Автор: Сарвилова Татьяна Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 36"
Населённый пункт: город Севастогполь
Наименование материала: Статья
Тема: СТАТЬЯ: "РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Севастополя «Детский сад № 36»
СТАТЬЯ: «РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА»
Разработал
Сарвилова Татьяна Ивановна
музыкальный руководитель
2019 год
«Жизнь есть музыка с ее
живым и творящим ритмом»
Э.Жак-Далькроз
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас,
живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца,
возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному
ритму. Ученый, невролог, психиатр В.М.Бехтерев доказал, что в начале на
маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем
звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки. Ритмические движения
способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению
интегративной деятельности мозга человека. Ритм формирует тело и дух
человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает
осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Поэтому
развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста
и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой
(слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована: дошкольник
говорит примитивно, используя короткие, отрывочные высказывания.
Различные
педагогические
системы
придают
большое
значение
ритмическому воспитанию (орхестика древних греков, система ритмического
воспитания Э.Жака-Далькроза, эвритмия в Вальдорфской педагогике, система
элементарного музицирования Карла Орфа, фонетическая, логопедическая
ритмика и др.).
Основными материалами, которыми я руководствуюсь в работе по
развитию чувства ритма у дошкольников, являются:
Программные музыкально-дидактические игры;
Музыкально-дидактические игры З.Я.Роот;
«Логоритмика для малышей» М.Ю.Картушиной;
«Этот удивительный ритм» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой.
К программным музыкально-дидактическим играм относятся следующие
игры:
- «Кто как идет?», «Веселые дудочки» - для детей младшей группы;
- «Петушок, курочка и цыпленок», «Сыграй, как я» - для детей средней
группы;
- «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Музыкальный домик» -
для детей старшей группы;
- «Прогулка в парке», «Выполни задание», «Определи по ритму» - для
детей подготовительной группы.
Музыкально-дидактические игры З.Я Роот:
- «Три медведя» - для средней и старшей групп;
- «Веселые гудки», «Воздушные шары», «Веселые подружки» - для
старшей и подготовительной групп;
- «Веселый паровозик» - для подготовительной группы и др.
Активно использую ритмические игры и упражнения по пособию
«Логоритмика для малышей» младшей, средней, старшей и подготовительной
групп М.Ю.Картушиной. Данные пособия представляют систему занятий по
развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста. В их основе лежит
восприятие-воспроизведение структур ритма разной модальности (наглядных,
двигательных, звуковых, графических). Например, ритмическое упражнение
«Цыплята» для детей младшей группы, ритмическая игра «Молоточки» для
детей средней группы, танец-игра «Эх, зайка!» для детей средней группы и др.
Прекрасным
руководством
по
развитию
чувства
ритма
у
детей
дошкольного возраста является книга педагогов и экспертов по музыкальному
воспитанию И.М. Каплуновой, И.А.Новоскольцевой «Это удивительный ритм».
В основу книги легли труды швейцарского педагога, композитора, пианиста,
автора системы, которая получила название ритмическая гимнастика Эмиля
Жака-Далькроза (1865-1950). Его называют «пророком ритма». Сильной
стороной пособия является дифференциация работы по развитию ритма в
соответствии с возрастными особенностями детей, т.е. предлагаемая методика
условно разделена на 4 ступени, каждая из которых соответствует возрастной
группе.
В каждой ступени очень подробно описаны игры с игрушками и
картинками, игры с именами, предметами, ритм в стихах, ритм в музыкальных
произведенияхи др. игры. (Например, 1 ступень – младшая группа - игры с
игрушками и картинками: «Песенка про игрушку»; игры с именами: «Песенка
про имя», «Кто твой дружок?», «Про кого спеть песенку?» и др.).
Упражнения и игры по развитию чувства ритма обязательно включаю в
каждое занятие. Как пример можно привести фрагмент открытого занятия
«Дикие животные осенью» для детей средней группы:
По обе стороны музыкального зала стоят осенние деревья, под ними
белочка,медвежонок, лиса, ежик, «волшебный грибок», осенние ласточки.
Ход занятия
Дети забегают в зал на носочках легким бегом и становятся полукругом.
Музыкальный руководитель (поет). Здравствуйте, ребята!
Дети (поют). Здравствуйте!
Музыкальный руководитель.
Ребята, к нам сегодня пришли гости.
Давайте встретим всех радостной улыбкой, добрым взглядом и поприветствуем
(девочки - «пружинка», мальчики - поклон головой).
Музыкальный руководитель. В нашем зале, как в осеннем лесу. Мы
продолжим с вами разговор о диких животных осенью.
Дидактическая игра «Наши гости»,
И. Каплунова, И. Новоскольцева.
Музыкальный руководитель
Вот
(показ)
Какая?
Дети
БЕ-лоч-ка
(прохлопывают)
ЛОВ-КА-Я
(прохлопывают)
I П
I I I
Вот
мед-ве-ЖО-нок
(показ)
Какой?
(протопывают)
КО-СО-ЛА-ПЫЙ
(протопывают)
I I I I
Вот
(показ)
Какая?
ли-СИ-чка
(прохлопывают)
ХИТ-РА-Я
(прохлопывают)
I I I
Вот
(показ)
Какой?
ё-жик
(протопывают)
ко-лю-чий
(протопывают)
П
ПI
Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно
повторяться и варьироваться в течение учебного года. Стремлюсь, чтобы
занятия носили непринужденный, игровой характер, без каких-либо замечаний
к детям и только с положительной оценкой. «Урок… должен приносить детям
радость, иначе он теряет половину своей цены» (Э.Жак-Далькроз).
Таким образом, представленные выше материалы хорошо вписываются в
учебную работу любой современной программы, т.к. направлены на овладение
чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного
восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития
детей.
Список использованной литературы
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 2016.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. – СПб., 2005.
Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. – М., 2004.
От рождения до школы. Основная образовательнпя программа дошкольного
образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.,
2016.
Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. –
М., 2004.