Напоминание

Статья: Реализация задач образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" музыкальная деятельность в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках ФГОС ДО. Из опыта работы


Автор: Сарвилова Татьяна Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 36"
Населённый пункт: город Севастогполь
Наименование материала: Статья
Тема: Статья: Реализация задач образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" музыкальная деятельность в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках ФГОС ДО. Из опыта работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Севастополя «Детский сад №36»

Статья: Реализация задач образовательной области «Художественно -

эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) в работе с детьми,

имеющими нарушения речи, в рамках ФГОС ДО. Из опыта работы

Музыкальный руководитель

Сарвилова Татьяна Ивановна

г. Севастополь, 2022

1

«Музыкальное воспитание – это не

воспитание музыканта, а, прежде всего,

воспитание человека».

В.А.Сухомлински

й

В настоящее время основной акцент делается на том, чтобы дети росли

творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими

импровизировать.

Значение

музыки

в

решении

этих

задач

огромно.

На

сегодняшний день музыкальное воспитание подрастающего поколения является

актуальным, так как в постоянно изменяющемся мире, где реальное общение

часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для

себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая

уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является

удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития

внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине

всестороннего воспитания его личности.

Занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга

ребенка, обеспечивая развитие сенсорики, эмоциональных, познавательных,

мотивационных систем, ответственных за движение и память. Пение повышает

успехи

в

обучении

чтению,

развивает

фонематический

слух,

улучшает

пространственно-временные

представления

при

изучении

математики.

«Музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной

тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними: вся кора головного

мозга активна во время исполнения музыки, а значит, активен весь человек»

(Weinberger1998, р.37). Этот известный на весь мир ученый пишет: «Есть ли на

свете что-нибудь такое же радостное и одновременно полезное для образования?

Нет! Музыку сравнить не с чем». Именно поэтому творческое обучение

посредством музыки нам кажется сегодня очень актуальным.

Что же нами делается в этом направлении?

2

На

музыкальных

занятиях

создается

атмосферу

радости,

доброжелательности, доверия, т.к. только в таких условиях ребенок может

раскрыться, проявить способности в полном объеме, выразить свои интересы,

культурные потребности. Хочется вспомнить замечательные слова Е.Доги: «Для

детей мир только открывается, и нужно открыть его красиво. Всему живому

присуще чувство красоты. И ребенок, как цветок, – к нему надо прислушиваться,

проникнуть в его мир. У него ведь там чисто, просторно, как в храме, куда еще

никто не заходил. Там все готово, там иконы и все – нужно только войти и зажечь

свечку. Тогда засветятся иконы, запоют хоры…». Для процесса обучения в ХХI

веке пространство, наполненное добротой, любовью, творчеством, будет не

роскошью, а необходимостью.

В основе нашей работы лежит индивидуальный подход к каждому ребёнку.

При выявлении музыкальных способностей детей, выделяем наиболее одаренных,

поручаем им сольные партии, главные роли на праздниках. Другие дети также

вовлечены в работу и выполняют посильные задания.

В каждом ребёнке

необходимо найти изюминку, и тогда маленькая личность раскроется, засверкает.

Радость – главный элексир жизни, ощущение, которое не должно покидать

ранимые души.

Одним из примеров такого подхода может послужить новогодний праздник

в подготовительной группе №9, который прошел в 2022 году. Каждый ребенок

участвовал в представлении. Главные роли Снегурочки и Снеговика были

поручены способным детям Регине Петровой и Кириллу Федорову. А в

небольших ролях Сороки, Волка, Медведя отлично проявили себя Алина

Овсиенко, Федя Обухов, Игорь Панин и очень этим гордились.

Слушание

музыки

обязательно

связываем

с

импровизированным

движением, которое становится специальным педагогическим приемом. Ведь

ребенок воспринимает музыку телом. У него в этом возрасте нет более точного и

подвластного ему инструмента познания музыки. Профессор В.Медушевский

3

назвал словарь умений, который вырабатывается постепенно у детей при такой

работе, «телесно-духовным алфавитом».

