Автор: Мощенко Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Ипатово
Наименование материала: Конспект урока по математике 1 класс
Тема: "Закрепление сложения и вычитания в пределах 10. Решение задач"
Раздел: начальное образование
Урок математики в 1 классе
«Закрепление сложения и вычитания в пределах 10. Решение
задач»
Задачи:
Образовательные (предметные):
Совершенствование умений читать числовые выражения , знания состава
чисел первого десятка.
Развивать умение применения счета, отыскивая правильный ответ.
Совершенствовать навыки счета.
Развивающие (метапредметные):
Регулятивные:
Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность
по ходу выполнения задания.
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Развивать умение работать с разными видами информации.
Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
Работать над использованием знаково-символичных средств.
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей
деятельности на уроке.
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Воспитательные
(личностные):
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности,
положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин
успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской
деятельности.
Группы формируемых компетенций
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности
учебной деятельности.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с
помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё
предположение. (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь
других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе
и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные
УУД).
Форма урока:
Урок - закрепление изученного материала. Проводится в игровой форме.
Оборудование урока : компьютер, мультимедиа проектор с экраном,
презентация.
Ход урока:
Слайд 1.
I. Организационный момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас (на экран проецируется иллюстрация солнышка).
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем. Слайд 2.
- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением.
-Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.
- Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то
новое.
- Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.
Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке! Садитесь!
- Ребята, давайте вспомним наш девиз:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно (на экран проецируется текст девиза).
СЛАЙД 3.
II. Актуализация знаний.
- Какое время года сейчас? Назовите зимние месяцы?
- Какой идет месяц? А по счету какой месяц?
- Какое сегодня число? Завтра какое число? А какой день недели? А по
счету?
- Молодцы. Правила посадки повтрить:
Руки на месте
Ноги на месте
Локти у края
Спинка – прямая.
-
Запишите число, классная работа.
Работа с геометрическим материалом (на доске геометрические фигуры).
Вопрос: Что вы видите на доске?
Задание: Разделить их на 2 группы. Как это можно сделать? (По цвету, по
форме)
-Сколько здесь фигур? Какие?
-Сколько четырехугольников? Каким он стоит по счёту?
-Сколько треугольников? На каком месте он расположен?-
- Сколько кругов?
- Все ли они одинаковые по размеру?
- Каким по счету стоит самый маленький круг?
Задание: Ещё раз внимательно посмотрите на фигуры.
Из конверта достаньте такие же и положите их в том порядке, в котором они
находятся на доске. (На столах конверты с геометрическими фигурами).
Подведение итогов работы: -Проверьте себя. Отгадав загадку, вы узнаете
следующего героя.
- Молодцы! А как вы думаете, какой скоро праздник?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня у нас необычный урок, а урок – игра. С одним из героев сказок мы
поиграем в сказочном лесу. Во время игры будем решать примеры и задачи,
закреплять ваше умение прибавлять, вычитать числа в пределах 10; повторим
состав чисел; последовательность натурального ряда чисел от 1 до 10;
поработаем с геометрическим материалом.
- Наш необыкновенный гость появится лишь в том случае, если вы дружно и
правильно отгадаете загадку.
Загадка:
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки.
Руки - сучки.
Холодный, большой,
Кто я такой? (Снеговик) СЛАЙД 4
ІV. Применение знаний и умений в новой ситуации.
-Наш гость - зимний житель, в тепле он боится растаять, поэтому он решил
подстраховаться и принёс "холодные" задания. Не боитесь замёрзнуть?
ЗАГАДКА: На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
- Что за цветы такие? Я таких не встречала, а вы?
Задание: в тетрадях нарисовать выполнить графический диктант
«Снежинки».
Возьмите синий карандаш (две клетки вниз, 2 клетки слева направо, делим
пополам, а теперь с левого верхнего угла ведем в правый нижний, с левого
нижнего в правый верхний). СЛАЙД 5.
До конца строки (под музыку «Зимняя сказка»)
Что нарисовали?
- Молодцы!
Физминутка:
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Бегать прыгать и играть.
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько елочек у нас.
Дружно хлопнем столько раз,
Сколько шишек у нас.
На носочки выше встанем,
И до облачка достанем!
ЗАГАДКА: Я модница такая, что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блёстки - любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду
Наряд мне одевают всего лишь раз в году. (Ёлка)
- А елочка не простая. А с цифрами. СЛАЙД 6.
Запишите цифры в порядке возрастания. Кто любит наряжать елочку?
- А давайте нарядим елочку...
На елочке выражения. Записать ответ в тетрадь, если правильно, то игрушка
окажется на елке. Решаем, показать ответ из кассы цифр. СЛАЙД 7.
Лютой зимой много птиц погибает от голода.
-А что мы сделали для зимующих птиц, чтобы они пережили трудное
зимнее время?
(
Сделали кормушки и насыпали в них еду). СЛАЙД 8.
