Автор: Пономарёва Карина Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "Аксаковская гимназия №11"
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии"
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Аксаковская гимназия №11» городского округа
город Уфа Республики Башкортостан
Исследовательская работа
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК
УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Исполнитель: Пономарева К.М.,
учитель биологии
МБОУ «Аксаковская гимназия № 11»
г. Уфа, 2023 г.
Содержание
Глава 1. Введение.
1.1 Актуальность деятельности
1.2 Проблемы и противоречия
1.3 Цели и задачи исследования
1.4 Планируемые результаты и способы их реализации
Глава 2. Теоретические обоснования
2.1Методы, формы и приемы работы по данной технологии
2.2 Структура урока
2.3 Виды деятельности на уроках биологии
Глава 3. Анализ результатов педагогического исследования
3.1 Анализ достигнутых результатов
Заключение
Приложение
Введение
Научные обоснования выбранного направления исследования.
Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию
качества школьного образования. Необходимо учеников ориентировать на
сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике,
ориентироваться в нестандартных ситуациях, развивать компетентности
обучающихся,
а
век
компьютеризации
особенно
информационную
компетентность. Большинство учеников нашей школы не умеют работать с
информационными источниками, находить нужную информацию, а значит
самостоятельно не могут приобретать знания, быть конкурентноспособными
при поступлении и обучении в ВУЗы. Встают противоречия, которые надо
решать.
Мы обучаем в школе математике, физике, биологии и другим
предметам. Но, когда дети выходят из стен школы, они теряются и
выясняется, что их не научили главному – таким жизненно – необходимым
навыкам, как эффективному общению, самостоятельно решать проблемы,
справляться с отрицательными эмоциями, адекватно вести себя в стрессовых
ситуациях, сказать «нет», уметь отказывать, быть успешными в учебе и
работе, в жизни. Из-за не сформированности этих жизненно-важных навыков
молодые люди в будущем будут иметь низкую самооценку, неуверенность в
себе, не смогут найти себя в обществе, в семье.
Современный
урок - это урок, на котором максимум ребёнка и
минимум учителя, урок, на котором больше работают дети, а педагог только
направляет их работу, урок, на котором нет обязательности, нет стереотипов.
Жан Жак Руссо когда-то отметил: «Ребёнок должен делать то, что он хочет, но
хотеть он должен того, чего хочет учитель. Поэтому педагогу так необходимо
умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно пришёл до
определённой основы, вывел формулу, сформулировал тему урока».
Мой недолгий педагогический опыт позволяет утверждать, что ученик
усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что
проговаривает, и 90 -100% того, что делает сам. Поэтому для себя я выделила
несколько определений современного урока:
Во-первых, это урок взаимодействия учеников друг с другом, учитель
же является координатором получения знаний.
Во-вторых, это урок, на котором каждый ученик учится с интересом.
В-третьих, это урок, который должен строиться не на послушании,
имитации и повторении, а на самостоятельном поиске истины, на анализе и
синтезе разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов.
В-четвёртых, это урок, который должен быть ориентирован на развитие
творческих
способностей
учащихся,
на
использование
современных
технологий.
Всем этим определениям соответствует технология
развития
критического мышления, которая, на мой взгляд, позволяет сделать обучение
интересным и осмысленным.
Практический опыт работы в школе показал, что большинство
учащихся имеют слабую мотивацию к учебе. По результатам проведенной
мною диагностики, придя в данное учебное заведение, замечено снижение
процесса познавательной активности с 18% у пятиклассников до 15% у
семиклассников.
В
связи
с
этим
широкую
актуальность
приобрели
новые
педагогические технологии, ориентированные на создание таких условий,
которые дают каждому ученику думать, открывать, размышлять, сомневаться,
спорить и приходить к определенному выводу. В этом помогает мне
применение технологии развития критического мышления на уроках и во
внеурочной работе.
Актуальность исследования
В своей педагогической практике мне пришлось столкнуться с тем, что
многие дети вообще не хотят учиться. Возможно, это связано с тем, что
объём учебного материала превышает возможности восприятия ребёнка, у
него развивается страх получить плохую отметку и т.д., который препятствует
проявлению
творчества.
Эти
проблемы
можно
решить
с
помощью
технологии развития критического мышления, которую я применяю на своих
уроках.
