"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Автор: Хуажева Мариет Валериевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: ГКОУ РА "Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: Республика Адыгея аул Хакуринохабль Наименование материала: статья Тема: "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания" Раздел: среднее образование
ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с
ограниченными возможностями здоровья»
Тема: Использование ИКТ на уроках истории и обществознания.
Основная идея: повышение положительной мотивации к предметам история и
обществознание и качества знаний учащихся через использование ИКТ.
Цель: создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального
развития способностей учащихся.
Сведения об авторе: Хуажева Мариет Валериевна - учитель истории.
Образование: высшее, Адыгейский государственный университет, 1997 г.
Специальность по диплому: учитель истории.
Место работы: Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа- интернат для детей с
ограниченными возможностями здоровья».
Должность: учитель истории.
Педагогический стаж: 16лет.
Стаж работы в занимаемой должности: 3года.
Квалификация: первая квалификационная категория.
Награды:
1.
Благодарственное письмо администрации МО «Шовгеновский район» за
пропаганду
здорового
образа
жизни
и
активное
участие
в
спортивных
мероприятиях среди детей с ограниченными возможностями здоровья в
республиканских спартакиадах (2015г.).
2.
Диплом за участие в межрегиональной научно-практической конференции
«Эффективность
реализации
модульно-компетентностного
подхода
в
условиях внедрения ФГОС НПО/СПО 3 поколения» (2013г.).
3.
Грамота ГБУ РА «Комплексный центр социального обеспечения населения
по Шовгеновскому району» за активное участие в подготовке и проведении
VIII
Республиканского
фестиваля
художественного
творчества
детей-
инвалидов «Шаг навстречу» (2015г.).
4.
Сертификат
Федеральной
стажировочной
площадки
в
направлении
«Распространение по всей территории Российской Федерации современных
моделей успешной социализации детей» (2014г.).
5.
Диплом
победителя
III
степени
воспитанницы
Фоменко
Ксении
международного
блиц-турнира
по
обществознанию
«Общественное
устройство» проекта «Новый урок» (2016г.).
6.
Сертификат
участника
воспитанницы
Фоменко
Ксении
за
участие
в
международном дистанционном блиц-турнире по истории России «История
предков» проекта «Новый урок» (2016г.).
7.
Свидетельство о подготовке к участию в международном дистанционном
блиц-турнире
по
обществознанию
«Общественное
устройство»
проекта
«Новый урок» (2016г.).
8.
Благодарность за помощь в организации и проведении международного
дистанционного блиц-турнира проекта «Новый урок» (2016г.).
9.
Б л а год а р с т в е н н о е
п и с ь м о
V
Р е с п у б л и к а н с ко го
к о н к у р с а
экспериментальных техник в дизайне (2016г.).
10.Благодарственное письмо Администрации Майкопского государственного
гуманитарно-технического колледжа ФГБОУ ВПО «АГУ» и оргкомитет X
конкурса юных модельеров-дизайнеров «Модный дебют» (2016г.).
11.Диплом
III
степени
воспитанницы
Несмеяновой
Виктории
районного
конкурса детского творчества «Салют, Победа!», посвященного 70-летию
Победы
в
Великой
Отечественной
войне
(руководитель
Хуажева
М.В.)
(2015г.).
12.Благодарность начальника ОГИБДД МО МВД России «Кошехабльский» за
организацию
и
проведении
мероприятий
по
обеспечению
безопасности
дорожного движения (2015г.).
13.Сертификат
Министерства
образования
и
науки
Республики
Адыгея
Республиканского клуба «Учитель года Адыгеи» за успешную подготовку и
проведение в рамках республиканской акции концертную программу «Мы
дружно, весело живем!» (2015г.).
14. Благодарность Министерства труда и социального развития Республики
Адыгея
за
содействие
в
организации IX
Республиканского
фестиваля
художественного творчества детей-инвалидов «Шаг навстречу!», 2016 год.
Компьютерные программы.
На
уроках
истории
и
о б щ е с т в о з н а н и я
я
использую
следующие
программы Microsoft
Word,
Microsoft
Excel,
Microsoft
Power
Point. Спектр
применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут
использоваться
для
создания
наглядности,
контролирующих
тестов,
творческих
образовательных
продуктов
учащимися
и
пр.
