Автор: Горбунова Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г. Балахна, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы и приёмы формирования читательской грамотности в 5 классе"
Раздел: среднее образование
Выступление на педагогическом совете Горбуновой
Ирины Владимировны на тему:
«Методы и приемы формирования читательской
грамотности в 5 классе»
I.
Актуальность проблемы.
«Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и
самих себя»
В.А.Сухомлинский.
В наш информационный век проблема чтения приобрела
государственный масштаб;
Россия теряет статус самой читающей страны, наблюдается
кризис российской культуры и литературы;
90% людей приходят в библиотеку только за книгами для работы
или учёбы;
Телевизор, компьютер, телефон отодвигают привычку читать на
второй план, а современные дети привыкают получать
информацию из интернета с помощью гаджетов;
Наблюдается отсутствие у детей желание читать - 20%, только
необходимое домашнее задание – 50%, случайное чтение – 15%,
чтение – удовольствие – 15%.
1.
Что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной
грамотности, это способность человека понимать и использовать
письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать
прочитанное, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
«Кто не умеет читать – тот не умеет мыслить» - говорил В.А.
Сухомлинский.
Соответственно понятию «читательская грамотность» могут быть
сформированы основные умения, которые необходимы для
полноценной работы с текстом:
Группа умений читателя – нахождение и извлечение
информации;
Интеграция и интерпретация информации;
Оценка и осмысление содержания и формы текста;
Использование информации из текста.
2.
Методы развития читательской грамотности.
Существуют различные методы развития читательской грамотности. В
работе с 5-ми классами я задавалась целью развивать у детей
критическое мышление различными приёмами.
Критическое мышление – система мыслительных стратегий и
коммуникативных качеств, позволяющих эффективно
взаимодействовать с информационной реальностью.
II.3 стадии урока: вызов, осмысление, рефлексия.
(Нужно отметить, что многие приемы подходят ко всем стадиям урока).
1.
Стадия «Вызов»
Задача этой фазы не только активизировать, заинтересовать
ученика, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать
уже имеющиеся знания».
Приёмы:
«Верите ли вы, что…»
Здесь связываются разрозненные факты в единую картину.
Этот прием – отличное нетрадиционное начало урока плюс
вдумчивая работа с текстом, критическое восприятие
информации, её ценности. Ученикам предлагаются
утверждения дважды: до чтения текста и после знакомства с
ним.
«Сбор ассоциаций»
К теме нужно выписать в столбик слова- ассоциации. Если ряд
получился правильным, можно составить определения,
используя записанные слова и добавить новые в
ассоциативный ряд.
«Верные/неверные утверждения»
Учащимся предлагается ответить на поставленный вопрос,
пояснив свой выбор.
«Антиципация» (прием «прогнозирования»)
Перед чтением любого произведения ученикам предлагаются
сначала ориентировочные действия «рассмотреть заглавие,
иллюстрацию, обратить внимание на жанр и т.д.)
Также приемы, которые можно отнести к стадии «вызов»:
«Перепутанные логические цепочки», «Мозговой штурм»
и т.д.
2.
Стадия «Осмысление» (реализация смысла)
На этой стадии идет непосредственная работа с информацией.
Происходит непосредственный контакт с новой информацией
(текст, фильм, лекция, материал параграфа)
Приёмы:
«Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Форма работы, в которой отрабатывается умение
«сворачивать и разворачивать информацию» в определенных
условиях. ( Например, шпаргалка должна быть оформлена на
формате листа А4, без текста, только опорные слова – схемы)
«Кластер» (гроздь, пучок)
Представление информации в графическом виде. Задача не
только систематизировать материал, но и установить
причинно-следственные связи между элементами кластера.
«Толстый и тонкий вопросы»
Позволяют формировать умение формулировать вопросы,
соотносить понятия. «Толстый» вопрос предполагает ответ
развернутый, тонкий – однозначный, короткий ответ.
«Реставрация текста» или «Письмо с дырками».
Этот прием подойдет в качестве проверки знаний и для
работы с параграфом при изучении нового материала.
Другие приемы стадии «осмысления»: Составление
диаграммы Эйлера-Венна, «Лови ошибку», «Чтение с
пробелами», «Чтение с остановками».
3.
Стадия «Рефлексия»
На этой стадии информация анализируется, интерпретируется,
творчески перерабатывается.
Приёмы:
«Письмо по кругу»
Ученики делятся на 3-4 группы, выдается листок. Предлагается
записать 1-2 предложения по определенной теме. Затем
листы передаются по часовой стрелке. Каждая группа должна
прочитать и продолжить записи. Слово предоставляется
одному из учеников от каждой группы, которые читают
письма.
«Синквейн»
Белый стих, слоган из пяти строк. Основная задача-
синтезировать информацию.
«Мозайка»
Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части.
Предлагается собрать в правильной последовательности.
«Оцени себя на уроке»
Учащимся предлагается карточка, в которой нужно
подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на
уроке по трём направлениям: урок, я на уроке, итог
Другие приёмы стадии «рефлексия»: «Анкетирование»,
«Незаконченное предложение» и т.д
III.
Заключение.
«Чего человек не понимает, тем он не владеет»
Иоганн Вольфганг Гёте
В заключение хочу сказать, что умение сопоставлять, сравнивать,
анализировать, объяснять – это то, что несомненно пригодится
ребенку в жизни. Всё это позволяет определять вид и назначение
информации, понимать тексты научного, художественного и
делового характера, выделять основное содержание текста,
соотносить его с собственным опытом. Позволяет отбирать из
базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для
достижения целей, систематизировать информацию и на её
основе строить собственные утверждения, составлять конспекты,
планы. Ну и, конечно, видеть проблемы и решать их.