Она
обеспечивает
внутреннюю
мотивацию
познавательной
деятельности учащихся, психологический комфорт на уроке. Считаю, что это
позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность
ребёнка.
Изучив
теоретический
материал
применения
и
использования
технологии развития критического мышления на уроках биологии,
я
выявила ряд противоречий и проблем:
Проблемы
Противоречия
1.
Неумение
учащихся
самостоятельно
добывать
информацию
из
различных
источников
и
пользоваться
ею
разнообразными
способами
и
приёмами.
2.
Отсутствие
у
них
сформированности
умений
анализировать
и
находить
общий
принцип
каких-либо
явлений,
их
основную идею.
3.
Низкий
уровень
мотивации обучющихся к творчеству
при выполнении заданий.
4. Низкий уровень личностной
и коммуникативной компетентностей
учеников
1.
Между
моим
желанием
помочь ребятам создавать творческие
работы
и
нежеланием
некоторых
учащихся их выполнять.
2.
Между
необходимостью
овладения
всеми
учащимися
программного материала и разной
степенью их обученности.
3.
Между
ценностными
ориентациями, которые я старалась
привить детям, и их собственными.
Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему
исследования:
определить теоретические основы и практические пути
применения использования технологии развития критического мышления в
профессиональной деятельности.
Обозначенные
проблемы
и
противоречия
позволили
мне
сформулировать тему исследования: «Технология развития критического
мышления
как
условие
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся на уроках биологии».
Объект анализа: учебно-воспитательный процесс обучения биологии
в школе.
Предмет анализа: Технология развития критического мышления в
моей профессиональной деятельности на уроках биологии.
Цель
исследования:
Создание
условий
для
активизации
познавательной деятельности учащихся на основе применения технологии
развития критического мышления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Активно применять на уроках и во внеурочной деятельности
технологии Технология развития критического мышления, что позволит
учить детей логически мыслить, делать материал более убедительным для
учащихся;
2.
Создать
благоприятную
среду,
которая
содействовала
бы
формированию прочных знаний на основе самостоятельно полученных
учащимися сведений,
чувства уверенности в себе и в своих силах,
становлению активной жизненной позиции школьников;
3.
Использовать
приемы,
методы
и
способы
преподавания,
направленные на развитие познавательной активности школьников, на
формирование навыков проектной деятельности;
Исходя из поставленных целей и задач, я наметила для себя
планируемые результаты и способы их реализации:
Планируемый результат
Способы реализации
1. Наличие у обучающихся навыка
эффективного общения.
2.
Личностное
развитие
каждого
ученика.
3. Успешное прохождение итоговой
аттестации по биологии в форме ЕГЭ, ОГЭ
и успешное поступление в ВУЗ.
1.
Разнообразие
форм
и
методов обучения.
2.
Творческая
деятельность
обучающихся
3.
Разнообразные
практические задания на уроках.
Гипотеза: если на уроках и во внеурочной деятельности по биологии
использовать технологию развития критического мышления, то возрастет
познавательная
активность
учащихся,
повысится
качество
знаний
по
предмету.
Длительность работы над исследованием
Исследование проводилось в течение 2 лет.
Процесс
изучения
эффективности
использования технологии
развития критического мышления включал:
1) теоретический этап (изучение структуры урока, методов и приёмов
ТРКМ, особенностей их применения на этапах урока и различных типах
уроков);
2) этап практической реализации (разработка уроков, «кластеров»,
анализ их результативности и эффективности использования на этапах
урока и различных типах уроков);
3) этап обобщения (оформление методических наработок, проведение
открытых уроков, презентация исследования).
Теоретические обоснования
Технология достижения результата деятельности.
Организация
учебно-воспитательного
процесса
основана
на
использовании разнообразных групповых, парных и коллективных форм
работы, обучаю
выделять причинно-следственные связи; рассматривать
новые идеи и знания в контексте уже имеющихся, отделять главное;
отвергать
неверную
информацию;
понимать,
как
различные
части
информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях и т.д.
Идея обучения учащихся с использованием технологии развития
критического
мышления
-
не
присвоение
«готового»
знания,
а
конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Большое
внимание уделяю самостоятельной поисковой творческой деятельности,
самообразованию и самоорганизации на основе проблемных заданий и
вопросов. В этом помогают такие приемы технологии как инсерт, мозговая
атака, чтение с остановкой, кластер, продвинутая лекция, эссе, заполнение
таблицы «З-Х-У», маркировка текста, взаимоопрос, «Аквариум» и другие.