Программа Power
Point ,
обладает
большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического
прошлого.
С
помощью
этой
программы
я
создаю
презентации
к
урокам
или
использую
готовые,
находя
их
в
Интернете.
Кроме
этого
практикую
создание
презентаций самими учащимися. Готовая продукция позволяет отказаться от всех
остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на
ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую
клавишу мыши.
В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или
просто
скрыть
не
нужные
слайды.
Эти
возможности
программы
позволяют
максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в
конкретном классе. Презентации можно эффективно использовать на разных
этапах урока. При объяснении нового материала: акцентирует внимание учащихся
на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучаемой темы.
При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на
у р о к е
г р у п п о в у ю
д е я т е л ь н о с т ь
у ч а щ и х с я .
Текстовый
редактор Word использую
для
создания
простых
дидактических
материалов, которые предлагаю учащимся для самостоятельной работы на уроке.
Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный
продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.
Компьютерное тестирование.
В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся.
Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно
создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой - системой для создания тестов.
В настоящее время таких программ-оболочек великое множество. Я использую и
могу
порекомендовать
следующие
из
них:
Hyper
Test
и
Hot
Potatoes.
Первый из них (Hyper Test) – это наиболее простой вариант, не требует много
времени и особых навыков работы с компьютером. Учитель в редакторе «Блокнот»
набирает тесты, помечая правильный ответ знаком «+» и помещает его в программу
Hyper Test. После прохождения теста компьютер сам выставляет оценку ученику,
учителю остается лишь зафиксировать ее. Результаты теститрования сохраняются в
архиве программы. Минусом этой программы является только то, что в ней можно
и з гото вл я т ь
т е с т ы
од н о го
в и д а
–
« В ы бе р и
п р а в и л ь н ы й
о т в е т » .
Hot Potatoes – это более сложная программа. Она дает возможность создать тестовые
задания пяти видов:
1. Кроссворд;
2. Поиск соответствия;
3. Восстановление последовательности;
4. Заполнение пропусков;
5. Выбор ответа.
Что хорошо, этот вид теста можно использовать даже с очень слабыми учащимися
или при изучении нового материала, так как он содержит целую систему подсказок и
соответствующую систему проверки знаний учащихся с коррекцией на пользование
подсказками.
Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени
фиксировать,
анализировать
результат
проделанной
работы,
возвращаться
к
в ы п о л н е н н о м у
з а д а н и ю ,
р а б о т а т ь
н а д
о ш и б к а м и .
Опыт
работы
показывает
эффективность
применения
электронных
тестов-
тренажёров.
Работа с электронными энциклопедиями.
В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных
для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на
уроках
истории.
На
сегодняшний
день
существуют
десятки
разнообразных
программ учебного назначения.
Энциклопедии -
предназначенные
для
о суще ствления вспомогательной,
дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу
обучения.
Р а б о т а
с
э л е к т р о н н ы м и
э н ц и к л о п е д и я м и .
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию,
находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать
информацию.
Для
эффективного
поиска
информации
необходимо
научиться
правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.
Работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти
необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной
библиотеке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную
и л л ю с т р а ц и ю
и
и н ф о р м а ц и ю
и з
л ю б о й
о б л а с т и
з н а н и й . )
Данную
работу
на
первом
этапе
можно
проводить,
отображая
на
экране
всю
последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой
деятельности.
Как
показывает
практика,
учащиеся
увлечённо
осваивают
компьютерные
программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся,
усиливает
их
мотивацию,
развивает
познавательные
процессы,
мышление,
в н и м а н и е ,
р а з в и в а е т
в о о б р а ж е н и е
и
ф а н т а з и ю .
Я
на
уроках
использую
следующие
исторические
энциклопедии:
CD
«Энциклопедия Кирилла и Мефодия», энциклопедии-путеводители CD «Эрмитаж»,
CD «Московский Кремль», сборники документальных фильмов – «I мировая война»,
«Великая Отечественная война», «Атлас Древнего мира» и т.д..
