Напоминание

"Сказкотерапия, как метод формирования альтернативной коммуникации у детей с ТМНР"


Автор: Мельникова Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦСПР "Формула роста"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия, как метод формирования альтернативной коммуникации у детей с ТМНР"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




"Сказкотерапия, как метод формирования

альтернативной коммуникации у детей с

ТМНР

Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым

знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы

равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее

чудодейственный и завораживающий мир. Любая сказка, даже самая простая,

несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий

смысл и развивающий поте

нциал.

Любая сказка ориентирована на

социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к

деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщены,

красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского

понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка

одним из главных источников познания действительности (событий, образа

поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок

сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев

и сострадание, измена и коварство. Попадая в сказку, дети легко

воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко

спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины,

дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и

окружающему миру.

Метод сказкотерапии, который был обоснован М. Эриксоном, возник на

рубеже 60–70-х годов XX столетия. На сегодняшний день большой вклад в

изучение сказкотерапии внесли отечественные психологи и педагоги Е.

Лисина, М. Осорина, Е. Петрова, И. Вачков, Г. Азовцев, А.И. Константинова,

Т.Д. Зинкевич - Евстегнеева, Т.М. Грабенко, А. Гнездилов, Д. Соколов.

Многие из них сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического

процесса и предлагают различные варианты работы. Сказкотерапия – это

метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности,

расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с

окружающим миром.

Элементы сказкотерапии – это созерцание и раскрытие внутреннего и

внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс

подбора каждому ребенку своей особенной сказки. В сказочных сюжетах

зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни

человек. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить

последствия того или иного жизненного выбора человека.

Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации,

воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для

себя картину мира, и, в зависимости от этого, ребенок будет воспринимать

различные ситуации и действовать определенным образом.

Чем же так хороша сказкотерапия?! Тем, что она-

наиболее благоприятная, доступная и интересная технология в работе с

детьми;

снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от

стресса, восстановить силы;

создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний;

способствует развитию речевой активности детей;

подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем

речевого и интеллектуального развития.

Особое значение сказкотерпия имеет при работе с детьми с

ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными

возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического

или физического развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития:

нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта,

дети с задержкой и комплексными нарушениями познавательной

деятельности, психического, речевого развития, с выраженными

расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Эмоции

«особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся

явление они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед

рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой,

успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности

увидеть и услышать что-то необычное. Будет очень полезно и интересно,

если перед началом сказки будет внесен на постоянной основе сюрпризный

момент. Целью сказкотерапии будут являться:

развитие эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций

и чувств, стабилизация эмоционального состояния;

формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов

психики;

установление межличностных контактов между детьми;

развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики.

Люди, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно

зависимом положении, особенно если это дети с тяжёлыми множественными

нарушениями развития. Чаще всего инициатива коммуникации принадлежит

не им. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого

причину, желание или время. В связи с тем, что «неговорящего» человека

очень трудно понять, он чаще всего не имеет возможности предъявить свои

требования и выразить свои желания. Поэтому сказкотерапия так хорошо и

подходит для общения с детьми с тяжелыми множественными нарушениями.

И использовать ее можно как средство альтернативной коммуникации.

Сегодня надо относится к дополнительной коммуникации не только как к

возможности удовлетворить потребность ребенка с особыми потребностями

в общении, а и как к инструменту, запускающему и стимулирующему весь

процесс его развития, его социализацию и интеграцию в общество, а также

процессы его сопровождения, реабилитации.

Дети с ТМНР как правило всегда и с тяжелыми нарушениями речи, им очень

трудно выразить свои чувства, мысли, эмоции и желания. Не всем детям

также подходят средства и методы альтернативной коммуникации:

пиктограммы, коммуникативные тетради, персональные компьютеры. Так

как же им выразить себя, как проявить, как быть услышанным и понятым?

Цель применения технологии сказкотерапии в работе с детьми с

ТМНР-

это

развитие

эмоциональной

сферы,

формирование

положительных эмоций и чувств;

Средствами сказки воспитывают у детей любовь к природе,

скромность,

доброту,

ответственность

и

еще

многие

качества,

имеющие общечеловеческие ценности.

Подбор сказок осуществляется от простого к сложному.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко

чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным

эмоциям, чувствам, состояниям.

Виды сказок, которые могут использоваться в работе:

Дидактические

Медитативные

Психотерапевтические

Психокоррекционные

Народные

Сказки о животных

Нашим деткам больше всего, конечно, подходят народные сказки и сказки о

животных. В этих сказках больше всего показывается добро и зло, радость и

гнев, правда и ложь. И детки с тяжелыми нарушениями очень чутко и остро

чувствуют эту грань.

Как же можно использовать сказкотерапию в работе:

Прослушивание

рассказывание

рисование

сочинение

постановка

диагностика

СКАЗКОТЕРАПИЯ- как театрализованное действие

Признак настоящей сказки – хороший конец.

В случае непредвиденного утомления ребенка занятие необходимо мягко

остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности

сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с

героями сказки состоится в другой раз.

Сказкотерапия – процесс образования связей между сказочными событиями

и поведением ребёнка в реальной жизни, который благодаря своей сказочной

форме, расширяет сознание ребёнка, помогает ему взаимодействовать с

окружающим миром и формирует позитивное отношение к своему «Я».



В раздел образования