Напоминание

Фонетика английского языка


Автор: Ласкова Нина Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ Софьинская СОШ
Населённый пункт: с.Софьино, Раменский г.о. Московская область
Наименование материала: Фонетика английского языка
Тема: Фонетика английского языка
Раздел: начальное образование





Назад




2

Курсовая работа

Тема : Фонетика английского языка

Выполнила: Ласкова Н.В.

3

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Фонетика как наука…………………………………………….4

1.1. История фонетики…………………………………………………...4

1. 2. Предмет фонетики. Компоненты звукового строя языка………...5

1.3. Связь фонетики с другими науками………………………………..6

Глава 2. Отрасли фонетики……………………………………………..12

2.1. Общая фонетика…………………………………………………….12

2.2. Сравнительная фонетика…………………………………………...13

2.3. Историческая фонетика…………………………………………….19

2.4. Описательная фонетика…………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………27

Список используемой литературы……………………………………..28

4

Введение

Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону

языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки

и их комбинации, но и ударение и интонация.

В зависимости от того объема

материала, который является предметом непосредственного исследования

фонетистов, различаются общая фонетика и сравнительная фонетика и

частная фонетика отдельных языков.

Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой

стороны любого языка.

Сравнительная

фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне

двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков. В свою

очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и

описательная фонетика.

Историческая

фонетика

конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той

мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке,

диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства

отдельного языка в определенный период его истории или в современном

состоянии.

Объектом

изучения

в

данной

курсовой работе выступает фонетика. Соответственно предметом изучения в

курсовой работе являются отрасли фонетики.

Цель данной работы

- изучение фонетики как науки и изучение ее

взаимосвязи с другими науками.

Задачи, которые складываются из поставленной цели: выявление отраслей

фонетики и их изучение, сопоставление английской и русской фонетики в

качестве примера такой отрасли фонетики, как сравнительная фонетика.

5

Глава 1. Фонетика как наука. 1.1. История фонетики

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII

веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П.

Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Краценштейн

положил начало акустической теории гласных, которая была развита в

середине XIX века Г. Л. P. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования

в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в

трудах Э. В. Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой

стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э.

Зиверса

и

Й.

Шмидта

«Grundzüge

der

Lautphysiologie(нем.)»

(1872).

Большой вклад в фонетику внесли такие учёные, как Панини , Р. Раск, Я.

Гримм, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ж. П. Руссло, П. Пасси, Ж.

Жильерон,

Э.

Зиверс,

М.

Граммон,

Д.

Джоунз,

В. А. Богородицкий,

Л. В. Щерба, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Г. Фант, М.

Халле,

Л. Р. Зиндер,

Р. И. Аванесов,

М. В. Панов,

Л. Л. Касаткин,

Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова.

1.2. Предмет фонетики. Компоненты звукового строя языка

6

Фонетика — это раздел языкознания, в котором изучается звуковой

строй языка. Само слово «фонетика» образовано от греческого phonetikos,

что означает «звуковой», «голосовой». Поэтому в начальные периоды

развития этой дисциплины она определялась исключительно как учение о

звуках речи. С тех пор границы ее сильно расширились, и сейчас под

фонетикой понимается область языкознания, изучающая всю звуковую

сторону языка: не только собственно звуки и их поведение в речевом потоке,

но и другие фонетические явления, такие, как слог, его структура, особенно-

сти слогообразования и слогоделения; акцентная структура слов, степени

словесного ударения, выделяемые в языке, тенденции, регулирующие

размещение ударения в многосложных словах, акустическая природа

словесного ударения; интонация, ее компоненты, функции, акустические

корреляты. Все перечисленные явления, а именно звук, слог, акцентуация,

интонация, входят в состав фонетической системы языка и являются

компонентами его звукового строя.

Фонетика изучает звуковой строй языка, т.е. звуки речи и правила их

сочетания в слове и потоке речи, инвентарь звуков языка, их систему,

звуковые законы. Звуки речи как природное явление имеют акустическую и

артикуляционную

стороны.

Для

обучения

говорению

важнее

артикуляционная сторона - производство человеком звуков речи. Ещё важнее

функциональная сторона речи. Вслушиваясь в звучащую речь, можно

заметить, что она построена из звуковых отрезков различной длины и

различного качества. Кратчайшим звуковым отрезком является звук речи. Из

звуков создаются слоги, из слогов - слова, из слов - предложения.

Звуки речи - явление сложное в том смысле, что звук речи одновременно

оказывается фактом: физическим (звуки речи - процесс колебательных

движений

голосовых

связок

под

воздействием

воздушной

струи),

физиологическим (звуки речи образуются в речевом аппарате человеческого

организма), социальным (из звуков речи строятся слоги, слова, предложения,

при помощи которых происходит общение в коллективе.

7

1.3.Связь фонетики с другими науками

Будучи одним из разделов науки о языке, фонетика очень тесно связана

с другими ее разделами.

Связь с грамматикой. Многие отечественные лингвисты прошлых лет

рассматривали

фонетику

как

составную

часть

грамматики

наряду

с

морфологией и синтаксисом, и учебники грамматики в те годы нередко

содержали главу по фонетике.

