Автор: Кузьминых Светлана Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ №3 г.Надыма
Населённый пункт: г. Надым, ЯНАО
Наименование материала: учебная программа
Тема: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Занимательная математика"
Раздел: среднее образование
1.
Пояснительная записка
Направленность
«
,
,
»:
.
программы
Считай
думай
смекай
естественнонаучная
Программа направлена на расширение математического кругозора и эрудиции
;
,
учащихся
формирование элементов логической и алгоритмической грамотности
коммуникативных умений младших школьников
с
применением коллективных
.
форм занятий и использованием современных средств обучения
«
,
,
Дополнительная
общеобразовательная
программа
Считай
думай
»
смекай
разработана
:
в соответствии с
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
,
дополнительным общеобразовательным программам утвержденным приказом
09.11. 2018 . № 196 (
Министерства
просвещения
РФ от
г
в
редакции приказа
30.09.2020 №533);
Минпросвещения России от
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
(
) (
общеразвивающих программ включая разноуровневые программы
Приложение
к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
18.11. 2015 № 09-3242);
молодежи Министерства образования и науки РФ от
Требованиями к образовательным программам дополнительного образования
(
11
2006
. №06-1844);
детей письмо Минобрнауки от
декабря
г
2.4.3648-20
«
-
Санитарными
правилами
СП
Санитарно эпидемиологические
,
требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей
»,
и
молодежи
утвержденными
Постановлением
Главного
государственного
28
2020
. №28;
санитарного врача РФ от
сентября
г
1.2.3685-21
«
Санитарными
правилами
и
нормами
СанПиН
Гигиенические
(
)
нормативы и требования к обеспечению безопасности и или безвредности для
»,
человека факторов среды обитания
утвержденными Постановлением Главного
28
2021
№2;
государственного санитарного врача РФ от
января
года
15
2020 . №1441 «
Постановлением Правительства РФ от
сентября
г
Об утверждении
»;
Правил оказания платных образовательных услуг
10.08.2020 N 434 «
Постановление Администрации МО Надымский район от
Об
утверждении
Положения
Об
организации
предоставления
дополнительного
,
образования
детей
в
муниципальных
образовательных
организациях
-
расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало
»;
Ненецкого автономного округа
Постановление
Администрации
муниципального
образования
Надымский
03.
2019
№531
«
район
от
сентября
года
Об
утверждении
Положения
о
персонифицированном дополнительном образовании
детей
на
территории
».
муниципального образования Надымский район
:
Уровень освоения содержания программы
базовый
Актуальность
программы
–
обучение
решению
математических
задач
,
творческого и поискового характера будут
проходить
более успешно
если
.
урочная деятельность дополнится внеурочной работой
В этом может помочь
«
,
,
»,
программа
Считай думай смекай
расширяющий математический кругозор и
,
эрудицию
обучающихся
способствующий
формированию
познавательных
,
,
универсальных учебных действий
функциональной грамотности учащихся
а
.
также общему развитию личности
,
Данная
программа
является
актуальной на
сегодняшний момент
так
как
,
обеспечивает
развитие интеллектуальных общеучебных умений обучающихся
необходимых
для
дальнейшей
самореализации
и
формирования
личности
.
ребенка
Программа
составлена
с
учетом
требований
федерального
государственного стандарта
основного общего образования
и соответствует
.
индивидуальным возрастным особенностям обучающихся
Новизна
,
программы состоит в том что данная программа дополняет и расширяет
,
математические знания прививает интерес к предмету и позволяет использовать
.
эти знания на практике
Педагогическая
целесообразность
«
,
,
»
программы
Считай
думай
смекай
обусловлена
,
тем что именно в школьном возрасте
эмоциональное реагирование
представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего
.
мира
,
Реализация программы принимает
занимательный
,
характер предполагает
.
систему увлекательных игр и упражнений математической направленности
Отличительные
особенности
программы
«
,
,
»
,
Считай думай смекай в том что в неё
,
включено большое
количество заданий на
развитие
логического мышления
,
.
функциональной грамотности памяти и задания исследовательского характера
Цель программы
:
формирование у учащихся интереса к математике как к науке и
на основе соответствующих заданий развитие их математических способностей и
внутренней мотивации к предмету
.
:
Задачи
(
):
Образовательные программные
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
;
математики
;
расширять математические знания
;
учить правильно применять математическую терминологию
,
.