Используя компьютерные технологии на основе этапов урока в режиме
применения технологии развития критического мышления, обучаю отбирать
информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную,
критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Учебный процесс в условиях технологии развития критического
мышления имеет следующую структуру:
Вызов.
На этой стадии происходит выявление первоначальных
представлений учащихся о теме обсуждения, активизации познавательной
деятельности учеников, актуализацию собственного опыта. Это побуждает их
вспомнить, что они уже знают по этой теме, привести имеющиеся знания в
определенную систему, а также поделиться своими знаниями. Кроме этого,
происходит настрой учащихся на тему урока, развивается интерес к ней, что
является своеобразным мотивационным моментом. Важно, чтобы в конце
вызова произошла систематизация всей информации, которая появилась в
результате свободных высказываний учащихся.
Используемые приемы: мозговой штурм, кластер (пучок, созвездие),
карты познания, перепутанные логические цепочки. (приложение №1)
В техническом отношении первый этап проводится так. После
нескольких минут размышлений о познавательном объекте, я разрешаю
поделиться своими мнениями в паре или группе, затем на доске и каждый в
своей тетради чертит таблицу:
Знаю
Хочу узнать
Узнал новое
Каждый записывает то, что знает в графу «Знаю». Как правило, у разных
учащихся объем изложенных знаний различен.
Это зависит не только от наличия знаний, но и скорости мышления и
способности воспроизводить свои мысли письменно, что на данном этапе
развития ребенка сугубо индивидуально. Использование системы мер
поощрения,
создание
атмосферы
соревновательности
на
уроках,
способствовало тому, что эта составляющая к концу учебного года возросла у
всех детей участвующих в эксперименте.
При заполнении этой графы таблицы в тетрадях. Туда попадают
ложные или искаженные представления. Их нельзя фиксировать и закреплять
в познании учащихся, необходимо формировать в отношении мыслей
критическое отношение. Поэтому заполнение графы «Знаю» на доске
проводится коллегиально. Каждый учащийся имеет право высказать свое
мнение и каждый имеет право его опровергнуть. При этом опровержение
должно быть аргументированным. Заносить ли какой-либо факт в таблицу на
доске решаем всем классом. Таким образом, на доске у нас оставались
«отфильтрованные» первоначальные знания учащихся, лишенные искажений
и домыслов. После сформирования графы «Знаю», учащимся предлагается
скорректировать свои записи в тетрадях, т.е. зачеркиваются неправильные
представления или выводы. Это делается с той целью, чтобы в дальнейшем
на них не фиксировать внимания. Это очень важный момент, так как в
процессе обсуждения формируется критическое отношение не только к
мыслям других, но и своим собственным, активизируются мыслительные
процессы.
Осмысление.
Эта
стадия
начинается
вместе
с
подачей
новой
информации. Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На
этой стадии происходит соприкосновение учащихся с новыми знаниями,
понятиями,
идеями.
Эта
фаза
занимает
наибольшее
время.
Новая
информация может быть представлена в виде текста, лекции учителя,
видеофильма. Здесь происходит соотнесение новой информации с той,
которой ранее располагали учащиеся, т.е. новых знаний с уже имеющимися.
Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма
практически исключает возможность его осмысления.
Во время этой фазы урока учащиеся работают самостоятельно. Задачей
учителя
является
поддержание
активности
учащихся,
которая
была
достигнута на стадии вызова.
Используемые приемы: изучение текста или его отдельных частей
(индивидуальное,
парное
или
групповое
чтение),
прослушивание
аудиозаписи или просмотр видеоматериала. Это может быть рассказ, лекция,
индивидуальное,
парное
или
групповое
чтение
или
просмотр
видеоматериала. (приложение № 1)
В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание
информации. Авторы педагогической технологии развития критического
мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная
задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и
инерцию движения, созданную во время фазы вызова.
На этом этапе я часто использую прием «Чтение с пометками». На
этот этап отводится 10-15 минут. При составлении текста я стремлюсь
включить в него ведущие биологические понятия данной темы, а так же
материал, который вызывает интерес, удивление у школьников, стремление
узнать больше.
Работая с текстом, учащиеся делают пометки карандашом, условными
знаками
обозначая
«знаю»,
«противоречит
моим
первоначальным
представлениям», «хочу узнать новое», «это для меня новое».