Связь фонетики с морфологией проявляется в том, что, устанавливая

правила образования грамматических категорий, морфология очень часто

обращается к фонетическим правилам. Сюда относятся:

1) случаи чередования гласных при образовании:

а) нерегулярных форм множественного числа имен существительных:

foot —feet;

б) форм неправильных глаголов: swim — swam — swum;

2)

правила,

регулирующие

чтение

окончаний

некоторых

грам-

матических категорий:

а) форм прошедшего времени правильных глаголов: played, worked,

wanted;

б) форм множественного числа и притяжательного падежа имен

существительных: tables, books, boxes; boy's, cat's, Alice's;

в) форм 3-го лица единственного числа глаголов настоящего времени:

reads, takes, crosses.

8

Фонетика связана также и с другим разделом грамматики —

синтаксисом. Эта связь проявляется в том, что любое предложение, будучи

прочитанным, всегда имеет некую просодическую оболочку. Существуют

определенные

тенденции

в

интонационном

оформлении

таких

синтаксических структур, как вопросительные предложения разных типов,

прямые обращения, слова автора, перечисления, приветствия, прощания,

вводные слова.

При помощи интонационных средств определяется коммуникативный тип

высказываний. Например, предложение You've

lost

it, произнесенное с

нисходящим тоном является повествовательным, а с восходящим тоном —

вопросительным предложением.

От интонационного оформления предложения может зависеть его смысл.

Так, фраза I have plans to leave, произнесенная с ядерным тоном на слове

leave, означает, что говорящий планирует уехать, в то время как эта фраза,

произнесенная с ядерным тоном на слове plans, означает, что говорящий

должен оставить планы, а не схемы или карты. Таким образом, правильное

размещение терминального тона во фразе позволяет говорящему адекватно

выразить мысль и избежать разночтения.

При помощи

мелодических средств, логического ударения, паузации происходит членение

предложений на смысловые группы (синтагмы). Иногда интерпретация

предложения может зависеть от локализации паузы. Например, предложение

Those who sold quickly made a profit можно прочитать как Those who sold

quickly / made a profit; и тогда оно будет означать «Прибыль была получена

теми, кто быстро продавал». Если паузу сделать после слова sold: Those who

sold | quickly made a profit, то смысл предложения будет иным, а именно:

«Прибыль была быстро получена теми, кто продавал».

Связь

с

лексикологией, точнее, со словарным составом языка. Прежде всего, она

проявляется в том, что любое слово немыслимо вне его звукового облика.

Кроме того, при помощи чередования гласных и согласных происходит

образование других частей речи: breath — breathe, separate (adj) — separate

9

(v).Переход слова из одной части речи в другую иногда возможен при

помощи изменения акцентной модели слова: contest (n) — contest (v), import

(n) — import (v).

При помощи фонетических средств различаются сложные слова и свободные

словосочетания, например: a 'moving-van (с одним сильным ударением) —

фургон для перевозки мебели и a

'moving

'van

(с двумя сильными

ударениями) — любой движущийся фургон.

Фонетика

связана с лексикологией еще и тем, что она определяет звуковой облик

заимствованных слов: их акцентную структуру и звуковой состав. Так,

например, русское название Бородино произносится в русском языке с

ударением на последнем слоге и с гласным звуком [о] в ударной позиции. В

английском языке оно произносится с двумя ударениями, главным и

второстепенным,

согласно

ритмической

тенденции

в

акцентуации

многосложных английских слов, и с дифтонгом на конце слова, так как буква

о в конечной позиции в английском языке не редуцируется.

Связь со стилистикой. В поэтической речи широко известен такой

стилистический прием, как звуковой параллелизм. Этот термин объединяет

несколько приемов, в основе которых лежит повторение звуков. Это рифма

— повтор конечных звуков слога: trees — breeze, аллитерация — повторение

отдельных согласных звуков или их сочетаний: great — grow, ассонанс —

повторение гласных звуков: great — fail. Звуковой параллелизм используется

и в прозе. Лозунги, новые слова и словосочетания лучше запоминаются и

обладают

более

сильным воздействующим эффектом, если

содержат

повторяющиеся звуки: bigwig, brain drain.

При образовании слов, условно передающих природные звуки или крики

животных, нередко используется звуковой символизм: to hiss, to bang, bow-

wow, mew. Это явление называется в лингвистике ономатопеей. Сюда же

относятся

слова,

в

которых

определенные

звукосочетания

могут

ассоциироваться в сознании говорящего с каким-либо значением. Например,

начальное сочетание согласных [fl]

может быть связано с быстрым

10

движением: fly, flee, flood, flow, flop, а сочетание [sk] — передавать скрипучие

звуки:

squeak,

squeal,

scratch,

scrap,

squelch,

squawk,

screech,

scream.

Однако наиболее тесная связь фонетики со стилистикой проявляется на

уровне интонации. При помощи интонационных средств говорящий передает

свои эмоции, свое отношение к ситуации или предмету разговора. Чтобы

убедиться в этом, достаточно произнести самые короткие фразы Yes или No с

различными тонами. В зависимости от конкретных речевых ситуаций они

могут звучать следующим образом:

Yes. No — сдержанно, беспристрастно;

Yes. No — приветливо, весело;

Yes. No — с одобрением;

Yes. No — вопросительно;

Yes. No — с сомнением;

Yes. No — вызывающе.

