Автор: Соклакова Ольга Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Уссурийский филиал КГБПОУ "ВБМК"
Населённый пункт: г. Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Овладение орфографической и пунктуационной грамотностью на занятиях русского языка"
Раздел: среднее профессиональное
Статья
Овладение орфографической и пунктуационной грамотностью
на занятиях русского языка
Выполнила
Соклакова О.В.,
преподаватель русского языка и
литературы
Уссурийского филиала КГБПОУ «ВБМК»
Ведение:
Проблема орфографической и пунктуационной грамотности учащихся
является одной из ведущих в курсе русского языка. Как научить учащихся
грамотно писать и умело применять орфографические и пунктуационные
правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя.
Современная методика предлагает достаточно активные методы и
приемы
обучения.
Заниматься
выработкой
орфографических
и
пунктуационных навыков необходимо постоянно: при изучении всех
разделов языка (морфологии, словообразования, синтаксиса и т. д.) и на всех
этапах обучения (объяснения нового материала, закрепление, повторение и т.
д.).
Повышение орфографической и пунктуационной грамотности остается
одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в
школе.
Правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления
языка на основе так называемого орфографического и пунктуационного
навыка, который помогает пишущему задуматься, остановиться, проверить
себя, когда это нужно. Орфографический навык – навык очень сложный. Он
создается в процессе длительных упражнений и основывается на следующих
более
простых
умениях
и
навыках:
умение
анализировать
слово
с
фонетической; навык письма; умение определять морфемный состав слова и
вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести
орфограмму под соответствующее правило.
Активность мыслительных
процессов,
внимание
к
слову,
установка
на
запоминание,
волевое
напряжение, сознательное отношение к работе - всё это имеет большое
значение в формировании орфографического и пунктуационного навыка у
школьников. Решение данной проблемы в настоящее время очень важно и
актуально, ведь грамотная, точная и выразительная речь в различных
ситуациях общения, адекватное понимание чужой речи, грамотное письмо,
владение
разными
видами
чтения
воспринимаются
как
признаки
образованности и в значительной степени определяют профессиональную и
общественную деятельность человека. Из этого следует актуальность
проблемы.
Актуальность проблемы
Следует назвать несколько причин, которые препятствуют успешному
развитию орфографической и пунктуационной грамотности:
1.
Обучение правописанию в школе рассредоточено по всему курсу
русского языка. Учащимся сложно запомнить и усвоить большой
объём
орфографических
и
пунктуационных
правил,
изучаемых
разрозненно.
2.
К сожалению, с развитием ИКТ не происходит обогащения словарного
запаса учащихся, интерес к грамотному письму у многих снижается.
Задача учителя русского языка – преодолеть данное противоречие, найти
подходы к учащимся, методики, которые помогут вызвать интерес к родному
языку, к практической грамотности.
Цель:
Цель работы представляет собой попытку выявить эффективные способы
формирования орфографической и пунктуационной зоркости и создать
систему орфографических и пунктуационных упражнений для повышения
качества обученности по предмету.
Задачи:
- на основе анализа часто встречаемых ошибок, определить возникающие
трудности при написании слов с орфограммами;
-
разработать
методическую
систему
формирования
орфографической
зоркости;
- совершенствовать навык грамотного письма с помощью применения
специально разработанных упражнений;
- развивать интерес к предмету, используя занимательные игровые задания.
Объект исследования
– является процесс обучения русскому языку
младших школьников, направленный на повышение орфографической
грамотности.
Предмет исследования
– являются
методические приёмы обучения
орфографии русского языка.
ОВЛАДЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ И
ПУНКТУАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
У подавляющего большинства школьников не вызывает особых
затруднений формулировка той или иной орфограммы и пунктограммы.
Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько
неожиданных
условиях,
требующих
не
механического
повторения,
а
осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей.
Поэтому необходимо научить учащихся видеть свои ошибки, то есть
добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.
Самые основные орфограммы изучаются в 5-6 классах. Поэтому важно
не потерять это время, время любознательных. После начального периода
обучения детям все интересно в начале среднего звена: кабинетная система,
разные учителя, внеклассная работа, новые предметы.