При изучении сложного материала я практикую работу в группах.
Группа состоит из четырех человек, которые прочитав определенный раздел,
быстро обсуждают возникшие вопросы. Так поэтапно они изучают текст.
Опыт показал, что работа в группах, во-первых, ускоряет работу, во-вторых,
повышается глубина усвоения материала. Целесообразно формировать
разноуровневые группы, т.е. сильные учащиеся должны работать со слабыми.
В этом случае наиболее подготовленные учащиеся выступают в роли
комментаторов-наставников, что повышает их ответственность, в свою
очередь слабые учащиеся лучше усваивают материал. В данном случае это
имеет
и
воспитательный
эффект.
Формируется
коллективизм,
ответственность, чувство товарищества. Наблюдения показали, что эти
группы зачастую не распадаются и после урока, обсуждение проблемы
спонтанно продолжается и
на перерывах.
При контроле
знаний на
последующих уроках, члены группы эмоционально относятся к ответам
своих товарищей, пытаются им помочь.
Рефлексия.
Целью этой стадии является закрепление полученных знаний, усвоение
новой информации, формирование собственного нового знания, включение в
систему знаний новых понятий, а также постановка новых вопросов и поиск
ответов на них, что может послужить основой для стадии вызова к
следующему уроку.
Используемые приемы:
Составление
схемы,
таблицы,
обсуждение,
дискуссия,
краткое
сочинение, кластер, карты познания, разработка мини-проекта, взаимоопрос
и контроль, рисунок и др. (приложение № 1)
Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического
мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное
мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное
взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация,
которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное
знание.
Часто на детальную рефлексию (так называемый этап закрепление)
практически не остается времени. Мы отмечали, что большое внимание на
уроках уделяется, прежде всего, изложению нового материала. Школьники не
привыкли к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа:
«Какая информация привлекла Ваше внимание?», «Что Вы делали для того,
чтобы выделить основную мысль прочитанного текста?» и тому подобные.
Надо учить детей выражать свои мысли и идеи, новую информацию
собственными словами. Кстати, учащиеся помнят лучше всего то, что они
поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными
словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. В этом случае и
происходит формирование новых знаний, становление опыта и развитие
личности.
Этому этапу я придаю очень большое значение, так как здесь
формируется умение дискутировать, правильно и лаконично формулировать
мысли, аргументировать свои высказывания и уважительно относиться к
мнению других. На доске записываются не все высказывания учащихся,
каждое обсуждается, и приходим к общему мнению – заносить его в графу
или нет. Это позволяет, во-первых, избавиться от излишней детализации, во-
вторых, от неправильно понятых фактов и выводов, так как все записанное
учителем на доске подсознательно воспринимается учащимся как истина.
Поэтому процесс обобщения знаний необходимо регулировать.
Изучение
нового
материала
заканчиваю
так:
Все
ли
наши
первоначальные предположения и знания оказались верными? Где наши
ошибки? Знания, которые подтвердились в процессе изучения нового
материала и правильные предположения обведите в ваших тетрадях красным
карандашом. Почему мы в некоторых случаях ошибались?» Ответы учащихся
различны: «Читал когда-то об этом, но неправильно понял», «Наблюдал в
природе,
но
не
смог
сделать
правильный
вывод»,
«Высказал
свое
предположение, которое оказалось неверным» и другие.
Кроме этого домашние задания предусматривают творческие работы.
Например, составить сказку, рассказать интересный случай из жизни по
данной теме, если на уроке не успеваем составить структурно-логическую
схему, то предлагается составить ее дома с учетом новых знаний. При этом,
задания не навязываются, а выбираются учащимися добровольно.
Основным критерием критичности мышления является, во-первых,
постоянная оценка как чужих, так и своих ответов и суждений. Для развития
этого качества на уроках, в домашних заданиях я постоянно использую
специальные упражнения. Например, даю текст ,в этом тексте три ошибки и
одно неправильное суждение (рябина – дерево, лилия – водное растение,
папоротник – тенелюбивое растение). Учащиеся должны найти их.
Другой пример – неправильные умозаключения, которые, казалось бы,
вытекают из логики рассуждений.
