Автор: Кадочникова Наталия Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Росинка
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Дидактическое пособие для родителей
Тема: "Книжка-учишка для дошколят"
Раздел: дошкольное образование
Дидактическое пособие
Книжка – учишка для дошколят
Из опыта работы
учителя-логопеда МАДОУ «Росинка»
Кадочниковой Наталии Олеговны
В сотрудничестве, под руководством,
с чьей-то помощью ребенок всегда может
сделать больше и решить более трудные
задачи, чем самостоятельно.
Л.С .Выготский
Речь, как известно, является составляющей общего здоровья. К сожалению,
печальная статистика свидетельствует о том, что в условиях Крайнего Севера речевые нарушения
у детей по распространению занимают одно из «почетных» мест.
Общее недоразвитие речи - это системное нарушение речевой деятельности, сложные
речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном ин-
теллекте.
С целью повышения качества работы с детьми с речевыми нарушениями было разработано
дидактическое пособие для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи - общим
недоразвитием речи III уровня (для детей 5-7 лет).
Целью
данного пособия является повысить работу по повышению педагогической
грамотности родителей, приобщить их к познанию внутреннего мира ребенка, повысить
активность и включенность родителей в совместную деятельность, повысить результативность
коррекционно-образовательной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Данное дидактическое пособие способствует решению следующих задач:
развитие
словаря,
формирование
грамматического
строя
речи,
развитие
фонетико-фонематической
системы языка, навыков языкового анализа: развитие просодической стороны речи, коррекция
произносительной стороны речи, работа над слоговой структурой слова, совершенствование
фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза, обучение элементам
грамоты, развитие связной речи и речевого общения.
Методика работы по формированию речевой и познавательной активности включает три
направления.
1. Формирование положительной мотивации учения в целом.
2. Развитие личностных характеристик (самооценки и самосознания).
3. Организация поисковой деятельности в разных играх, как метода развития речевой и
познавательной активности.
Статичность данной наглядности позволяет родителям сосредоточить внимание и провести
сравнение над какой лексической темой работали на этой недели, с какими звуками и букой
познакомился их малыш. С помощью данного пособия, используя схемы и рисунки родители в
домашних условиях могут закрепить изучаемый в группе материал, сделать доступным
истолкование правил, опредметить абстрактные понятия. Использование различных опорных
сигналов способствуют развитию у детей опосредованной памяти, творческого воображения, учат
делать умозаключения.
Всем хорошо известно, что звуки только слышаться и произносятся, но детям очень
хочется их увидеть. И я знакомлю детей с этими веселыми человечками (звуками), которых мы
можем увидеть на нашем волшебном цветке (шесть девочек – обозначают шесть гласных звуков,
все согласные звуки изображают 4 мальчика). Так же в данное пособие входят мимические
символы, символы лексических тем, опорные сигналы (на развитие мелкой моторики рук, на
развитие интонации, выделение звука из слова, составление предложений). В течение занятия
дети могут оперировать с данной наглядностью, которая помогает им в конце занятия вспомнить и
проанализировать, чем они занимались на нем.
Азбучные истины
Верьте в силы ребенка и помогите обрести веру ему!
Будьте умелым помощником, оставляя в душе малыша чувство
самостоятельности сотворенного!
Не давайте ему останавливаться и топтаться на месте, пробуждайте интерес ко
все более трудным задачам!
Но помните, что конечная цель – не сами задачи, а развитие с их помощью!
Обучайте в игре. Ведь человеку отведено так мало времени для этого
увлекательнейшего способа познания!
Обучайте в живом, непринужденном общении! Только сравнивая и согласуя
свои дела малыш обретет рычаги развития – три «само» (самоконтроль,
самооценку и способность к самосовершенствованию).
Сопереживайте: радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним, разделив беду и
счастье пополам!
Наши советы:
Сначала вместе рассмотрите рисунок, разберите задание, при необходимости
проведите беседу;
Не торопите малыша, будьте терпеливы и доброжелательны;
За одно занятие выполняйте не более одного, двух заданий;
Сразу приучайте ребенка отвечать на вопросы полным ответом, обосновывать
свои действия;
После каждого игрового занятия обязательно похвалите малыша и скажите,
что завтра он сделает все еще лучше;
Что бы ребенок мог выполнить задания не один раз, приобретите специальные
маркеры, которые легко смываются с поверхности файла.
Желаем успеха!
