Напоминание

"Преимущества и недостатки применения компьютерных обучающих систем"


Автор: Балакирев Павел Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ОЧУ МГ Сколково
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Преимущества и недостатки применения компьютерных обучающих систем"
Раздел: среднее образование





Назад




Статья по теме:

«Преимущества и недостатки применения компьютерных обучающих

систем».

Исполнитель:

Учитель физической культуры ОЧУ МГ Сколково

Балакирев Павел Николаевич

Москва 2023 год

Содержание.

1 Введение_______________________________________________стр. 3

2. Компьютерные обучающие системы в образовании__________стр. 4

2.1. История создания КОС_________________________________стр. 4

2.2 Виды компьютерных обучающих систем__________________стр. 5

2.3 Преимущества и недостатки КОС.________________________стр. 7

3. Заключение____________________________________________стр.11

1. Введение.

Проблема создания эффективных систем обучения (в том числе и систем,

базирующихся на современной компьютерной технике и компьютерных

технологиях), особо обострилась в последнее десятилетие XX века. В ее

основе лежит тот самый «информационный бум», который охватил

человечество

в

связи

с

переходом

в

информационное

общество

и

сопровождался

появлением

в

массовом

количестве

персональных

компьютеров, электронных сервисов и развитием сети Интернет. Внедрение

компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как

логичный и необходимый шаг. Однако этот процесс имеет неоднозначный

характер.

С одной стороны активное использование информационных

технологий значительно увеличило объем доступной информации, качество

и скорость работы с ней по сравнению с предшествующим периодом, когда

основным носителем информации была бумага, С другой - цифровые

технологии породили проблемы поиска нужной информации за относительно

короткое время в громадных базах данных современных информационных

систем, что делает почти невозможным их применение в учебном процессе

без

предварительной

адаптации,

создания

специальных

фильтров

и

поисковых систем для решения учебных и образовательных задач. В

сложившейся ситуации проблема создания качественных и педагогически

целесообразных компьютерных обучающих систем (КОС) выходит на

первый план. Уже имеющиеся в арсенале современной школы КОС имеют

как очевидные плюсы, так и минусы.

В связи с вышеизложенным, целью данной работы является анализ

преимуществ

и

недостатков

применения

современных

компьютерных

обучающих систем в образовании. Оценка положительных и отрицательных

свойств компьютерных обучающих систем, применяемых в современной

школе, позволит, на мой взгляд, акцентировать внимание на наиболее

болезненных аспектах данной проблемы.

2. Компьютерные обучающие системы в образовании.

2.1 История создания КОС.

Компьютерные обучающие системы – это специально разработанные

программные модули, которые применяются в образовательном процессе и

предназначены

для

управления

познавательной

деятельностью

обучающегося, формирования и совершенствования его профессиональных

компетенций. История их появления восходит к середине прошлого века.

Компьютерные технологии обучения в педагогике появились одновременно с

появлением промышленных компьютеров в образовательных учреждениях.

Первой обучающей системой на основе мощной ЭВМ фирмы Control Data

Corporation была система Plato, разработанная в США в конце 1950-х гг.,

которая развивалась в течение 20 лет. Эволюция компьютерных средств

обучения прошла несколько этапов, от автоматизированных обучающих

систем на основе ЭВМ до сетевых технологий на основе интернета. С начала

1980-х гг. с появлением и широким распространением персональных

компьютеров

создание

и

использование

обучающих

программ

стало

массовым. С тех пор применение ЭВМ для математических расчетов было

оттеснено

на

второй

план,

а

основным

их

применением

стали

образовательные функции, в том числе обработка текстов и графики. С

появлением первых образцов программ компьютерного обучения в их

создании стало принимать участие большое количество педагогов -

практиков,

в

основном

специалистов

по

техническим

наукам.

В

разрабатываемых

программах

реализовывался

практический

опыт

преподавания

конкретных

дисциплин

с

помощью

персональных

компьютеров. В силу того, что педагоги-теоретики долгое время не

принимали участие в разработке методологических основ этого нового

направления в обучении, до сих пор нет общепризнанной психолого-

педагогической

теории

компьютерного

обучения.

