Напоминание

"Наброски человека с натуры в ДХШ"


Автор: Морозова Галина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №1" НГО
Населённый пункт: г. Находка, Приморский край
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Наброски человека с натуры в ДХШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа №1» Находкинского городского округа

МБУ ДО «ДХШ №1» НГО

«НАБРОСКИ ЧЕЛОВЕКА С НАТУРЫ В ДХШ»

Методическая работа

Преподавателя высшей квалификационной категории

МБУ ДО «Детская художественная школа №1» НГО

Морозовой Галины Владимировны

г. Находка

2023г.

Содержание

1.

Введение

2.

Натурный набросок человека

3.

Графические средства в натурном наброске

3.1. Линия в натурном наброске

3.2. Штрих в натурном наброске

3.3. Тональное пятно в натурном наброске

4.

Роль набросков и зарисовок в художественной школе

5.

Список литературы

6.

Приложения

(авторские рисунки учеников преп. Морозовой Г.В.)

1.

Введение

Рисунок

является

основой,

технической

базой

всех

видов

изобразительного искусства. Знание основ академического рисунка дает

возможность

грамотно

вести

работу

над

любым

художественным

произведением. Овладение навыками художественного мастерства испокон

веков основывалось на систематическом рисовании с натуры, по памяти и по

представлению.

В творчестве уже известных мастеров встречаются десятки и сотни

набросков

и

зарисовок,

которые

свидетельствуют

о

внимательном,

вдумчивом изучении закономерностей формы, объёма, конструктивного

строения объектов окружающего мира, о передаче тех чувств, того волнения,

которые охватили художника при встрече с поразившим его явлением,

событием. Здесь и рисунки натурщиков и учебных натюрмортов, наброски

уличных сцен и портретов современников, зарисовки пейзажа, архитектуры,

животных, эскизы тематических картин и многое другое. Многие наброски,

обобщая изображенный образ, его индивидуальные и типичные черты,

характер, психологию, выразительно и композиционно законченно передавая

сюжет, действие, выражая чувства художника, становятся самостоятельными

работами. Такого рода наброски встречаются в творчестве Рембрандта,

Дюрера, Энгра, И. Репина, В. Васнецова, В. Серова, М. Врубеля и многих

других художников.

Замечательный советский художник К.Ф. Юон (1875 – 1958г.), придавая

наброску

с

натуры

важнейшее

значение

как

средству

познания

действительности, в процессе работы над композицией разработал ценную

систему быстрого рисования. Он указывал: «Практические работы над

композицией, вырабатывающие свободное и творческое овладение фигурами

в движении, а также способствующие накоплению живого материала для его

использования в течение последующей работы, заключается в следующем:

1.

Упражнения в схематических набросках лиц, фигур, животных.

2.

Рисование набросков и зарисовок с натуры.

3.

Рисование по памяти и воображению фигур в движении.

4.

Усвоение привычки альбомного рисования как в студиях, так, ещё

больше, в обстановке жизни.

5.

Коллекционирование альбомных зарисовок, фигур человека, сценок,

уголков жилищ, обстановок, тканей, костюмов, частей природы,

процессов труда, общественной жизни, домашнего быта.

6.

Зарисовки

всего

редкостного

или

типического,

даваемого

действительностью».

Фигура человека – самый сложный в конструктивном плане объект для

изображения. Множество разнообразных форм и фактур в одежде, волосах и

теле, анализ анатомической конструкции тела, неоднородность окраски кожи

добавляют дополнительные сложности как в живописном, так и в тональном

изображении. Особенно он сложен для учеников, имеющих слабое объемно –

пространственное видение натуры, слабые навыки работы различными

изобразительными материалами.

Часто, с трудом овладевая изобразительной грамотой, не представляя

конечного должного результата своей работы, в силу своих возрастных и

психологических

особенностей,

учащиеся

испытывают

затруднения

и

неуверенность при выполнении длительных рисунков. И тут большую роль в

рисовании играет короткий рисунок с натуры. Целями такого рисунка

являются: постановка глаза и рук, развитие зрительной памяти, рисовальный

тренинг.