Интернет в учебном процессе.
Велико значение использование возможностей Интернета при подготовке и на
у р о к а х
и с т о р и и .
Интернет
можно
рассматривать
как
часть
информационно-коммуникационной
предметной
среды,
которая
содержит
богатейший
информационный
потенциал.
Подключение
школ
к
сети
Интернет
позволило
использовать
образовательные
ресурсы
Интернета
для
поиска
исторических
источников,
и
курсов
лекций,
разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов
и др. В Интернете много сайтов, посвященные отдельным историческим периодам и
разделам исторической науки. На этих сайтах можно найти не только учебные
тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии,
карты,
схемы
и
др.),
которые
открывают
огромные
возможности
по
их
и с п о л ь з о в а н и ю
в
п е д а г о г и ч е с к о м
п р о ц е с с е .
Важным образовательным ресурсом являются методические сайты:
На этих
сайтах содержится большое количество сценариев, уроков, олимпиад, исторических
вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.
Использование
Интернета
на
уроках
истории
значительно
увеличивает
объем
информации,
задействованной
в
историческом
образовании,
позволяет
свободно
реализовать
современные
интерактивные
технологии,
в
том
числе
проектные
и
модульные.
В настоящее время не решена проблема карт в школах. Интернет может помочь и в
э т о м
с л у ч а е .
Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе
любого
учебного
процесса
лежат
педагогические
технологии.
Информационные
образовательные
ресурсы
должны
не
заменить
их,
а
помочь
быть
более
результативными.
Они
позволяют
оптимизировать
трудозатраты
учителя,
чтобы
учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны
разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и творческой.
Систематиче ское
использование
персона льного
компьютера
и
информационных
технологий
на
уроках
приводит
к
целому
ряду
положительных результатов:
1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
2. Повышение производительности труда.
3. Установление межпредметных связей с информатикой.
4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по
созданию учебных программ под руководством учителей информатики и истории.
5. Учитель,
создающий,
или
использующий
информационные
технологии,
вынужден
обращать
огромное
внимание
подачи
учебного
материала.
Что
положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
6. Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории,
особенно
с
увлеченными
компьютерами.
Они
начинают
видеть
в
учителе
«родственную душу».
7. Изменяется отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке.
Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для
работы в любой области человеческой деятельности.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить
содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может
оказать
заметное
влияние
на
формирование
практических
умений
и
навыков
учащихся
в
освоении
исторического
и
обществоведческого
материала.
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь
работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить
одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель,
действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает
своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационных технологий.
Условия формирования опыта: На формирование моего опыта по использованию
ИКТ,
в
процессе
преподавания
истории
и
обществознания
оказали
влияние
следующие факторы:
1. Компьютер относится к тем техническим средствам обучения, которые не были
придуманы
для
этой
цели.
Однако
за
последние
годы
произошло
коренное
изменение
роли
компьютерной
техники
в
образовательном
процессе.
Одной
из
закономерностей развития образования является полная информатизация учебного
пространства. Первые шаги к информатизации процесса обучения были сделаны в
90-е годы, когда в школах стали появляться компьютеры. Это были единичные
машины,
которые
служили
в
большей
степени,
«наглядными
пособиями»
для
учителей и учащихся. Сейчас в нашей школе произошло существенное укрепление
материальной базы в плане информационно-компьютерного оснащения. В школе
появились
мультимедиа проектор,
экраны,
новые
компьютеры,
Интернет.
«Использование ИКТ» стало ведущей методической темой почти всех методических
структур. Все это послужило толчком для использования мною информационных
технологий в процессе обучения. Личный компьютер у меня был давно, но на уроках
использовать ИКТ так часто, как того хотела, я не имела возможности. Но при
необходимости обращаюсь в кабинет информатики и там провожу свои уроки.
2.
Изучение
методической
литературы:
-
Предметно-содержательные
журналы
«Современный
урок»
за
2007-2010
год.
-
Развитие
познавательного
интереса
учащихся на уроках истории и обществознания посредством внедрения ИКТ (из
опыта
экспериментальной
работы).
