Напоминание

Внеаудиторное занятие "Төрүт дорҕоон"


Автор: Евсеева Любовь Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Национальная гимназия "Айыы Кыьата"
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Внеаудиторное занятие "Төрүт дорҕоон"
Раздел: начальное образование





Назад




Разработка внеурочной деятельности «Терут дор5оон»

Направленность программы: художественно-эстетическая

Дополнительная общеразвивающая авторская программа «Терут доргоон» направлена на

формирование и развитие творческих способностей и удовлетворение индивидуальных

потребностей учащихся в художественно-эстетическом и духовно-нравственном развитии

через приобщение к якутскому фольклору, культуре, традициям, обрядам – культурным

наследиям народа саха.

Актуальность.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание

патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого

общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического

воспитания учащихся является естественная среда его жизнедеятельности. Это «малая

Родина»: социальная и природная сфера края, отдельные страницы истории и культуры.

Культурные традиции своего народа, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью

души ребенка, началом, порождающим личность.

Данная программа нацелена решить эту проблему, и направлена на формирование и развитие

творческих способностей и удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в

художественно-эстетическом и духовно-нравственном развитии через приобщение к

якутскому фольклору, культуре, традициям, обрядам – культурным наследиям народа саха.

Программа разработана на основании нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ». Принят Госдумой 29 декабря 2012 г. № 273;

2. Концепция развития дополнительного образования детей утвержденная распоряжением

Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об

утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам»;

4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14

(Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660);

5. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утверждена

постановлением Правительства РФ №1297 от 1 декабря 2015 г.;

6. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной

поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных

требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Новизна: программа является уровневым и включает в себя обучение по нескольким

разделам: чарующие звуки хомуса, веселые скороговорки, народные песни, игры на якутских

музыкальных инструментах, осуохай, тойук, обучаясь по которым учащиеся пробуют себя в

разных жанрах фольклора, раскрывают свои индивидуальные способности и возможности.

Более качественному прослеживанию результатов

программы служит использование промежуточной аттестации 2 раза в год, где каждый

учащийся имеет возможность проявить свои способности по каждому разделу. В зависимости

от предпочтений и интересов, учащийся имеет право выбрать наиболее подходящий для себя

жанр и поменять свою группу внутри студии.

Фольклор, как школа социального опыта, дает возможность глубже познать действительность,

исторические и национальные особенности своего народа. В этом заключается

педагогическая целесообразность программы.

Отличительная особенность: Для успешной и эффективной реализации программы

предусмотрены следующие виды деятельности:

- организация и проведение досуговой и внеурочной деятельности детей, массовых

мероприятий с учащимися, их родителями и педагогами: конкурсы, походы, экскурсии в

музеи, дома культуры, театры, библиотеки, концерты, праздники именинников и т.д.;

- участие в конкурсах разного уровня: городской конкурс «Открой свое сердце»;

республиканские конкурсы «Хоровод дружбы», «Куннээх куерэйики кустуга», «Алаас

о5олоро», «Чарующие звуки хомуса»; международные фестиваль-конкурсы «Алтын майдан-

Якутия», «Бриллиантовые нотки», «Радуга детства» а также участие в выездных конкурсах за

пределами республики; итд.

- реализация программы во время каникул, карантина и актированных дней – с применением

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (рассылку заданий

через приложение WhatsApp Messenger, электронную почту, диктофон, голосовое сообщение

и т.д. Также используются диски с фото – видео- записями);

- предоставление возможности учащимся с ограниченными возможностями здоровья

обучаться в индивидуальных группах, а также с основной группой, в зависимости от их

особенностей психофизического развития;

- взаимодействие с социальными партнерами – с Якутским колледжом культуры и искусств, с

радио НВК «Саха», с библиотекой для детей и юношества, с Якутским государственным

объединенным музеем истории и культуры народов Севера им.Ем.Ярославского, с Центром

духовного развития «Арчы», с музеем фольклора, с Готовцевым И.И. - Хоhуун уус, мастером

по изготовлению хомуса и т.д.

- активное участие во всех проводимых мероприятиях, концертах, проводимых студией,

Программа содержит авторские методические разработки по содержанию.

Структура общеразвивающей общеобразовательной программы фольклорного кружка

«Терут доргоон»

Фольклорный кружок «Терут доргоон»

учащиеся 3д класса

Понятие о фольклоре.

Понятие народа саха о вселенной.

Загадки.

Пословицы.

Предания и мифы.

Скороговорки.

Танец-осуохай.

Чарующие звуки хомуса.

Обряды, обычаи.

Настольные игры якутов.

Народная песня – тойук.

Народное пение.

Национальный праздник–ысыах.