В сотрудничестве, под руководством,
с чьей-то помощью ребенок всегда может
сделать больше и решить более трудные
задачи, чем самостоятельно.
Л.С. Выготский
Уважаемые родители!
Не спешите перелистнуть эти странички. Вы найдете здесь только то, что
необходимо для знакомства с «Книжкой-учишкой». Без осознания его целей и
возможностей вы не сумеете стать настоящими помощниками для ваших малышей.
Пособие
предназначено
для
дошкольников.
Общеразвивающая
направленность и доступность позволяет использовать его для детей с тяжелыми
нарушениями речи, а также при подготовке к обучению грамоте детей с
фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Дети воспринимают данное пособие как старшего друга, позволяющего
приобщиться к миру взрослых, понять его, впитать в себя сок его корней,
обогатиться его памятью.
В его основу положена неразрывная связи мышления и речи со всеми ее
компонентами: произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматикой,
фразой, интонацией, развитием мелкой моторики рук.
В пособии собраны занимательные игры и упражнения, которые
рекомендуется проводить с дошкольниками в кругу семьи:
Назови одним словом
Веселый алфавит
Зоркий глаз
Красный, синий, зеленый
Закрась кружки
Изограф
Кроссворд
Слоговые таблицы
Звукобуквенный анализ
Назови звук
Вылечи букву
Выложи палочки
Угадай настроение
«Книжка-учишка» будет выполнять роль компасной стрелки. Путешествие по
его страницам поможет дошкольникам исправить недостатки речи и овладеть
начальными навыками письма и чтения, обогатит знания об окружающем,
выработает привычку размышлять.
«Закрась кружки»
Цель:
Развитие
навыков
фонематического
слуха,
умение
дифференцировать гласные и согласные звуки, умение выделять в слове
одинаковый гласный звук, умение определять количество гласных звуков
в слове.
Материал:
Набор
карточки с изображением предметных картинок и
трех кружков под ними.
Описание
игры:
Взрослый дает
ребенку карточки
с изображением предметных картинок на гласные и согласные звуки
(звук «А» - чайник, пушка, шляпа, дом, ананас, книга, шар, мак; звук «О»
- дом, окно, полено, крот, письмо, нож, кот; звук «И» - кит, сапоги книга;
звук «Н» - диван, окно, лимон, ананас; звук «Т» - крот, трава, аист, кот, и
т.д.). И дает ребенку задания разного уровня сложности:
- закрасить столько кружков сколько гласных в слове (и при этом
закрепить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов);
- узнай место звука в слове и закрась кружок (первый кружок – начало
слова, второй – середина слова, третий – конец слова);
- найди все слова с заданным звуком.
Игра «Зоркий глаз»
Цель:
закреплять умение обобщать слова, развивать зрительный
анализатор, умение различать по силуэту наложенные друг на друга
предметы и называть их, развивать мелкую моторику руки.
Материал:
Карточки с изображением предметных картинок, на
которых изображены
контуры наложенных друг на друга предметов,
животных, насекомых и т.д.
Описание игры:
Взрослый дает ребенку карточки с изображением
предметных картинок на которых изображены
контуры наложенных друг
на друга предметов, животных, насекомых и т.д.
Ребенок «опознает»,
пересчитывает, обводит пальцем или фломастером силуэты по контуру,
обобщает их.
«Кроссворд»
Цель:
развивать умение определять место звука в слове, называть звуки
по порядку, закреплять умение правильно печатать буквы.
Материал:
Карточки с кроссвордами:
Описание игры:
1 вариант: Используя слово, написанное по вертикали, следует найти
место названию каждой картинки по горизонтали.
2 вариант: Предложить ребенку прочитать слово по вертикали и
«заморозить» его, т.е. произнести его по звукам.
3 вариант: Предложить ребенку прочитать слово по вертикали и
объяснить его значение.
«Веселый алфавит»
Цель:
Закрепить у детей зрительный образ букв алфавита. Закрепить
умение детей различать понятия «Звук» и «Буква». Обучать правильному
произнесению
букв
алфавита.
Развивать
зрительное
восприятие,
пространственные представления, память, наблюдательность.
Материал:
набор карточек с изображением букв алфавита и
стихотворением к данной букве.
Описание игры:
1 вариант: рассмотреть карточку с буквой алфавита, на что она похожа, из
каких элементов состоит. Правильно назвать букву, закрепить правило
«Букву мы видим, пишем читаем, а звук мы слышим, произносим».
