Автор: Телегина Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Ёлочка"
Населённый пункт: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, пос. ст. Суроватиха
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие
жизненного сценария подрастающего малыша.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские
годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи
как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение
значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один
из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы
личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как
личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней
общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые
усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.
Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом
социальную защиту и поддержку детей.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют
существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к
матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и
основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и
о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в
родительской любви.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему
качеств характера.
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры
самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое
зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи
весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности,
предоставляемой детям.
Ошибки семейного воспитания. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так
называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того,
что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами
они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение
неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать
ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым
разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие
конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью,
самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо
помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не
мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому
развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для
своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня
появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и
неприкосновенности этой личности.
Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека
НУЖНО:
-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в
неизменности вашей любви к нему.
-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а
не объект воспитания.
-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
НЕЛЬЗЯ:
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не
хуже, он другой, особенный.
-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою
любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не
просил.
-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих)
целей.
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы,
они генетически не закладываются).
-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему
усмотрению лепить.
-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!