Таким

образом,

компьютерные обучающие программы создаются и применяются без

необходимого учета принципов и закономерностей обучения.

2.2 Виды компьютерных обучающих систем.

В современном образовании существуют и используются следующие две

категории компьютерных обучающих систем. Системы, ориентированные на

работу в глобальной сети системы, ориентированные на локальную работу

на персональном компьютере пользователя. Начнем с последних.

1. Интерактивная обучающая система. Это компьютерная программа, которая

предназначена

для

обучения

и

проверки

знаний

обучающегося

в

интерактивном диалоговом режиме с применением современных средств

компьютерного дизайна и мультимедийных технологий. Интерактивная

обучающая

система

может

работать

в

нескольких

режимах.

Режим

«обучение»

предлагает

учебно-теоретический

материал,

оснащенный

графическими элементами (рисунками, схемами) или видеофрагментами.

Учебные модули содержат контрольный материал в виде вопросов или

заданий, которые размещаются как правило, в финальной части раздела.

Режим

«экзамен»

используется

для

проверки

усвоения

полученного

материала, формирования оценки. Режим «помощь» содержит сведения об

обучающей

системе,

принципах

ее

функционирования

и

возможных

проблемах при ее освоении и использовании. Режим «лектор» предлагает

сформированный

преподавателем

демонстрационный

блок

из

текста,

рисунков, фотографий, видеофрагментов, которые входят в обучающую

систему.

Режим

«статистика»

необходим

при

получении

актуальной

информации об успеваемости пользователя в процессе работы с обучающей

системой.

2. Тренажер - имитатор – компьютерная обучающая программа, которая

моделирует технологические ситуации, требующие управляющих действий

обучающегося. Тренажеры-имитаторы также могут работать в нескольких

режимах. Режим «навыки работы» предназначен для обучения управлению

имитируемым технологическим оборудованием. Сначала все действия

выполняются «Мастером», а затем предполагается их самостоятельное

повторение. В режиме «обучение» происходит управление технологическим

оборудованием с целью приведения технологических параметров к нужному

значению.

Режим

«экзамен»

предназначен

для

выполнения

тех

же

технологических задач, что заданы в режиме обучение, но без помощи

«Мастера» и с лимитом времени. Режим «помощь» содержит полезные

сведения о работе на тренажере - имитаторе. Преимуществами данной

программы является максимальная имитация реальной обстановки за счет

использования графического 3D-моделирования технологических объектов и

полномасштабного

математического

моделирования

всех

физико-

химических

процессов.

Тренажеры

дают

возможность

задавать

и

корректировать управляющие действия, контролировать все параметры по

показаниям приборов на экранах дисплеев, предоставляют возможность

выполнять

учебно-тренировочную

задачу

с

помощью

«Мастера»,

подсказывающего следующее действие. Еще одним достоинством данной

программы является анализ действий пользователя с выводом оценки

каждого действия и протокола решения учебно-тренировочной задачи.

3. В числе прочих КОС следует отметить обучающие - контролирующие

системы и автоматизированные системы контроля знаний. Электронный

учебник. Интерактивный учебный видеофильм.

Системы, ориентированные на работу в глобальной сети

КОС являются базой и для развития такой образовательной технологии как

дистанционное обучение. Дистанционное образование невозможно без

использования

КОС,

так

как

именно

они

позволяют

«удаленным»

пользователям получать теоретический материал, выполнять практические и

лабораторные занятия, проходить тестирование и сдавать экзамены, не

покидая места своего основного обучения и проживания. При организации

дистанционного

обучения

предусматривается

использование

всех

возможностей и сервисов Интернет, включая видео и аудио конференции,

электронную

почту,

рассылки,

а

также

использование

различных

электронных

носителей.