Важным
этапом
формирования
у
школьников
соответствующих
умений и навыков является выполнение пунктуационных упражнений,
большинство которых строится на текстах, напечатанных без знаков
препинания.
Быстрому
и
прочному
запоминанию
изучаемого
материала
способствуют, как утверждают психологи, следующие факторы:
- интерес к тому, что надлежит запомнить, и внимание к изучаемому в
процессе усвоения и воспроизведения материала;
- понимание того, что заучивается (непонятное усваивается механически,
зазубривается, что не способствует умственному развитию);
- соединение процесса запоминания с активной мыслительной деятельностью
человека (такой процесс становится сознательным и протекает успешно, если
учащиеся при этом сравнивают, обобщают, формулируют выводы и т. д):
- учёт и использование знаний, усвоенных ранее, то есть использование базы,
необходимой
для
овладения
новым
материалом(
в
этом
случае
устанавливаются
внутренние
связи
с
ранее
изученным,
реализуется
дидактический принцип преемственности и перспективности);
- настойчивость, упорство в работе, стремление добиться полного и прочного
запоминания (без этих волевых качеств невозможна умственная деятельность
человека).
Для
учёта
особенностей
памяти
учителю
необходимо
иметь
чёткое
представление о тех анализаторах, которые принимают непосредственное
участие в процессе усвоения и запоминания.
Одним
учащимся
для
запоминания
необходимо
самим
увидеть
предмет, его изображение или прочитать о нём. При воспроизведении
материала такие дети как бы видят прочитанный текст, место на странице,
где об этом написано, иллюстрации, схемы и т. д. Это свидетельствует о
зрительном типе памяти.
Другие учащиеся лучше воспринимают информацию на слух. Это
слуховой тип памяти. В данном случае наиболее эффективно проговаривание
вслух всех действий, прослушивание аудиозаписи.
Для
третьих
характерно
то,
что
процесс
запоминания
они
сопровождают записью заучиваемого. Это двигательный, или моторный тип
памяти.
Многие
учащиеся
обладают
смешанным
типом
памяти,
т.
е.
запоминают материал на основе увиденного (зрительный тип памяти),
услышанного (слуховой тип), записанного( моторный тип) одновременно.
Всё это, безусловно, должно быть учтено при выборе видов классной работы.
Необходимо сразу выявить сильных и наиболее слабых учащихся,
чтобы начать с ними индивидуальную работу, нагружая сильных и ища
интересную посильную работу со слабыми. Кроме нужных тетрадей, заводим
еще тетрадь для теоретического материала, где рисуем схемы, таблицы,
пишем алгоритмы.
Списывание текста играет большую роль в развитии орфографических
и пунктуационных навыков учащихся. Это тренировка руки и глаза.
Списывание
большими
порциями,
без
единой
ошибки,
иногда
с
грамматическими
заданиями,
типа:
запомнить,
указать,
подчеркнуть,
выделить. Такой прием эффективен в средних классах. Учащиеся этих
классов, если объяснить им смысл предлагаемой работы, занимаются
списыванием очень охотно.
В начале урока можно практиковать и «минутки чистописания», где
можно подобрать слова и предложения для новой темы. При изучении новой
темы возвращаемся к написанному и находим изучаемую орфограмму или
пунктограмму и делаем выводы.
Словарной работе я придаю большое значение, использую при этом
разные виды словарей.
Кроме
орфографической,
в
русском
языке
существует
и
пунктуационная грамотность. Умело и свободно пользоваться знаками
препинания школьники смогут лишь тогда, когда не только овладеют какой-
то определенной суммой знаний, но и будут хорошо представлять себе
природу пунктуации – ее значение, принципы, функции отдельных знаков
препинания.
Объем изучаемого орфографического и пунктуационного материала
сокращается за счет объединения правил с общим признаком в одну
информационную единицу, в одно обобщенно-сопоставительное правило.
Объединение
ряда
орфограмм
в
одно
доступное
обобщенно-
сопоставительное правило позволяет снять проблему взаимосмешивания,
взаимоослабления,
взаиморазрушения
–
интерференции
навыков,
возникающей при поэтапном изучении орфограмм и пунктограмм с
конкурирующим написанием.
Например, Правописание мягкого знака после шипящих.