И.Н.Черкасова,
К.А.
Кипа.
Интерактивное
образование. Как реализовать компетентностный подход в обучении. Преподавание
истории и обществознания в школе. – 2004 г.- №3. - Интернет в гуманитарном
образовании. Под редакцией Полат Е.С. М., Владос, 2001 г.
3. Курсы повышения квалификации. - Краткосрочное повышение квалификации при
Волгоградском
областном
институте
повышения
квалификации
работников
образования
по
информационным
технологиям,
Задачному
подходу
в
обучении
экономики,
права,
истории,
обществознания в
о бъ ё м е
7 2
ч а с о в ,
2 0 0 7
год. Дистанционные
курсы
Педагогического
университета
«Первое
сентября»по
теме: Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. На всех
вышеперечисленных курсах большое внимание уделялось использованию ИКТ в
учебном процессе.
4. Руководство РМО учителей истории и обществознания. - Тема «Использование
информационно-коммуникативных
технологий
в
процессе
преподавания
наук
социально-гуманитарного
цикла»
является
одной
из
главных
тем
в
работе
МО
учителей старших классов на протяжении последних лет. Проводились, обсуждались
и анализировались уроки истории и обществознания с применением ИКТ.
Теоретическая база
При
использовании
ИКТ
в
процессе
обучения
истории,
обществознанию
и
в
процессе воспитания я руководствуюсь следующими нормативными документами и
материалами:
1. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009
года). В этом документе говорится о том, что необходимо «…создание условий для
ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования,
связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и
методов
обучения
и
направленной
на
более
полную
реализацию
права
на
образование…».
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (январь 2010
года), в которой говорится следующее: «…В школе будет обеспечено изучение не
только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем…».
«…Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко
всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего…».
3. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»,
(октябрь
2002
года).
В
этом
документе
говорится
о
том,
что
«…В
условиях
приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования
должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих,
информационных, материальных…».
Актуальность и перспективность. Использование ИКТ в образовании является
одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся
должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и
передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и
должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как
показывает
практика:
-
использование
ИКТ
способствует
повышению
качества
знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;
- использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства
педагогов
и
детей
для
достижения
устойчивых
положительных
результатов
обучения,
воспитания
и
развития;
-
использование
ИКТ
позволяет
добиваться
стабильности
результатов
учебно-воспитательного
процесса;
-
ИКТ
позволяет
организовать
новые
формы,
методы
обучения
и
воспитания.
Перспективы
использования
информационных
технологий
на
уроках
очень
разнообразны
и
безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли
в
прошлое.
ИК
технологии
к
таким
технологиям
не
относятся,
т.к.
за
ними
-
будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться,
но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного
пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует
социальному
заказу.
Поэтому
нужна
постоянная
модернизация
и
поиск
более
эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным
требованиям.
Трудоёмкость опыта.
Трудоёмкость
данного
опыта
для
меня,
как
для
пользователя,
заключается
в
следующем:
1. В классе нет компьютера.
2. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на
самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены
работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что
требует больше времени.
3.
В
отдельных
моментах
трудность
составляет
недостаточная
компьютерная
грамотность учителя.
4. На составление презентаций уходит много времени.
Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не
всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего
урока,
учебным
возможностям
моего
класса.
Презентацию
предварительно
необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она
работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных
затрат.
Когда
учителя
активнее
начинают
использовать
информационные
технологии
в
процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является
только
деятельностный
подход. При подготовке к уроку с использованием ИКТ
учитель
должен
обязательно
ответить
на
вопрос:
чем
эффективнее
будет
использование
этой
технологии
(демонстрация,
видеоряд,
программа
и
т.
д.)
в
сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование
ИКТ
позволит
сократить
время
на
усвоение
материала,
научит
ребенка
самого
делать
выводы,
даст
возможность
продемонстрировать
то,
что
трудно
описать
словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход,
его
следует
использовать.
Многие
учителя,
научившись
создавать
электронные
презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий
факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают
эффективность
его
усвоения.
