Автор: Ласкова Нина Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ Софьинская СОШ
Населённый пункт: Московская область Раменский район село Софьино
Наименование материала: курсовая работа
Тема: Обучение чтению на английском языке в начальной школе
Раздел: начальное образование
2
Тема : Обучение чтению на английском языке в начальной школе
Выполнила : Ласкова Н.В.
3
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нормативные документы ФГОС начального образования…………..4
1.1.Сущность чтения и его виды……………………………………………….15
1.2.Цели
обучения
иностранному
языку,
поставленные
для
младших
школьников………………………………………………………………………16
Глава 2. Обучение чтению младших школьников…………………………….20
2.1. Особенности учебного процесса обучения чтению на иностранном языке
в начальной школе……………………………………………………………….23
2.2. Психологические особенности младших школьников и формирование
навыков и умений в чтении на основе их…...…………………………………25
2.3. Игровая форма преподавания …………………………………………….27
Глава 3. Методические рекомендации по обучению чтению младших
школьников………………………………………………………………………29
3.1. Упражнение на технику звукобуквенных соответствий………………...29
3.2. Чтение гласных в открытом и закрытом слоге……………………………30
3.3. Игровые приемы…………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список используемой литературы……………………………………………...37
4
Введение
Чтение
как
средство
обучения
используется
для
установления
звукобуквенных
соответствий,
создание
комплекса
зрительных
речедвигательных и слуховых образов лингвистических знаков разных
уровней, закрепление введенного звукового материала, стабилизации и
совершенствования произносительных навыков, осмысленного членения
речевого потока и интонирования его, обогащения лексического запаса и
упрочения грамматических навыков, развития языковой и смысловой
догадки,
формирования
языкового
сознания
(понимания
того,
как
функционирует в речи языковой материал), выработки техники громкого и
тихого чтения, развития механизмов чтения, совершенствования навыков и
умений выражения мыслей в устной и письменной форме. Актуальность
данной работы состоит в том, что как известно, необходимость овладения
английским языком становится все более насущной в современном мире, где
каждый четвертый житель пользуется им для общения на том или ином
уровне. Изучение этого предмета со второго класса является признанием
объективно существующего социального интереса к изучению иностранных
языков и подтверждением важности данного предмета для реализации
перспективных задач развития личности. Чтобы выпускник начальной
школы обладал набором знаний, умений и навыков, необходимых для
дальнейшего успешного овладения языком, учителю следует знать, как и
чему учить ребенка на самом первом этапе обучения. Цель данной работы
обучение чтению на начальном этапе обучения иностранному языку. В связи
с данной целью можно сформулировать следующие задачи: охарактеризовать
нормативные документы ФГОС начального образования; дать понятие
чтения и его видов; дать понятие процесса обучения в начальной школе; дать
методические рекомендации по обучению чтению на английском языке
младших школьников.
5
Глава 1 Нормативные документы ФГОС начального образования
В
соответствии
с
требованиями
российских
стандартов
языкового
образования
на
изучение
английского
языка
в
начальной
школе
в
Федеральном базисном учебном плане отводится 204 часа, соответственно по
68 часов ежегодно. В процессе изучения английского языка согласно
Примерным программам реализуются следующие цели:
•формирование умений общаться на английском языке на элементарном
уровне
с
учетом
речевых
возможностей
и
потребностей
младших
школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и
письмо) форме;
•приобщение
детей к новому социальному опыту с использованием
английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных
сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами
художественной
литературы;
воспитание
дружелюбного
отношения
к
представителям других стран;
• развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей
младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации
к дальнейшему овладению иностранным языком
;
• воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами
иностранного языка
1
.
Исходя из сформулированных выше целей, изучение английского языка в
начальной школе направлено на решение следующих задач:
• формирование представлений об иностранном языке как средстве общения,
позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми,
1
См.: Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. — М.:
Просвещение, 2009. — (Серия «Стандарты второго поколения»).
6
говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через
звучащие и письменные тексты;
• расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение
элементарных
лингвистических
представлений,
доступных
младшим
школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на
иностранном языке на элементарном уровне;
•
обеспечение
коммуникативно-психологической
адаптации
младших
школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем
психологического барьера и использования иностранного языка как средства
общения;
• развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания,
мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых
ситуациях общения, ролевых играх в ходе овладения языковым материалом;
• развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных
спектаклей с использованием иностранного языка;
• приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет
проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях,
типичных для семейного, бытового, учебного общения;
•развитие
познавательных
способностей,
овладение
умением
координированной работы с разными компонентами учебно-методического
комлекта (учебником, рабочей тетрадью, языковым портфелем, аудио
приложением, мультимедийным приложением и т. д.), умением работы в
группе
2
.
Развитие языковых навыков
2
2
См.: Там же.
7
Учащиеся должны:
1) соотносить новые слова с предметами, изображенными на картинках в
учебнике, раздаточном материале и на плакатах;
2) соблюдать правила произношения и соответствующую интонацию;
3) общаться со своими одноклассниками на английском языке:
обмениваться простой информацией на бытовые темы, такие, как «Семья и
друзья», «Рабочий день», «Покупки», «День рождения», «Каникулы» и т. д.;
4) понимать (со зрительной опорой) аудиозаписи диалогов, коротких
высказываний и т. д.;
5) овладеть навыками устной речи, воспроизводить по образцу короткие
высказывания;
6) читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом
материале;
7) читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов,
включающих отдельные новые слова;
8) писать с опорой на образец короткие сочинения и другие виды работ.