Прикладное значение фонетики

Результаты многих фонетических исследований имеют прикладное

значение и используются в различных областях. Самое древнее и, возможно,

самое важное из них — это создание письменности для бесписьменных

народов и ее совершенствование.

Обучение письму всегда идет с опорой на фонетику. Очевидной сферой

приложения фонетики является обучение произношению на иностранном

языке. Интересно высказывание выдающегося русского ученого-лингвиста Л.

В. Щербы о значении правильного произношения: «В прежнее время к

ошибкам выговора относились снисходительно, ошибки же грамматические

считались очень грубыми. Сейчас в практике живого языка ошибки должны

11

расцениваться совершенно иначе: те ошибки будут грубыми, которые

мешают взаимопониманию, а это гораздо чаще будут ошибки произношения,

нежели ошибки грамматические».

Знание фонетики необходимо в логопедии, занимающейся исправлением

недостатков произношения на родном языке.

На

основе

фонетики строится сурдопедагогика, занимающаяся развитием слуха у

слабослышащих и формированием артикуляционных навыков у глухонемых.

Именно потребности обучения глухонемых положили в XVII

в. начало

изучению механизмов образования звуков речи.

Фонетика

используется

в

медицине,

при

лечении

различных

форм

потери

и

расстройства речи. Данные фонетики применяются для проверки средств

связи и повышения их эффективности.

Специалисты в области

прикладной лингвистики сотрудничают с криминалистами, разрабатывая

программы идентификации личности по голосу. Существует мнение, что

голосовые спектрограммы могут быть столь же индивидуальны, как и

отпечатки пальцев. Появление компьютеров открывает новые возможности в

создании и развитии особых направлений, связанных со звуковой речью, в

частности с автоматическим синтезом и автоматическим распознаванием

речи. За последние 10—15 лет в мире произошли заметные изменения в

компьютерных технологиях синтеза и распознавания речи. Это объясняется

постоянно

растущими

возможностями

компьютерной

техники,

совершенствованием

математического

аппарата

и

более

глубоким

пониманием реальных процессов порождения и понимания речи человеком.

В настоящее время ведутся разработки синтезатора, способного озвучить

любой материал, который вводится в компьютер в виде письменного текста.

Ожидается, что программы по автоматическому распознаванию речи найдут

в скором времени применение во всевозможных сферах деятельности

человека, например при организации, информационно-справочной системы,

способной получать и выдавать различную информацию по голосовому

запросу. Это окажется полезным при заказе билетов, в медицине, банковской

12

службе. Возможно применение таких программ при обеспечении речевого

управления техническими устройствами в условиях, опасных для человека;

при

создании

«автоматической

машинистки»;

при

осуществлении

автоматического перевода и т.д.

Глава 2.Отрасли фонетики. 2.1. Общая фонетика

13

Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для

звукового строя всех мировых языков. Общая фонетика исследует строение

речевого аппарата человека и использование его в разных языках при

образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в

речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и

абстрактных фонетических единиц - фонем, устанавливает общие принципы

членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.

Звуки речи и направления в их изучении.

Базовым компонентом

фонетической системы любого я: является звук. С точки зрения физики звуки

речи, как и любые другие звуки, воспринимаемые нами в повседневной

жизни, представляют собой волнообразные колебания воздушных частиц,

однако их отличие от, к примеру, звуков пения птиц или шума работающего

мотора заключается в том, что различные сочетания звуков, каждый из

которых

не

несет

никакого

значения

сам

по

себе,

образуют

последовательности, составляющие звуковой лик, или звуковую оболочку,

слова и через слово участвующее в передаче определенного смысла.

Речевые звуки можно исследовать с различных точек зрения можно изучать

с опорой на тот аппарат, который производит звуки. Такое направление

называется артикуляционным.

Звуки

речи

можно изучать, анализируя их различные физические свойства, такие как

длительность, сила, высота. Это направление называется акустическим.

И наконец, звуки речи можно изучать с целью выявление артикуляционных и

акустических характеристик, которые позволяют слушающему адекватно

интерпретировать воспринимаемые звуки и их последовательности. Такое

направление называется перцептивным.

В соответствии с этими направлениями в изучении звука в фонетике

выделяются следующие разделы:

1) артикуляционная фонетика;

2) акустическая фонетика;

3) перцептивная фонетика;

14

Принципы классификации звуков речи.

Принципы классификации

звуков речи могут быть различными.

Во-первых,

в

современной

лингвистике

существует

артикуляционно-

ориентированная

классификация,

т.е.

классификация,

описывающая

положение органов речи при произнесении звуков.

Во-вторых — акустическая, учитывающая физические свойства звуков речи.

При

изучении

иностранного

языка

предпочтительной

является

артикуляционная классификация, так как при обучении произношению

работа преподавателя ведется по линии артикуляционной отработки звуков.

Именно поэтому в учебниках по теоретической и практической фонетике,

адресованных будущим специалистам по иностранным языкам, за основу

берется артикуляционный анализ звуков изучаемого языка, который иногда

дополняется акустическими характеристиками.