При восприятии (слушании) музыкального произведения, воспитанникам

старшего дошкольного возраста так же предоставляем возможность высказаться,

не навязывая своего мнения, направляя на верное понимание музыки. Используем

дидактические игры на развитие музыкального восприятия активизации развития

осознанности

восприятия

музыки

детьми,

используем

метод

создания

художественного контекста, который способствует развитию культуры детей через

выходы за пределы музыки в смежные виды искусства, природу, жизненные

ситуации, образы.

Важным аспектом в работе с детьми, имеющими нарушения речи,

является логоритмическое воспитание на музыкальных занятиях. Для этого

используем материалы следующих авторов: М.Картушиной «Логоритмика для

всех возрастных групп детей»; Л.Гаврищевой, Н.Нищевой «Логопедические

распевки,

музыкальная

пальчиковая

гимнастика

и

подвижные

игры»;

И.Бодраченко

«Вышли

пальцы

погулять».

Оригинальные

тексты

песенок,

пальчиковых игр и т.д. вызывают у детей большой интерес, положительные

эмоции,

создают

радостное

настроение,

помогают

легко

преодолеть

отрицательные комплексы и речевые нарушения. Например, пальчиковая игра

«Здравствуй!», «Утречко» И.Бодраченко; музыкальная пальчиковая гимнастика

«Семья» Л.Гаврищевой; игра «Кто скорее?» М.Картушиной и др.; логопедическая

распевка на автоматизацию свистящих звуков «Слон» Л.Гаврищевой и др.

На каждом музыкальном занятии обязательно проводим пальчиковую

гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под

влиянием импульсов, идущих от рук, «руки – это щупальца мозга» (И.Сеченов).

В.А.Сухомлинский писал:

«Истоки способностей и

дарования детей –

на

кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,

которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше

мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

4

Систематически работаем над развитием чувства ритма. Ритмическая

организация является основой жизни.

Ритмические движения способствуют

активизации

различных

анализаторных

систем,

становлению

активной

деятельности мозга человека, поэтому развитием чувства ритма рекомендуется

заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольника форме:

ритмических упражнениях и играх. Если чувство ритма несовершенно, то

замедляется становление (развернутой) слитной речи, она невыразительна и слабо

интонирована: дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные

высказывания.

Основными материалами, которыми мы руководствуемся в работе по

развитию чувства ритма у дошкольников, являются программные музыкально-

дидактические игры (например, «Определи по ритму», «Прогулка в парк» и др.);

музыкально-дидактические игры З. Роот ( «Три медведя», « Веселые гудки» и др.).

Также прекрасным руководством по развитию чувства ритма у детей является

книга педагогов и экспертов по музыкальному воспитанию детей дошкольного

возраста И.Каплуновой и И.Новоскольцевой «Этот удивительный ритм». В основу

книги легли труды швейцарского педагога, композитора, пианиста, автора

системы, которая получила название «Ритмическая гимнастика» Эмиля Жака

Далькроза. Предлагаемая методика условно разделена на 4 ступени, каждая из

которых соответствует возрастной группе: 1 ступень – младшая группа, 2 ступень

– средняя группа, 3 ступень – старшая группа, 4 ступень – подготовительная

группа. В каждой ступени очень подробно описаны игры с игрушками и

картинками, игры с именами, предметами, ритм в стихах, ритм в музыкальных

произведениях и др. игры (например, 1 ступень – младшая группа, игра с

игрушками и картинками: «Песенка про игрушку»; игра с именами: «Песенка про

имя» и др.).

Проводятся занятия по учебно-методическому пособию «Развивающие

ритмические

игры

с

палочками».

Занятия

с

палочками

развивают

метроритмическое чувство, внимание, память, мелкую моторику у дошкольников.

5

Упражнения и игры по развитию чувства ритма обязательно включаем в

занятия. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно

повторяться и варьироваться в течение года. Стремимся, чтобы упражнения по

развитию чувства ритма носили непринужденный, игровой характер, без каких-

либо замечаний к детям и только с положительной оценкой.

Такая многогранная работа приносит свои положительные результаты.