Развитие умения «Учись учиться»
Учащиеся должны:
1) быстро просматривать тексты и диалоги, чтобы найти необходимую
информацию;
2) иметь мотивацию к самостоятельному чтению на английском языке
благодаря сюжетным диалогам, сказке, забавным комиксам и т. д.;
3) совершенствовать навыки письма;
4) становиться более ответственными, пополняя свой языковой портфель, и
вести записи о выполненных работах в разделе «Языковой паспорт»;
8
5) оценивать свои успехи в изучении языка, используя таблицы и карточки
самооценки, делать в них записи, развивая таким образом умение работать
самостоятельно.
Основные содержательные линии
В курсе обучения иностранному языку можно выделить следующие
содержательные линии:
• коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности:
аудирование, говорение, чтение и письмо;
• языковые средства и навыки пользования ими;
• социокультурную осведомленность;
• общеучебные и специальные учебные умения.
Основной содержательной линией из четырех перечисленных являются
коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения
иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование комму-
никативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также
навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной
форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть
названных
сложных
коммуникативных
умений.
Формирование
ком-
муникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной
осведомленностью младших школьников. Все указанные содержательные
линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает
единство учебного предмета «Иностранный язык»
3
.
Предметное содержание речи младших школьников
3
См.: Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. — М.:
Просвещение, 2009. — (Серия «Стандарты второго поколения»).
9
Предметное
содержание
устной
и
письменной
речи
соответствует
образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным
особенностям младших школьников и включает следующие темы:
Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажами детских
произведений (имя, возраст). Приветствие, прощание
(с использованием типичных фраз речевого этикета).
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты
характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние
обязанности). Покупки в магазине (одежда, обувь, основные продукты
питания). Любимая еда. Семейные праздники (день рождения, Новый
год/Рождество). Подарки.
Мир моих увлечений.
Мои любимые занятия. Виды спорта и
спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке,
цирке), каникулы. Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер,
увлечения/хобби. Совместные занятия.
Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное (имя,
возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать).
Моя школа.
Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности.
Учебные занятия на уроках.
Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната (названия комнат, их
размер, предметы мебели и интерьера). Природа. Любимое время года.
Погода.
Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения
(название,
столица).
Литературные
персонажи
популярных
книг
сверстников
(имена
героев
книг,
черты
характера).
Небольшие
произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке
(рифмовки, стихи, песни, сказки).
10
Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в
ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в магазине)
4
.
Требования к результатам освоения содержания программы по
иностранному языку младшими школьниками
Коммуникативные умения
Говорение
1.
Диалогическая форма. Учащиеся должны уметь вести: этикетные
диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и
межкультурного общения;
диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);
диалог-побуждение к действию.
2.
Монологическая форма. Учащиеся должны уметь пользоваться:
основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением,
рассказом, характеристикой (персонажей).
Аудирование
Учащиеся должны воспринимать на слух и понимать:
речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;
небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на
изученном языковом материале.
Чтение
Учащиеся должны читать:
вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом
материале;
4
См.: Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. — М.:
Просвещение, 2009. — (Серия «Стандарты второго поколения»).
11
про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой
материал,
так
и
отдельные
новые
слова,
находить
в
тексте
необходимую
информацию
(имена
персонажей,
где
происходит
действие, и т. д.).
Письмо
Учащиеся должны владеть:
техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией);
основами письменной речи: писать с опорой на образец поздравление с
праздником, короткое личное письмо
5
.
Языковой материал и действия с ним
Графика, каллиграфия, орфография
Учащиеся должны:
писать буквы алфавита и знать их последовательность;
применять основные правила орфографии при письме;
применять основные правила чтения.
Фонетическая сторона речи
Учащиеся должны:
адекватно произносить все звуки английского языка: соблюдать
долготу и краткость гласных; не оглушать звонкие согласные в конце
слов; не смягчать согласные перед гласными;
узнавать знаки английской транскрипции и воспроизводить звуки,
соответствующие им;
соблюдать нормативное словесное и фразовое ударение, членение
предложения на смысловые группы;
5
См.: Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. — М.:
Просвещение, 2009. — (Серия «Стандарты второго поколения»).
12
определять на слух интонацию предложений различных
коммуникативных типов (утвердительного, вопросительного и
побудительного), предложений с однородными членами и овладеть
соответствующей интонацией.
Лексическая сторона речи
Учащиеся должны:
использовать в устной и письменной речи лексические единицы,
обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального
этапа;
ориентироваться в некоторых способах словообразования:
аффиксации, словосложении, конверсии (без употребления терминов);
узнавать на слух и при чтении наиболее употребительные
интернациональные слова (названия видов спорта, профессий,
предметов быта).
Грамматическая сторона речи
Учащиеся должны правильно употреблять:
артикли (неопределенный, определенный, нулевой) в пределах
наиболее распространенных случаев их употребления;
существительные в единственном и множественном числе,
исчисляемые и неисчисляемые существительные, существительные в
Possessive case;
правильные и неправильные глаголы; глагол-связку to be;
вспомогательный глагол to do; модальные глаголы can, may, must,
would; глаголы в действительном залоге в Present, Future, Past simple;
местоимения (личные, притяжательные, вопросительные,
указательные), неопределенные местоимения some и any для
обозначения некоторого количества вещества/предметов;
качественные прилагательные в положительной, сравнительной и
превосходной степенях, в том числе и исключения;
13
количественные и порядковые числительные до 100;
простые предлоги места и направления, сочинительные союзы and и
but;
основные коммуникативные типы простого предложения:
повествовательное, вопросительное, побудительное;
общие и специальные вопросы, вопросительные слова: what, who,
when, where, why, how;
порядок слов в английском предложении, утвердительные и
отрицательные предложения;
предложения с глагольным, составным именным и составным
глагольным (в том числе с модальными глаголами can, may, must)
сказуемым;
некоторые формы безличных предложений в Present simple;
предложения с оборотами there is/there are в Present simple;
простые распространенные предложения, предложения с
однородными членами;
сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and и
but
6
Социокультурная осведомленность
В процессе обучения иностранному языку в начальной школе учащиеся
знакомятся: с названиями стран изучаемого языка; некоторыми
литературными
персонажами
популярных
детских
произведений;
сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими
произведениями детского фольклора (стихов, песен) на иностранном
языке; элементарными формами речевого и неречевого поведения,
принятыми в странах изучаемого языка.
