Напоминание

"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"


Автор: Хуажева Мариет Валериевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГКОУ РА "Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Республика Адыгея аул Хакуринохабль
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Раздел: среднее образование





Назад





ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с

ограниченными возможностями здоровья»

Тема: Использование ИКТ на уроках истории и обществознания.

Основная идея:
повышение положительной мотивации к предметам история и обществознание и качества знаний учащихся через использование ИКТ.
Цель:
создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития способностей учащихся.
Сведения об авторе:
Хуажева Мариет Валериевна - учитель истории.
Образование:
высшее, Адыгейский государственный университет, 1997 г.
Специальность по диплому:
учитель истории.
Место работы:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Должность:
учитель истории.
Педагогический стаж:
16лет.
Стаж работы в занимаемой должности:
3года.
Квалификация:
первая квалификационная категория.
Награды:
1. Благодарственное письмо администрации МО «Шовгеновский район» за пропаганду здорового образа жизни и активное участие в спортивных мероприятиях среди детей с ограниченными возможностями здоровья в республиканских спартакиадах (2015г.). 2. Диплом за участие в межрегиональной научно-практической конференции «Эффективность реализации модульно-компетентностного подхода в условиях внедрения ФГОС НПО/СПО 3 поколения» (2013г.). 3. Грамота ГБУ РА «Комплексный центр социального обеспечения населения по Шовгеновскому району» за активное участие в подготовке и проведении VIII Республиканского фестиваля художественного творчества детей- инвалидов «Шаг навстречу» (2015г.). 4. Сертификат Федеральной стажировочной площадки в направлении «Распространение по всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» (2014г.).
5. Диплом победителя III степени воспитанницы Фоменко Ксении международного блиц-турнира по обществознанию «Общественное устройство» проекта «Новый урок» (2016г.). 6. Сертификат участника воспитанницы Фоменко Ксении за участие в международном дистанционном блиц-турнире по истории России «История предков» проекта «Новый урок» (2016г.). 7. Свидетельство о подготовке к участию в международном дистанционном блиц-турнире по обществознанию «Общественное устройство» проекта «Новый урок» (2016г.). 8. Благодарность за помощь в организации и проведении международного дистанционного блиц-турнира проекта «Новый урок» (2016г.). 9. Б л а год а р с т в е н н о е п и с ь м о V Р е с п у б л и к а н с ко го к о н к у р с а экспериментальных техник в дизайне (2016г.). 10.Благодарственное письмо Администрации Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа ФГБОУ ВПО «АГУ» и оргкомитет X конкурса юных модельеров-дизайнеров «Модный дебют» (2016г.). 11.Диплом III степени воспитанницы Несмеяновой Виктории районного конкурса детского творчества «Салют, Победа!», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (руководитель Хуажева М.В.) (2015г.). 12.Благодарность начальника ОГИБДД МО МВД России «Кошехабльский» за организацию и проведении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения (2015г.). 13.Сертификат Министерства образования и науки Республики Адыгея Республиканского клуба «Учитель года Адыгеи» за успешную подготовку и проведение в рамках республиканской акции концертную программу «Мы дружно, весело живем!» (2015г.). 14. Благодарность Министерства труда и социального развития Республики Адыгея за содействие в организации IX Республиканского фестиваля художественного творчества детей-инвалидов «Шаг навстречу!», 2016 год.
Компьютерные программы.
На уроках истории и о б щ е с т в о з н а н и я я использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа
Power

Point
, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы я создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернете. Кроме этого практикую создание презентаций самими учащимися. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.
В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе. Презентации можно эффективно использовать на разных этапах урока. При объяснении нового материала: акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучаемой темы. При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на у р о к е г р у п п о в у ю д е я т е л ь н о с т ь у ч а щ и х с я . Текстовый редактор
Word
использую для создания простых дидактических материалов, которые предлагаю учащимся для самостоятельной работы на уроке. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.
Компьютерное тестирование.
В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой - системой для создания тестов. В настоящее время таких программ-оболочек великое множество. Я использую и могу порекомендовать следующие из них: Hyper Test и Hot Potatoes. Первый из них (Hyper Test) – это наиболее простой вариант, не требует много времени и особых навыков работы с компьютером. Учитель в редакторе «Блокнот» набирает тесты, помечая правильный ответ знаком «+» и помещает его в программу Hyper Test. После прохождения теста компьютер сам выставляет оценку ученику, учителю остается лишь зафиксировать ее. Результаты теститрования сохраняются в архиве программы. Минусом этой программы является только то, что в ней можно и з гото вл я т ь т е с т ы од н о го в и д а – « В ы бе р и п р а в и л ь н ы й о т в е т » . Hot Potatoes – это более сложная программа. Она дает возможность создать тестовые задания пяти видов: 1. Кроссворд; 2. Поиск соответствия; 3. Восстановление последовательности; 4. Заполнение пропусков; 5. Выбор ответа. Что хорошо, этот вид теста можно использовать даже с очень слабыми учащимися или при изучении нового материала, так как он содержит целую систему подсказок и соответствующую систему проверки знаний учащихся с коррекцией на пользование подсказками. Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к в ы п о л н е н н о м у з а д а н и ю , р а б о т а т ь н а д о ш и б к а м и . Опыт работы показывает эффективность применения электронных тестов- тренажёров.
Работа с электронными энциклопедиями.
В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на
уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения.
Энциклопедии
- предназначенные для о суще ствления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения.
Р а б о т а