Такая

организация

дистанционного

обучения

создает большие дидактические возможности. Все эти обучающие системы

стали сегодня неотъемлемым компонентом образовательного процесса, в

связи с чем возникает множество вопросов по их использованию. Особенно

это касается краткосрочного обучения. Дистанционное обучение с помощью

сетей

Интранет

и

Интернет

предоставляет

учащимся

использовать

обучающие системы самостоятельно, при этом промежуточный и итоговый

контроль за усвоением материала может проводиться в традиционном очном

режиме непосредственно на аудиторных занятиях с преподавателем.

2.3 Преимущества и недостатки КОС.

Современные технологии образования с использованием компьютерных

форм обучения позволяют наглядно и динамично представить визуальную

информацию, построить сам процесс обучения в активном взаимодействии

обучаемого с обучающей системой. Основой этого являются следующие

факторы: возможность оперативной передачи и представления обучаемому

информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной

и динамичной, текстовой и графической); возможность оперативного

изменения информации с рабочего компьютера преподавателя; хранение

этой

информации

в

памяти

компьютера

в

течение

необходимой

продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки и

т.д.; возможность интерактивности с помощью специальных аппаратных

средств; возможность доступа к различным источникам информации,

удаленным базам данных, работы с этой информацией; возможность

организации электронных аудио и видеоконференций, деловых игр, в том

числе в режиме реального времени и многие другие факторы. Компьютерные

формы

обучения

обеспечивают

бо

̀

льшую

доступность

обучения

возможность учиться удаленно от места обучения и в любое время, что

позволяет выработать индивидуальный график обучения. Обучение с

использованием

компьютерных

систем

носит

более

индивидуальный

характер, оно более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения,

может возвращаться по несколько раз к отдельным темам, может пропускать

отдельные

разделы

и

т.д.

Такая

система

обучения

способствует

формированию

навыков

самообразования,

делает

процесс

обучения

творческим

и

индивидуальным.

Появляется

возможность

полного

документирования процесса обучения – информация обо всех действиях

обучаемого, его успехах и промахах может быть запротоколирована и

использована в процессе обучения. Применение компьютерной графики,

анимации,

видео,

звука,

других

мультимедийных

компонентов

дает

возможность сделать изучаемый материал максимально наглядным, а потому

понятным и запоминаемым. Это особенно актуально в тех случаях, когда

обучающийся должен усвоить большое количество нейтральной информации

– например, нормативных документов, инструкций, технологических карт.

Применение

компьютерных

обучающих

систем

позволяет

совместить

усвоение знаний с приобретением навыков работы за счет комбинирования

различных типов учебной информации и использования интерактивного

взаимодействия обучающей системы и обучаемого. Диалоговый характер

работы компьютера и его персональность способствуют повышению

динамики

познавательной

деятельности.

При

традиционном

классном

обучении на уроке активно работает 20–30% учащихся. При обучении в

классе, оснащенном ПК работа с компьютерной обучающей программой

стимулирует

учеников

к

деятельности

и

позволяет

эффективнее

контролировать ее результаты. Для более глубокого и тонкого учета

индивидуальных

особенностей

учащихся

разработаны

компьютерные

программы, с помощью которых ведется обучение – педагогические

программные средства (ППС). Проведение входного теста дает возможность

программе

определить

уровень

обученности

ученика,

что

позволяет

соответственно этому уровню предлагать теоретический материал, вопросы и

задачи, подсказки и помощь; легкий (базовый) уровень позволяет обучить

слабых учеников, изложить теоретические сведения максимально упрощено,

представить

легкие

вопросы

и

задачи.

Сложный

(углубленный

или

профильный) уровень для обучения сильных учеников: теория излагается

более научно, предлагается решение творческих задач, которые требуют

изобретательности и

интуиции. Между легким

и сложным

уровнем

обучающая

программа

может

учитывать

более

тонкое

деление

подготовленности учащихся. Также в числе преимуществ применения

компьютерных

обучающих

систем

в

образовании

можно

выделить

возможность самоконтроля и оперативного получения консультаций для

обучаемых, возможность обеспечения перехода на инновационные методики

и технологии.