Таким
образом,
мы
видим,
что
наряду
с
многочисленными преимуществами использование информационных технологий в
процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не
учитывать
их
особенности
и
требования
к
использованию.
Однако
не
следует
забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен
помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы
красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с
использованием
той
самой
презентации.
Главным
в
работе
педагога
является
результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и
путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с
применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что
такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть
техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер
«зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у
учителя на такой случай всегда должен быть «план Б», «путь к отступлению» к
обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и до боли знакомая и
родная старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт.
Технология опыта
В
процессе
обучения
истории
и
обществознанию
я
использую
цифровые
образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники, которые у меня
есть теперь уже в большом количестве:
1. Всеобщая История , учебное электронное издание. История Древнего мира (V
класс).
2.
Всеобщая
История
,
учебное
электронное
издание.
История
Средних
веков
(VI класс).
3. Всеобщая История , учебное электронное издание. Новая история (7- 8 классы)
4. История России XIX века (VIII класс).
5. История России XXвек.
6. Неизвестная война (документальный фильм – ВОВ)
Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за
счёт
комплексного
воздействия
видеоряда
и
звука
(музыка,
шумы,
дикторский
текст),
а
также
посредством
чисто
компьютерных
возможностей:
диалога
с
учеником,
автоматизированного
контроля
усвоения
пройденного
материала.
Учебники
снабжены о б ш и р н ы м справочным
материалом:
персоналиями,
подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами,
иллюстрациями
(редкие
фотографии,
плакаты,
картины,
рисунки,
схемы,
диаграммы);
кинохрониками,
документами,
уникальными
фонограммами
(речи
политических
деятелей,
наиболее
популярные
песни
разных
лет
и
т.д.).
Они
являются
одновременно
учебником,
рабочей
тетрадью,
атласом,
хрестоматией,
справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат
удобную
полнотекстовую
поисковую
систему,
позволяющую
использовать
её
в
качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников,
по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске,
что
существенно
облегчает
работу
по
моему
предмету.
Очень
удобно
изучать,
повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит
сведения
обо
всех
основных
событиях
истории,
подборку
интерактивных
карт,
презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов.
Преимущества компьютерных учебников заключается в следующем:
1. Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс
разнообразным, нескучным.
2. Учебный материал излагается в доступной форме.
3. Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом
объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной
форме, что способствует и лучшему запоминанию.
4. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть
исторические и географические особенности стран.
5. Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания учащихся на
основе объективной автоматизированной оценки.
Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами,
историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие
сведения о государственных, общественных и культурных деятелях. Этот материал
не всегда есть в нужном объеме даже в районной библиотеке. Данная проблема
решается в этом случае очень просто: электронный учебник предоставляет нам
фотографии,
портреты,
картины,
архитектурные
сооружения,
музыкальные
произведения
и
т.д.
Работать
с
источником,
извлекать
из
него
информацию,
анализировать его приходится не только на олимпиадах, но и при подготовке к ЕГЭ.
Четыре задания блока «С» направлены именно на это. Причем, на уроке отпадает
необходимость
обеспечивать
документом
индивидуально
каждого
ученика,
достаточно
вывести
его
на
экран.
Уроки
истории
играют
огромную
роль
в
патриотическом воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят ИКТ.
Достаточно было на уроке, посвященном окончанию Великой Отечественной войны,
показать
видеоролик
о
возвращении
с
фронта
солдат,
их
встречу
с
родными,
близкими под «Марш славянки», как на глазах детей появились слёзы… И больше
не надо было никаких слов: очень яркое, эмоциональное завершение урока. Я
уверена, что такое запомнится надолго. Ученики 9 класса уже после урока просили
ещё раз повторить песни времён Великой Отечественной войны… Так на уроке
воспитывается любовь к родине, гордость за свой народ, формируется чувство
национального самосознания, сопричастности ко всему, что происходило в твоей
стране.
Немалую
ценность
представляют
и
видео
ролики
с
выступлениями
руководителей государства, эпизоды из жизни людей того или иного времени. Таким
образом я не только достигаю образовательных целей, поддерживаю мотивацию к
получению знаний, но и одновременно участвую в развитии, становлении личности.