-Да ребята, самая простая кормушка может спасти жизни птиц. Кормушки
делаются из разных материалов. Можно сделать из дерева и из пластика и
т.п. В классе мы делали птичкам кормушки и повесили на деревья.
СЛАЙД 8.
V. Обобщение и систематизация знаний.
Повторение частей задачи.
- А снежинки намели целый сугроб! (на доске нарисован сугроб, на сугробе
схема). Давайте попробуем протоптать тропинку. СЛАЙД 9.
- Наш Снеговик куда – то нас ведет по стрелкам. СЛАЙД 10.
- Посмотрите, какой сугроб намело. Идем по стрелкам за Снеговиком.
Вопрос:
- Что за обозначения на нём?
- Что означает буква «У»? Что такое условие задачи?
- Что обозначает буква «В»? Что такое вопрос в задаче?
- В виде чего мы записываем решение задачи? (в виде математического
выражения «Р»).
- Что обозначает буква «О»? Правильно, это ответ!
Гимнастика для глаз «Офтальмотренажер».
Учитель:
- Сейчас мы проведём с вами гимнастику для глаз, чтобы наши глаза немного
отдохнули (на экран проецируется картинка – гимнастика для глаз).
Учитель: Проверим готовность к работе:
Составьте задачу по рисунку.
- О ком эта задача?
- Сколько птиц сидело на дереве?
- Сколько птиц к ним прилетело?
- Сколько птиц стало?
- Назовите главные слова задачи?
- Как узнать сколько птиц стало?
- Составьте ответ.
Нужно составить 2 разных задачи. Коллективное составление и решение
задачи. СЛАЙД 11.
Игра: Решение задач на сложение и вычитание. СЛАЙД 12.
Учитель: Снеговик снова предлагает вам поиграть в снежки, только в
математические. На снежках - задачи.
Задание: Внимательно её прослушайте, найдите среди выражений её решение
и запишите в тетрадь. Варианты решения на доске.
Если вы с заданием справились правильно, значит, снеговик промахнулся,
ну, а если неверно, значит, снежок угодил прямо в вас.
Вопрос: Вы готовы?
Задача №1: На горке 8 ребят. Один скатился вниз. Сколько ребят осталось на
горке?
На доске запись: 8 - 1, 8 + 1
Вопрос: Какое из выражений является решением этой задачи?
- Почему эту задачу нужно решать вычитанием?
- Так сколько осталось ребят на горке?
Задание № 2: На катке каталось 5 мальчиков и 2 девочки.
Вопрос: Почему это не задача?
Поставьте вопрос.
Найдите среди выражений решение, запишите.
Что означает 5? 2? (5+2=7)
Почему решаем сложением?
Так сколько ребят каталось на катке? Чем занимались?
Самостоятельная работа (на проверку случаев сложения и вычитания).
Учитель: Ребята, мне кажется, со снеговиком что - то происходит. Он начал
таять. Не помогли ему его "холодные" задания, тепло от вашей дружной
работы оказалось сильнее.
Но есть средство, которое может спасти снеговика. Вот эти льдинки. Если их
расколдовать, а это сможете сделать только вы, снеговик не растает.
-Вы готовы помочь снеговику?
Задание: записать в тетрадь примеры и решить их. (Индивидуальные
карточки)
-Новый год не может быть без самого главного героя, это Дед Мороз. Но он
приготовил вам тоже задание. Злая вьюга заколдовала письмо Деда Мороза и
намела туда лишние буква. Прочитайте письмо и зачеркните лишние буквы,
что же получится?
Дети! СЛАЙД 13.
Жду вас в гости.
По дороге вас ждут приключения и чудеса.
Дед Мороз.
VII. Итог урока.
Я предлагаю поиграть в игру «Да - нет». Послушайте внимательно правило
игры. Перед вами лежат квадратики красного, синего и зеленого цветов. Я
буду вам читать утверждения. Если вы согласны с утверждением,
выкладываем перед собой красный квадратик. Если не согласны, то
выкладываем синий квадратик. А ели вы не знаете, то зеленый квадратик.
И у вас получится узор.
- Если из числа вычесть то же самое число, получится ноль (красный
квадрат).
- Если к нулю прибавить любое число, получится то же самое число
(красный квадрат).
- Если из числа вычесть единицу, получится следующее число (синий
квадрат).
- Для нахождения суммы используем знак минус (синий квадрат).
- Если к числу прибавить один, получится следующее число (красный
квадрат).
-Числа расположенные левее числа 6, будут меньше 6 (красный квадрат).
Учитель: У меня получился вот такой узор, а у вас? Давайте проверим.
VIII. Рефлексия.
- Сегодня мы с вами много работали. Справились с заданиями Снеговика. Он
принес нам гирлянду из флажков, но не успел ее украсить. Давайте ему
поможем. Кто сегодня все понял, выполнил все задания без затруднений,
возьмите зеленый флажок, у кого еще остались вопросы – желтый, а кому
было совсем трудно – красный.
- Молодцы! Теперь эту гирлянду повесим в классе и порадуемся
наступающему празднику!