Очевидно,

что

достоинства

компьютерных

форм

обучения

не

ограничиваются

вышесказанными.

Так

же

очевидно,

что

у

данных

компьютерных систем обучения имеются и определенные недостатки. Их

можно разделить на психологические, связанные с отсутствием «живого»

общения с преподавателем, высокими требованиями к самоорганизации и

технические, которые обусловлены несовершенством обучающей среды,

технологий и телекоммуникационной инфраструктуры. К недостаткам,

связанным с психологическими факторами, прежде всего, стоит отнести

отсутствие

прямого

очного

общения

между

обучающимися

и

преподавателем. Когда рядом нет педагога - наставника, способного в живом

общении быстро диагностировать проблему и предложить ее решение, это

значительный минус для процесса обучения. Организация компьютерного

обучения требует соблюдения целого ряда индивидуально - психологических

условий. Для такого обучения необходима жесткая самодисциплина, а его

результат

зачастую

напрямую

зависит

от

самостоятельности

и

сознательности учащегося. Высокие требования предъявляются к постановке

образовательной

задачи,

администрированию

процесса

обучения.

К

техническим

недостаткам

применения

компьютерных

форм

обучения

относится в первую очередь недостаточная интерактивность современных

курсов обучения. В настоящее время теоретическую основу многих курсов

составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических

объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых текстовых

заданий.

Также

недостаточной

является

компьютерная

грамотность

обучающих и обучаемых, отсутствие опыта компьютерного образования и

самообразования. Многие преподаватели еще не готовы к такому методу

преподавания, отдавая предпочтение классическому. Обучающие программы

и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что

квалифицированных

специалистов,

способных

создавать

качественные

цифровые учебные продукты, на сегодняшний день не так много. Мало

методических материалов по подготовке и проведению компьютерного

обучения. Сама система стандартов в сфере информационных технологий

недостаточно разработана и требует серьезной теоретической основы. Это, в

свою

очередь,

затрудняет

использование,

обмен

и

совместимость

компьютерных учебных курсов. Высокая и стоимость создания полноценной

цифровой

системы

обучения.

Создание

1

часа

интерактивного

мультимедийного взаимодействия может занимать более 1000 часов работы

специалистов в сфере информационных технологий. На сегодняшний день

оставляет желать лучшего и качество предлагаемых на рынке готовых

продуктов,

как курсов

разного рода,

так и систем проектирования

компьютерного обучения. Они либо очень дороги, либо неудобны в

использовании.

Некоторые

исследователи

этой

проблемы

к

числу

недостатков относят и отсутствие должного комфорта при работе с ПК:

(привязанность к месту, статичная рабочая поза, экранное излучение). В

настоящее время это недостаток можно компенсировать использованием

портативных ПК и применением настольных плоских ЖК мониторов,

однако, цена на них достаточно высока. Помимо перечисленных достоинств

и недостатков объективного характера не стоит забывать и о субъективных.

Компьютерные обучающие системы оказывают различное влияние на разных

людей

в

зависимости

от

их

индивидуально-физиологических,

психологических и личностных качеств. Анализ этих качеств осложняется

тем, что многие аспекты работы человека с ПК не получили достаточного

научного обоснования. Так, например одной из психологических проблем

является проблема возрастов. По статистике люди старшего поколения более

осторожно относятся к процессу компьютеризации, нежели молодежь.

3. Заключение.