с

э л е к т р о н н ы м и

э н ц и к л о п е д и я м и .
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами. Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотеке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную и л л ю с т р а ц и ю и и н ф о р м а ц и ю и з л ю б о й о б л а с т и з н а н и й . ) Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности. Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, в н и м а н и е , р а з в и в а е т в о о б р а ж е н и е и ф а н т а з и ю . Я на уроках использую следующие исторические энциклопедии: CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», энциклопедии-путеводители CD «Эрмитаж», CD «Московский Кремль», сборники документальных фильмов – «I мировая война», «Великая Отечественная война», «Атлас Древнего мира» и т.д..
Интернет в учебном процессе.
Велико значение использование возможностей Интернета при подготовке и на у р о к а х и с т о р и и . Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Подключение школ к сети Интернет позволило использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. В Интернете много сайтов, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их и с п о л ь з о в а н и ю в п е д а г о г и ч е с к о м п р о ц е с с е . Важным образовательным ресурсом являются методические сайты: На этих сайтах содержится большое количество сценариев, уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др. Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.
В настоящее время не решена проблема
карт
в школах. Интернет может помочь и в э т о м с л у ч а е . Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и творческой.
Систематиче ское

использование

персона льного

компьютера

и

информационных

технологий

на

уроках

приводит

к

целому

ряду

положительных результатов:
1. Повышение уровня использования наглядности на уроке. 2. Повышение производительности труда. 3. Установление межпредметных связей с информатикой. 4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и истории. 5. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. 6. Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу». 7. Изменяется отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности. Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационных технологий.
Условия формирования опыта:
На формирование моего опыта по использованию ИКТ, в процессе преподавания истории и обществознания оказали влияние следующие факторы: 1. Компьютер относится к тем техническим средствам обучения, которые не были придуманы для этой цели. Однако за последние годы произошло коренное изменение роли компьютерной техники в образовательном процессе. Одной из закономерностей развития образования является полная информатизация учебного пространства. Первые шаги к информатизации процесса обучения были сделаны в 90-е годы, когда в школах стали появляться компьютеры. Это были единичные машины, которые служили в большей степени, «наглядными пособиями» для учителей и учащихся. Сейчас в нашей школе произошло существенное укрепление
материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе появились мультимедиа проектор, экраны, новые компьютеры, Интернет. «Использование ИКТ» стало ведущей методической темой почти всех методических структур. Все это послужило толчком для использования мною информационных технологий в процессе обучения. Личный компьютер у меня был давно, но на уроках использовать ИКТ так часто, как того хотела, я не имела возможности. Но при необходимости обращаюсь в кабинет информатики и там провожу свои уроки. 2. Изучение методической литературы: - Предметно-содержательные журналы «Современный урок» за 2007-2010 год. - Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Интерактивное образование. Как реализовать компетентностный подход в обучении. Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004 г.- №3. - Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С. М., Владос, 2001 г. 3. Курсы повышения квалификации. - Краткосрочное повышение квалификации при Волгоградском областном институте повышения квалификации работников образования по информационным технологиям, Задачному подходу в обучении экономики, права, истории, обществознания в о бъ ё м е 7 2 ч а с о в , 2 0 0 7 год. Дистанционные курсы Педагогического университета «Первое сентября»по теме: Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. На всех вышеперечисленных курсах большое внимание уделялось использованию ИКТ в учебном процессе. 4. Руководство РМО учителей истории и обществознания. - Тема «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе преподавания наук социально-гуманитарного цикла» является одной из главных тем в работе МО учителей старших классов на протяжении последних лет. Проводились, обсуждались и анализировались уроки истории и обществознания с применением ИКТ.
Теоретическая база
При использовании ИКТ в процессе обучения истории, обществознанию и в процессе воспитания я руководствуюсь следующими нормативными документами и материалами: 1. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009 года). В этом документе говорится о том, что необходимо «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование…». 2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (январь 2010 года), в которой говорится следующее: «…В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем…». «…Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего…».
3. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», (октябрь 2002 года). В этом документе говорится о том, что «…В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных…».
Актуальность и перспективность.
Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей; - использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса; - ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.
Трудоёмкость опыта.
Трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем: 1. В классе нет компьютера. 2. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени. 3. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя. 4. На составление презентаций уходит много времени. Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям моего класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.
Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения. Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Б», «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт.
Технология опыта