Критичность мышления развивается так же и через постоянную оценку
или самооценку по принципу «Где ошибка?» Я никогда не указываю сразу на
ошибку в ответе, а предлагаю найти ее самому учащемуся, и если ему это не
удается, ошибку ищем всем классом. Это формирует внимательность, анализ
каждой фразы, сопоставление своих знаний с ответом товарища. Часто на
уроках мы выполняем задания: я зачитываю фразу или короткий текст, в
котором содержится ошибка. Дети должны найти ее и прокомментировать.
Такие задания пользуются неизменным успехом во всех классах.
Мыслительный
процесс
стимулирует
и
диагностическая
работа.
Учащийся не только находит ошибку, но и пытается осмыслить ее, выяснить
причину. Я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся самостоятельно в этом
разобрались и сделали соответствующие выводы.
Анализ результатов педагогического исследования
При
определении
результативности,
проделанной
мною
работы,
использовала диагностический метод мотивации учения и эмоционального
отношения к учению. (приложение 1.
Методика диагностики мотивации
учения
и
эмоционального
отношения
к
учению.
(модификация
А.Д.Андреева)).
Метод направлен на изучение уровней познавательной активности. В
исследовании, которое было проведено в октябре 2016 года и декабре 2018
года, участвовали учащиеся 7-11 классов. Путем сравнительного анализа
были получены следующие результаты:
- показатель познавательной активности по исследуемой группе
учащихся до внедрения технологии; (2016 г.)
Таблица №1
Познавательная активность
% учащихся
Высокая
25%
Средняя
54%
Низкая
21%
- показатель познавательной активности по исследуемой группе
учащихся после внедрения технологии; (2018 г.)
Таблица №2
Познавательная активность
% учащихся
Высокая
31%
Средняя
60%
Низкая
9%
Диаграмма №1
Из сравнения таблиц №1 и №2 видно, что количество учащихся,
имеющих высокий уровень познавательной активности, увеличилось на 6%,
также повысился средний уровень познавательной активности на 6%, с
низким уровнем познавательной активности 9% учащихся из 21%.
Качество знаний учащихся в ходе проводимой работы оставалось
достаточно стабильным и составляет 71-73%.
Положительная динамика учебных достижений обучающихся
за два года:
Процент обучающихся, освоивших государственные программы по
преподаваемому предмету:
Учащиеся
2016-2017 уч. год
2017-2018 уч. год
5 классы
100%
100%
6 классы
100%
100%
В
целом,
все
обучающиеся
успешно
освоили
государственные
программы по предмету, возросла скорость усвоения изучаемого материала за
счет активизации деятельности обучающихся.
Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях,
соревнованиях:
Год
Полное
наименование
мероприятия
с
указанием статуса
(школьный,
муниципальный,
республиканский,
межрегиональный, федеральный
и т.д.)
ФИО
обучающегося
(класс)
Результат
участия
2016
Всероссийская
олимпиада
школьников
по
биологии
(муниципальный)
Ткачева Е.А. (7 класс)
призер
2016
Всероссийская
олимпиада
школьников
по
биологии
(муниципальный)
Ишимов Т. (10 класс)
призер
2016
Конкурс
исследовательских
работ в рамках Малой академии
наук
школьников
Республики
Башкортостан (районный)
Некрытова В. (10 класс)
1 место
2016
Конкурс
исследовательских
работ в рамках Малой академии
наук
школьников
Республики
Башкортостан (районный)
Сафиуллин
Ш.
(10
класс)
3 место
2016
Районный конкурс
«Зеленый
нимб Уфы»
Команда
МБОУ
Аксаковская
гимназия
№11
Ткачева
Екатерина,
Лемиш
Мария,
Балабанова
Лидия (7 класс)
3 место
2017
Районный
конкурс
исследовательских
работ
в
рамках НПК «Творчество»
Ткачева Е.А. (7 класс)
2 место
2017
Олимпиада
на
кубок
Ю.
А.
Гагарина (муниципальный)
Ткачева Е.А. (7 класс)
Победитель
2017
Олимпиада
на
кубок
Ю.
А.
Гагарина (муниципальный)
Сергеев Н.А
(7 класс)
Победитель
2017
Всероссийская
олимпиада
школьников
по
биологии
(муниципальный)
Касимова М. (9 класс)
призер
2017
Районный конкурс
«Зеленый
нимб Уфы»
Команда
МБОУ
Аксаковская
гимназия
№11
Ткачева
2 место
Екатерина,
Лемиш
Мария,
Балабанова
Лидия (8 класс)
2017
Конкурс
исследовательских
работ в рамках Малой академии
наук
школьников
Республики
Башкортостан (районный)
Некрытова В.
