Автор: Булышева Наталья Авдеяновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад" № 1
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Речевые игры для детей 6–7 лет. Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.
Раздел: дошкольное образование
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи
– Существительные
1) Игра «Скажи нужное слово»
Задача: закрепить у детей обобщающие понятия, расширить их словарный запас.
Оборудование: мяч.
Описание. Взрослый предлагает ребенку, перебрасывая мяч, называть слова определенной
группы, например: цветы, животные, имена, города. Проигравшим считается тот, кто не
сможет придумать слово, когда у него окажется мяч. Называемые игроками слова не
должны повторяться.
2) Игра «Он - Она - Оно»
Задача: закрепить у детей понятие о роде предметов.
Оборудование: набор картинок, знакомых ребенку, с предметами мужского, женского и
среднего рода.
Описание. Взрослый раскладывает на столе картинки и начинает формировать из них
кучки, объясняя детям, что в первую кладутся предметы, которые можно назвать словом
«он», во вторую - «она» и в третью - «оно». Затем ребенок продолжает раскладывать
картинки самостоятельно. Взрослый при необходимости помогает ему, задавая наводящие
вопросы: Стол - он или она? Яблоко - она или оно?
3) Игра «Подбери родственные слова»
Задача: дать детям представление о родственных словах, т. е. словах, образованных от
одного исходного слова.
Описание. Взрослый объясняет ребенку, что некоторые слова похожи друг на друга
какой-то частью, как родственники, родные люди, поэтому их называют родственными.
Затем он приводит примеры таких слов и показывает соответствующие картинки, выделяя
похожую во всех этих словах часть.
Например, главное слово - СНЕГ : снежный, снежинка, снегопад, снежок, снеговик,
снегирь, Снегурочка. Или главное слово - ДОМ : домик, домишко, домище, домашний,
домовой, домохозяйка. Далее взрослый предлагает ребенку подобрать или придумать
родственные слова к нескольким заданным, используя картинки-подсказки. Например,
можно предложить слова : ЗАЯЦ - зайка, зайчиха, зайчонок, заячий; ЗИМА - зимний,
зимовать, зимушка, зимовка, зимующие; СОЛНЦЕ -солнышко, солнечный, подсолнух;
РОД - родной, родина, родник, родители и т. п.
4) Игра «Один предмет - много предметов»
Задача: совершенствовать грамматический строй речи, научить детей правильно
употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе.
Оборудование: пары предметных картинок с одним и множеством предметов, мяч.
Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком пары картинок, он называет предмет
по картинке в единственном числе, а ребенок - во множественном. При необходимости
взрослый исправляет ошибки ребенка в окончаниях слов во множественном числе. По
мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.
5) Игра «Назови ласково»
Задача: научить детей образовывать и употреблять в речи существительные с
уменьшительно-ласкательным значением.
Оборудование: предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов,
мяч.
Описание. Взрослый показывает предметную картинку и называет по ней большой и
маленький предмет.
Затем начинает называть большой предмет, а ребенок должен образовать слово для
маленького предмета с уменьшительно-ласкательным значением.
Например, стол - столик, стул - стульчик, кольцо - колечко, шапка - шапочка и т. д. По
мере тренировки игру можно проводить без картинок, пере брасывая мяч.
6) Игра «У кого кто?»
Задача: закрепить в активной речи детей названия детенышей животных н птиц.
Оборудование: картины с изображением животных и птиц, вырезанные картинки с
изображением их детенышей, мяч.
Описание. Взрослый предлагает ребенку подобрать животным и птицам подходящих
детенышей, накладывая вырезанные картинки на большие картины.
Когда все маленькие картинки подобраны, ребенок должен правильно назвать и сосчитать
детенышей, отвечая полным ответом на вопрос: «У кого кто?»
Например. У собаки три щенка. У кошки пять котят. У курицы девять цыплят и т. д. По
мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.
7) Игра «Один - Одна - Одно»
Задача: научить детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с
числительными один, два.
Оборудование: картинки с изображением предметов мужского, женского, среднего рода.