6
См.: Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. — М.:
Просвещение, 2009. — (Серия «Стандарты второго поколения»).
14
Специальные учебные умения
Младшие школьники овладевают следующими специальными
(предметными) учебными умениями и навыками:
пользоваться двуязычным словарем учебника (в том числе
транскрипцией);
пользоваться справочным материалом, представленным в виде
таблиц, схем, правил;
вести словарь (словарную тетрадь);
систематизировать слова, например по тематическому принципу;
делать обобщения на основе структурно-функциональных схем
простого предложения;
опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке,
например артикли.
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Иностранный язык» младшие школьники:
совершенствуют приемы работы с текстом, опираясь на умения,
приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание
текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст,
выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);
овладевают более разнообразными приемами раскрытия значения
слова,
используя
словообразовательные
элементы;
синонимы,
антонимы; контекст;
совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например,
начинать
и
завершать
разговор,
используя
речевые
клише;
поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
учатся осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценку;
учатся самостоятельно выполнять задания с использованием
компьютера (при наличии мультимедийного приложения).
15
Общеучебные и специальные учебные умения, а также социокультурная
осведомленность приобретаются учащимися в процессе формирования
коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности.
Учет достижений учащихся
Оценка
и
самооценка
достижений
учащихся
в
процессе
обучения
способствует формированию чувства успешности, повышению мотивации к
изучению английского языка, развитию стремления демонстрировать свои
способности.
Формы и способы контроля и самоконтроля
— письменные и устные задания в учебнике, обобщающие изученный
материал;
— игры на закрепление изученного языкового материала;
— раздел в рабочей тетради на закрепление изученного языкового материала
во всех видах речевой деятельности;
— задания в учебнике, направленные на самооценку и самоконтроль знаний
материала;
— языковой портфель, включающий творческие работы;
— тесты из сборника контрольных заданий;
— карточки оценки учителем знаний учащихся по каждому разделу/модулю
учебника (для каждого учащегося);
— карточки оценки степени активности учащихся в выполнении отдельных
видов упражнений и заданий;
— карточка итоговой оценки знаний учащихся по каждому разделу/модулю
(для группы);
— карточка самооценки знания материала раздела/модуля (заполняется
каждым учащимся индивидуально).
16
1.1. Сущность чтения и его виды
Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный
с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной
графическими знаками. Во втором классе закладываются основы этого
важного вида речевой деятельности. На первом году обучения учащиеся
должны
овладеть
буквами
алфавита
английского
языка,
усвоить
звукобуквенные соответствия, уметь читать вслух и про себя слова,
сочетания слов, отдельные фразы и короткие связные тексты, построенные
на программном языковом материале. Обучение чтению во втором классе
начинается со II четверти. Единицей обучения является слово. В первой
четверти идет накопление материала, на котором учащиеся будут учиться
читать. Они знакомятся со всеми согласными буквами английского алфавита.
Учащиеся должны их узнавать, называть и знать, какой звук (звуки) они
передают.
Изучающее чтение
(Reading for deatail) – это чтение с
извлечением полной информации из текста (полное, точное, детальное
понимание фактов и событий). При изучающем чтении ученик старается
понять
каждое
слово,
следовательно
переводит
(или,
что
гораздо
предпочтительнее, смотрит слово в
англо-английском толковом словаре)
каждое незнакомое.
Ознакомительное чтение
- чтение про себя, без
специальной
установки
на
обязательное
последующее
использование
извлеченной информации, которая как бы принимается к сведению.
Характерными особенностями данного вида чтения являются быстрый темп,
требование прочтения всего текста, точное понимание основного содержания
и наиболее существенных деталей.
17
1.2. Цели обучения иностранному языку, поставленные для младших
школьников
Четырехлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень
новой 12-летней школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие
мировым
тенденциям
развития
образования.
На
начальной
ступени
образования
происходит
становление
личности
младшего
школьника,
выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания
учиться, овладение элементами культуры речи и поведения. Тот факт, что в
12-летней школе иностранный язык предлагается изучать со II класса
является признанием объективно существующего социального интереса к
изучению
иностранных языков
и подтверждением
важности
данного
предмета для реализации перспективных задач развития личности таких,
например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований
к общей культуре, формирование готовности к межнациональному и
межкультурному
сотрудничеству.
Учитывая
результаты
более
чем
сорокалетних
исследований
в
области
раннего
обучения,
которые
проводились в нашей стране параллельно с широким опытным обучением,
можно утверждать, что его польза многократно доказана. Кратко суммируя
преимущества систематического обучения детей иностранному языку в
младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучение иностранного
языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых
способностей, поскольку оно оказывает:
* бесспорное положительное влияние на развитие психических функций
ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.;
* стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка;
* раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в
плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает
базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает
18
возможности для обучения второму (третьему) иностранным языкам,
необходимость владения которыми становится все более очевидной;
* неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения
иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении
ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него
языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его
менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше
осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с
культурой стран изучаемого языка. Обновление содержания обучения
иностранным языкам проявляется в том, что отбор тематики и проблематики
иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности
современных школьников с учетом различных возрастных групп, на
усиление деятельного характера обучения в целом. Особое внимание при
отборе
содержания
обучения
иностранным
языкам
уделяется
социокультурным знаниям и умениям, позволяющим адекватно представлять
культуру своей страны в процессе иноязычного общения.
