здоровьесбереже-
нию обучающихся, практикуемых в учреждении, можно выделить прогулку
на свежем воздухе, которая является надежным средством всестороннего раз-
вития детей. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен
веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных ве-
ществ, физическому и умственному развитию.
Воспитатели учреждения применяют различные педагогические мето-
ды и приемы, комбинируя и чередуя виды деятельности ребят, стараются
сделать их досуг насыщенным и интересным, используя прогулку как неотъ-
емлемую форму активного отдыха.
Такое своеобразное занятие на свежем воздухе, за пределами помеще-
ния, позволяет педагогам создать уникальную по своим воспитательным воз-
можностям ситуацию реальной связи личности ребенка с жизнью в различ-
ных ее проявлениях, что очень важно для успешной социализации несовер-
шеннолетних с ОВЗ в рамках реабилитационного процесса.
Воспитателями стационарного отделения практикуются различные
виды прогулок с детьми:
- спортивная прогулка, на которой ребята играют в спортивные игры:
волейбол, футбол, бадминтон, теннис. При этом учитывается дозировка фи-
зической нагрузки, чтобы не превращать прогулки в тренировочные или со-
ревновательные занятия;
- игровая прогулка, в ходе которой разыгрываются ролевые игры или
создаются ситуации, при которых дети перемещаются на местности, их под-
жидают неожиданные открытия, испытания навыков ориентирования, взаи-
модействия, дисциплины;
- прогулка-развлечение, проводимая по желанию детей, выбирающих
маршрут, цель, темп движения. На этих прогулках происходят забавные со-
стязания, разгадывание занимательных задач, шарад;
- поисковая прогулка, в ходе которой осуществляют выбор мест, где в
будущем можно организовать коллективные игры, а также ведется сбор при-
родного материала для поделок;
- ознакомительная прогулка (наблюдение, экскурсия). Ярким примером
является экскурсия по территории учреждения, проводимая в первый день
заезда, во время которой ребята знакомятся с местными достопримечательно-
стями, узнают историю возникновения Центра, любуются живописностью
природы, отмечают особенности растительного и животного мира Кавказ-
ских Минеральных Вод.
- творческая прогулка, на которой происходит организация творческой
деятельности несовершеннолетних на свежем воздухе. Дети испытывают
большой эмоциональный подъем, рисуя на асфальте, изготавливая кормушки
для птиц, складывая бумажные кораблики и восторженно запуская их в
фонтан.
Организуя
прогулку,
воспитатели
придерживаются
определенной
структуры ее проведения. Стартовой точкой этого мероприятия является ор-
ганизационный момент, включающий в себя одевание детей (с учетом погод-
ных условий), сообщение цели, плана, маршрута и задания прогулки, прове-
дение беседы о правилах поведения на улице и в общественных местах,
инструктаж по технике безопасности, назначение ответственных за построе-
ние и организованное передвижение группы, проведение подвижных игр.
На этапе непосредственного пребывания на территории, педагоги при-
влекают ребят к наблюдению за сезонными изменениями и объектами при-
родного мира (животными, птицами, насекомыми), к посильной трудовой де-
ятельности, проводят тематические беседы, организуют разнообразные по-
движные игры, а также создают условия для независимой (самостоятельной)
деятельности детей.
Этап завершения прогулки направлен на краткое подведение итогов
мероприятия. В это время воспитатели проводят беседы-рефлексии приобре-
тенных знаний и навыков обучающихся, благодарят своих помощников, вы-
ясняют мнение детей о содержании проведенного воспитательного дела (что
понравилось, что нет, что больше всего запомнилось и т.д.).
Возвращаясь в групповое помещение, педагоги обязательно наблюдают
за самочувствием участников детского коллектива, проверяют его численный
состав, при необходимости помогают привести одежду и обувь в надлежа-
щий порядок.
Прогулка - является эффективным инструментом воспитания молодого
поколения, которым пользуются педагоги учреждения. Она способствует
формированию многообразных отношений к окружающему миру, к людям,
к самим себе, формированию интереса к физическим упражнениям, подвиж-
ным играм, спортивным эстафетам, укреплению здоровья, развитию всесто-
ронне развитой личности. Поэтому, наряду с медицинскими процедурами, за-
нятиями с психологами и логопедами, работой кружков по интересам, разно-
образной досуговой деятельностью, прогулки - становятся органичной ча-
стью целостного процесса реабилитации детей и подростков.
Воспитатель С.В.Рудчук