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе

обучения

обеспечивает

интенсификацию

всех

уровней

учебно-

воспитательного

процесса,

полноценное

многоаспектное

развитие

школьника,

подготовку

выпускника

школы

к

жизни

в

условиях

информационного

общества,

реализацию

социального

заказа,

обусловленного процессами глобальной информатизации. Однако, нельзя

рассматривать компьютерное обучение как просто электронный вариант

традиционного обучения, трансформирующий классические формы занятий

и бумажные средства обучения в мультимедийные без учета всех его

особенностей, достоинств и недостатков. Педагогическая деятельность при

этом сильно отличается от традиционной, требует наличия специфических

знаний, умений и навыков у преподавателя. Сюда можно отнести знание и

умение применять современные достижения в области информационных

технологий при подготовке учебного материала и учебных курсов, умение

работать с контингентом обучающихся. Потребность в КОС безусловно

велика, и они уже достаточно широко представлены на рынке, но учителя не

охотно внедряют их в свою педагогическую практику. Некоторым для этого

требуются элементарные навыки работы с ПК. Другие предъявляют

претензии

к

качеству

цифровых

продуктов,

Неудачных

обучающих

программ, к сожалению, достаточно много. При разработке таких средств

необходимо помнить, что современные КОС должны совмещать лучшие

стороны

традиционных средств

преподавания и

новые современные,

понятные учителю, простые в управлении характеристики. Разработчики

компьютерных программ должны оперативно реагировать на изменения

образовательных потребностей, то есть создавать и предоставлять на рынок

качественные продукты.

Актуальность

Основные направления модернизации российского образования связаны с повышением

его качества, доступности и эффективности. Концепция Модернизации Российского

образования выдвигает созвучные требования и к процессу управления образовательным

учреждением.

Одним из важнейших направлений в области информатизации образования является

использование в системе управления образованием информационно-коммуникационных

технологий.

В

связи

с

ростом

требований

к

информационно-аналитической

деятельности

руководителей образовательного учреждения в управленческой науке идёт активный

поиск путей эффективного сбора, хранения и анализа школьной педагогической

информации. Повышение качества управления образовательным учреждением нуждается

в разработке новых технологий управления информационными потоками.

Актуальность темы обусловлена рядом факторов:

объём информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса

становится выше, чем уровень достаточного понимания этой информации;

механическая

обработка

без

определённого

стандартного

алгоритма

не

даёт

оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по

результатам деятельности;

работа образовательного учреждения в инновационном режиме требует

многогранного анализа образовательной деятельности, оперативного прослеживания

динамики изменений и своевременной корректировки;

сложные

информационные

модели

(автоматизированные

системы

управления

образовательной организацией), как правило, не оправдывают себя с финансовой точки

зрения, поэтому необходимо и целесообразно компьютерные технологии вводить там, где

алгоритм управления достаточно прост и технически осуществим с относительно

небольшими затратами.

В работах В.С. Аванесова, В.П. Беспалько, И.А. Зимней, М.М. Поташника,

А.И.Субетто, Н.А. Селезнёвой, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Т.К. Чекмарёвой,

М.А.Сергеевой и др. созданы теоретические предпосылки проектирования эффективной

действующей

системы

управления

качеством

образовательного

процесса,

информационного обеспечения образовательного учреждения.

Соловьёв В.Н., Матрос Д.Ш., Мельникова Н.Н., Белушкин С.Д., Перегудов Ф.И.,

Новожилова Н.В., Швецова С.В., Каракозова Е.Н. и др. рассматривают теоретико-

методологические основы компьютеризации и автоматизации системы управления

образовательным учреждением.

Реальный процесс позитивных преобразований в общеобразовательной школе на основе

использования ИТ в управлении характеризуется определёнными противоречиями:

между необходимостью строить процесс компьютеризации управления на научной

системной основе и фактическим осуществлением его путём развития отдельных

направлений – составных элементов системы (технического оснащения, обеспечения

программными средствами, подготовки кадров и др.);

между научно-технократической и гуманитарной парадигмами процесса

управления

образовательным

учреждением,

обусловленными,

с

одной

стороны,

прогрессом

техники

и

достижениями

науки

управления,

с

другой

стороны,

необходимостью реализации человекоцентристского подхода в управлении, основанном

на субъект-субъектных отношениях;

между

необходимостью

организации

управления

с

применением

новых

информационных технологий и недостаточным уровнем подготовки педагогических

кадров для работы с современным программным обеспечением.