Наши дети наравне с дошкольниками других ДОУ успешно принимают участие в

районных и городских мероприятиях:

2019- Грамота Директора ГБОУ ДО «БДДИЮТ» Н.А.Протасовой за активное

участие в городском конкурсе театральных миниатюр «Рождественская звезда»;

-Диплом

Директора

Департамента

образования

города

Севастополя

И.Н.Белозерова, лауреат городского фестиваля детского творчества «Весна

Победы», посвященного празднованию 74-й годовщины Победы в Великой

Отечественной войне;

- Грамота Директора Департамента образования И.Н.Белозерова за III место в

городском конкурсе на лучший танцевальный флешмоб «ВМЕСТЕ МЫ-

БОЛЬШАЯ, ВМЕСТЕ МЫ –СТРАНА РОССИЯ»;

- Благодарность за достигнутые успехи в воспитании детей дошкольного возраста,

большой

личный

вклад

в

формирование

нравственных

основ

у

детей,

многолетний добросовестный труд и в связи с празднованием Дня дошкольного

работника. Заведующий ГБДОУ «Детский сад №36»;

2021 год – Диплом Директора Департамента образования и науки города

Севастополя Е.Н.Богомоловой, лауреат городского фестиваля детского творчества

«Весна Победы», посвященного празднованию 76-й годовщины Победы в

Великой Отечественной войне;

6

- Грамота Директора Департамента образования и науки Е.Н.Богомоловой за II

место в городском конкурсе на лучший танцевальный флешмоб «ВМЕСТЕ МЫ-

БОЛЬШАЯ, ВМЕСТЕ МЫ –СТРАНА РОССИЯ»;

- Грамота Директора ГБОУ ДО «БДДИЮТ» Н.А.Протасовой за I

место на

Региональном

семейном

конкурсе

рождественских

театральных

миниатюр

«Рождественская звезда»;

– Благодарность за активное участие в жизнедеятельности ДОУ, трудовую

доблесть, высокий профессионализм, ответственность, эффективное решение

задач

дошкольного

воспитания

подрастающего

поколения

и

в

связи

с

празднованием Дня дошкольного работника. Заведующий ГБДОУ «Детский сад N

36»;

2022 год – Грамота Директора ГБОУ ДО «БДДИЮТ» Н.А.Протасовой за I место

на Региональном семейном конкурсе детских сценических постановок «Мы

поздравляем маму»;

- Грамота Исполняющего обязанности Департамента образования и науки города

Севастополя М.Ю.Кривоноса, лауреат городского фестиваля детского творчества

«Весна Победы», посвященного празднованию 77-й годовщины Победы в

Великой От6ечественной войне;

- Грамота за III место в городском конкурсе на лучший танцевальный флешмоб

«ВМЕСТЕ МЫ-БОЛЬШАЯ , ВМЕСТЕ МЫ –СТРАНА РОССИЯ»;

- Диплом Директора ГБОУ ДО «БДДИЮТ» Н.А.Протасовой за активное участие

в Региональном семейном конкурсе рождественских театральных миниатюр

«Рождественская звезда»

- Благодарность за победу в Региональном семейном конкурсе детских

сценических постановок «Мы поздравляем маму». Заведующий ГБДОУ «Детский

сад N36».

7

Таким образом, через музыкальное искусство малыш учится говорить и

общаться, красиво двигаться, развивается эмоционально. А главное – музыка

помогаем детям раскрыть тот творческий потенциал, который заложен в них

природой. Пусть они не станут музыкантами, или певцами, или танцорами, а

выберут свой путь, не связанный с искусством, но мы уверены, что они вырастут

добрыми, культурными, отзывчивыми людьми, и поможет им в этом МУЗЫКА!

Свою статью мы хотели бы закончить словами известного музыковеда, пе-

дагога, Михаила Казиника: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый

возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо

абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены му-

зыкой. Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последую-

щие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не слу-

чайность, не прихоть, а Божественная необходимость».

Список литературы

1.Зацепина М.Б.

Музыкальное воспитание в детском саду. - М.:

«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016. – 94 с.

2.Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. - СПб.:

«Композитор», 2005. – 40 с.

3.Музыкальный руководитель. Иллюстрированный методический журнал

для музыкальных руководителей. – М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2009. -

№4. – С. 21-23.

4.От

рождения

до

школы.

Основная

образовательная

программа

дошкольного

образования

под

редакцией

Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016. – 366 с.

8



В раздел образования