Автор: Лобас Янина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ N58 "Красная шапочка"
Населённый пункт: Нерюнгри
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие познавательно – речевой активности у дошкольников посредством конструирования загадок"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение №58
«Красная шапочка» города Нерюнгри
Статья
«Развитие познавательно – речевой активности у
дошкольников посредством конструирования загадок»
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Лобас Янина Николаевна
Нерюнгри,
2023г
Познавательная активность является важным качеством личности.
Заинтересованное отношение к окружающему миру, стремление
познать то, что неизвестно - ценное свойство, во многом обуславливающее
эффективность учения и профессиональной деятельности.
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей
раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и
«что такое» были предметом многократных исследований, в результате
которых
всегда
приходилось
констатировать
огромную
силу
и
на-
пряженность познавательной активности ребенка. «Если бы мне, — пишет
Селли, — предложили изобразить ребенка в его душевном типическом
состоянии, то я, вероятно, нарисовал бы выпрямленную фигуру маленького
мальчика, который широко раскрытыми глазами глядит на какое-нибудь
новое чудо или слушает, как мать рассказывает ему что-нибудь новое об
окружающем мире»
1
.
Однако наблюдения показывают, что развитие
познавательной
потребности идет неодинаково у разных детей.
У
одних
она
выражена
очень
ярко
и
имеет,
так
сказать,
«теоретическое» направление. У других она больше связана с практической
активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено, прежде всего
воспитанием. Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в
окружающей
их
практической
жизни,
легко
научаются
бытовым
практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный»
интерес ко всему окружающему, который характеризует детей-«теоретиков».
У этих последних наблюдается яркая форма проявления периода вопросов
«почему?» и «что это такое?», а также периоды особого интереса к
отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них. Точно так
же как некоторые дети по 100 и более раз могут открывать и закрывать дверь,
упражняясь в соответствующих движениях, так эти дети «упражняются» то в
актах сравнения, то в актах обобщения, то в актах измерения и т. п. «У
некоторых детей, — пишет Селли, — сравнение посредством измерения
становится даже известного рода страстью; они любят измерять величину
одних предметов другими и т. д.»
2
В дошкольном возрасте начинает формироваться познавательная
деятельность, "направляемая и побуждаемая познавательной задачей".
Ещё Князев О.Л. (1986г.) отмечал решающее влияние окружающей
среды
и
прежде
всего
общения
ребенка
с
близкими
взрослыми,
направляющими
его
практически.
Но
в
результате
неадекватных
педагогических воздействий взрослых исследовательская познавательная
активность детей может затормозиться.
Полученные данные свидетельствуют о целесообразности уже в
дошкольном
возрасте
выявления
уровня
и
развития
познавательной
активности при помощи адекватных методик.
Мною были выбраны методики отгадывания и составления загадок.
1 Селли Д. Очерки по психологии детства, пер. с англ. М., 1909, с. 78.
2 Там же, с. 86.
На этапе отгадывания специально подобранных загадок целью было
выявить:
1.
как дети умеют выделять признаки и свойства предметов и
явлений;
2.
как дети понимают сравнение в качестве художественного
приема загадки;
3.
какими способами доказательства дети владеют.
Проанализировав уровень познавательной активности у старших
дошкольников, можно сделать выводы:
–
дети не привыкли вслушиваться в загадку и размышлять
над включенной в нее проблемной задачей;
–
невнимательно слушали, не учитывали все названные
признаки, торопились дать ответ, учитывая один из
признаков;
–
выделив один признак из целого описания, дети не
связывали его с другими признаками, давали неправильную
отгадку;
–
доказательство отгадки начинали с тезиса, после чего
подтверждали ее признаками;
–
когда не понимали образное сравнение, игнорировали его;
–
вопросы педагога помогали ребенку увидеть признаки
предмета,
осознать
существенные
и
несущественные,
понять суть сравнения как средства осознания признаков
предмета;
–
особенно ценны вопросы, обращенные к опыту детей,
побуждающие их мыслить по аналогии;
–
выявлен невысокий уровень познавательной активности
детей, так как они не могли анализировать любое целое, его
части, элементы, свойства, затруднялись в доказательствах,
опирались на аргументы;
–
из показателей познавательной активности лучше всего
владели обобщением, сравнением;
–
для того чтобы загадки способствовали формированию
познавательной активности, заставили ребенка умственно
напрячься,
необходима
методика
загадывания
и
отгадывания, которая направляла бы детей на полное
вычленение
признаков
загаданного
предмета
и
установление
существенных
связей
между
ними,
на
понимание образных сравнений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод,
что система знаний об окружающем мире, владение умениями анализа,
синтеза, сравнения, воспитание чуткости к смысловым оттенкам слова и
обучение детей умению пользоваться точным словом для выражения своих
мыслей является главным условием для понимания, а значит и для
успешного отгадывания загадок.