Я считаю, что такая форма урока очень плодотворна и достаточно эффективна.
Компьютерные
обучающие
программы
имеют
много
преимуществ
перед
традиционными
методами
обучения.
Они
позволяют
заинтересовать,
вовлечь
в
учебный процесс даже самого слабого ученика.
2. Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления
нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая
кажется
учителю
наиболее
эффективной,
есть
возможность
составить
ее
дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно
накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным
темам. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе,
составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу. В моём
распоряжении имеются презентации, заимствованные у коллег и собственные.
Мною составлены презентации по следующим темам:
История России:
1. Основные направления внутренней и внешней политики Ивана IV.
2. Реформы Петра I.
3. Реформы Александра II.
4. Экономические реформы 1985-1991 годов.
Данные презентации используются при изучении и закреплении нового материала.
Обществознание:
1. Глобальные проблемы современного человечества (используется при изучении
нового материала).
2.
Политическая
сфера
жизни
общества
(используется
на
повторительно-
обобщающем уроке по данной теме).
3.
Экономическая
сфера
жизни
общества
(используется
на
повторительно-
обобщающем уроке по данной теме).
4. Социальная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем
уроке по данной теме).
5. Духовная сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем
уроке по данной теме).
История
-
одна
из
самых
загадочных
наук.
Разгадать
ее
загадки
помогают
первоисточники. Раньше для этой цели я использовала письменные источники,
которые
изучала
сама,
а
потом
излагала
кратко
учащимся.
Сейчас
эта
задача
решается намного проще и интереснее.
Например,
что
мы
знаем
о
советско-финской
войне,
про
которую
в
учебниках
написано ровно полстраницы? А ведь это была настоящая катастрофа для советской
армии за всю историю Советского Союза. Как мы, великая на тот момент держава,
не могли так долго справиться с маленькой, ДО этого не замеченной ни в каких
военных конфликтах Финляндией? Почему мы потеряли тысячи солдат убитыми и
обмороженными, 120 раз штурмовали линию Маннергейма, и всё безрезультатно?
Короткий
фильм,
основанный
на
достоверных
источниках,
в
необычайно
интересной форме раскрывает всё это. Выясняется, что свою защитную линию от
возможной агрессии Советского Союза финны строили с 1921 по подобию Великой
Китайской
стены,
которую,
как
писали
древние
историки,
взять
штурмом
практически
невозможно.
Единственный
вариант
-
голодный
мор.
Наше
руководство, очевидно, ничего этого не знало, иначе бы не планировало захватить
Финляндию за две недели. Всё это тщательнейшим образом скрывалось. Сейчас
сохранились остатки этой линии, и историки изучают, по какому принципу она
построена. Я привела только один пример использования фильма на уроке. Результат
очевиден: в итоговой проверочной работе по этой теме все ученики, как один,
независимо
от
их
способностей,
чётко
изложили
причины,
ход
и
последствия
финской войны и ее значение для нашей страны. Одним из основных направлений в
деятельности учителя является подготовка учащихся к итоговой аттестации. И здесь
мне помогает компьютер. Информационно-коммуникативные технологии помогают
при проведении внеклассных мероприятий. Например, можно показать детям фильм
на определённую тему и обсудить его, можно сделать презентацию к тематическому
классному
часу.
При
подготовке
к
различным
праздникам
тоже
помогают
компьютерные технологии и ресурсы Интернета. Большую помощь оказывает мне
копировальная
техника,
которая
позволяет
распечатать
задания,
карточки,
раздаточный материал. На данный момент я использую ИКТ в таком объеме и на
таком уровне, который обеспечивают мне полученные знания, умения и навыки и
имеющаяся в кабинете техника. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом,
буду совершенствовать свою работу в этом направлении.
Результативность опыта
Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне:
1. Значительно повысить положительную мотивацию учащихся к изучению моих
предметов
и,
как
следствие,
их
уровень
обученности
и
качество
знаний
2. ИК технологии помогают мне не только в учебно-воспитательном процессе, но и
в совершенствовании педагогического мастерства и обогащении педагогического
опыта.