Напоминание

"Книжка-учишка для дошколят"


Автор: Кадочникова Наталия Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Росинка
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Дидактическое пособие для родителей
Тема: "Книжка-учишка для дошколят"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическое пособие

Книжка – учишка для дошколят

Из опыта работы

учителя-логопеда МАДОУ «Росинка»

Кадочниковой Наталии Олеговны

В сотрудничестве, под руководством,

с чьей-то помощью ребенок всегда может

сделать больше и решить более трудные

задачи, чем самостоятельно.

Л.С .Выготский

Речь, как известно, является составляющей общего здоровья. К сожалению,

печальная статистика свидетельствует о том, что в условиях Крайнего Севера речевые нарушения

у детей по распространению занимают одно из «почетных» мест.

Общее недоразвитие речи - это системное нарушение речевой деятельности, сложные

речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой

системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном ин-

теллекте.

С целью повышения качества работы с детьми с речевыми нарушениями было разработано

дидактическое пособие для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи - общим

недоразвитием речи III уровня (для детей 5-7 лет).

Целью

данного пособия является повысить работу по повышению педагогической

грамотности родителей, приобщить их к познанию внутреннего мира ребенка, повысить

активность и включенность родителей в совместную деятельность, повысить результативность

коррекционно-образовательной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Данное дидактическое пособие способствует решению следующих задач:

развитие

словаря,

формирование

грамматического

строя

речи,

развитие

фонетико-фонематической

системы языка, навыков языкового анализа: развитие просодической стороны речи, коррекция

произносительной стороны речи, работа над слоговой структурой слова, совершенствование

фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза, обучение элементам

грамоты, развитие связной речи и речевого общения.

Методика работы по формированию речевой и познавательной активности включает три

направления.

1. Формирование положительной мотивации учения в целом.

2. Развитие личностных характеристик (самооценки и самосознания).

3. Организация поисковой деятельности в разных играх, как метода развития речевой и

познавательной активности.

Статичность данной наглядности позволяет родителям сосредоточить внимание и провести

сравнение над какой лексической темой работали на этой недели, с какими звуками и букой

познакомился их малыш. С помощью данного пособия, используя схемы и рисунки родители в

домашних условиях могут закрепить изучаемый в группе материал, сделать доступным

истолкование правил, опредметить абстрактные понятия. Использование различных опорных

сигналов способствуют развитию у детей опосредованной памяти, творческого воображения, учат

делать умозаключения.

Всем хорошо известно, что звуки только слышаться и произносятся, но детям очень

хочется их увидеть. И я знакомлю детей с этими веселыми человечками (звуками), которых мы

можем увидеть на нашем волшебном цветке (шесть девочек – обозначают шесть гласных звуков,

все согласные звуки изображают 4 мальчика). Так же в данное пособие входят мимические

символы, символы лексических тем, опорные сигналы (на развитие мелкой моторики рук, на

развитие интонации, выделение звука из слова, составление предложений). В течение занятия

дети могут оперировать с данной наглядностью, которая помогает им в конце занятия вспомнить и

проанализировать, чем они занимались на нем.

Азбучные истины

Верьте в силы ребенка и помогите обрести веру ему!

Будьте умелым помощником, оставляя в душе малыша чувство

самостоятельности сотворенного!

Не давайте ему останавливаться и топтаться на месте, пробуждайте интерес ко

все более трудным задачам!

Но помните, что конечная цель – не сами задачи, а развитие с их помощью!

Обучайте в игре. Ведь человеку отведено так мало времени для этого

увлекательнейшего способа познания!

Обучайте в живом, непринужденном общении! Только сравнивая и согласуя

свои дела малыш обретет рычаги развития – три «само» (самоконтроль,

самооценку и способность к самосовершенствованию).

Сопереживайте: радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним, разделив беду и

счастье пополам!

Наши советы:

Сначала вместе рассмотрите рисунок, разберите задание, при необходимости

проведите беседу;

Не торопите малыша, будьте терпеливы и доброжелательны;

За одно занятие выполняйте не более одного, двух заданий;

Сразу приучайте ребенка отвечать на вопросы полным ответом, обосновывать

свои действия;

После каждого игрового занятия обязательно похвалите малыша и скажите,

что завтра он сделает все еще лучше;

Что бы ребенок мог выполнить задания не один раз, приобретите специальные

маркеры, которые легко смываются с поверхности файла.

Желаем успеха!