Поэтому главными задачами работы было:
учить детей видеть и понимать образные сравнения;
с помощью модели определять обобщенный образ загадываемого
предмета;
учить детей самостоятельно конструировать загадки.
Я исходила из того, что при успешной реализации этих задач дети
смогут создавать самостоятельно образные сравнения, овладеть приемами
мышления.
Решение указанных задач велось поэтапно:
I.
Нахождение сходных предметов по какому-либо признаку в
окружающей обстановке;
II.
С помощью набора картинок учить детей анализировать и
сравнивать различные предметы, искать образные сравнения;
III.
Введение модели, с помощью которой дети учатся загадывать
– отгадывать;
IV.
Коллективное составление загадок.
На
первом
этапе
формирующего
эксперимента
можно
было
проследить, что дети сначала невнимательно слушали задание и неверно
отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя,
стимулирующего на обследование, они активизировались, начали искать,
предметы, детали в окружающей обстановке, исследовать пространство,
делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям мы поддержали
вопросом о предметах-заместителях, обратились к личному опыту детей.
В результате
заданий удалось развить у детей наблюдательность,
внимание,
воображение
детей,
формировать
умения
анализировать,
рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные
операции, которые составляют ядро познавательной активности.
В результате выполнений заданий второго этапа, можно было
отметить, что дети, опираясь на образные сравнения, пытались объяснить
свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом тезис
(отгадку). Дети глубже и точнее анализировали предметы, рассуждали,
делали умозаключения, находили в различных предметах сходство и на
основе этого давали образное сравнение.
На третьем этапе работы дети научились понимать схему и обобщать
признаки и свойства предметов на основе модели, что будет необходимо для
следующего этапа обучения детей составлению загадок.
Целью четвёртого этапа было обучение детей самостоятельному
конструированию загадок, используя образные сравнения; закрепление
умения детей сравнивать предметы, образно мыслить при составлении
загадок в различных игровых ситуациях.
Это вызвало большой интерес у детей, они активно придумывали
загадки, приходили к общему мнению.
Вместе с детьми обсуждались
выбранные предметы, мысли детей направлялись так, чтобы они в результате
из всех названных признаков и свойств предмета, выделили основные и
составили
загадку.
При
конструировании
загадок
дети
старались
использовать образные сравнения.
Проанализировав составленные загадки можно было отметить, что дети
при их конструировании, широко используют художественный прием
образных сравнений, демонстрируют умения анализа, синтеза, обобщения,
обращаются к личному опыту.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанная
методика обучения детей самостоятельному составлению загадок и путей их
решения, позволяет повысить уровень познавательной активности по всем
его показателям у дошкольников. Успешным для развития познавательной
активности
и
ее
показателей
может
стать
применение
загадок
как
проблемных задач, которые направляют детей на познание окружающего
мира. Загадки, являясь одним из древнейших средств народной педагогики,
содержат в себе множество сведений об окружающей действительности,
взаимосвязях и отношениях предметов и явлений, полны познавательного
смысла. Загадки построены путем различных логических задач, и являются
для
ребенка
основой
для
овладения
операциями
мышления.
Они
способствует умственному развитию ребенка. Играя в загадку, ребенок сдает
экзамен на сообразительность, где выясняется, как хорошо он знает
признаки, свойства, качества предметов и явлений. Загадка – игра в
узнавание, отгадывание того, что скрыто, что представлено в ином образе, в
ином качестве. Загадка учит образности и нестандартности мышления.
Кроме этого:
1. Анализ психолого-педагогической литературы (Н. Н. Поддьяков, А.