Традиционные верования якутов.

Малая и большая Родина.

Проектная деятельность.

Досуговая деятельность.

Экскурсии, походы.

Выступления на мероприятиях и

конкурсах

Экскурсии, выезды

- Походы на природу;

- Игры: здоровьесберегающие на каждом занятии; сюжетно-ролевые игры; настольные

игры;

- Концерты, прослушивания, праздники;

- Открытое занятие;

- Слушание песен, сказок, олонхо, просмотр фото и видео;

- Инсценировки песен и малых фольклорных форм;

- Дистанционное обучение.

Цель программы: Развитие духовного мира и способностей учащихся через жанры

фольклора и культурных традиций народа Саха.

Задачи:

Развивающие

 Развитие познавательного интереса к традициям народа Саха;

 Развитие духовно-нравственных качеств через приобщение к разным жанрам

фольклора;

 Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности за коллективные

творческие дела;

 Развитие музыкальных и импровизационных способностей, активного восприятия

музыки;

 Развитие речи посредством малых форм фольклора;

 Развитие коммуникативных качеств;

 Развитие исполнительских навыков в области пения, музицирования, движения.

Обучающие

 Ознакомление учащихся с якутским народным, поэтическим и музыкальным

творчеством, традиционными праздниками;

 Углубление знаний учащихся о жанрах фольклора и об истории хомуса, свойствах и

возможностях музыки хомуса;

 Формирование навыков анализа видов устного народного творчества народа Саха.

Воспитывающие

 Формирование и повышение культуры общения, поведения и социальной активности

учащихся;

 Формирование нравственных ценностей культуры народа Саха;

 Воспитание у учащихся любви и уважения к культуре своего народа;

 Воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре других народов.

Ожидаемые результаты:

По итогам первого года обучения учащиеся должны знать:

- Знать правила техники безопасности и противопожарной безопасности.

- Основные понятия: «история», «предки», «Родина», «Древо жизни», «народное

творчество», «род», «народ», «человечество»;

- Различные жанры детского фольклора: загадки, пословицы, скороговорки, считалки;

- Понятие о вселенной.

Учащиеся должны уметь:

- Проявлять творчество и фантазию;

- Ориентироваться в игровом пространстве, взаимодействовать в игре, оказывать друг

другу помощь;

- Использовать элементы народного танца в игре – осуохай;

- Организовывать настольную игру;

- Учиться работать с литературой и информационными источниками;

- Играть на хомусе несложные композиции;

- Выступать перед публикой.

- Пословицы, поговорки и скороговорки о труде;

- Предания и рассказы о силачах, защитниках слабых, бедных;

- Тексты разучиваемых песен благословления – тойук;

- Особенности народного праздника ысыах;

- Традиционные верования якутов.

- Различать особенность народного праздника ысыах;

- Организовывать настольные игры;

- Рассказывать предания и рассказы;

- Самостоятельно заводить хоровод.

- Логически осмысливать загадки

- Четко произносить скороговорки;

- Заводить хороводный танец – осуохай;

- Коллективно играть на хомусе, импровизировать говор птиц и уток;

- Исполнять песни – тойук;

- Выступать на сцене;

- Публично показывать свои творческие достижения.

Учащиеся должны иметь достижения в конкурсах разного уровня.

- Этапы жизни происхождения якутов;

- Понятия: «обычаи», «обряды», «оберег»;

- Глубже ознакомиться с видами настольных игр;

- Предания и мифы;

- Применять пословицы в обыденной жизни;

- Находить отличительные черты якутского народного костюма;

- Выражать себя в народном творчестве;

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

- Свободно выступать на сцене;

- Достигать результатов в конкурсах различного уровня;

- Танцевать ссуохай по-якутски и северный танец-Һээдьэ;

- Играть на хомусе сольно и коллективно, самостоятельно импровизировать;

- Петь народные песни;

- правильно излагать свои мысли.

Учебно-тематический план и содержание

Темы

Содержание

Кол-

во

часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

1

Введение в ОП

Инструктаж по ТБ и ПБ.

1

2

Понятие о

фольклоре.

Понятие о фольклоре.

1

3-4

Понятие народа

саха о

вселенной.

Представление древних якутов о 3

мирах. Девять небес верхнего мира и их

обитатели – бессмертные высшие духи,

покровители земной жизни. Обряд

почитания высших духов.

2

5-6

Загадки.

Пословицы.

Загадывание загадок, чтение и

заучивание пословиц, применение

их в жизни

2

7-8

Скороговорки.

Разновидности и художественные

особенности жанра скороговорки.

2

Упражнения на четкое произношение.

Упражнение над дыханием.

Заучивание текста Конкурс

скороговорок.

9-10

Танец-осуохай.