(11 класс)
3 место
2017
Конкурс
исследовательских
работ в рамках Малой академии
наук
школьников
Республики
Башкортостан (районный)
Ткачева Е.А. (8 класс)
2 место
2018
Олимпиада
на
кубок
Ю.
А.
Гагарина (муниципальный)
Безруков А.В. (7 класс)
Победитель
2018
Всероссийская
олимпиада
школьников
по
биологии
(муниципальный)
Ткачева Е.А. (9 класс)
призер
2018
Всероссийская
олимпиада
школьников
по
биологии
(муниципальный)
Латыпова А.А.
(10 класс)
призер
2018
Районный конкурс
«Зеленый
нимб Уфы»
Команда
МБОУ
Аксаковская
гимназия
№11
Ткачева
Екатерина,
Лемиш
Мария,
Балабанова
Лидия (9 класс)
1 место
2019
Конкурс
исследовательских
работ в рамках Малой академии
наук
школьников
Республики
Башкортостан (Муниципальный)
Ткачева Е.А. (9 класс)
3 место
2019
Олимпиада
на
кубок
Ю.
А.
Гагарина (муниципальный)
Ракитина У.О. (5 класс)
Мустафина Э.А.
(7 класс)
Безруков А.В.
Победитель
Призер
Победитель
Увеличение количества участников районно-городского тура олимпиад
позволяет сделать вывод о том, что развитие творческих способностей
учащихся
является
результатом
применения
элементов
творчества
в
организации учебно-познавательного процесса через творческие работы,
проекты, проблемные
ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать
качественные критерии результативности: положительный эмоциональный
комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся
способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию,
положительное отношение к предмету, учителю.
С ростом познавательного интереса повышается качество знаний
обучающихся.
2016-2017 уч. год
2017-2018 уч. год
6 классы: 56%
7 классы: 62%
7 классы: 46%
8 классы: 58%
2016-2017 уч. год 2017-2018 уч .год
Для
достижения
положительной
динамики
вышеприведенных
показателей способствали целенаправленная деятельность с обучающимися,
своевременное
решение
проблем,
возникающих
при
работе
со
слабоуспевающими учениками.
Отслеживание динамики обученности помогает адекватно оценивать
свои усилия в планировании и организации учебного процесса с каждым
учеником, правильно выбирая долю индивидуальной педагогической помощи.
Уровни обученности:
1
уровень
учебной
деятельности–общекультурный–демонстрирует
ученик, который понимает основные положения курса, отвечает на вопросы
репродуктивного уровня;
2 уровень–прикладной–требует от ученика, кроме перечисленного,
также выполнения заданий в измененной ситуации, умения демонстрировать
понимание системности (взаимосвязей) понятийного аппарата темы, курса, не
выходя за его рамки;
3
уровень–творческий–демонстрируют
дети,
способные
решать
проблемы, выходящие за рамки курса, самостоятельно выходить за пределы
изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать
цели и программу действий.
Год
I уровень
II уровень
III уровень
6 кл.
7 кл.
6 кл.
7 кл.
6 кл.
7 кл.
2016-2017
уч. год
14%
44%
56%
35%
32%
44%
2017-2018
уч.год
14%
44%
57%
38%
39%
50%
Наблюдается стабильный уровнь обученности.
Отслеживание такой динамики помогает адекватно оценить свои
усилия в планировании и организации образовательного процесса с каждым
учеником.
Таким
образом,
можно
отметить,
что
основные
результаты
деятельности
по
решению
поставленных
задач
свидетельствуют
об
эффективности осуществления образовательного процесса.
Использование технологии развития критического
мышления на
уроках, участие в школьных, районных и муниципальных
конкурсах
предметной направленности - все эти мероприятия повышают интерес
обучающихся к изучению предмета биологии.
В результате работы по данной теме были выявлены следующие
положительные моменты:
Проработав 2 года, используя в учебно-воспитательном процессе
приемы
технологии развития критического мышления, проанализировав
результаты обученности участников образовательного процесса, я достигла
следующих результатов:
- организуемая урочная и внеурочная деятельность поспособствовала
развитию и формированию познавательной активности обучающихся с
учётом их возрастных особенностей;
- познавательные способности обучающихся (образное и логическое
мышление, навыки поиска, обработки и изложения учебной информации и
др.) развиваются комплексно;
- успешно развивается эмоционально-волевая сфера обучающихся
(волевое стремление преодолевать трудности в учебной работе, вера в
собственные силы).