Н. Поддьяков, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, А. М. Матюшкин, Ю. Г.
Илларионова)
дает
основание
сделать
выводы,
что
познавательная
активность
проявляется
в
различных
формах,
особыми
формами
познавательной активности являются любознательность и познавательный
интерес. Познавательная активность является процессом осуществления
творческого исследовательского поиска, отсюда можно определить что,
основной
линией
педагогической
работы
с
детьми
должно
быть
формирования у них творческого отношения к предметам и явлениям
окружающей
действительности.
Творчество
–
одна
из
наиболее
содержательных форм психической активности детей; основным путем
формирования творчества у детей является создание взрослыми проблемных
ситуаций, постановка творческих задач.
2. Показателями познавательной активности являются следующие
умения:
–
анализировать любое целое, его части, элементы, свойства,
их связи, отношения;
–
синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение,
устанавливать характер
изменений
в
зависимости от
несущественных факторов;
–
сравнивать, обобщать;
–
рассуждать, делать умозаключения, выводы;
–
предоставлять аргументы и доказательства.
3.
Успешным
для
развития
познавательной
активности
и
ее
показателей может стать применение загадок как проблемных задач, которые
направляют детей на познание окружающего мира. Загадки, являясь одним
из древнейших средств народной педагогики, содержат в себе множество
сведений об окружающей действительности, взаимосвязях и отношениях
предметов и явлений, полны познавательного смысла. Загадки построены
путем различных логических задач, и являются для ребенка основой для
овладения операциями мышления. Они способствуют умственному развитию
ребенка. Играя в загадку, ребенок сдает экзамен на сообразительность, где
выясняется, как хорошо он знает признаки, свойства, качества предметов и
явлений. Загадка – игра в узнавание, отгадывание того, что скрыто, что
представлено в ином образе, в ином качестве. Загадка учит образности и
нестандартности мышления.
4. При отборе загадок для дошкольников необходимо учитывать их
возрастные особенности, уровень развития, жизненный опыт детей, а также
определенные требования:
–
доступность загадки для детей;
–
учет достаточно полных представлений детей о том или
ином предмете или явлении;
–
учет степени трудности логической задачи; характера
умственной
операции,
которую
предстоит
совершить
ребенку; сложность художественного образа и речевой
формы загадки;
–
по содержанию, логике и форме, должны быть для детей
занимательны,
правдивы,
грамотны,
художественно
полноценны.
5.
Анализ
опытной
работы выявил
следующие
особенности и
трудности детей при решении проблемных задач (загадок) вне условий
специального обучения:
–
недостаток
представлений
о
загадываемом
предмете,
явлении;
–
невнимательность и рассеянность при прослушивании
загадок;
–
частое
непонимание
образных
сравнений
или
их
игнорирование;
–
неумение анализировать и проводить синтез известных
признаков, свойств и качеств предмета или явления;
–
нечеткая, неясная формулировка доказательств;
–
неумение делать выводы, обобщения.
6. Разработанная методика обучения детей составлению и отгадыванию
загадок позволило сделать вывод, что загадки как средство развития
познавательной активности детей будут эффективны при условии:
–
применение их в качестве педагогического средства на всех
этапах обучения;
–
предоставления
возможности
детям
самостоятельно
составлять загадки на любую тематику;
–
применение их как средства ознакомления детей с новыми
предметами и явлениями окружающей действительности;
7. Опытная работа оправдала себя в силу того, что дает возможность:
–
активизировать обследовательские действия детей, их
личный опыт, внимание, речь, наблюдательность;
–
сочетать
активизацию
мыслительных
процессов
и
практическую деятельность;
–
помогает
ребенку
увидеть
новые
качества,
свойства,
взаимосвязи, отношения предметов и явлений.
8. В результате исследования были определены педагогические
условия для развития познавательной активности по средствам загадок:
–
организация познавательного поиска детей;
–
создание
обогащенной
предметно-пространственной
среды;
–
обеспечение
детям
возможностей
для
интересного
и
нетрадиционного выполнения заданий;
–
обучать детей конструированию загадок и приемам их
решения;
–
предоставлять детям возможность для самостоятельного и
коллективного
составления
и
отгадывания
загадок
в
повседневной жизни и на занятиях.