Прослушивание СД-дисков о

разновидностях осуохая. Известные

запевалы осуохая. Дыхательная

гимнастика. Упражнения в исполнении,

сочинении, импровизации.

2

11-15

Народное

пение

.Народные песни. Прослушивание

народных песен. Разучивание народных

и якутских песен для детей.

5

16-21

Чарующие

звуки хомуса.

История варганной музыки хомус. Игра

на хомусе. Упражнение на правильное

дыхание. Коллективная игра на хомусе.

Кузнецы хомуса. Виртуозы варганной

музыки. Известные виртуозы варганной

музыки мира.

Способы игры на хомусе

.хомусотерапия.

Говор птиц и уток на хомусе

Коллективная игра на хомус

.Встреча с Дегтяревой А.

6

22-23

Обряды,

обычаи.

Роль и место охоты в быту якутов.

«Байанай алгыһа». Зимний, летний лов

рыбы. “Балыксыт алгыһа”. Алгыс-песнь

благословленье. Глубокое понимание

человеком связи с природой. Ритуал

исполнения песни-алгыс.

Обрядовые вещи

-Алгыс баһа сыалаах

-Одежда

-Еда,волосы

2

24

Настольные

игры якутов.

Разучивание игр «хабылык»,

«хаамыска». «Тырыыҥка»,

«Куйуурдааһын»

1

25-26

Национальный

праздник–

ысыах.

Разновидности ысыаха.

Благодарственная молитва, мольба о

ниспослании благополучия,

плодородия.

Таҥха – якутская астрология

.Роль божеств

Значение национальной одежды

2

27-28

Наша Родина.

Знакомство с понятиями «род»,

2

«народ», «человечество».

Мой двор – окно в мир

-Встреча солнца

-Жизнь предков

-«Родину, как и родителей на чужбине

29

Проектная

деятельность.

Фольклорная композиция «Удьуор

утумун уһуйан».

1

30-32

Досуговая

деятельность.

Экскурсии в музеи, театры,библиотеки,

дома культур, походы и выезды в

достопримечательности города и

республики

3

33

Итоговое

занятие

Выступление перед родителями

1

34

Выступления

на

мероприятиях и

конкурсах

Участие в мероприятиях, различных

конкурсах

1

Итого:

Планируемые результаты

По завершениюучебного года обучения у учащихся должны проявиться:

- Высокая мотивация к познанию и творчеству;

- Высокая активность в получении качественного образования;

- Удовлетворенность своих интересов, самопознании, определении перспектив своей

жизни и их достижении;

- Осмысленность ценностных установок, осознанность профессионального выбора:

самостоятельность суждений: сформированность нравственных позиций;

- Любовь и уважение к культуре своего народа;

- Уважительное и толерантное отношение к культуре других народов;

- Высокий патриотизм и гражданственность.

Условия реализации программы:

Занятия проводятся в просторном светлом кабинете, распроложенном на 1 этаже ГАПОУ

НШ ЯПК имени С.Ф.Гоголева, соответствующем требованиям СанПин. В кабинете

имеются:

- парты, стулья;

- доска, проектор;

- принтер;

- музыкальные инструменты (хомус,);

- костюмы;

- музыкальный центр;

- настольные игры;

- шкафы с методической литературой;

- аптечка первой медицинской помощи.

Методическое обеспечение программы:

- Тематические папки;

- Сценарии мероприятий;

- Папка поурочного планирования занятий;

- Папка поурочного планирования радиозанятий;

- Папка достижений учащихся;

- Папка портфолио педагога;

- Диски с фото – видео – материалами;

- Учебно-методические пособия, сборники,журналы.

Занятия включают в себя следующие элементы:

1. Организационный момент:

 Приветствие;

 Проверка присутствующих;

2. Игровая разминка:

 Активизация участников;

 Создание непринужденной, доброжелательной атмосферы;

 Повышение сплоченности;

 Эмоциональный настрой на участке в занятии, совместную деятельность;

3. Объявление темы, цели и задач занятия;

4. Подача новой информации в деятельности;

5. Закрепление учебного материала;

6. Подведение итогов, рефлексия;

7. Завершение занятия.

Методы обучения:

1. Словесный (устное изложение, беседа);

2. Наглядный (прослушивание фольклорного материала, показ педагога);

3. Практический (вокально-тренировочное упражнение, разучивание народных движений

– хороводный танец осуохай);

4. Репродуктивный (воспроизведение народных песен, участие в концертах);

5. Исследовательский (овладение методами самостоятельной творческой работы);

6. Здоровьесберегающие технологии – гимнастика для глаз, физкультминутки, различные

настольные игры (хабылык, хаамыска)



В раздел образования