Напоминание

"Речевые игры на расширение словарного запаса"


Автор: Булышева Наталья Авдеяновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад" № 1
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Речевые игры на расширение словарного запаса"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи

– Существительные

1) Игра «Скажи нужное слово»

Задача: закрепить у детей обобщающие понятия, расширить их словарный запас.

Оборудование: мяч.

Описание. Взрослый предлагает ребенку, перебрасывая мяч, называть слова определенной

группы, например: цветы, животные, имена, города. Проигравшим считается тот, кто не

сможет придумать слово, когда у него окажется мяч. Называемые игроками слова не

должны повторяться.

2) Игра «Он - Она - Оно»

Задача: закрепить у детей понятие о роде предметов.

Оборудование: набор картинок, знакомых ребенку, с предметами мужского, женского и

среднего рода.

Описание. Взрослый раскладывает на столе картинки и начинает формировать из них

кучки, объясняя детям, что в первую кладутся предметы, которые можно назвать словом

«он», во вторую - «она» и в третью - «оно». Затем ребенок продолжает раскладывать

картинки самостоятельно. Взрослый при необходимости помогает ему, задавая наводящие

вопросы: Стол - он или она? Яблоко - она или оно?

3) Игра «Подбери родственные слова»

Задача: дать детям представление о родственных словах, т. е. словах, образованных от

одного исходного слова.

Описание. Взрослый объясняет ребенку, что некоторые слова похожи друг на друга

какой-то частью, как родственники, родные люди, поэтому их называют родственными.

Затем он приводит примеры таких слов и показывает соответствующие картинки, выделяя

похожую во всех этих словах часть.

Например, главное слово - СНЕГ : снежный, снежинка, снегопад, снежок, снеговик,

снегирь, Снегурочка. Или главное слово - ДОМ : домик, домишко, домище, домашний,

домовой, домохозяйка. Далее взрослый предлагает ребенку подобрать или придумать

родственные слова к нескольким заданным, используя картинки-подсказки. Например,

можно предложить слова : ЗАЯЦ - зайка, зайчиха, зайчонок, заячий; ЗИМА - зимний,

зимовать, зимушка, зимовка, зимующие; СОЛНЦЕ -солнышко, солнечный, подсолнух;

РОД - родной, родина, родник, родители и т. п.

4) Игра «Один предмет - много предметов»

Задача: совершенствовать грамматический строй речи, научить детей правильно

употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе.

Оборудование: пары предметных картинок с одним и множеством предметов, мяч.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком пары картинок, он называет предмет

по картинке в единственном числе, а ребенок - во множественном. При необходимости

взрослый исправляет ошибки ребенка в окончаниях слов во множественном числе. По

мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.

5) Игра «Назови ласково»

Задача: научить детей образовывать и употреблять в речи существительные с

уменьшительно-ласкательным значением.

Оборудование: предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов,

мяч.

Описание. Взрослый показывает предметную картинку и называет по ней большой и

маленький предмет.

Затем начинает называть большой предмет, а ребенок должен образовать слово для

маленького предмета с уменьшительно-ласкательным значением.

Например, стол - столик, стул - стульчик, кольцо - колечко, шапка - шапочка и т. д. По

мере тренировки игру можно проводить без картинок, пере брасывая мяч.

6) Игра «У кого кто?»

Задача: закрепить в активной речи детей названия детенышей животных н птиц.

Оборудование: картины с изображением животных и птиц, вырезанные картинки с

изображением их детенышей, мяч.

Описание. Взрослый предлагает ребенку подобрать животным и птицам подходящих

детенышей, накладывая вырезанные картинки на большие картины.

Когда все маленькие картинки подобраны, ребенок должен правильно назвать и сосчитать

детенышей, отвечая полным ответом на вопрос: «У кого кто?»

Например. У собаки три щенка. У кошки пять котят. У курицы девять цыплят и т. д. По

мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.

7) Игра «Один - Одна - Одно»

Задача: научить детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с

числительными один, два.

Оборудование: картинки с изображением предметов мужского, женского, среднего рода.