Учитывая эти противоречия и была выбрана тема проекта, а проблема

сформулирована

следующим

образом: выяснить,

каковы

условия

и

механизмы

использования в управлении ОЧУ МГ Сколково информационных технологий.

Цель

проекта: создание

условий

для

внедрения

информационных

технологий

в

управление образовательным учреждением.

Объектом наших исследований является система внутришкольного управления в ОЧУ

МГ Сколково

Предмет исследования

процесс

использования

информационных

технологий

в

управлении ОЧУ МГ Сколково

Основные задачи:

1. Обоснование процесса использования ИТ в управлении образовательным учреждением.

2. Разработка теоретической модели управления образовательным учреждением с

применением информационных технологий.

3. Разработка методических рекомендаций по использованию ИТ в управлении для ОЧУ

МГ Сколково

Гипотеза

исследования основана

на

предположении

о

том,

что

эффективность

действующей системы управления образовательным учреждением может быть повышена,

если:

процесс управления ОУ будет строиться с учётом современных требований, в единстве с

совершенствованием информационных технологий, что обеспечивает создание единого

информационного пространства образовательного учреждения;

будут созданы информационные банки, способствующие сокращению времени и затрат

на выполнение операций, снижению вероятности появления ошибочной информации в

отчётных документах;

средства ИТ своевременно обеспечат администратора исчерпывающей информацией в

наиболее удобной форме

будет создана совокупная общеобразовательная информационная среда с другими

школами и учреждениями;

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в

системе управления ОУ можно поделить на:

1) использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими

кадрами;

2) использование ИКТ в процессе управления ОУ;

3)использование ИКТ при организации образовательно-воспитательного процесса с

детьми;

4) использование ИКТ в процессе взаимодействия ОУ (педагога) с родителями.

Проведем оценку уровня использования ИКТ в ОЧУ МГ Сколково.

К техническим средствам на базе ИКТ, используемых в работе образовательного

учреждения относятся:

– компьютеры;

– мультимедийные проекторы;

– интерактивные (электронные) доски;

– планшеты;

– сканер;

– принтер;

– цифровой фотоаппарат;

– видеокамера;

– мультимедийное оборудование и пр.

Выделим также базовые прикладные программные средства, владение которыми

необходимо каждому педагогу, а также руководителю образовательного учреждения. К

ним относятся:

- текстовые и табличные процессоры,

- почтовые клиенты и другие средства связи,

- поисковые системы.

Также в рамках работы была произведена оценка уровня информатизации системы

управления учреждением, в соответствии со следующими критериями. Результаты

анализа отображены в таблице 1.

Таблица 1. Оценка уровня информатизации системы управления ОУ

Функция

информационной

системы

управления

Уровень

реализации

Автоматизация процессов анализа и

контроля

за

результатами

образовательной деятельности

частично

Автоматизация

организации

и

управления учебным процессом

частично

Автоматизация

кадрового

делопроизводства

частично

Автоматизация

системы

ресурсного

обеспечения деятельности школы

частично

Автоматизация

организации

и

управления учебным процессом

частично

Поддержка технологии нормативно-

правового обеспечения деятельности

школы

частично

Реализация

системы

электронного

документооборота школы

частично

Таким образом, проведенный анализ показал, что использование информационных

технологий в управлении применяется, не так активно, как этого требует информатизация

образования.

Замысел проекта

Создание локальной сети;

Обновление компьютерной техники и создание автоматизированных рабочих мест

сотрудников администрации школы.

Приобретение соответствующего программно-методического обеспечения, антивирусных

программ, программ защиты информации.

Обучение

педагогического

коллектива

ИКТ,

организация

курсов

повышения

квалификации, проведение консультаций.

Разработка единой формы базы данных образовательного учреждения:

документы, регламентирующие деятельность ОУ:

устав,

локальные акты,

образовательная программа,

программа развития ОУ,

учебный план,

расписание.