В сотрудничестве, под руководством,

с чьей-то помощью ребенок всегда может

сделать больше и решить более трудные

задачи, чем самостоятельно.

Л.С. Выготский

Уважаемые родители!

Не спешите перелистнуть эти странички. Вы найдете здесь только то, что

необходимо для знакомства с «Книжкой-учишкой». Без осознания его целей и

возможностей вы не сумеете стать настоящими помощниками для ваших малышей.

Пособие

предназначено

для

дошкольников.

Общеразвивающая

направленность и доступность позволяет использовать его для детей с тяжелыми

нарушениями речи, а также при подготовке к обучению грамоте детей с

фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Дети воспринимают данное пособие как старшего друга, позволяющего

приобщиться к миру взрослых, понять его, впитать в себя сок его корней,

обогатиться его памятью.

В его основу положена неразрывная связи мышления и речи со всеми ее

компонентами: произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматикой,

фразой, интонацией, развитием мелкой моторики рук.

В пособии собраны занимательные игры и упражнения, которые

рекомендуется проводить с дошкольниками в кругу семьи:

Назови одним словом

Веселый алфавит

Зоркий глаз

Красный, синий, зеленый

Закрась кружки

Изограф

Кроссворд

Слоговые таблицы

Звукобуквенный анализ

Назови звук

Вылечи букву

Выложи палочки

Угадай настроение

«Книжка-учишка» будет выполнять роль компасной стрелки. Путешествие по

его страницам поможет дошкольникам исправить недостатки речи и овладеть

начальными навыками письма и чтения, обогатит знания об окружающем,

выработает привычку размышлять.

«Закрась кружки»

Цель:

Развитие

навыков

фонематического

слуха,

умение

дифференцировать гласные и согласные звуки, умение выделять в слове

одинаковый гласный звук, умение определять количество гласных звуков

в слове.

Материал:

Набор

карточки с изображением предметных картинок и

трех кружков под ними.

Описание

игры:

Взрослый дает

ребенку карточки

с изображением предметных картинок на гласные и согласные звуки

(звук «А» - чайник, пушка, шляпа, дом, ананас, книга, шар, мак; звук «О»

- дом, окно, полено, крот, письмо, нож, кот; звук «И» - кит, сапоги книга;

звук «Н» - диван, окно, лимон, ананас; звук «Т» - крот, трава, аист, кот, и

т.д.). И дает ребенку задания разного уровня сложности:

- закрасить столько кружков сколько гласных в слове (и при этом

закрепить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов);

- узнай место звука в слове и закрась кружок (первый кружок – начало

слова, второй – середина слова, третий – конец слова);

- найди все слова с заданным звуком.

Игра «Зоркий глаз»

Цель:

закреплять умение обобщать слова, развивать зрительный

анализатор, умение различать по силуэту наложенные друг на друга

предметы и называть их, развивать мелкую моторику руки.

Материал:

Карточки с изображением предметных картинок, на

которых изображены

контуры наложенных друг на друга предметов,

животных, насекомых и т.д.

Описание игры:

Взрослый дает ребенку карточки с изображением

предметных картинок на которых изображены

контуры наложенных друг

на друга предметов, животных, насекомых и т.д.

Ребенок «опознает»,

пересчитывает, обводит пальцем или фломастером силуэты по контуру,

обобщает их.

«Кроссворд»

Цель:

развивать умение определять место звука в слове, называть звуки

по порядку, закреплять умение правильно печатать буквы.

Материал:

Карточки с кроссвордами:

Описание игры:

1 вариант: Используя слово, написанное по вертикали, следует найти

место названию каждой картинки по горизонтали.

2 вариант: Предложить ребенку прочитать слово по вертикали и

«заморозить» его, т.е. произнести его по звукам.

3 вариант: Предложить ребенку прочитать слово по вертикали и

объяснить его значение.

«Веселый алфавит»

Цель:

Закрепить у детей зрительный образ букв алфавита. Закрепить

умение детей различать понятия «Звук» и «Буква». Обучать правильному

произнесению

букв

алфавита.

Развивать

зрительное

восприятие,

пространственные представления, память, наблюдательность.

Материал:

набор карточек с изображением букв алфавита и

стихотворением к данной букве.

Описание игры:

1 вариант: рассмотреть карточку с буквой алфавита, на что она похожа, из

каких элементов состоит. Правильно назвать букву, закрепить правило

«Букву мы видим, пишем читаем, а звук мы слышим, произносим».