Описание. Взрослый вперемешку раскладывает на столе картинки, а затем начинает

формировать три кучки в зависимости от рода существительного и соответствующего ему

числительного. Например: Это карандаш. Он один. Это книга. Она одна. Это яблоко. Оно

одно. Затем ребенок раскладывает остальные картинки самостоятельно, согласуя

существительное с числительным в роде.

8) Игра «Что кому нужно?»

Задача: научить детей правильно употреблять в речи существительные в дательном

падеже.

Оборудование: предметные картинки с изображением знакомых ребенку людей разных

профессий и необходимых им предметов и инструментов.

Описание. Взрослый показывает картинку с изображением человека какой-либо

профессии, а ребенок выбирает из разложенных на столе картинок нужные для нее

предметы и инструменты. Например, врач - фонендоскоп, шприц, лекарство, градусник;

учитель - указка, доска, мел, ручка; парикмахер - ножницы, зеркало, расческа и т. д.

Ребенку в этом возрасте можно предложить картинки с изображением шофера,

милиционера, швеи, продавца, строителя, повара, художника.

– Прилагательные

1) Игра «Замени слово»

Задача: закрепить у детей понятие о противоположных по значению словах.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением антонимов, мяч.

Описание. Взрослый показывает ребенку пары картинок и называет одно слово, а ребенок

должен произнести слово, противоположное по смыслу.

На начальном этапе лучше называть слова - глаголы-действня (открыть - закрыть, встать -

сесть, а затем перейти к существительным, прилагательным и наречиям (высокий -

низкий, день - ночь, веселый - грустный, горячо - холодно и т. д.)

По мере тренировки игру можно проводить в виде перебрасывания мяча, называя при

этом слова, противоположные по значению.

2) Игра «Чей - Чья - Чье - Чьи»

Задача: тренировать детей в образовании притяжательных прилагательных от названий

животных и птиц.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и отдельных их частей.

Описание. Взрослый показывает картинку с животным, называет его, затем задает вопрос

о какой" либо части тела этого животного.

Например: голова чья? - коровья; хвост чей? - коровий, следы чьи? ' коровьи и т. д.

– Глаголы

1) Игра «Доскажи слово»

Задача: совершенствовать у детей навыки словообразования, тренировать их в

запоминании и повторении новых слов - глаголов, образованных путем изменения

приставки.

Описание. Взрослый произносит начало слова - приставку, а ребенок договаривает

недостающую, заранее условленную часть слова - корень - и повторяет слово целиком.

Для игры предлагаются глаголы, образующие множество новых слов с помощью

приставки : нести, идти, ехать, летать, плыть, носить, ходить и т. д.

Например, принести, унести, внести, занести, вынести, перенести; ехать, уехать, приехать,

выехать, въехать, заехать, объехать, отъехать, выехать, переехать, доехать и т. д.

2) Игра «Плавает, бегает, летает»

Задача: тренировать детей в придумывании предметов, подходящих к заданному

действию. Оборудование: мяч.

Описание. Играющие стоят по кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из

детей водящий) бросает мяч кому-либо из детей, называя действие. Поймавший мяч

возвращает его обратно, добавляя подходящий предмет.

Например, летает - птица, самолет, ракета, лебедь, бабочка, вертолет.

3) Игра «Придумай действие»

Задача: научить детей правильно соотносить действия с определенным предметом и

называть их соответствующим глаголом.

Оборудование: мяч.

Описание. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Играющие стоят в

кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает кому-то из

них мяч, называя при этом какой-либо предмет (животное, человека какой-то

определенной профессии, имя мальчика или девочки). Поймавший мяч должен вернуть

его водящему, называя подходящее для этого предмета действие. Например, корова -

мычит; кошка - мяукает, мурлычет, царапается; врач - лечит; пожарник - тушит; Ваня -

прыгает; Оля - играет; Катя -танцует; Дима - рисует и т. д.

– Числительные, наречия, местоимения

1) Игра «Сосчитай предметы»

Задача: тренировать детей в количественном счете предметов, правильно употребляя

окончания в словах.