Задача преподавателя художественной школы – помочь ученику

освоить

приемы

и

методы

натурного

рисования

фигуры

человека,

разобраться в сложном конструктивном строении, особенностях изображения

фигуры человека в различных движениях и ракурсах.

При обучении используются различные принципы, помогающие

ускорить процесс обучения. Учитываются возрастные и индивидуальные

особенности, уровень имеющихся знаний учащихся на момент изучения

определённой темы. Ученик должен обладать первоначальными навыками

работы графическими и живописными материалами, навыками объемно –

пространственного мышления, понимания колорита и светотональных

характеристик сложной формы. Освоив более простые формы, ученику

проще изобразить и достаточно сложный объект, а также более сложные

ракурсы и движения фигуры человека.

2. Натурный набросок человека

Набросок – это быстрая, лаконичная, представленная в свободной

графической форме зарисовка натуры. Набросок ставит задачу перед

художником выполнить рисунок за короткий промежуток времени так, чтобы

он мог давать наиболее полное представление о изображаемом объекте в

данном случае – живой модели. На таком рисунке не прорабатываются

детали, а указываются только общие пропорции, динамика движения,

индивидуальные особенности: пластика модели, поворот головы, динамика

рук и ног, складки одежды. Выполнение наброска требует концентрировать

внимание

рисующего на самом существенном, исключая второстепенное.

Набросками следует заниматься постоянно, а не урывками, время от времени.

Совершенно точно – чем больше и чаще выполняются наброски, тем лучше

они получаются.

В работе над натурным наброском человека ученику художественной

школы необходимо понимать, какой тип наброска предстоит выполнить. Это

зависит от поставленных задач и ожидаемых результатов.

Наброском считаются рисунки, продолжительность работы над

которыми не превышает 30 минут. По длительности исполнения наброски

можно

классифицировать

на

длительные

(20-30

мин.),

средней

продолжительности (10-20 мин.), быстрые (5-10 мин.) и сверхбыстрые (менее

5 мин.), в основном, наброски формата А4. Графические материалы,

применяемые в набросках, очень разнообразны. Это графитные карандаши

различной мягкости, цветные карандаши, тушь, гелевые ручки, фломастеры,

маркеры, сангина, соус, сепия, пастель, монохромная (однотонная) акварель,

уголь, мел (на тонированной бумаге). Каждый графический материал

обладает

своими

специфическими

изобразительными

средствами.

В

зависимости от нажима карандаша, от способа касания бумаги - острым

концом или боковой поверхностью грифеля, мелка, можно получить

широкие или узкие, темные или светлые, мягкие или жесткие линии. Пером и

тушью делают небольшие изящные наброски с тонкой и лаконичной линией

и малым количеством тона. Сангина, уголь, соус позволяют лучше выявлять

объем тоном и передавать целостность формы. В процессе учёбы нужно

пробовать

рисовать

различными

материалами,

освоить

их,

узнать

особенности, чтобы в дальнейшем уверенно и безошибочно выбирать

наиболее удобный для своей работы.

3. Графические средства в натурном наброске

К графическим средствам изображения в набросках предъявляются

особые требования: они должны быть просты, экономны и универсальны,

чтобы

быстро

работать

при

решении

разнообразных

задач.

Такими

графическими средствами, обладающими широкими возможностями и

применяющимися при использовании набросков, является линия и ее

видоизменения – штриховая линия, или штрих, тональное пятно.

3.1 Линия в натурном наброске

Линия, свободно проведенная графитным карандашом или другим

инструментом с красящим материалом, и есть основное графическое

средство,

применяемое

в

наброске

и

передающее

плоскостность

и

двухмерность изображения. При этом линия может быть длинной, короткой

и даже превратиться в точку. Наброски, исполняемые такой линией,

называются линейными.

Линейные наброски выполняются с минимальным количеством линий, как

правило, они быстрые или сверхбыстрые. Здесь передается поза человека и

основные элементы его одежды, а также объект опоры – стул, на котором

сидит модель. В линейном наброске, в зависимости от характера формы и

освещения, линии должны быть разными по тону, от самого светлого до

самого темного, разнообразными по толщине, резкими и расплывчатыми,

сплошными и прерывающимися.