2 вариант: выучить с ребенком стихотворение об одной из букв алфавита.

3

вариант:

предложить

ребенку

среди

предметов

окружающей

действительности найти такой предмет или часть предмета, на который

похожа эта буква.

«Весело играй - звуки, буквы называй»

Цель:

Закреплять умение детей различать гласные и согласные звуки,

определять их последовательность в слове. Развивать навыки звукового

анализа и синтеза. Закреплять имеющиеся знания детей о знакомых

буквах, закрепить умение «печатать» буквы, слова по образцу и в

самостоятельной деятельности.

Материал:

набор карточек с изображением предметов по лексическим

темам и трех-четырех-пяти клеточек под ними.

Описание игры:

1.

Произвести звуковой анализ слова. Обозначить гласные звуки

красным цветом, твёрдые согласные — синим, мягкие — зелёным.

2.

При печатании согласных букв произносим звук,

который она

обозначает: или твёрдый (печатаем синим маркером), или мягкий

(печатаем зелёным); гласные буквы печатаем красным маркером.

3.

Буквы Ж, Ш, Ц, обозначающие твердые звуки (печатаем только

синим маркером), читаем с буквами И, Е, Ё твёрдо.

4.

Буквы Ч, Щ, И, обозначающие мягкие звуки, печатаем только зе-

лёным маркером.

5.

Буквы Ь и Ъ звуков но обозначают, поэтому их печатаем чёрным

маркером.

«Изограф»

Цель:

Развивать зрительное внимание и восприятие у дошкольников.

Профилактика дисграфии и дислексии.

Материал:

набор карточек с изображением изографов.

Описание игры:

1.

Предложить ребенку рассмотреть внимательно рисунок и определить на

что он похож. Обратить внимание на то, что данное изображение

предмета сложено из букв. Предложить найти все знакомые буквы, а

затем из букв выложить слово.

2.

Выложить слово со сложной слоговой структурой и предложить

ребенку из данных букв выложить как можно больше «маленьких» слов

(Например: Слониха – слон, сон, нос, они, лихо, хан)

«Красный, синий, зеленый»

Цель:

Закреплять умение детей различать гласные, твердые согласные и

мягкие согласные звуки. Развивать умение детей оперировать

зрительными символами звуков. Тренировать внимание, память,

восприятие и мышление ребенка

Материал:

набор карточек с символическим изображением согласных

и гласных звуков. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

Описание игры:

Чтобы в письменной форме передать устную речь,

дошкольнику прежде всего следует представлять количество звуков в слове

и их последовательность, то есть овладеть звуковым анализом.

Первой ступенью в этом процессе является выделение в словах

гласных звуков, второй ступенью — согласных.

То, что кажется

элементарным взрослому, не всегда доступно малышу, поэтому в качестве

вспомогательного средства вы предложите зрительные символы звуков.

Внешний вид каждого из них логически связан с определенным звуком,

однозначно ассоциируется с ним и быстро запоминается.

Предложите детям назвать правильно звук опираясь на картинку,

«подружить» звуки и прочитать слог-слияние, выложить звуковую схему

слога, слова используя вместо обычных цветных фишек человечков из

сказочной страны звуков.

«Читалочка»

Цель:

Закреплять имеющиеся знания детей о знакомых буквах.

Тренировать в умении сливания букв в слоги, послоговом чтении таблиц.

Материал:

набор карточек со слоговыми таблицами

А

А

Т

А

А

Т

О

О

Т

О

О Т

Т

У

У

Т

Т

У

У

Т

Ы

Ы

Т

Ы

Ы Т

Э

Э

Т

Э

Э

Т

А

А

Т

А

Д

А

О

О

Т

О

Д

О

Т

У

Д

У

Т

У

Д

У

Ы

Ы

Т

Ы Д

Ы

Э

Э

Т

Э

Д

Э

А

Б

А

О

Б

О

Б

У

Б

У

Ы

Б

Ы

Э

Б

Э

А

З

А

О

З

О

З

У

З

У

Ы

З

Ы

Э

З

Э

А

Д

А

О

Д

О

Д

У

Д

У

Ы

Д

Ы

Э

Д

Э

Я

Т

Я

Ё

Т

Ё

Т

Ю

Т

Ю

И

Т

И

Е

Т

Е

Я

Д

Я

Ё

Д

Ё

Д

Ю

Д

Ю

И

Д

И

Е

Д

Е



В раздел образования