Описание. Взрослый вперемешку раскладывает на столе картинки, а затем начинает
формировать три кучки в зависимости от рода существительного и соответствующего ему
числительного. Например: Это карандаш. Он один. Это книга. Она одна. Это яблоко. Оно
одно. Затем ребенок раскладывает остальные картинки самостоятельно, согласуя
существительное с числительным в роде.
8) Игра «Что кому нужно?»
Задача: научить детей правильно употреблять в речи существительные в дательном
падеже.
Оборудование: предметные картинки с изображением знакомых ребенку людей разных
профессий и необходимых им предметов и инструментов.
Описание. Взрослый показывает картинку с изображением человека какой-либо
профессии, а ребенок выбирает из разложенных на столе картинок нужные для нее
предметы и инструменты. Например, врач - фонендоскоп, шприц, лекарство, градусник;
учитель - указка, доска, мел, ручка; парикмахер - ножницы, зеркало, расческа и т. д.
Ребенку в этом возрасте можно предложить картинки с изображением шофера,
милиционера, швеи, продавца, строителя, повара, художника.
– Прилагательные
1) Игра «Замени слово»
Задача: закрепить у детей понятие о противоположных по значению словах.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением антонимов, мяч.
Описание. Взрослый показывает ребенку пары картинок и называет одно слово, а ребенок
должен произнести слово, противоположное по смыслу.
На начальном этапе лучше называть слова - глаголы-действня (открыть - закрыть, встать -
сесть, а затем перейти к существительным, прилагательным и наречиям (высокий -
низкий, день - ночь, веселый - грустный, горячо - холодно и т. д.)
По мере тренировки игру можно проводить в виде перебрасывания мяча, называя при
этом слова, противоположные по значению.
2) Игра «Чей - Чья - Чье - Чьи»
Задача: тренировать детей в образовании притяжательных прилагательных от названий
животных и птиц.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и отдельных их частей.
Описание. Взрослый показывает картинку с животным, называет его, затем задает вопрос
о какой" либо части тела этого животного.
Например: голова чья? - коровья; хвост чей? - коровий, следы чьи? ' коровьи и т. д.
– Глаголы
1) Игра «Доскажи слово»
Задача: совершенствовать у детей навыки словообразования, тренировать их в
запоминании и повторении новых слов - глаголов, образованных путем изменения
приставки.
Описание. Взрослый произносит начало слова - приставку, а ребенок договаривает
недостающую, заранее условленную часть слова - корень - и повторяет слово целиком.
Для игры предлагаются глаголы, образующие множество новых слов с помощью
приставки : нести, идти, ехать, летать, плыть, носить, ходить и т. д.
Например, принести, унести, внести, занести, вынести, перенести; ехать, уехать, приехать,
выехать, въехать, заехать, объехать, отъехать, выехать, переехать, доехать и т. д.
2) Игра «Плавает, бегает, летает»
Задача: тренировать детей в придумывании предметов, подходящих к заданному
действию. Оборудование: мяч.
Описание. Играющие стоят по кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из
детей водящий) бросает мяч кому-либо из детей, называя действие. Поймавший мяч
возвращает его обратно, добавляя подходящий предмет.
Например, летает - птица, самолет, ракета, лебедь, бабочка, вертолет.
3) Игра «Придумай действие»
Задача: научить детей правильно соотносить действия с определенным предметом и
называть их соответствующим глаголом.
Оборудование: мяч.
Описание. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Играющие стоят в
кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает кому-то из
них мяч, называя при этом какой-либо предмет (животное, человека какой-то
определенной профессии, имя мальчика или девочки). Поймавший мяч должен вернуть
его водящему, называя подходящее для этого предмета действие. Например, корова -
мычит; кошка - мяукает, мурлычет, царапается; врач - лечит; пожарник - тушит; Ваня -
прыгает; Оля - играет; Катя -танцует; Дима - рисует и т. д.
– Числительные, наречия, местоимения
1) Игра «Сосчитай предметы»
Задача: тренировать детей в количественном счете предметов, правильно употребляя
окончания в словах.