Можно отметить, что основные результаты деятельности по решению
поставленных задач свидетельствуют об эффективности осуществления
образовательного процесса.
Заключение
Из опыта своей работы я могу сделать такой вывод:
применяя
разнообразные средства, приемы и методы активизации познавательной
деятельности обучающихся, чередуя их согласно специфике технологии
критического мышления, используя знания о природном потенциале ученика,
включая
в
работу
все
каналы
восприятия
(аудиальные,
визуальные,
кинестетические),
мы
способствуем
развитию
их
интеллектуальных
возможностей. Такой подход к обучению поспособствовал включению
каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и
успешным; созданию благоприятной среды, которая, в свою очередь,
содействовала формированию прочных знаний на основе самостоятельно
полученных учащимися сведений и чувства уверенности в себе, в своих
силах. Использование перечисленных в опыте работы приемов, методов и
способов преподавания способствовало развитию познавательной активности
обучающихся, формированию навыков исследовательской деятельности, а это
ведёт к становлению ребенка как личности, как субъекта учебного процесса,
способного к самообучению. У ребенка формируются не только знания, но и
система умений и навыков по добыванию знаний.
В целом, работа оказала действенное влияние на становление активной
жизненной позиции обучающихся, и поэтому полностью подтвердилась
гипотеза моего исследования: используя на уроках и во внеурочной
деятельности по биологии технологию развития критического мышления,
возросла познавательная активность учащихся, повысилось качество знаний
по предмету.
Приложение 1
П
риемы технологии развития критического мышления на уроках Биологии
Прием «Верите ли вы, что…».
Тема урока «Млекопитающие» 7 класс:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1. У зверей, как и у рептилий, на теле могут быть роговые чешуи
2. У млекопитающих 7 шейных позвонков
3. Насекомоядные млекопитающие по строению желудка похожи на птиц
4. Ключица есть у всех млекопитающих
5. Число пальцев на конечностях одинаково у всех зверей
6. У ехидны и утконоса нет плаценты
7. Для млекопитающих характерен волосяной покров
8. Летучие мыши приносят пользу человеку
9. Самый многочисленный отряд среди млекопитающих- Грызуны
Прием «Чтение с пометками INSERT»
Ученики, работая самостоятельно с текстом, делают карандашом следующие
пометки: «V» - мне это известно; «-» - это противоречит тому, что я знал; «+» - это для
меня является новым; «?» - мне это не понятно, или я хочу узнать по данному вопросу
больше.
Инфузории
Наиболее
высокоорганизованные
простейшие.
Форма
тела
разнообразная.
Одиночные подвижные или прикрепленные формы. Инфузории покрыты ресничками,
способствующими более быстрому передвижению и колебанию тока воды около
ротового отверстия. Это процветающая группа животных, к которой принадлежит
более семи тысяч видов. Можно сказать, это эволюция, начав «лепку» тела простейших
с бесформенной амебы, постепенно создала определенную форму инфузории. Питаются
инфузории простейшими, одноклеточными водорослями.
У инфузории два ядра. Видимо, одно ядро может участвовать в жизненных
процессах, а второе хранит информацию и участвует только при половых процессах.
Размножение у инфузории путем простого деления на дочернюю и материнскую
сменяется через несколько поколений половым путем. Сложный процесс размножения
путем слияния двух инфузорий, вероятно, необходим для обновления генетической
информации. Инфузории обмениваются маленькими ядрами. Расходятся после слияния
наполовину прежняя особь, а наполовину копия партнера.
Туфелька не беззащитна. При раздражении с поверхности тела «выстреливают»
длинные тонкие нити, и вправду похожие на стрелы, к тому же, видимо, ядовитые,
поражающие врага или добычу. В теле туфельки работают два «насоса» - две
сократительные вакуоли, постоянно откачивающие из нее избыточную воду. Сокращаясь
каждые десять секунд, за полчаса они «выливают» из туфельки количество воды, по
объему равное ей самой.
Есть инфузории- паразиты. На рыбах иногда можно увидеть сыпь. Большая рыба
словно
обсыпана
манной
крупой.
