Напоминание

"Методы и приёмы формирования читательской грамотности в 5 классе"


Автор: Горбунова Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г. Балахна, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы и приёмы формирования читательской грамотности в 5 классе"
Раздел: среднее образование





Назад




Выступление на педагогическом совете Горбуновой

Ирины Владимировны на тему:

«Методы и приемы формирования читательской

грамотности в 5 классе»

I.

Актуальность проблемы.

«Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и

самих себя»

В.А.Сухомлинский.

В наш информационный век проблема чтения приобрела

государственный масштаб;

Россия теряет статус самой читающей страны, наблюдается

кризис российской культуры и литературы;

90% людей приходят в библиотеку только за книгами для работы

или учёбы;

Телевизор, компьютер, телефон отодвигают привычку читать на

второй план, а современные дети привыкают получать

информацию из интернета с помощью гаджетов;

Наблюдается отсутствие у детей желание читать - 20%, только

необходимое домашнее задание – 50%, случайное чтение – 15%,

чтение – удовольствие – 15%.

1.

Что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной

грамотности, это способность человека понимать и использовать

письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать

прочитанное, расширять свои знания и возможности, участвовать в

социальной жизни.

«Кто не умеет читать – тот не умеет мыслить» - говорил В.А.

Сухомлинский.

Соответственно понятию «читательская грамотность» могут быть

сформированы основные умения, которые необходимы для

полноценной работы с текстом:

Группа умений читателя – нахождение и извлечение

информации;

Интеграция и интерпретация информации;

Оценка и осмысление содержания и формы текста;

Использование информации из текста.

2.

Методы развития читательской грамотности.

Существуют различные методы развития читательской грамотности. В

работе с 5-ми классами я задавалась целью развивать у детей

критическое мышление различными приёмами.

Критическое мышление – система мыслительных стратегий и

коммуникативных качеств, позволяющих эффективно

взаимодействовать с информационной реальностью.

II.3 стадии урока: вызов, осмысление, рефлексия.

(Нужно отметить, что многие приемы подходят ко всем стадиям урока).

1.

Стадия «Вызов»

Задача этой фазы не только активизировать, заинтересовать

ученика, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать

уже имеющиеся знания».

Приёмы:

«Верите ли вы, что…»

Здесь связываются разрозненные факты в единую картину.

Этот прием – отличное нетрадиционное начало урока плюс

вдумчивая работа с текстом, критическое восприятие

информации, её ценности. Ученикам предлагаются

утверждения дважды: до чтения текста и после знакомства с

ним.

«Сбор ассоциаций»

К теме нужно выписать в столбик слова- ассоциации. Если ряд

получился правильным, можно составить определения,

используя записанные слова и добавить новые в

ассоциативный ряд.

«Верные/неверные утверждения»

Учащимся предлагается ответить на поставленный вопрос,

пояснив свой выбор.

«Антиципация» (прием «прогнозирования»)

Перед чтением любого произведения ученикам предлагаются

сначала ориентировочные действия «рассмотреть заглавие,

иллюстрацию, обратить внимание на жанр и т.д.)

Также приемы, которые можно отнести к стадии «вызов»:

«Перепутанные логические цепочки», «Мозговой штурм»

и т.д.

2.

Стадия «Осмысление» (реализация смысла)

На этой стадии идет непосредственная работа с информацией.

Происходит непосредственный контакт с новой информацией

(текст, фильм, лекция, материал параграфа)

Приёмы:

«Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Форма работы, в которой отрабатывается умение

«сворачивать и разворачивать информацию» в определенных

условиях. ( Например, шпаргалка должна быть оформлена на

формате листа А4, без текста, только опорные слова – схемы)

«Кластер» (гроздь, пучок)

Представление информации в графическом виде. Задача не

только систематизировать материал, но и установить

причинно-следственные связи между элементами кластера.

«Толстый и тонкий вопросы»

Позволяют формировать умение формулировать вопросы,

соотносить понятия. «Толстый» вопрос предполагает ответ

развернутый, тонкий – однозначный, короткий ответ.

«Реставрация текста» или «Письмо с дырками».

Этот прием подойдет в качестве проверки знаний и для

работы с параграфом при изучении нового материала.

Другие приемы стадии «осмысления»: Составление

диаграммы Эйлера-Венна, «Лови ошибку», «Чтение с

пробелами», «Чтение с остановками».

3.

Стадия «Рефлексия»

На этой стадии информация анализируется, интерпретируется,

творчески перерабатывается.

Приёмы:

«Письмо по кругу»

Ученики делятся на 3-4 группы, выдается листок. Предлагается

записать 1-2 предложения по определенной теме. Затем

листы передаются по часовой стрелке. Каждая группа должна

прочитать и продолжить записи. Слово предоставляется

одному из учеников от каждой группы, которые читают

письма.

«Синквейн»

Белый стих, слоган из пяти строк. Основная задача-

синтезировать информацию.

«Мозайка»

Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части.

Предлагается собрать в правильной последовательности.

«Оцени себя на уроке»

Учащимся предлагается карточка, в которой нужно

подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на

уроке по трём направлениям: урок, я на уроке, итог

Другие приёмы стадии «рефлексия»: «Анкетирование»,

«Незаконченное предложение» и т.д

III.

Заключение.

«Чего человек не понимает, тем он не владеет»

Иоганн Вольфганг Гёте

В заключение хочу сказать, что умение сопоставлять, сравнивать,

анализировать, объяснять – это то, что несомненно пригодится

ребенку в жизни. Всё это позволяет определять вид и назначение

информации, понимать тексты научного, художественного и

делового характера, выделять основное содержание текста,

соотносить его с собственным опытом. Позволяет отбирать из

базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для

достижения целей, систематизировать информацию и на её

основе строить собственные утверждения, составлять конспекты,

планы. Ну и, конечно, видеть проблемы и решать их.



В раздел образования