Одни

термины,

такие

как

губной,

смычный,

зубной,

относятся

к

артикуляционным

характеристикам,

другие,

такие

как

шумный,

фрикативный, — к акустическим, третьи — шипящий, свистящий — к

уровню восприятия.

2.2. Сравнительная фонетика

Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими

языками. Сопоставление чужого и родного языков в первую очередь нужно

для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое

сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда

сравнение родственных языков помогает проникнуть в глубь их истории

.

Английская система консонантизма в сопоставлении с русской.

Английский и русский языки относятся к одной языковой семье — к семье

индоевропейских языков. Однако английский язык принадлежит к группе

15

германских языков, входящей в индоевропейскую семью, а русский — к

восточнославянской группе, также входящей в эту семью. Принадлежность к

одной языковой семье объясняет большое сходство между этими языками

как в системе вокализма (гласных), так и в системе консонантизма (со-

гласных). Русский язык относится к ярко выраженному консонантному типу,

так как основу его звукового строя составляют согласные: 36 согласных и

только 6 гласных звуков. В английском языке согласных и гласных звуков

приблизительно поровну: 24 и 20.

Проанализируем, в чем выражаются сходство и различие между системами

согласных звуков в английском и русском языках.

В

таблице представлены английские и русские согласные с учетом их основных

артикуляционных характеристик. Рассмотрим каждый пункт классификации

в отдельности.

Английские и

русские согласные звуки

Место артикуляции

Способ

артикуля

ции

Губно-

губ-

ные

Губно-

зубные

Зуб-

ные

Альве-

оляр-

ные

Зааль-

веоляр-

ные

Пала-

таль-

ные

Веляр-

ные

Глот-

таль-

ные

Взрыв -

ные

англ.

Р b

t d

kg

рус.

п б п'

б'

т д т'

д'

к г к'

г'

Фри-

катив-

ные

англ.

f v

θ

,

ð

s z

h

рус.

ф в ф'

в'

С 3

с' з'

ш ш' ж

х х'

Аффри-

каты

англ.

t

ʃ,

d

ʒ

рус.

ц

ч'

Носо-

вые

англ.

m

n

ŋ

рус.

м м'

нн'

Аппро-

кси-

манты

англ.

w

г

j

рус.

й

Боко-

вые

англ.

1

рус.

л л'

Дро-

жащие

англ.

рус.

pp'

Различия по месту артикуляции

•В русском языке присутствуют все группы согласных по месту артикуляции,

выделенные для английского языка, за исключением глоттальных.

16

•В

русском

языке

по

сравнению

с

английским

наблюдается

более

представительная группа зубных согласных и относительно малочисленная

группа альвеолярных. В английском языке, наоборот, группа зубных

согласных весьма малочисленна.

•Особенностью системы согласных звуков в русском языке является их

противопоставление по признаку твердости/мягкости; иными словами,

твердость/мягкость

для

русского

языка

в

отличие

от

большинства

европейских языков является дистинктивным признаком. Этот признак

охватывает 30 согласных, которые образуют 15 коррелирующих пар.

Различие

между

твердыми

и

мягкими

согласными

основано

на

дополнительных артикуляциях: веляризации и палатализации. Твердые

согласные кроме основной артикуляции характеризуются подъемом задней

части языка к мягкому нёбу (веляризация), а мягкие — подъемом передней

части языка твердому нёбу (палатализация).

В английском языке веляризация и палатализация согласны носят не

самостоятельный, а позиционный характер, так как зависят от фонетического

окружения и не влияют на смыслоразличение. Английские согласные [

ʃ

], [

ʒ

],

[

t

ʃ

], [

d

ʒ

], [w], «светлый» «темный» [1] всегда произносятся с дополнительной

артикуляцией: [

ʃ

], [з], [

t

ʃ

], [

d

ʒ

], «светлый» [1] — с палатальной, a [w] и

«темный» [1] — с велярной.

•В

английском

языке

отсутствуют

характерные

для

русской

языка

фрикативные велярные согласные.

Различия по типу преграды и способу образования шума

•Классификация согласных звуков с учетом типа преграды и

способа

образования шума в основном совпадает в обоих языках. Основное отличие

русского консонантизма от английского по этому пункту классификации

заключается в существовании разряда дрожащих согласных. В нормативном

варианте английского языка дрожащих согласных нет.

•В

английском

языке

по

сравнению

с

русским

наблюдается

более

многочисленная группа аппроксимантов разного места образования.

17

Различия по работе голосовых связок

•В

английском языке дистинктивным признаком для шумных согласных

является сила артикуляции. Напомним, что английские звонкие согласные

можно считать таковыми только в интервокальном положении, так как в

других фонетических контекстах они частично или полностью оглушаются.

•В русском языке дистинктивным признаком для шумных согласных

является работа голосовых связок, и русские звонкие согласные всегда

полнозвонкие, за исключением позиции в конце слова, когда они полностью

оглушаются (нейтрализуются), например: дуб [дуп].