Оборудование: числа от 1 до 5, предметные картинки с изображением одного, двух, трех,

четырех, пяти предметов; мяч.

Описание. Взрослый называет число и показывает картинку с соответствующим

количеством предметов, а ребенок должен правильно назвать этот предмет в сочетании с

этим числом. Например, один огурец - два огурца - три огурца - пять огурцов; одно яблоко

- два яблока - пять яблок и т. д.

По мере тренировки игру можно проводить на слух, перебрасывая мяч и называя

количество предметов. Например: один арбуз - пять (арбузов).

2) Игра «Еще»

Задача: тренировать детей в образовании сравнительной степени прилагательных.

Оборудование: мяч.

Описание. Взрослый объясняет ребенку, что некоторые признаки предметов можно

сравнить между собой и выразить это сравнение в слове. Он бросает ребенку мяч и

называет признак и сравнительное слово «еще», а ребенок должен вернуть мяч и

правильно образовать сравнительную степень. Например, громкий - еще громче, длинный

- еще длиннее, высокий - еще выше, легко - еще легче и т. д. Если встретилось слово,

сравнительная степень которого образуется другим словом, взрослый должен объяснить

ребенку, как следует правильно произнести такое слово : хорошо - еще лучше, плохо - еще

хуже, много - еще больше, мало - еще меньше.

3) Игра «Мой - Моя - Мое»

Задача: научить детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с

притяжательными местоимениями.

Оборудование: личные вещи (игрушки, одежда, обувь) детей, мешочек.

Описание. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый

незаметно складывает несколько предметов от каждого ребенка в мешочек. Затем,

доставая их из мешка по одному, спрашивает: «Чья футболка (кукла, машинка? Чей

ботинок (шарф, мишка? Чье платье?» и т. д.

– Связная речь

1) Игра «Профессии»

Задача: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку профессий.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий:

продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник,

пожарник, врач.

Описание. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека

данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»;

«Учитель учит детей в школе».

2) Игра «Закончи предложение»

Задача: научить детей составлению простых предложений по картинкам.

Оборудование: предметные картинки.

Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить

предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.

Например, «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет (кость)»;

«Мама испекла (торт)».

3) Игра «Почини предложение»

Задача: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое

чутье.

Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых

слова - существительные в именительном падеже, глаголы - в начальной форме.

Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить,

чтобы получилось нормальное предложение.

Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на,

стекло, сидеть» - «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» - «Я читаю

интересную книгу».

4) Игра «Моя семья»

Задача: научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением членов семьи в различных ситуациях.

Описание. Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?»

Ребенок должен ответить полным предложением.

Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа

чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».

5) Игра «Где спрятана игрушка»

Задача: развить у детей навыки ориентации в пространстве, научить понимать словесную

инструкцию и значение наречий места.

Оборудование: игрушки.

Описание. Взрослый прячет игрушку где-либо на площадке или в комнате и дает ребенку

словесную инструкцию, как ее найти. Например: встань лицом к шкафу, сделай три шага

влево, поищи куклу на полке, между мишкой и матрешкой. Или: дойди прямо до дерева,

обойди его и за нищ под Кустом найдешь машинку. Ребенок должен выполнить заданные

действия, найти спрятанный предмет и ответить полным предложением, где находилась

игрушка: «Кукла была на полке между мишкой и матрешкой. Машинка лежала под

кустом».

6) Игра «Маленькое нужное слово»

Задача: познакомить детей со значением в речи простых предлогов.

Оборудование: окружающие ребенка предметы (игрушки, посуда, мебель, сюжетные

картинки.

Описание. Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги.

Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например:

«Положи куклу (в) коляску. Книга лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По

мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом

по картинке.

7) Игра «Составь рассказ»

Задача: развить связную речь детей.

Оборудование: серия картинок, связанных единым сюжетом.

Описание. Взрослый предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по

порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать

ребенку наводящие вопросы - начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать.

Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и

заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере

тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих

вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.



В раздел образования