В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники, которые у меня есть теперь уже в большом количестве: 1. Всеобщая История , учебное электронное издание. История Древнего мира (V класс). 2. Всеобщая История , учебное электронное издание. История Средних веков (VI класс). 3. Всеобщая История , учебное электронное издание. Новая история (7- 8 классы) 4. История России XIX века (VIII класс). 5. История России XXвек. 6. Неизвестная война (документальный фильм – ВОВ) Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский
текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены о б ш и р н ы м справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории, подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов. Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем: 1. Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным. 2. Учебный материал излагается в доступной форме. 3. Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию. 4. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические особенности стран. 5. Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания учащихся на основе объективной автоматизированной оценки. Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие сведения о государственных, общественных и культурных деятелях. Этот материал не всегда есть в нужном объеме даже в районной библиотеке. Данная проблема решается в этом случае очень просто: электронный учебник предоставляет нам фотографии, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения и т.д. Работать с источником, извлекать из него информацию, анализировать его приходится не только на олимпиадах, но и при подготовке к ЕГЭ. Четыре задания блока «С» направлены именно на это. Причем, на уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран. Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят ИКТ. Достаточно было на уроке, посвященном окончанию Великой Отечественной войны, показать видеоролик о возвращении с фронта солдат, их встречу с родными, близкими под «Марш славянки», как на глазах детей появились слёзы… И больше не надо было никаких слов: очень яркое, эмоциональное завершение урока. Я
уверена, что такое запомнится надолго. Ученики 9 класса уже после урока просили ещё раз повторить песни времён Великой Отечественной войны… Так на уроке воспитывается любовь к родине, гордость за свой народ, формируется чувство национального самосознания, сопричастности ко всему, что происходило в твоей стране. Немалую ценность представляют и видео ролики с выступлениями руководителей государства, эпизоды из жизни людей того или иного времени. Таким образом я не только достигаю образовательных целей, поддерживаю мотивацию к получению знаний, но и одновременно участвую в развитии, становлении личности. Я считаю, что такая форма урока очень плодотворна и достаточно эффективна. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика. 2. Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. В моём распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные. Мною составлены презентации по следующим темам: История России: 1. Основные направления внутренней и внешней политики Ивана IV. 2. Реформы Петра I. 3. Реформы Александра II. 4. Экономические реформы 1985-1991 годов. Данные презентации используются при изучении и закреплении нового материала. Обществознание: 1. Глобальные проблемы современного человечества (используется при изучении нового материала). 2. Политическая сфера жизни общества (используется на повторительно- обобщающем уроке по данной теме). 3. Экономическая сфера жизни общества (используется на повторительно- обобщающем уроке по данной теме). 4. Социальная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме). 5. Духовная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке по данной теме). История - одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели я использовала письменные источники, которые изучала сама, а потом излагала кратко учащимся. Сейчас эта задача решается намного проще и интереснее. Например, что мы знаем о советско-финской войне, про которую в учебниках написано ровно полстраницы? А ведь это была настоящая катастрофа для советской
армии за всю историю Советского Союза. Как мы, великая на тот момент держава, не могли так долго справиться с маленькой, ДО этого не замеченной ни в каких военных конфликтах Финляндией? Почему мы потеряли тысячи солдат убитыми и обмороженными, 120 раз штурмовали линию Маннергейма, и всё безрезультатно? Короткий фильм, основанный на достоверных источниках, в необычайно интересной форме раскрывает всё это. Выясняется, что свою защитную линию от возможной агрессии Советского Союза финны строили с 1921 по подобию Великой Китайской стены, которую, как писали древние историки, взять штурмом практически невозможно. Единственный вариант - голодный мор. Наше руководство, очевидно, ничего этого не знало, иначе бы не планировало захватить Финляндию за две недели. Всё это тщательнейшим образом скрывалось. Сейчас сохранились остатки этой линии, и историки изучают, по какому принципу она построена. Я привела только один пример использования фильма на уроке. Результат очевиден: в итоговой проверочной работе по этой теме все ученики, как один, независимо от их способностей, чётко изложили причины, ход и последствия финской войны и ее значение для нашей страны. Одним из основных направлений в деятельности учителя является подготовка учащихся к итоговой аттестации. И здесь мне помогает компьютер. Информационно-коммуникативные технологии помогают при проведении внеклассных мероприятий. Например, можно показать детям фильм на определённую тему и обсудить его, можно сделать презентацию к тематическому классному часу. При подготовке к различным праздникам тоже помогают компьютерные технологии и ресурсы Интернета. Большую помощь оказывает мне копировальная техника, которая позволяет распечатать задания, карточки, раздаточный материал. На данный момент я использую ИКТ в таком объеме и на таком уровне, который обеспечивают мне полученные знания, умения и навыки и имеющаяся в кабинете техника. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду совершенствовать свою работу в этом направлении.
Результативность опыта
Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне: 1. Значительно повысить положительную мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний 2. ИК технологии помогают мне не только в учебно-воспитательном процессе, но и в совершенствовании педагогического мастерства и обогащении педагогического опыта.


В раздел образования