•Так же как и в английском языке, русские глухие согласные артикулируются

более

напряженно,

чем

звонкие,

и

характеризуются

более

сильной

воздушной струей. Однако напряженность/ненапряженность согласных для

русского языка является сопутствующим признаком и в какой-то мере

факультативным.

Основные различия в артикуляции сходных английских и русских согласных

Артикуляция

всех

звуков

в

языке

регулируется

определенным,

постоянно

поддерживаемым

положением

органов

речи,

называемым

артикуляционным укладом. Так как в английском языке кончик языка в

момент фонации оттянут от верхних передних зубов и поднят по

направлению к альвеолам, а основная масса языка лежит глубже в полости

рта, чем в русском, все альвеолярные и заальвеолярные согласные, а именно

[t], [d], [s], [z], [

ʃ

], [3], [

t

ʃ

], [

d

ʒ

], [n], [1], [г], являются апикальными, т.е.

произносятся при активном кончике языка.

В английском языке нет согласных звуков, которые произносились бы с

опущенным кончиком языка. Апикальные взрывные [t], [d] и аффрикаты [

t

ʃ

],

[

d

ʒ

] произносятся с очень слабой смычкой при минимальной зоне контакта с

пассивным артикулятором, что вытекает из оттянутости кончика языка от

зубов.

18

В русском языке аналогичные звуки [т], [д], [т'], [д']

5

[с], [з], [с'], [з'],

[н], [н'], [ц], [ч

,

], [ш], [ш'], [ж] являются ламинальными и зубными, т.е.

произносятся при активной лопаточной части языка, которая образует

преграду с основанием передних верхних зубов. Кончик языка при этом

остается пассивным.

В русском языке только [р], [р'], [л] и [л'] являются апикальными, т.е.

артикулируются кончиком языка. Положение кончика языка преимуществен-

но у нижних зубов способствует продвижению передней части языка вперед,

что приводит к увеличению зоны контакта при артикуляции звуков: она

может быть расширена и захватывать альвеолярную часть. Это придает

русским согласным иную акустическую окраску.

Английские зубные [

θ

], [

ð

] артикулируются иначе: кончиком языка и краями

передних верхних зубов.Английские согласные, артикуляция которых от

положения кончика языка не зависит, такие как губно-губные, губно-зубные,

велярные, также произносятся с ориентацией на артикуляционный уклад

(кончик языка отодвинут и поднят, передняя часть языка опущена, губы

растянуты). Такое положение артикуляторов приводит к увеличению объема

ротового резонатора, поэтому акустическая картина тождественных по типу

звуков в русском и английском языках заметно различается.

Несмотря на общее стремление поддерживать некоторую степень

растянутости губ при фонации, необходимо, тем не менее, отметить

заметную тенденцию последних лет округлять губы при производстве [

ʃ

], [з],

[

t

ʃ

], [

d

ʒ

], и [г], наблюдаемую в речи дикторов ВВС. Это еще в большей

степени

увеличивает

объем

ротового

резонатора,

что,

несомненно,

сказывается на воспринимаемом качестве согласных.

Система английского вокализма в сопоставлении с русским

Рассмотрим, в чем заключается различие между системами гласных звуков в

английском и русском языках.

19

1.Стабильность артикуляции.

В английском языке систему вокализма

образуют два класса гласных звуков: дифтонги и монофтонги. В русском

языке дифтонгов нет.

2. Положение языка. Напомним, что в английском языке насчитывается 12

монофтонгов, а в русском — только 6 .Следствием большего числа

монофтонгов в английском языке по сравнению с русским является большее

количество позиций, которые может занимать основная масса языка при

артикуляции гласных.

Так, в русском языке достаточно различать три степени подъема языка, а для

английского языка современные исследователи выделяют четыре степени.

Кроме того, русские англисты выделяют пять позиций для положения языка

по ряду. В русском языке их три. Можно также отметить и другие различия,

которые, однако, не носят системного характера, а касаются особенностей

реализации какого-либо признака.

3. Долгота. Английские монофтонги подразделяются на долгие и краткие,

хотя различия между ними проявляются лишь в аналогичных фонетических

контекстах. В русском языке подразделения гласных на долгие и краткие нет.

Длительность гласного звука зависит от его положения в слове: все ударные

гласные звучат дольше безударных.

4. Напряженность. Английские гласные подразделяются на напряженные и

ненапряженные.

В русском языке напряженность гласного зависит от его положения в слове:

ударный гласный характеризуется большей степенью напряженности по

сравнению

с

безударным.Заметная

черта

русского

вокализма

неоднородный,

дифтонгоидный

характер

гласных

на

протяжении

их

звучания. Проявляется эта черта, как правило, в ударном положении. Так, к

примеру, гласный [о] начинается с краткого [у] и произносится как [уо].

2.3. Историческая фонетика.

20

Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении

довольно длительного периода времени (иногда со времени появления

одного конкретного языка -- его отделения от праязыка). Принято делить

историю английского языка на следующие периоды: древнеанглийский (450

—1066), среднеанглийский (1066—1500), новый английский (с 1500

до

нашего времени).