Аккуратное вырисовывание формы непрерывными линиями одинаковой

толщины придает рисунку сухой, вялый и скучный вид. Когда же линии в

рисунке разнообразные: то сильные и жирные, то легкие и еле заметные –

тогда линейный набросок хорошо вписывается в плоскость бумаги,

становится объемным, пространственным и живым.

Натура узнается по характерным внешним очертаниям ее силуэта или по

ее контуру. На контуре сосредоточивается первое внимание. Если в

длительном

учебном

рисунке

контур

возникает

путем

постепенного

моделирования формы, то в наброске контурная линия должна появиться на

листе сразу же, в первую очередь. Это важно, так как контур, точно и остро

найденный,

даже

незаконченный,

способен

выполнять

одновременно

несколько функций – отграничивать форму, определять компоновку и размер

изображения в листе, передавать характер и движение всей массы формы, ее

пропорции. Такие свойства графической линии, как плавность, текучесть и

непрерывность, позволяют одновременно выявлять общий характер формы и

ее пластические качества. Чем вернее найден контур, тем полнее он передает

воспринятое, и чем острее при этом наблюдательность, тем выразительнее

получится набросок. Для нанесения четкой и пластичной графической линии

требуется уверенность и твердость руки, которая приобретается с опытом и

практикой.

3.2 Штрих в натурном наброске

Другим графическим средством создания наброска является штрих.

Штрих – это линия, или группа линий, формирующих визуальный объем

объекта и пространство вокруг него в рисунке. Линейные наброски с

введением штриха – как способа тональной передачи более темных частей

изображения

называются

линейно-штриховыми

или

штриховыми

набросками. Контурные линии и границы поверхностей передаются штрихом

разного качества как по тону, так и по ширине и мягкости. В зависимости от

нажима карандаша, пера с тушью, кистью, штрих становится темным или

светлым, мягким или жестким. Штриховая линия может быть длинной,

короткой, широкой, тонкой, едва заметной. Те формы, которые в натуре

находятся на первом плане и бросаются в глаза с первого взгляда,

изображаются резче и отчетливее, а те из них, которые находятся на заднем

плане, рисуются тонкими, светлыми и прерывистыми линиями.

Как правило, штриховой набросок занимает больше времени, чем

линейный, может быть быстрым, средней продолжительности и длительным.

Это

зависит

от

степени

проработки

и

площади

изобразительного

пространства.

Чаще

всего

такие

наброски

выполняются

твердыми

материалами, но возможно исполнение и мягкими, например, сепией,

угольным или пастельным карандашом.

Тушёвочно - пятновой набросок ведётся в основном мягким материалом.

Способ работы – тушёвка. При этом с помощью тушёвки (или растушёвки)

площадь заполняемого пространства является однородным пятном. Этот

эффект достигается путём растирания мягкого материала пальцами или

специальным карандашом для растушёвки. Часто для подчёркивания

отдельных элементов изображения минимально вводят линию и штрих.

В заливочно – пятновом наброске изображения фигуры достигается

способом заливки. То есть, графический лист наполнен однородным

однотонным пятном без единого внутреннего тонального нюанса или

изменения (в отличие от тушёвки, где внутри тона всегда присутствуют

мягкие

полутона).

Такие

наброски

могут

выполняться

твердыми

материалами, например, маркерами, иногда контур заливаемого силуэта

рисуется тушью, с использованием металлического пера, а внутренняя

площадь силуэта заливается тушью с помощью мягкой кисти.

Многие наброски представляют собой смешанный тип графической передачи

изображения, что часто служит дополнительной задачей, например, передать

фактуру одежды. Таким может быть длительный тушёвочно – штриховой

пятновой рисунок, выполненный графитным карандашом.

Интересной живостью отличаются наброски шариковой или гелиевой

ручкой. Множество линий и отдельных штрихов формирует единое

изображение. Такие наброски можно выполнить достаточно быстро при

определенном опыте в овладении данным графическим материалом.