На первой ступени обучения (во II-IV классах) реализуются следующие цели:
- способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому
для них языковому миру в том возрасте, когда дети еще не испытывают
психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства
общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке
и положительный настрой к дальнейшему его изучению;
- сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах
речевой деятельности (говорения, аудировании, чтении, письме) с учетом
речевых возможностей и потребностей младших школьников;
- ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с
зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с
19
доступными детям образцами детской художественной литературы на
изучаемом иностранном языке;
- приобщить детей к новому социальному опыту с использованием
иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных
ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного
общения, формировать представления о наиболее общих особенностях
речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих
интересом младших школьников нравах и обычаях стран изучаемого языка;
-
формировать
некоторые
универсальные
лингвистические
понятия,
наблюдаемые
в
родном
и
иностранном
языках,
развивая
этим
интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.
Раннее изучение иностранных языков представляет учащимся возможность:
- правильно произносить и различать на слух звуки, слово, словосочетания и
предложения иностранного языка; соблюдать интонацию основных типов
предложения;
-
овладеть
наиболее
употребительной
лексикой
в
рамках
тематики
начального этапа, освоить продуктивный лексический минимум в объеме не
менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики, включая рецептивный
лексический минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;
-
получить
представление
об
основных
грамматических
категориях
изучаемого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении
и аудировании и использовать их в устном общении;
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание
облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую
догадку;
20
- участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и
элементарный
двусторонний
диалог-расспрос
в
ограниченном
круге
ситуаций повседневного общения;
- кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы,
воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского
фольклора;
- овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и облегченные
аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего
чтения;
Поставленные цели, стоящие перед предметом "иностранный язык", должен
решать методически грамотный учитель, придерживающийся современного
коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку,
знающий
психолого-педагогические
особенности
учащихся
младшего
школьного возраста. Начиная обучение со второго класса, очень важно,
чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных
методик.
21
Глава 2 Обучение чтению младших школьников.
"Младший школьный возраст - это период в жизни ребёнка с шести до десяти
лет, когда он проходит обучение в начальных классах" "В этот период
учение является основным видом деятельности, в которой формируется
человек". В начальных классах дети приступают к познанию начала наук. На
данном этапе преимущественно развивается интеллектуально-познавательная
сфера
психики.
На
этом
этапе
появляется
много
психических
новообразований, совершенствуются и развиваются старые. "Школьный
период характеризуется интенсивным развитием познавательных функций,
сенсорно-перцептивных, мыслительных и др" .Обычно ученик начальной
школы с охотой идёт в это учебное заведение. Для учащихся первых-
четвертых
классов
характерным
является
стремление
к
положению
школьника. В первые дни учёбы в школе большое значение имеет опыт,
приобретённый
ребёнком
дома.
Раньше
маленький
дошкольник
был
единственным и уникальным существом, но с поступлением в школу, он
попадает в среду, где вокруг него такие же "уникальные и единственные".
Кроме необходимости приспосабливаться к ритму школьной жизни и новым
требованиям,
осваивать
пространство
школы,
овладеть
способами
самоорганизации и организации своего времени младший школьник должен
учиться взаимодействовать с одноклассниками. Но главная задача младшего
школьника заключается в успешном обучении в школе. Также важно
отметить, что на этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает так
называемый кризис семи лет. У ребёнка изменяются восприятие своего места
в системе отношений. "Меняется социальная ситуация развития, и ребёнок
оказывается на границе нового возрастного периода". Ребёнок осознаёт своё
место в мире общественных отношений и приобретает новую социальную
позицию
школьника,
которая
непосредственно
связана
с
учебной
деятельностью. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание,
что приводит к переоценке ценностей. Учёба приобретает громадное
22
значение для школьника, поэтому, например, цепь неудач ребёнка в этой
ведущей на данном этапе деятельности может привести к формированию
устойчивых комплексов или даже синдрому хронической неуспеваемости. К
важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся:
доверчивое
подчинение
авторитету,
повышенная
восприимчивость,
внимательность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем он
сталкивается".
В
поведении
учащегося
начальных
классов
видны
послушание, конформизм и подражательность. Обучение в школе является
для детей достаточно новой и поэтому интересной деятельностью, при этом
они сталкиваются и с рядом трудностей. Школьники первоначально,
естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и
выполнять действия по их решению. До поры до времени им помогает в этом
учитель, но постепенно соответствующие умения они приобретают сами
(именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая
учебная деятельность, умение учиться). Дети в этом возрасте обладают долей
импульсивности,
капризности,
упрямства.
Волевые
процессы
ещё
недостаточно развиты у младших школьников. Постепенно умение проявлять
волевые усилия появляется в умственной деятельности и поведении
школьников.
У
школьников
формируются
произвольные
умственные
действия,
например,
намеренное
запоминание,
волевое
внимание,
направленное и стойкое наблюдение, упорство в решении разнообразных
задач. Поэтому возрастает значение оценки результатов деятельности
школьника со стороны взрослых. Учебно-познавательная деятельность
школьника как социально и индивидуально значимая по существу имеет
двойственную
стимуляцию:
внутреннюю,
когда
школьник
получает
удовлетворение, приобретая новые знания и умения, и внешнюю, когда его
достижения в познании оцениваются учителем. Оценка со стороны учителя
является стимулом для учащегося. Эта оценка сильно влияет также и на
самооценку учащегося. Причём, потребность в оценке и сила переживаний
намного выше у более слабых учеников. Оценка выступает в роли
23
поощрения. Оценка учителя помогает ребёнку со временем самостоятельно
научиться оценивать свою работу. Причём это должна быть не просто оценка
результата, но и самих действий школьника, выбранного им способа для
решения какой-либо конкретной задачи. Учитель в начальных классах школы
не
может
ограничиться
просто
отметкой
в
журнале,
как
оценкой
деятельности
ученика.