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК — язык смешанный. По своему происхождению он

связан с западной ветвью германской группы

языков. Родоначальники

нынешних англичан — германские племена англов, саксов и ютов —

переселились на Британский остров в середине V в. В эту эпоху их язык был

близок к нижненемецкому и фризскому, но в последующем своем развитии

он далеко отошел от других германских языков.

В течение древнеанглийского периода англо-саксонский яз. (так многие

исследователи называют древнеанглийский яз.) изменяется мало, не отступая

от линии развития германских языков, если не считать расширения словаря.

Переселившиеся в Великобританию англо-саксы вступили в жестокую

борьбу с коренным местным населением — кельтами. Это соприкосновение с

кельтами почти не повлияло ни на структуру древнеанглийского языка, ни на

его словарь. Не больше восьмидесяти кельтских слов сохранилось в

памятниках древнеанглийского языка.

Это — или 1. слова, связанные с культом: to curse — проклинать, cromlech —

кромлех

(постройки

друидов),

coronach

древнее

шотландское

погребальное причитание; или 2. слова военного характера: javelin — дротик,

pibroch

— военная песня; или 3.

названия животных:

hog

— свинья.

Некоторые из этих слов прочно обосновались в языке и употребляются

поныне, напр.: tory — член консервативной партии — по-ирландски значило

— разбойник, clan — племя, whisky — водка.

Некоторые из этих слов стали международным достоянием, например:

виски, плед, клан. Такое слабое влияние кельтского на древнеанглийский яз.

можно

объяснить

культурной

слабостью

кельтов

по

сравнению

с

21

победителями англо-саксами.

Влияние римлян, владевших частью территории Британии в течение 400 лет,

значительнее. Латинские слова вошли в древнеанглийский язык в две эпохи.

Во-первых,

непосредственно

после

переселения

англо-саксов:

таковы

названия местностей, напр.: Chester, Gloucester, Lancaster — от лат. castra —

лагерь, или Lincoln, Colches — от лат. colonia — колония, Port-Smouth,

Devonport — от лат. portus — гавань, также: street — от лат. strata —

мощеная дорога, wall — от лат. vallum, wine — от лат. vinum — вино, money

— от лат. — moneta и мн. др. Все эти заимствования — следствие

значительного превосходства культуры римлян.

Второй прилив латинских слов относится к эпохе проникновения в Британию

христианства. Таких слов около 150. Эти слова глубоко вошли в язык и стали

его частью наряду с коренными германскими словами. Это прежде всего

термины, непосредственно относящиеся к церкви:

apostle

— греко-лат.

apostolus — апостол, bishop — греко-лат. episcopus — епископ, cloister —

лат. claustrum — монастырь. Затем названия еды и одежды: butter — греко-

лат. butyrum — масло, cheese — лат. caseus — сыр, pall — лат. pallium —

плащ. Названия культурных или используемых в хозяйстве растений: pear —

лат. pira — груша, peach — лат. persica — персик и т. д. Эпоха набегов, а

потом и временного завоевания Британии датчанами [790–1042] дает

древнеанглийскому языку значительное количество общеупотребительных

слов, напр. call — называть, cast — бросать, die — умирать, take — брать,

ugly — безобразный, ill — больной.

Особенно

характерно

заимствование грамматических слов, например both — оба, same — тот же,

they — они, their — их и др.

Следующий

период

в

развитии английского языка охватывает время от (1066 по 1485). Вторжение

феодалов-норманнов в 1066 ввело в древнеанглийский язык новый могучий

элемент — одно из наречий старофранцузского языка на котором говорили

завоеватели. Это был язык церкви, управления и высших классов. Но

завоеватели были слишком немногочисленны, чтобы навязать стране свой

22

язык

в

неизмененном

виде.

Постепенно

средний

помещичий

класс,

принадлежавший

к

коренному

населению

страны

англосаксам,

приобретает больше значения в стране. Вместо господства норманно-

французского языка осуществляется языковый компромисс — создается тот

язык, который сейчас называется английским. Но норманно-французский

язык господствующего класса отступал медленно: только в 1362 английский

язык введен в судопроизводство, в 1385 было прекращено преподавание на

норманно-французском

языке

и

введен

английский

язык,

а

с

1483

парламентские законы стали издаваться на английском языке. Хотя основа

английского языка осталась германской, но он включил в свой состав такое

огромное количество старофранцузских слов, что он становится языком

смешанным.

Процесс

проникновения

старофранцузских слов продолжается приблизительно с 1200 до конца

среднеанглийского периода, но апогея достигает в промежутке между (1250–

1400). Как и следовало ожидать, к старофранцузскому восходят: кроме king

— король и queen

— королева, — также все слова, относящиеся к

управлению

государством:

reign

царствовать,

government

правительство, crown — корона, state — государство и т. д.; большинство

титулов знати: duke — герцог, peer — пэр; слова, относящиеся к военному

делу: army — армия, peace — мир, battle — битва, soldier — солдат, general

— генерал, captain — капитан, enemy — неприятель; термины суда: judge —

судья, court — суд, crime — преступление; церковные термины: service —

служба (церковная), parish — приход.