2 вариант: выучить с ребенком стихотворение об одной из букв алфавита.
3
вариант:
предложить
ребенку
среди
предметов
окружающей
действительности найти такой предмет или часть предмета, на который
похожа эта буква.
«Весело играй - звуки, буквы называй»
Цель:
Закреплять умение детей различать гласные и согласные звуки,
определять их последовательность в слове. Развивать навыки звукового
анализа и синтеза. Закреплять имеющиеся знания детей о знакомых
буквах, закрепить умение «печатать» буквы, слова по образцу и в
самостоятельной деятельности.
Материал:
набор карточек с изображением предметов по лексическим
темам и трех-четырех-пяти клеточек под ними.
Описание игры:
1.
Произвести звуковой анализ слова. Обозначить гласные звуки
красным цветом, твёрдые согласные — синим, мягкие — зелёным.
2.
При печатании согласных букв произносим звук,
который она
обозначает: или твёрдый (печатаем синим маркером), или мягкий
(печатаем зелёным); гласные буквы печатаем красным маркером.
3.
Буквы Ж, Ш, Ц, обозначающие твердые звуки (печатаем только
синим маркером), читаем с буквами И, Е, Ё твёрдо.
4.
Буквы Ч, Щ, И, обозначающие мягкие звуки, печатаем только зе-
лёным маркером.
5.
Буквы Ь и Ъ звуков но обозначают, поэтому их печатаем чёрным
маркером.
«Изограф»
Цель:
Развивать зрительное внимание и восприятие у дошкольников.
Профилактика дисграфии и дислексии.
Материал:
набор карточек с изображением изографов.
Описание игры:
1.
Предложить ребенку рассмотреть внимательно рисунок и определить на
что он похож. Обратить внимание на то, что данное изображение
предмета сложено из букв. Предложить найти все знакомые буквы, а
затем из букв выложить слово.
2.
Выложить слово со сложной слоговой структурой и предложить
ребенку из данных букв выложить как можно больше «маленьких» слов
(Например: Слониха – слон, сон, нос, они, лихо, хан)
«Красный, синий, зеленый»
Цель:
Закреплять умение детей различать гласные, твердые согласные и
мягкие согласные звуки. Развивать умение детей оперировать
зрительными символами звуков. Тренировать внимание, память,
восприятие и мышление ребенка
Материал:
набор карточек с символическим изображением согласных
и гласных звуков. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Описание игры:
Чтобы в письменной форме передать устную речь,
дошкольнику прежде всего следует представлять количество звуков в слове
и их последовательность, то есть овладеть звуковым анализом.
Первой ступенью в этом процессе является выделение в словах
гласных звуков, второй ступенью — согласных.
То, что кажется
элементарным взрослому, не всегда доступно малышу, поэтому в качестве
вспомогательного средства вы предложите зрительные символы звуков.
Внешний вид каждого из них логически связан с определенным звуком,
однозначно ассоциируется с ним и быстро запоминается.
Предложите детям назвать правильно звук опираясь на картинку,
«подружить» звуки и прочитать слог-слияние, выложить звуковую схему
слога, слова используя вместо обычных цветных фишек человечков из
сказочной страны звуков.
«Читалочка»
Цель:
Закреплять имеющиеся знания детей о знакомых буквах.
Тренировать в умении сливания букв в слоги, послоговом чтении таблиц.
Материал:
набор карточек со слоговыми таблицами
А
А
Т
А
А
Т
О
О
Т
О
О Т
Т
У
У
Т
Т
У
У
Т
Ы
Ы
Т
Ы
Ы Т
Э
Э
Т
Э
Э
Т
А
А
Т
А
Д
А
О
О
Т
О
Д
О
Т
У
Д
У
Т
У
Д
У
Ы
Ы
Т
Ы Д
Ы
Э
Э
Т
Э
Д
Э
А
Б
А
О
Б
О
Б
У
Б
У
Ы
Б
Ы
Э
Б
Э
А
З
А
О
З
О
З
У
З
У
Ы
З
Ы
Э
З
Э
А
Д
А
О
Д
О
Д
У
Д
У
Ы
Д
Ы
Э
Д
Э
Я
Т
Я
Ё
Т
Ё
Т
Ю
Т
Ю
И
Т
И
Е
Т
Е
Я
Д
Я
Ё
Д
Ё
Д
Ю
Д
Ю
И
Д
И
Е
Д
Е