Здесь
важна
содержательная
оценка,
то
есть
преподавателю необходимо объяснить школьнику, почему поставлена
именно эта оценка, выделить положительные и отрицательные стороны
работы ребёнка. В последствие педагог, оценивая учебную деятельность
детей, её результаты и процесс, формирует у детей критерии оценки. Учебная
деятельность побуждается различными мотивами. У ребёнка появляется
стремление к саморазвитию и познавательная потребность. Это интерес к
содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и
интерес к процессу деятельности - как, какими способами достигаются
результаты, решаются учебные задачи. Но не только результат учебной
деятельности, оценка мотивируют маленького школьника, а также и сам
процесс учебной деятельности: развитие и совершенствование себя самого
как личности, своих талантов, способностей. Школьник, становясь субъектом
познавательной деятельности в общей системе учебно-воспитательных
воздействий, в это же время приобретает личностные свойства и личностное
отношение к тому, что он делает, и процессу обучения в целом. Своеобразие
и сложность
учебно-познавательной
деятельности школьного
периода
заключается в том, что она осуществляется преимущественно в условиях
непосредственного общения с учителями и учениками класса и школы.
Вначале младшие школьники всецело опираются на мнение учителя. Они
смотрят на отношение преподавателя к различным ученикам и даже могут
перенять это отношение. Но в процессе общения со своими одноклассниками
и учебной деятельности младшие школьники относятся к себе уже более
критично. Они начинают оценивать как плохие, так и хорошие поступки.
Хотя по-прежнему "центральное место в учебном процессе занимает
24
общение ученика с учителем" В младшем школьном возрасте складываются
наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и
социальных
качеств,
положительных черт
личности.
Податливость
и
известная
внушаемость
школьников,
их
доверчивость,
склонность
к
подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают
благоприятные
предпосылки
для
формирования
высоконравственной
личности. Преобладающий тип мышления - наглядно-образное, а процесс
целостного восприятия еще недостаточно сформирован, внимание носит
часто непроизвольный характер. Первоклассники обращают внимание на то,
что ярче выделяется: величину, форму, цвет или окраску. Ребёнку предстоит
ещё долгий и тернистый путь обучения в школе, на протяжении которого он
будет осваивать новые предметы, новые навыки, новые умения. Он будет
самосовершенствоваться, и развивать свои способности, но основы для их
дальнейшего формирования закладываются именно в первые годы обучения.
2.1 Особенности учебного процесса обучения чтению на иностранном
языке в начальной школе
Исходя
из
вышеперечисленных
особенностей
психических
процессов
учащихся
младшего
школьного
возраста,
можно
сформулировать
педагогические требования к организации процесса обучения чтению на
иностранном языке в начальной школе.
1. Практическая направленность процесса обучения:
формулирование конкретных коммуникативно-мотивированных заданий и
вопросов, направленных на решение практических задач и проблем,
позволяющих не только освоить новые знания и навыки, но и понять
содержание и смысл читаемого;
25
обязательное выделение громкоречевого этапа чтения в системе обучения
технике чтения на иностранном языке, способствующих закреплению
навыков артикуляции и интонирования, фонетически правильной речи и
“внутреннего слуха”.
2. Дифференцированный подход в обучении:
учет возрастных психологических особенностей учащихся, индивидуальных
стилей их познавательной деятельности при сообщении, новых знаний и
формировании навыков и умений;
использование
аналитических
и
синтетических
упражнений,
заданий
дифференцированных
по
степени
сложности,
в
зависимости
от
индивидуальных способностей учащихся; выбор адекватных приемов работы
по обучению чтению вслух и про себя.
3. Интегрированный и функциональный подход в обучении:
построение обучения чтению на основе устного опережения, т.е. дети,
читают тексты, содержащие языковой материал, который уже усвоен ими в
устной
речи;
на
алфавитном
этапе
овладение
новыми
буквами,
буквосочетаниями, правилами чтения осуществляется в соответствии с
последовательностью введения новых лексических единиц и речевых
образцов в устной речи.
4. Учет особенностей родного языка:
использование положительного переноса навыков чтения, формируемых или
уже сформированных на родном языке учащихся;
максимальное
снижение
интерферирующего
влияния
навыков
чтения
родного языка, связанного с особенностями русского языка (фонематическое
26
письмо и слоговое чтение), путем объяснения, сопоставления, демонстрации
способов действия и обильной тренировки в чтении.
5. Доступность, посильность и сознательность обучения.
6. Комплексный подход к формированию мотивации:
уделение на уроке большого внимания выполнению игровых заданий,
действию
в
проблемных
ситуациях
коммуникативного
характера;
использование различных видов наглядности, стимулирующих осмысление
нового материала, создание ассоциативных связей, опор, способствующих
лучшему усвоению правил чтения, графических образов слов интонационных
моделей
фраз.
Помимо
соблюдения
перечисленных
педагогических
требований, успех организации обучения зависит также и от уровня
профессиональной
грамотности
учителя,
степени
его
методической
компетенции, способности использовать на уроке эффективные приемы и
формы работы, адекватные поставленной цели обучения.
2.2.Психологические особенности младших школьников и
формирование навыков и умений в чтении на основе их
Формирование навыков и умений в чтении является одной из важнейших
составляющих процесса обучения иностранному языку на всех его этапах.
Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, входит в
сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в
ней письменную форму общения. Начальный этап обучения чтению имеет
своей целью формирование у учащихся техники чтения на иностранном
языке и, в частности, таких способностей как:
· быстрое установление звукобуквенных соответствий;
27
· правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со
значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;
· чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;
· чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом
материале;
· выразительное чтение текстов вслух, с правильным ударением и
интонацией
Эффективно решить поставленные задачи, можно используя современные
обучающие технологии, учитывающие потребности младших школьников,
их психологические возрастные возможности при организации процесса
обучения. Рассмотрим некоторые психологические особенности младших
школьников. Младший школьный возраст охватывает период с 6 до 10 лет. В
некоторых психологических исследованиях отмечается, что в это время
кардинально
меняется
протекание
психических
процессов
учащихся.