Грамматическое строение языка также претерпевает коренные изменения:

именные

и

глагольные

окончания

сначала

подвергаются

смешению,

ослабевают, а затем уже в течение этого периода почти совершенно

исчезают. В прилагательных появляются, наряду с простыми способами

образования

степеней

сравнения,

новые,

посредством

прибавления

к

прилагательному слов: more — более, most — больше всего. К концу этого

периода (1400–1483) относится победа в стране лондонского диалекта над

23

другими английскими диалектами. Этот диалект возник на основе слияния и

развития южных и центральных диалектов.

Период

развития

английского языка, к которому принадлежит и язык современной Англии,

начинается в конце XV в. В основе своей язык закреплен. Этому

закреплению особенно способствовало введение книгопечатания. Это язык

крупной буржуазии; знание его и свободное владение им в устной, а

особенно в письменной форме — привилегия господствующего класса.

2.4. Описательная фонетика

Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на

определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

Классификация английских звуков

При произнесении согласных звуков воздух на своём пути встречает

разные преграды, образованные активными органами речи: языком, губами,

зубами и альвеолами. Согласные: Если органы речи смыкаются так, что

полностью преграждают проход для воздуха, то произносится смычный

согласный.

Такие согласные также называют взрывными, так как при

размыкании органов речи слышен небольшой взрыв. К смычным взрывным

звукам принадлежат английские согласные [ p , b , t , d , k , g ]. ,Если воздух

проходит наружу через полость носа, то такие смычные звуки называются

носовыми.

Примерами носовых смычных являются английские [ n , m , ŋ ]. Если органы

речи смыкаются не полностью, а оставляют узкий проход - щель для воздуха,

то мы произносим щелевой

согласный. В английском языке щелевые

согласные [ θ , ð , ʃ ,

ʒ

, s , z , h , f , v , w , r , j , l ].

Среди согласных имеются смычно-щелевые

звуки. Они называются так

потому, что размыкание преграды у них происходит замедленно; полная

преграда переходит в щель. В английском [ tʃ , d

ʒ

]. Преграда на пути

24

выдыхаемого воздуха может быть образована различными органами речи.

Если нижняя губа сближается с верхней, то появляются губно-губные

согласные. В английском [ p , m , w ].

Если нижняя губа прикасается к верхним зубам, то такие согласные

называются губно-зубными. В английском - [ f , v ].

Если кончик языка находится между нижними и верхними передними

зубами, то произносится межзубный согласный: [ θ , ð ].

Английские согласные [ t , d , l , s , z ] - альвеолярные, так как кончик языка

прикасается или приподнимается к альвеолам.

По

работе

голосовых связок различают глухие и звонкие согласные. При произнесении

глухих согласных голосовая щель раскрыта и выдыхаемый воздух проходит

через гортань беззвучно. При звонких согласных голосовые связки сближены

и напряжены. Выдыхаемый воздух приводит их в колебания, в результате

чего образуется звонкий согласный звук. В английском языке к звонким

звукам относятся: [ b , v , g , d , z , l , m , n , r ], к глухим - [ k , p , s , t , f , tʃ , ʃ ,

θ , h ].

Гласные:

для

классификации

гласных

рассматриваются

различные

положения

языка

относительно

твёрдого нёба, а также, какая часть языка участвует в артикуляции и как

высоко спинка языка поднимается к твёрдому нёбу. Различают гласные

переднего ряда, когда кончик языка упирается в основание нижних зубов, а

спинка языка довольно близко подходит к твёрдому нёбу: английский

гласный [ i: ].

Если

язык

оттянут

назад и кончик языка опущен, а спинка языка приподнята к мягкому нёбу,

произносится гласные заднего ряда: английский звук [ a: ].

По положению губ различают огубленные и неогубленные гласные. Качество

гласного зависит от напряжённости мускулатуры органов речи: чем

напряжённее артикуляция, тем отчётливее и ярче звук. Соответственно

различают гласные напряжённые и ненапряжённые. Например, английский

гласный [ i: ] произносится с большим напряжением, чем [ i ].

25

Особенности английского произношения.

Органы речи устроены у всех народов одинаково. Однако в каждом

языке есть свои особенности в звуковом строе, свои способы произношения

звуков и фраз. Каждый язык характеризуется определённым укладом органов

речи и имеет свои особенности в интонации предложения.

Звонкие согласные

в английском языке в конце слов и перед глухими

согласными не оглушаются.

Звонкость

- глухость в английском языке

являются смыслоразличительной чертой, т.е. отличает одно слово от

другого:bad (плохой) - bat (летучая мышь).

Глухие согласные в конце слов произносятся очень энергично. Звонкие же

согласные

произносятся

менее

энергично,

особенно

в

конце

слов.

Большинство английских смычных и смычно-щелевых согласных [ t, d, n, l, s,

z, t

ʃ

, d

ʒ

] образуются при соприкосновении кончика языка с альвеолами.

Например:

[ tin ] tin - тень

[ dei ] day - день

[ leit ] late - лет

[ neim ] name - нет

Английский язык чётко различает напряжённую и протяжную артикуляцию

одних гласных звуков и ненапряжённое и краткое произнесение других.