Пластические

качества

штриха

дают

разнообразные

художественные

возможности. В штриховом наброске, так же, как и в линейном, нанесение

контура является первоочередным делом, а штриховая линия при этом

способна

выполнять

несколько

функций.

Рядом

параллельных

или

перекрещивающихся в разных направлениях штрихов создается штриховое

пятно требуемой силы. Это говорит о богатстве возможностей штриха и

разнообразии технических приемов его использования.

3.3 Тональное пятно в наброске

Тональное пятно применяется при решении следующих задач:

- при выявлении или подчеркивании объемности натуры;

- для передачи ее освещенности;

- при желании показать силу тона, окраску формы, а также фактуру ее

поверхности;

- для передачи глубины пространства, окружающего форму.

Тональное

пятно

создается

внутри

контура

параллельными

или

перекрещивающимися линиями или штрихами. На силу тонального пятна

воздействует

ширина

линий

или

штрихов

и

светлых

промежутков,

остающихся

между

ними,

которые

должны

соответствовать

размеру

исполняемого рисунка. Тональное пятно на бумаге может быть получено и

другими средствами, сила и звучание его зависят от особенностей и свойств

графического материала и от техники нанесения его на бумагу.

При использовании для наброска «сухих» материалов (мягкие графитные и

угольные

карандаши,

обыкновенный

и

прессованный

уголь,

«соус»)

тональное пятно нужной силы достигается с помощью жесткой кисти,

растушевкой и даже просто пальцем. Тушь в готовом виде или разведенная

водой кладется на бумагу мягкой или жесткой кистью. В некоторых случаях

тональное пятно наносится в начале работы, сразу, а затем уже по натуре

уточняется контур изображаемой формы.

Нередко в работе над наброском применяются все графические средства:

линия, штрих и тональное пятно или линия и тон. Следует иметь в виду, что

выбор этих средств органически связан с особенностями графического

материала.

Штрихи, нанесенные на бумагу карандашами или сделанные пером –

тушью, акварелью, при помощи кисти, зрительно воспринимаются по-

разному. Тональные пятна одной силы, выполненные штрихами или

акварелью, отличны друг от друга по своему звучанию. Поэтому один и тот

же объект, изображенный на бумаге разными материалами, имеет свой

изобразительный язык, обладает особыми художественными качествами.

4. Роль набросков и зарисовок в художественной школе

Постоянная работа над набросками в художественной школе развивает

внимание, наблюдательность, улучшает зрительную память, умение работать

самостоятельно, быстро мыслить и уметь применять минимальные и

лаконичные средства выражения в графическом рисунке, дает опыт, который

поможет быстрее овладеть искусством рисунка в целом. Набросок развивает

пропорциональности

изображаемых

форм,

плавности

их

очертаний,

грациозности движения, жеста, поворота человеческой фигуры и т д. В

результате выполнения учебных набросков и зарисовок фигуры человека –

ученики приобретают навыки художественно – образного мышления, умение

анализировать

и

применять

различные

средства

пластической

выразительности в изображении человека. Работа над набросками как

составной

частью

занятий

в

художественной

школе

должна

быть

систематичной, только так многочисленные зарисовки развивают глазомер,

воспитывают чувство пропорций. Как правило, делая наброски человека,

ученик опирается на знание натуры – ее конструктивного и анатомического

строения. Помимо этих основных профессиональных качеств, наброски

ставят перед обучающимся сложные и интересные задачи – выразительность

художественного и графического решения. Полученные знания воспитывают

творческое отношение к процессу изображения в самостоятельной работе.

5. Список литературы

1. Вазари Джордже. Жизнеописание наиболее заметных живописцев.

ваятелей и зодчих. М.,1966г., т.1

2. Мастера искусства об искусстве М. – Л, 1937г., т 1, с 196 - 197

3. Юон К.Ф. О живописи М. – Л, 1937г., с 180 – 181

4. Беседы о рисунке. Юный художник №7, 1986г.

5. Кузнецов В. Натурный набросок человека. Юный художник №5, 2019г.

6. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. Москва, 1970г.

7. Сиренко С. Человек. Голова. Портрет. Фигура. Юный художник №8,

2014г.

8. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. М., «Просвещение», 1981г.



В раздел образования