Происходит смена ведущего вида деятельности: на смену игровой приходит
учебная, хотя игровая деятельность еще продолжает играть важную роль.
Формируется
положительное
отношение
к
учению,
укрепляются
познавательные мотивы учения. Развиваются познавательные процессы.
Восприятие приобретает управляемый характер, становится более точным,
расчлененным, преднамеренным, четко распределяются отношения между
анализом и синтезом. Увеличивается доля произвольного внимания, оно
становится более устойчивым. Идет развитие интеллектуальных операций:
сравнения, обобщения ориентировки, классификации, кодирования, переход
от
наглядно-образного
к
словесному,
критическому
мышлению.
Увеличивается доля продуктивных действий мышления. Мнемическая
деятельность становится более совершенной. Увеличивается объем памяти.
Формируется логическая память, продуктивные способы запоминания.
28
2.3.
Игровая форма преподавания
Обучающая функция игры известна уже давно. Используя ее как метод
обучения, известные педагоги утверждают, что в ней заложены большие
потенциальные возможности. Игровые формы работы на уроке активизируют
деятельность учащихся, дают возможность выявить их мыслительные и
творческие способности.
На уроке мы имеем дело с обучающими играми.
Они, в отличие от развлекательных, имеют специфическую методическую
функцию, которую учитель всегда должен четко себе представлять. Однако
ни в коем случае не стоит показывать учащимся, что преследуется
определенная дидактическая цель. Учитель должен смеяться и радоваться
вместе с детьми, подчеркивая тем самым, что ему интересен игровой, а не
обучающий смысл упражнения: стоит раскрыть учащимся цель — игра
превратится в обычное задание. Игра пробуждает интерес и активность
детей, дает им возможность проявить себя в интересной для них
деятельности, способствует более быстрому и надежному запоминанию
иностранных слов и выражений, особенно, если знание материала является
необходимым условием для принятия активного участия в игре, а в
некоторых
случаях
—
обязательным
условием
победы.
Игра—
это
определенная ситуация, которая многократно повторяется, но каждый раз по-
новому. В ходе игры возникает соревнование. Желание выиграть мобилизует
мышление игроков. Разговорное общение, которое включает не только
собственно говорение, но и жесты, мимику, имеет четко мотивированный
характер.
Для
языка
игры,
несмотря
на
некоторую
его
запрограммированность, характерна спонтанность, поскольку победа зависит
от точной и быстрой реакции, правильных и остроумных ответов. Таким
образом, игра — вариативно-ситуативное разговорное упражнение, в ходе
которого ученики приобретают опыт общения, поэтому она должна стать
неотъемлемым элементом каждого урока, но ни в коем случае не
противопоставляться «главной» его части. Например, в начале урока учитель
29
входит в класс и предлагает учащимся построиться в шеренгу. Затем он
говорит: «Look at те and say, who is the first? Who is the second? Who is the
third? Who is the sixth?». На первый взгляд вопрос простой. Однако незаметно
для себя дети сосредоточились, настроились на урок иностранного языка.
Кроме того, они повторили употребление порядковых числительных. Урок
продолжается: «Guess, what shall we do today?» Учащиеся отвечают: «We
shall read. We shall write.
We shall listen». Таким способом закрепляется
употребление будущего времени глагола. Так. желая проверить, как
учащимися были усвоены слова на предыдущем уроке, учитель спрашивает:
«What is there in the bag?» Подобные игровые моменты полезно использовать
на всех этапах, тогда игра будет органично связана с уроком. Конечно, смысл
не в количестве игр, а в том, как они используются на уроке. Важна общая
игровая атмосфера, которая позволяет заинтересовать детей, настроить их на
восприятие нового материала или на закрепление изученного. Игры можно
использовать на всех этапах обучения иностранному языку в школе, однако
содержание
языкового
материала
и
характер
заданий
должны
быть
подобраны по возрасту и уровню подготовки учащихся определенного
класса. На начальном этапе обучения особого внимания заслуживают игры
на простое восприятие и воспроизведение материала, а на следующем — на
развитие у учащихся умений выявлять, сопоставлять и сравнивать явления,
делать правильные выводы. Игру подбирает учитель, ведь только он может
решить, что лучше предложить ученикам. Тщательно продуманная и хорошо
проведенная игра облегчает усвоение и закрепление языкового материала
(фонетики,
лексики,
грамматики)
и
способствует
формированию
определенных
умений
и
навыков,
является
эффективным
средством
обучения,
которое
охватывает
разные
виды
речевой
деятельности
(восприятие на слух, говорение, чтение, письмо). Кроме того, учащиеся
чувствуют эмоциональное удовлетворение как в процессе игры, так и при
достижении результатов. [11,С. 3]
30
Глава 3 Методические рекомендации по обучению чтению младших
школьников
3.1. Упражнения на технику звукобуквенных соответствий
В одном большом-большом волшебном лесу жили-были разные существа.
Ветер-ветерок напевал свою песенку - [w-w-w].
Дождик помогал ему и бил каплями по земле - [p-p-p].
О приближающемся дожде предупреждала сова - [u-u-u].
А гуси возмущались - [g-g-g].
Мама-кошка звала своих котят - [ks-ks-ks].
Слышалось фырчанье ежей - [f-v-f-v].
А корова, которая забрела в лес, чтобы поесть сочной лесной травы, мычала -
[m-m-m].
А из далека слышалось рычание английской собаки - [r-r-r].