Каждая
крупинка-
это
инфузория-паразит
ихтиофтирус, поселившаяся на рыбе. Достигнув в процессе роста 1 мм в диаметре,
инфузория покидает рыбу и распадается на тысячу крошечных инфузорий. Бродяжки
вновь заражают рыб. В рыбоводческих хозяйствах может происходить большое
уничтожение мальков рыб. Другая инфузория-паразит, балантидий, селится в кишечнике
человека, животных. До определенного какого-то момента она может жить спокойно,
но вдруг начинает «вгрызаться» в стенки кишечника, поедая их ткани и красные
кровяные клетки. Стенки кишечника покрываются язвами.
Копытные животные не могут пережевать траву сразу. В рубце желудка коровы,
лосей, зубров и других жвачных животных имеется большое количество инфузорий и
бактерий. В одном кубическом сантиметре содержащегося в рубце сока находится до 1
млн инфузорий. Инфузории помогают переваривать пищу. У других травоядных
животных (лошади) инфузориям понравилось обитать в кишечнике.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Учащимся дается таблица с утверждениями. До прочтения текста учитель предлагает
учащимся выбрать верные по их мнению утверждения и отметить их +, если с ними
согласны, а если не согласны, то отметить знаком - . Далее учитель спрашивает «Хотите
узнать верные ответы». Предлагает учащимся прочитать текст самостоятельно или
зачитывает сам. Учащиеся сравнивают результаты до и после прочтения текста, свериться
с первоначальным утверждением.
Например, учащихся 7 класса на уроке по теме «Многообразие и значение насекомых»
заполняют таблицу, оценивая утверждения. Затем читают текст, предложенный учителем:
Божья коровка
Алую половинку горошины, ползающую на шести черных лапках, повсюду величают
ласково. У нас ее зовут божьей коровкой или солнышком, в Западной Европе - божьей
овечкой, солнечным теленочком. Множество насекомых не тратит время и силы на
окраску одежды: предпочитают зеленеть от съеденного хлорофилла, желтеть от
каротина и ксантофилла, которые осенью придают очарование листве. Для божьих
коровок такой путь практически невозможен - вегетарианцев среди них раз-два и
обчелся. Поэтому солнечным телятам приходится добывать краски в поте лица.
Вероятно, черные и коричневые меланины они вырабатывают как побочный продукт при
обмене веществ, а яркие красные и желтые пигменты - производные мочевой кислоты-
синтезируются специально. Вот и выходит, что сияющим видом коровка обязана только
себе.
Зачем
же
такой
яркий
наряд?
Да
затем,
чтобы
не
трогали.
В
ней
яд контаридин, обжигающий горло птицам, схватившим ядовитое насекомое.
В другой раз они облетят коровку стороной. Наши предки, не в пример птицам,
коровок не выплевывали. Наоборот, живую букашку запихивали в больной зуб или
раздавленным жучком натирали десны. В былые времена божьими коровками спасались
от кори. В наши дни коровки родолии спасли цитрусовые плантации нескольких стран,
когда на деревья набросился страшный вредитель, случайно завезенный из Австралии, -
желобчатый червец. Этот червец не боялся даже такого яда, как синильная кислота.
Удостоверившись, что химикаты скорее погубят деревья, чем уничтожат вредителей,
решили прибегнуть к услугам родолии, которая в Австралии испокон веков воевала со
зловредным червецом. Маленькие хищницы ехали со всеми удобствами в отдельной
каюте, где в кадках стояли лимонные деревья. На деревьях кишел обед - червецы. На этом
пастбище и паслись коровки, а чтобы они не разбежались, деревья окутали тончайшей
сетью. Коровки благополучно переехали на новое место жительства, и червецы, спасаясь
от коровок, перебрались с цитрусов на испанский дрок.
После прочтения текста, учащиеся вновь обращаются к таблице, переосмысливая
свои знания. Таблица в заполненном виде может выглядеть так:
Утверждение
До чтения текста
После
чтения
текста
Божья коровка ядовита
+
+
Божья коровка всеядна
+
-
Живой божьей коровкой люди лечат
зубы
+
+
Красный пигмент вырабатывается
от поедания плодов красного цвета
+
+
Божьих коровок люди перевозят
специально
за
тысячи
км
для
борьбы с вредителями
-
+
Божьих коровок нужно охранять
+
+
Птицы не клюют божьих коровок
-
+