Данное правило можно представить в виде схемы:
Глагол
↘
Ь
Наречие
↗
Краткое прилагательное - ≠ь
Существительное → ж.р, ед. ч. ( она, одна) →Ь
→ (м.р., ед.ч. (он, один)→≠Ь
Мн. ч. (много)
Или мнемотехнический прием:
В глаголах и наречиях знак пишется всегда,
А в кратких прилагательных
Не пишем никогда.
Такие приемы повышают интерес к предмету, способствуют лучшему
запоминанию правил.
Интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при
условии соответствующей организации учителем учебной деятельности.
В зависимости от того, как организована эта деятельность решается судьба
интереса. Идея вовлечения ученика в учебную деятельность лежит в основе
деятельного
подхода
в
обучении,
который
является
основой
новых
стандартов обучения.
В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ученика
в учебном процессе в качестве субъекта учения (т. е. того, кто учится, а не
того, кого учат). Такой подход к обучению предполагает:
-наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть,
научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно
выяснить, освоить);
-выполнение
учениками
определенных
действий
для
приобретения
недостающих знаний;
-выявление
и
освоение
учащимися
способа
действия,
позволяющего
осознанно применять приобретённые знания;
и вызывает к ней интерес.
Проблемная ситуация может возникнуть на любом этапе урока. Все
зависит от учителя, как он решит, где более уместна и эффективна будет
постановка проблемной задачи, проблемного вопроса или проблемной
ситуации.
Например, проблемная ситуация, суть которой заключается в том, что
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти
способ его разрешения.
Фрагмент
урока
«Приставки
ПРЕ-
и
ПРИ-».Этап
изучения
нового
материала.
К доске выходят 2 ученика. Записывают слова: прибрежный, прекрасный,
приморский, преграда, превращение, приоткрыть, прилететь, приделать,
предобрый. Во время записи слов ребята испытывают затруднение при
написании приставок или в одном и том же слове, ученики пишут разные
буквы. Совместно с классом разбираем ошибки и формулируем правило.
Игровые методы и приемы позволяют сделать уроки русского языка
интересными и содержательными.
Например: Игра «Третий лишний»
В каждом ряду укажите слово, "лишнее" с точки зрения орфографии.
1.Собач..нка, девч..нка, реш..тка;
2.Запис..вать, завед..вать, команд..вать;
3.Пр..морский, пр..зидиум, пр..открыть.
Игра «Кто быстрее»
Необходимо классу разделиться на две команды: одна команда составляет
слова с суффиксом –чик-, другая с суффиксом –щик-. Побеждает та команда,
не только больше составит слов, но и сформулирует правило.
Основным
условием
формирования
орфографических
навыков
является изучение орфографических правил. Чтобы писать в соответствии с
орфографическим правилом, ученик должен:
1. увидеть орфограмму;
2. установить, какое орфографическое правило необходимо принять в данном
случае;
3. решить вопрос о конкретном написании.
Заключение
Деятельность
по
развитие
орфографической
и
пунктуационной
грамотности учащихся с учетом особенностей человеческой памяти и
познавательного интереса к занятиям русского языка позволила достичь
определенных результатов.
1. У большинства обучающихся сформировалась положительная мотивация
изучения русского языка, появился интерес к предмету. Увеличилось
количество обучающихся, желающих принимать участие в олимпиадах и
конкурсах по русскому языку.
2.Увеличилось количество обучающихся, имеющих устойчивые навыки
правописания.
3. Обучающиеся сдают экзамены с хорошим результатом.
Об эффективности опыта свидетельствуют и призовые места в олимпиадах и
конкурсах по русскому языку.
Список литературы
1.
В. Волина. Я познаю мир: Домашняя энциклопедия: русский язык. – М.:
ООО «Издательство АСП», 1997.
2.
Г. Окулова. Занимательная фонетика. Методическое пособие. – Оса:
Росстани-на-Каме, 1994.
3.
В. Волина. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996.
4.
Русский язык в школе. 1998, №3.
5.
Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка./А.Р. Арутюнов.-
М.: Русский язык, 2007-361 с.
6.
Валгина Н.С. Современный русский язык/Н.С. Валгина.Д.Э. Розенталь.М.И.
Фомина.-М.:Логос, 2008.-528 с.