В этом лесу жил-поживал добрый язычок [j]. Он жил в маленьком домике
рядом с каруселями, так как любил кататься на каруселях - круговые
движения языком в одну сторону и в другую, и на качелях - вертикальные
движения языка вверх-вниз.
Ничто не останавливало нашего язычка: ни дождь - [p-p-p], ни ветер - [w-w-
w]. Нагуляется, накатается, замерзнет, задрожит , зачихает , закашляет - [k-
k-k].
Прибежит домой и греет свои ручки - [h-h-h].
И вдруг стук в окошко - [d-d-d], [t-t-t] - это подружки язычка пчелки
прилетели, английские и русские - [z-z-z]. Узнали что язычок замерз и
угощают его мёдом . Поел язычок мёда и согрелся.
Прилетели шмели, русские - [s-s-s], английские , принесли конфеты нашему
язычку, чтобы развеселить его, а он ест и облизывается (сначала проводит
кончиком языка по верхней губе, а потом по нижней).
Навестить его пришла подружка-ежиха. У неё много маленьких ежат.
Испекла она им пироги с ванилином, но в один положила два пакетика
31
ванилина - [w] (две галочки), в другой - один - [v] (одна галочка). Едят ежи
первый пирог, очень-очень сладкий он, они сдувают ванилин с губ - [w-w-w],
а второй им очень нравится, они едят и облизывают своими маленькими
зубками нижнюю губу - [v-v-v].
Язычок приглашает всех своих друзей в дом, они садятся на диван и читают
книги, радуются - [ai-ai-ai], смеются - [oi-oi-oi]. Начитались интересных
книжек и заснули. Не будем их будить.
3.2. Чтение гласных в открытом и закрытом слоге
I. Открытый слог
1. Гласная стоит в конце слова
Например: go, no, ago, my, hi, be, me.
2. Гласная+E на конце слова
Например: Mae, pie, lie, toe, hoe (shoe - исключение!), hue, blue, bye, dye.
3. После ударной гласной согласная+гласная (чаще всего E, которая не
читается)
Например: name, blade, take, these, mine, time, tiny, rope, bone (gone, done -
исключения!), pony, photo, music, pupil, type.
3. После ударной гласной - согласная+le
Например: table, noble.
Чтение гласных в открытом слоге:
II Закрытый слог
1. На конце слова гласная+согласная
Например: bad, cat, vet, men, tin, strip, stop, from, bus, run, gym
2. После гласной стоят 2 или более согласных
32
Например: camp, battle, end, center, pink, middle, bob, bottle, jump, bunny
Чтение гласных в закрытом слоге:
III. Сочетания гласных
Часто гласные буквы встречаются парами. Для таких сочетаний есть
отдельные правила (с исключениями):
1. оо читается [u:]/[u] (исключения blood, flood - oo читается как "а")
2. ee читается [i:]
3. еа читается или [i:] или [e] - каждый случай нужно запоминать. А в слове
Great это сочетание читается [ei]
4. ey, ei, ay, ai читаются [ei]
5. oi, oy читаются [oi]
6. eu, ew читаются [ju:]/[u:]
Стишки и рифмовки, которые помогают детям быстро и легко освоить
основные правила чтения на английском языке.
1. E I Y
Нас малыш не забывай. Мы зовемся E I Y
Если слева С стоит, она весело свистит (ceiling – потолок, cinema – кино,
bicycle – велосипед).
После С когда нас нет, кашель слышится в ответ (music - музыка)
2. E I Y
Нас малыш не забывай. Мы зовемся E I Y
Если слева G стоит, как мотор она гудит (gentlemen, giraffe, gymnastics)
После G когда нас нет, кашель слышится в ответ (pig, gold)
33
3. E
Меня Яга заколдовала злая, когда я на конце, я не читаюсь (to give, people)
4. E I O A
Если будет на конце русская немая Е,
Нас в словах произнесите, словно буквы в алфавите (Pete, like, table, home)
5. U
Я простая буква U, но я знаю роль свою,
Если слог закрыт, то звук похож на русский а (cup, gun)
6. СК
Злится К на букву С почему – не знаю,
Но когда вдвоем они, я лишь К читаю (clock, to peck)
7. ЕЕ
Мы сестренки-близнецы, годовалые мальцы
Если радом мы пищим, потому что есть хотим (deep, to meet)
8. OO+K
Мы 2 маленьких мяча, катимся мы с горки. И в погоне сгоряча воем от
восторга.
(Spoon, moon)
Но когда мы К встречаем, выть мы быстро прекращаем. (book, look)
9. H
Если S передо мной, как змея шиплю я (shelf, she, sheep)
Если С передо мной, тишины прошу я (cheese, chicken)
10. TH
Первокласснику пока трудно сладить с нами: надо кончик языка захватить
зубами (thick, father)
34
11. R
Бывают слева гласные, согласные. И после них читаюсь я по-разному:
После согласных я рычу, в начале слова я рычу, а после гласных я мычу
(bread, red, bird).
12.IGH
Если буквы IGH мы поставим рядом, будут все они втроем «ай» кричать с
досады (night, light, bright, sign).
13. WH
Если будет справа буква «О», надо будет только H один читать (whose,
who)
Букву «О» мы заменили, W читать решили (what, white)
14. А
Роль дана мне не простая: алфавит я начинаю.
Мне совсем не тяжело перед L звучать как О (chalk, walk).
После W мне О приятней и дороже (swan, water).
3.3. Игровые приемы
“Swap places” Дети сидят в кругу на стульчиках, у каждого ребенка в руках
карточка с изображением какой-либо изучаемой на уроке буквы или слова.
Учитель называет по-английски буквы (слова). Когда ребенок слышит свою
букву (слово), он встает и обменивается местами с другим ребенком,
имеющим такую же картинку. Примечание: должно быть как минимум по
три одинаковых карточки с изображением каждого предмета.