Например:

[ nit - ni:t ]

[ luk - lu:z ]

[ kʌm - ka:m

]

В английском языке есть долгие звуки, которые произносятся напряжённо и

протяжно, в то время как краткие гласные - ненапряжённо и кратко:

[ u - u: ]

[ i: - i ]

26

Долгота в транскрипции обозначается двумя вертикальными точками после

гласной. Долгота - краткость отличают одно слово от другого. Например:

[ ful ] полный - [ fu:l ] дурак

[ liv ] жить - [ li:v ] покидать

[ kʌt ] резать - [ ka:t ] телега

В английском языке согласные не смягчаются.

В английском языке существуют дифтонги (ди - два, фтонг - звук), которые

являются неделимыми звуками. Первая часть дифтонга "ядро" произносится

довольно чётко, вторая часть представляет собой скольжение в направлении

звуков [ i ] или [ ə ]. Кроме того, имеются гласные звуки, состоящие из трёх

элементов:

[ aiə ], [ auə ].

Большинство английских гласных звуков

произносится с плоским укладом губ, т.е. углы губ слегка оттянуты в

стороны, а губы не округляются и не выпячиваются. Например:

[ pen ] pen

[ si:v ] sieve

[ kout ] coat

И, наконец, в английском языке существуют звуки, которых в русском языке

нет: межзубные звуки [ ð, θ ]. Например:

[ θik ] thick - густой

[ θin ] thin - тонкий

[ ðei ] they - они

[ ðis ] this - это

губно-губной звук [ w ]. Например:

[ weit ] wait - ждать

[ wi: ] we - мы

[ wai ] why - почему

носовой звук [ ŋ ] Например:

27

[ siŋ ] sing - петь

[ sɔŋ ] song - песня

[ raitiŋ ] writing - пишущий

звук [ r ] Например:

[ rait ] write - писать

[ rout ] wrote - написал

[ `rivə ] river - река

звук [ ə: ], при котором используется уклад языка не характерный для

русского языка. Например:

[ ə:li ] early - рано

[ gə:l ] girl - девочка

[ tə:n ] turn – поворот

В английском языке артикуляция, т.е. произнесение гласных почти не

поддаётся

влиянию

согласных.

Гласный

звук

является

ведущим

в

артикуляции. В связи с этим рекомендуется при постановке английского

произношения сочетать с гласным звуком как можно больше различных

согласных звуков.

Заключение

Фонетика(греч. phonetikos – звуковой, от phone – звук)

раздел

языкознания изучающий звуковую сторону языка. В отличие от других

28

лингвистических дисциплин, фонетика исследует не только языковую

функцию,

но

и

материальную

сторону

своего

объекта:

работу

произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых

явлений.

Поэтому

фонетика

связана

также

с

нелингвистическими

дисциплинами: с анатомией и физиологией речеобразования и восприятия

речи, с одной стороны, и с акустикой речи – с другой.Как и языкознание

вообще, фонетика связана с психологией, поскольку речевая деятельность

является частью психической деятельности человека.

Фонема –

минимальная звуковая единица языка, линейно не членимая,

служащая

для

образования

звуковых

оболочек

значащих

единиц

и

потенциально

связанная

со

значением.

Теория

фонемы

формулирует

функции

фонемы,

признаки

фонемы,

позволяет

проанализировать

и

сопоставить систему фонем различных языков, а самое главное – она

объясняет,

почему

одни

звуковые

различия

оцениваются

как

очень

существенные и замечаются говорящими, а другие привлекают внимание

лишь при особых условиях, или, как правило, вообще не замечаются.

Сегодня

строение

речевого

аппарата

человека

считается

полностью

изученным. Оно позволило не только понять, каким образом происходит

формирование звуков, но и исследовать возможные проблемы и нарушение

речевого аппарата, а также найти пути их устранения. Произношение звуков

и их сочетаний является результатом сокращения мускульных тканей, из

которых состоит периферический речевой аппарат. Начиная говорить,

человек автоматически делаем выдох, поток воздуха из легких проходит в

гортань, и возникающие при этом нервные импульсы воздействуют на

голосовые связки. Они вибрируют, способствуя образованию звуков голоса,

складывающихся в слова и предложения речи.

Список используемой литературы

1. Богомазов Г.М Современный русский литературный язык: Фонетика – М:

«Владос» 2003 .

29

2. Бурая Е.А., Галочкина И.Е., Шевченко Т. И. Фонетика современного

английского языка теоретический курс 3-е издание - М: Издательский центр

« Академия» 2009 .

3. Веренинова Ж.Б. Тексты лекций по теоретической фонетике английского

языка: Интонация. Часть III - М., 2005.

4. Веренинова Ж.Б. Фонетическая база английского языка в сопоставлении с

фонетической базой русского языка ( звук- слог- слово-фраза) - М., 2005.

5. Зиндер Л.Р. Общая фонетика - М., 2006.

6. Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского литературного языка - М.,

2008.

7. Кодзасов С.В. Общая фонетика - М., 2009.

8. Кулешов В.В. Сопоставление артикуляционных баз английского и

русского языков и фонетическая интерференция - М., 2005.

9.

Соколова M.A. Английская фонетика. Теоретический курс – M., 2004.

10.Соссюр Ф.де. Курс общей лингвистики – М., 2006.



В раздел образования