Напоминание

СТАТЬЯ: "РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Сарвилова Татьяна Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 36"
Населённый пункт: город Севастогполь
Наименование материала: Статья
Тема: СТАТЬЯ: "РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Севастополя «Детский сад № 36»

СТАТЬЯ: «РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА»

Разработал

Сарвилова Татьяна Ивановна

музыкальный руководитель

2019 год

«Жизнь есть музыка с ее

живым и творящим ритмом»

Э.Жак-Далькроз

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас,

живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца,

возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному

ритму. Ученый, невролог, психиатр В.М.Бехтерев доказал, что в начале на

маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем

звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки. Ритмические движения

способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению

интегративной деятельности мозга человека. Ритм формирует тело и дух

человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает

осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Поэтому

развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста

и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой

(слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована: дошкольник

говорит примитивно, используя короткие, отрывочные высказывания.

Различные

педагогические

системы

придают

большое

значение

ритмическому воспитанию (орхестика древних греков, система ритмического

воспитания Э.Жака-Далькроза, эвритмия в Вальдорфской педагогике, система

элементарного музицирования Карла Орфа, фонетическая, логопедическая

ритмика и др.).

Основными материалами, которыми я руководствуюсь в работе по

развитию чувства ритма у дошкольников, являются:

Программные музыкально-дидактические игры;

Музыкально-дидактические игры З.Я.Роот;

«Логоритмика для малышей» М.Ю.Картушиной;

«Этот удивительный ритм» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой.

К программным музыкально-дидактическим играм относятся следующие

игры:

- «Кто как идет?», «Веселые дудочки» - для детей младшей группы;

- «Петушок, курочка и цыпленок», «Сыграй, как я» - для детей средней

группы;

- «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Музыкальный домик» -

для детей старшей группы;

- «Прогулка в парке», «Выполни задание», «Определи по ритму» - для

детей подготовительной группы.

Музыкально-дидактические игры З.Я Роот:

- «Три медведя» - для средней и старшей групп;

- «Веселые гудки», «Воздушные шары», «Веселые подружки» - для

старшей и подготовительной групп;

- «Веселый паровозик» - для подготовительной группы и др.

Активно использую ритмические игры и упражнения по пособию

«Логоритмика для малышей» младшей, средней, старшей и подготовительной

групп М.Ю.Картушиной. Данные пособия представляют систему занятий по

развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста. В их основе лежит

восприятие-воспроизведение структур ритма разной модальности (наглядных,

двигательных, звуковых, графических). Например, ритмическое упражнение

«Цыплята» для детей младшей группы, ритмическая игра «Молоточки» для

детей средней группы, танец-игра «Эх, зайка!» для детей средней группы и др.

Прекрасным

руководством

по

развитию

чувства

ритма

у

детей

дошкольного возраста является книга педагогов и экспертов по музыкальному

воспитанию И.М. Каплуновой, И.А.Новоскольцевой «Это удивительный ритм».

В основу книги легли труды швейцарского педагога, композитора, пианиста,

автора системы, которая получила название ритмическая гимнастика Эмиля

Жака-Далькроза (1865-1950). Его называют «пророком ритма». Сильной

стороной пособия является дифференциация работы по развитию ритма в

соответствии с возрастными особенностями детей, т.е. предлагаемая методика

условно разделена на 4 ступени, каждая из которых соответствует возрастной

группе.

В каждой ступени очень подробно описаны игры с игрушками и

картинками, игры с именами, предметами, ритм в стихах, ритм в музыкальных

произведенияхи др. игры. (Например, 1 ступень – младшая группа - игры с

игрушками и картинками: «Песенка про игрушку»; игры с именами: «Песенка

про имя», «Кто твой дружок?», «Про кого спеть песенку?» и др.).

Упражнения и игры по развитию чувства ритма обязательно включаю в

каждое занятие. Как пример можно привести фрагмент открытого занятия

«Дикие животные осенью» для детей средней группы:

По обе стороны музыкального зала стоят осенние деревья, под ними

белочка,медвежонок, лиса, ежик, «волшебный грибок», осенние ласточки.

Ход занятия

Дети забегают в зал на носочках легким бегом и становятся полукругом.

Музыкальный руководитель (поет). Здравствуйте, ребята!

Дети (поют). Здравствуйте!

Музыкальный руководитель.

Ребята, к нам сегодня пришли гости.

Давайте встретим всех радостной улыбкой, добрым взглядом и поприветствуем

(девочки - «пружинка», мальчики - поклон головой).

Музыкальный руководитель. В нашем зале, как в осеннем лесу. Мы

продолжим с вами разговор о диких животных осенью.

Дидактическая игра «Наши гости»,

И. Каплунова, И. Новоскольцева.

Музыкальный руководитель

Вот

(показ)

Какая?

Дети

БЕ-лоч-ка

(прохлопывают)

ЛОВ-КА-Я

(прохлопывают)

I П

I I I

Вот

мед-ве-ЖО-нок

(показ)

Какой?

(протопывают)

КО-СО-ЛА-ПЫЙ

(протопывают)

I I I I

Вот

(показ)

Какая?

ли-СИ-чка

(прохлопывают)

ХИТ-РА-Я

(прохлопывают)

I I I

Вот

(показ)

Какой?

ё-жик

(протопывают)

ко-лю-чий

(протопывают)

П

ПI

Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно

повторяться и варьироваться в течение учебного года. Стремлюсь, чтобы

занятия носили непринужденный, игровой характер, без каких-либо замечаний

к детям и только с положительной оценкой. «Урок… должен приносить детям

радость, иначе он теряет половину своей цены» (Э.Жак-Далькроз).

Таким образом, представленные выше материалы хорошо вписываются в

учебную работу любой современной программы, т.к. направлены на овладение

чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного

восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития

детей.

Список использованной литературы

Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 2016.

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. – СПб., 2005.

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. – М., 2004.

От рождения до школы. Основная образовательнпя программа дошкольного

образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.,

2016.

Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. –

М., 2004.



В раздел образования