«Звуки, подойдите»
Оборудование: несколько стульев.
Это подвижная игра, направленная на закрепление звукового анализа
слова. Предназначена для проведения в группе детей.
35
Учитель называет слово, например, dog. Игроки (по количеству звуков в
слове) должны выбрать, какими звуками они хотели бы быть: 1-м, 2-м или 3-
м (не называя сами звуки). Потом педагог поочередно просит: «Звук [о],
подойди ко мне!» Ребенок, который получил только номер звука в слове,
должен произнести слово и определить, каким звуком он является, затем
подойти и сесть на стул, который соответствует его номеру (в данном случае
— на второй). После приглашаются звуки [d] и [g] — дети садятся на
соответствующие стулья. Таким образом, звуки размещаются в том порядке,
в котором они стоят в слове. После того, как все игроки окажутся на своих
местах, слово «читают» и произносят, либо изображают, что оно обозначает.
В начале обучения дети будут каждый раз произносить слово, чтобы найти в
нем «свой» звук. Со временем задание будет выполняться достаточно
быстро.[11,С. 14]
«Назови букву»
Оборудование: карточки с буквами .
Прежде чем начать эту игру, учащихся необходимо познакомить хотя бы с
несколькими буквами (например. А, В, С, D). Потом ознакомление с новыми
буквами чередуется с игрой на закрепление этих букв. Игра используется для
изучения всех букв алфавита.
Педагог показывает карточку с буквой (обращается внимание, что буквы
красного цвета — гласные, а синего [черного] — согласные). Учащиеся
называют букву. За правильный ответ ребенок получает фант. После игры
лучшие игроки (получившие большее количество фантов) награждаются
призами.[11,С. 17]
«Кто знает алфавит лучше всех?»
Участники делятся на две команды. Учитель дает задание представителям
обеих команд — по очереди называть буквы алфавита до тех пор, пока не
будет допущена ошибка. Ошибкой может также считаться повторное
называние буквы, которая уже прозвучала. За каждую правильно названную
36
букву — 1 балл. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество
баллов.
« Смешные буквы-человечки»
В игре усваиваются внешний вид буквы и ее звучание, развиваются
артистические
способности
учащихся.Педагог
говорит,
что
умеет
превращать детей в веселые буквы, и объясняет правила игры: ведущий
показывает карточку с буквой, а игрок должен назвать и изобразить ее при
помощи движений
тела,
жестов
и
мимики.
Игра начинается
после
произнесения «заклинания» «Шурики, мурики, хара, махара...» и взмаха
«волшебной палочкой».Игра станет более интересной, если в ней будут
участвовать все. Каждый участник изображает свою букву. А после того, как
буквы-человечки «окаменеют», т. е. перестанут двигаться (для этого можно
снова использовать «волшебную палочку» и «заклинание»), ведущий или
сами учащиеся выбирают тех, чье изображение буквы понравилось больше
всего. Игра приобретает особый интерес, если один из участников — учитель
с хорошим чувством юмора. Именно он сначала может показать, как
изображать буквы. Позы взрослого станут стимулом для веселого творчества
детей.[11,С. 18]
Буквенный конкурс: «Встань в алфавитном порядке». По пять человек из
каждой команды выходят к доске и получают по одной букве (одна команда
получает заглавные буквы: A, B, C, D, E; а другая маленькие буквы: a, b, c, d,
e.) По команде: one, two, three! дети становятся в алфавит- ном порядке.
Побеждает команда, ставшая первая.
«Найди пару». На доске два столбика заглавных букв в алфавитном порядке
(10 букв), а внизу маленькие буквы, но в другом порядке. Обе команды
выстраиваются в колонну напротив доски и по команде учителя: “begin!” по
одному ученику из каждой команды подбегают к доске, берут маленькую
букву и располагают рядом с большой. Побеждает команда, расставившая
буквы правильно и быстро.
37
Заключение
Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как
опосредованная
форма
общения
является,
по
мнению
многих
исследователей, самым необходимым для большинства людей. Процесс
чтения базируется на технической стороне, то есть на навыках, которые
представляют собой автоматизированные зрительно-речемоторно-слуховые
связи языковых явлений с их значением, на основе которых происходит
узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом и,
следовательно, реализация коммуникативного умения чтения. Практический
компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на
иностранном языке предполагает развитие у учащихся умений читать тексты
с разным уровнем понимания содержащейся в них информации. Однако при
обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых
навыков
и
умений,
обеспечивающих
возможность
чтения
как
опосредованного средства общения, но и привитие интереса к этому
процессу. Для создания интереса к процессу обучения чтению возможно
использование учителем разных методов обучения начиная с коротких
рифмовок и стишков и заканчивая игровыми приемами.
38
Список используемой литературы
1.
Нормативные
документы
ФГОС
начального
образования
М.:
Просвещение 2009 г.
2. Артемонов В.А. «Психология обучения иностранным языкам» // М.:
Просвещение, 2009 г.
3. Бим И. Л. «Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы
школьного учебника» // М .,2004 г.
4. Вайсбурд М.Л. Синтетическое чтение на английском языке. - М., 2002 г.
5.Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на
иностранном языке. - М., 2003 г.
6. Менчинская Н. А. «Проблемы учения и умственного развития школьника:
Избранные психологические труды» // М.: Просвещение, 2003 г.
7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. - М., 2000г.
8. Соловова Е.Н. « Методика обучения иностранным языкам» Москва 2010 г.
9. Шах-Назарова В.С., Журавченко К.В. «Английский для ВАС» Москва
ВЕЧЕ 2002 г.
10. Шишкова И. А., Вербовская М. Е. «Английский для малышей 4-6 лет»
Москва 2010 г.
11. Яцкова С.С. « Играем на уроках английского языка в начальной школе»
Мозырь ООО ИД «Белый ветер» 2009 г.