Оборудование: числа от 1 до 5, предметные картинки с изображением одного, двух, трех,
четырех, пяти предметов; мяч.
Описание. Взрослый называет число и показывает картинку с соответствующим
количеством предметов, а ребенок должен правильно назвать этот предмет в сочетании с
этим числом. Например, один огурец - два огурца - три огурца - пять огурцов; одно яблоко
- два яблока - пять яблок и т. д.
По мере тренировки игру можно проводить на слух, перебрасывая мяч и называя
количество предметов. Например: один арбуз - пять (арбузов).
2) Игра «Еще»
Задача: тренировать детей в образовании сравнительной степени прилагательных.
Оборудование: мяч.
Описание. Взрослый объясняет ребенку, что некоторые признаки предметов можно
сравнить между собой и выразить это сравнение в слове. Он бросает ребенку мяч и
называет признак и сравнительное слово «еще», а ребенок должен вернуть мяч и
правильно образовать сравнительную степень. Например, громкий - еще громче, длинный
- еще длиннее, высокий - еще выше, легко - еще легче и т. д. Если встретилось слово,
сравнительная степень которого образуется другим словом, взрослый должен объяснить
ребенку, как следует правильно произнести такое слово : хорошо - еще лучше, плохо - еще
хуже, много - еще больше, мало - еще меньше.
3) Игра «Мой - Моя - Мое»
Задача: научить детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с
притяжательными местоимениями.
Оборудование: личные вещи (игрушки, одежда, обувь) детей, мешочек.
Описание. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый
незаметно складывает несколько предметов от каждого ребенка в мешочек. Затем,
доставая их из мешка по одному, спрашивает: «Чья футболка (кукла, машинка? Чей
ботинок (шарф, мишка? Чье платье?» и т. д.
– Связная речь
1) Игра «Профессии»
Задача: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку профессий.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий:
продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник,
пожарник, врач.
Описание. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека
данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»;
«Учитель учит детей в школе».
2) Игра «Закончи предложение»
Задача: научить детей составлению простых предложений по картинкам.
Оборудование: предметные картинки.
Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить
предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.
Например, «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет (кость)»;
«Мама испекла (торт)».
3) Игра «Почини предложение»
Задача: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое
чутье.
Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых
слова - существительные в именительном падеже, глаголы - в начальной форме.
Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить,
чтобы получилось нормальное предложение.
Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на,
стекло, сидеть» - «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» - «Я читаю
интересную книгу».
4) Игра «Моя семья»
Задача: научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением членов семьи в различных ситуациях.
Описание. Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?»
Ребенок должен ответить полным предложением.
Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа
чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».
5) Игра «Где спрятана игрушка»
Задача: развить у детей навыки ориентации в пространстве, научить понимать словесную
инструкцию и значение наречий места.
Оборудование: игрушки.
Описание. Взрослый прячет игрушку где-либо на площадке или в комнате и дает ребенку
словесную инструкцию, как ее найти. Например: встань лицом к шкафу, сделай три шага
влево, поищи куклу на полке, между мишкой и матрешкой. Или: дойди прямо до дерева,
обойди его и за нищ под Кустом найдешь машинку. Ребенок должен выполнить заданные
действия, найти спрятанный предмет и ответить полным предложением, где находилась
игрушка: «Кукла была на полке между мишкой и матрешкой. Машинка лежала под
кустом».
6) Игра «Маленькое нужное слово»
Задача: познакомить детей со значением в речи простых предлогов.
Оборудование: окружающие ребенка предметы (игрушки, посуда, мебель, сюжетные
картинки.
Описание. Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги.
Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например:
«Положи куклу (в) коляску. Книга лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По
мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом
по картинке.
7) Игра «Составь рассказ»
Задача: развить связную речь детей.
Оборудование: серия картинок, связанных единым сюжетом.
Описание. Взрослый предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по
порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать
ребенку наводящие вопросы - начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать.
Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и
заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере
тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих
вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.