внутришкольная документация и внутришкольный контроль:

сведения об учащихся,

отчеты,

учебная нагрузка,

тарификация,

Накопление и систематизация методического материала для создания единой базы данных

образовательного учреждения:

Электронное портфолио педагогов, учащихся.

График КПК.

Планы работы.

Создание соответствующих проекту локальных актов:

Положение об электронном портфолио.

Сроки реализации проекта: 2018 – 2023 гг.

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный (2018 г.)

анализ состояния информационного обеспечения образовательного учреждения;

выявление уровня сформированности информационной культуры педагогов;

определение приоритетных потребностей педагогов в овладении информационными

технологиями

и

потребностей

образовательного

учреждения

в

информационном

обеспечении;

актуализация проблемы информатизации и мотивация всех субъектов образовательного

процесса;

формирование управленческой команды и распределение обязанностей и полномочий

членов команды;

разработка программы деятельности.

2 этап: формирование информационной среды образовательного учреждения (2019 – 2022

гг.)

Формирование материальной базы: приобретение аппаратных средств, приобретение и

создание программного обеспечения, устройство сетевых коммуникаций, создание

локальной сети, освоение www-пространства.

Формирование информационной культуры субъектов образовательного процесса:

организация изучения ИКТ всеми педагогами образовательного учреждения.

Информатизация

внутришкольного

управления:

компьютеризация

управленческой

деятельности всех уровней, создание и использование базы данных по учащимся и

учителям,

создание

банка

компьютерных

обучающих

средств,

дидактических

и

методических материалов по использованию информационных технологий в работе

школы.

Создание и организация работы информационной среды образовательного учреждения.

3 этап: аналитический (2023 г.)

мониторинг состояния информационной среды образовательного учреждения;

подведение итогов и анализ результатов;

определение жизнеспособности проекта.

Таблица 3. Риски и их предупреждение

Недостаточное

оснащение

материально-технической

базы

информационными

ресурсами

Использование

универсального

мобильного

оборудования

(переносных

интерактивных досок,

ноутбуков)

Нехватка

высококвалифицирован-ных,

заинтересованных,

инициа-

тивных педагогов.

1.Повышение

квалификации

работающих

педагогов через мини-

курсы в учреждениях,

где

работают

педагоги; проведение

мастер-классов,

обмена опытом среди

педагогов

учреждений города.

2.Направление

на

повышение

квалификации.

3.Моральное

и

материальное

поощрение творчески

работающих

педагогов.

3. Администрация ОУ не в

полной

мере

осознает

эффективность использования

новых технологий в процессе

управления ОУ, а именно в

экономии времени.

Проявление интереса

к

проблеме

всех

участников

образовательного

процесса

(поддержка

органа

государственно-

общественного

управления,

родителей,

членов

коллектива,

высокий

уровень

осознания

значимости,

актуальности

направления работы)

Высокие

показатели

управления

МБОУ

«СОШ

№12»

-

образовательно-

воспитательного

процесса.

3.

Широкое

освещение

деятельности

ОУ

в

СМИ.

4.

Открытость

деятельности ОУ.

Предполагаемые результаты:

Автоматизированность документооборота в образовательном учреждении.

Накапливаемость на электронных носителях и постоянное обновление информации,

необходимой для решения всех задач управления образовательным учреждением.

Достижение высокого уровня информационной культуры педагога.

Критерии успешности проекта

Задачи

Критерии

Показатели

1.Формирование

информационно-

технологической

инфраструктуры

управления

системой

внутришкольного

образования

Обновление

технического

оснащения

(приобретение

компьютеров)

Количество новых

компьютеров

Эффективное

использование

информационной

среды Интернет

Объем трафика

Эффективная

и

понятная

рядовому

пользователю

автоматизированная

система

управления

образовательным

учреждением

Частота

и

продуктивность

использования

всеми

участниками

2.

Подготовка

педагогических,

административных

кадров

образовательного

учреждения,

способных эффективно

использовать

в

учебном

процессе

новейшие

информационные

технологии

Обученность

педагогов ИКТ

100%

Электронное

портфолио педагогов,

учащихся

Наполняемость

Обновляемость

Использование

в

образовательном

процессе

Применение

педагогами

ИКТ

в

образовательном

процессе

Своевременность

и

достоверность

отчетной

документации

3. Совершенствование

и

наполнение

информационной

среды

образовательного

учреждения учебным и

информационным

материалом

Создание

электронного архива

Использование

локальной сети

Уменьшение

временных затрат

на

оформление

отчетной

документации

Работа

сайта

образовательного

учреждения

Повышение

имиджа

образовательного

учреждения

Отзывы

родителей,

жителей

микрорайона

4.

Разработка

нормативно-правовой

базы,

регламентирующей

внедрение

информационных

технологий

в

управление

образовательным

учреждением

Обеспечение

нормативно-правовой

базы,

регламентирующей

внедрение

информационных

технологий

в

управление

образовательным

учреждением

Локальные акты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управленческая деятельность современного руководителя образовательной организации

становится всё более интеллектуальной и научной. Её эффективность обусловлена

опытно-экспериментальной работой в области внутришкольного управления. Потоки

информации, обрушивающиеся со всех сторон на участников образовательного процесса,

не оставляют времени для раздумий о необходимости изменений в традиционном

процессе управления образовательным учреждением. Столь важно, поэтому, в настоящее

время обосновать аспекты управленческого экспериментирования, которые определены

кардинальными изменениями во взглядах на личность в целом и личность ученика в

частности.

Создание условий для самореализации всех участников образовательного процесса,

освобождение руководителя от рутинной «бумажной» работы и высвобождение времени

на творческую, научную деятельность связано с поиском новых школьных моделей и

технологий управления их внедрением. Организация опытно-экспериментальной работы в

указанном направлении приобретает первостепенное значение.

Приступая к построению информационной модели управления МБОУ «СОШ №12» мы

предполагаем, что:

1. Использование информационных технологий в управлении развитием образовательного

учреждения благотворно скажется не только на целеполагании, но и на таких

управленческих функциях, как планирование, руководство и контроль, с точки зрения

эффективности и снижения затрат всех видов обеспечивающих ресурсов.

2. Современное управление в значительной степени превращается в управление

информационными потоками.

3. Проблема управления информационными потоками в свою очередь распадается на

целый ряд задач, как технического, так и нравственно-педагогического свойства:

Обеспечение надёжной защиты информации,

Определение круга её потребителей,

Структурирование информации таким образом, чтобы каждый пользователь имел

доступ к ней в пределах своей профессиональной компетенции.

4.

Чёткая

организация

информационных

потоков

в

школе

потребует

перевода

всех субъектов в режим регулируемого взаимного информационного обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА

Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном

управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 c.

Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В.

Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.

Балдин, К.В.Информационные технологии в менеджменте / К. В. Балдин. – М.: Академия,

2012. - 283 с.

Веряев, А.А. Педагогика информатики / А.А. Веряев. - Барнаул.:БГПУ, 2010. – 140с.

Захарова,

И.Г.Информационные

технологии

в

управлении

образовательными

учреждениями / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2012. - 190 с.

Использование

информационно-коммуникационных

технологий

в

образовательном

учреждении / РегаловаТ.В. // Нижегородское образование. - 2012. -№3. -С.104-110.

Конаржевский,

Ю.А.

Педагогический

анализ

учебно-воспитательного

процесса

и

управление школой / Ю.А. Конаржевский. – М.: [б.и.], 1997. – 47 с.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.:

АПКиПРО, 2002. – 12с.

Корнеев, И.К.Технические средства управления / И. К. Корнеев, Г. Н. Ксандопуло. – М.:

ИНФРА-М, 2014. - 198 с.

Лузянин, А.Г. Оптимизация деятельности руководителя образовательного учреждения с

использованием информационно-коммуникационных технологий / А. Г. Лузянин //

Педагогические науки. - 2013. - № 1. - С.7-11.



В раздел образования