совершенствовать навыки приобретенные на уроках математики
углубление
представления
о
практической
направленности
,
математических знаний развитие умения применять математические
методы при разрешении сюжетных ситуаций
:
Метапредметные
,
умение анализировать предложенные варианты решения задачи выбирать
из
;
них верные
.
умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи
;
умение принимать и сохранять учебную задачу
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
;
условиями её реализации
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
,
, (
учебных заданий с использованием учебной литературы энциклопедий
включая
,
),
,
электронные цифровые
в открытом информационном пространстве в том числе
;
контролируемом пространстве Интернета
-
;
умение использовать знаково символические средства
.
умение формулировать собственное мнение и позицию
:
Личностные
;
умение
проявлять
особый
интерес
к
математике
формировать
потребность в стремлении занять позитивное положение в отношениях
;
с окружающими
;
воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества
воспитывать
уважительное
отношение
к
своему
труду
и
труду
;
окружающих
.
формировать уважительное отношение друг к другу
.
Планируемые результаты изучения учебного курса
:
Программные результаты
:
Учащиеся научатся
Использование приобретённых математических знаний для описания и
,
,
,
объяснения окружающих предметов процессов явлений а также для
.
оценки их количественных и пространственных отношений
,
Овладение
основами
логического
и
алгоритмического
мышления
,
пространственного воображения
и математической речи
основами
,
счёта
,
измерения
прикидки
результата
,
и
его
оценки
наглядного
(
,
,
представления
данных
в
разной
форме
таблицы
схемы
),
диаграммы
.
записи и выполнения алгоритмов
Умения
выполнять
устно и письменно арифметические действия
с
,
,
числами
и
числовыми
выражениями
решать
текстовые
задачи
,
,
выполнять
и строить
алгоритмы и стратегии в
игре
исследовать
,
распознавать
и
изображать
геометрические
фигуры
работать
с
,
,
,
,
таблицами
схемами
графиками
и
диаграммами
цепочками
,
представлять анализировать
.
и интерпретировать данные
:
Изучение данного курса дает учащимся возможность
;
освоить основные приемы решения задач
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения
;
поставленной задачи
познакомиться
и использовать
на практике нестандартные методы
;
решения задач
,
,
повысить
уровень
математической культуры
творческого развития
;
познавательной активности
познакомиться с возможностями использования электронных средств
,
-
,
обучения в том числе интернет ресурсов в ходе подготовки к итоговой
.
аттестации в форме ОГЭ
Личностными
результатами
изучения
курса
являются
формирование
:
следующих умений
.
Целостное восприятие окружающего мира
Развитую мотивацию учебной
деятельности и личностного смысла
,
учения
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и
,
.
способов действий творческий подход к выполнению заданий
,
Рефлексивную самооценку
умение анализировать
свои действия
и
.
управлять ими
.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
:
Метапредметные результаты
Способности
принимать
и
сохранять
цели
и
задачи
учебной
,
деятельности находить
.
средства и способы её осуществления
Овладение
способами
выполнения заданий творческого и поискового
.
характера
,
Умения планировать контролировать и оценивать учебные действия в
,
соответствии с
поставленной задачей и условиями её выполнения
.
определять наиболее эффективные способы достижения результата
-
Способность
использовать
знаково символические
средства
представления информации для создания моделей изучаемых объектов
,
-
и процессов
схем решения учебно познавательных и практических
.
задач
Использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных
технологий
для
решения
коммуникативных
и
.
познавательных задач
,
,
,
Овладение
логическими
действиями
сравнения
анализа
синтеза
,
,
обобщения классификации по родовидовым признакам установления
-
,
,
аналогий и причинно следственных связей построения рассуждений
.
отнесения к известным понятиям
,
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
.
процессами
:
Адресат программы
5-
(11 – 12
).
учащиеся
х классов
лет
:
Объём и срок освоения программы
– 8
срок реализации программы
: 64
,
месяцев
часа из них
21
, 43
.
час теории
часа практики
Форма обучения
:
.
очная
:
Режим занятий
единицей измерения учебного времени и основной формой
-
.
организации учебно воспитательного процесса является учебное занятие
–
.
.
Форма занятий
групповая
Состав групп постоянный Продолжительность
40
.
- 10
одного занятия составляет
мин Перерыв между учебными занятиями
.
1
2
.
минут Занятия проводятся
раз в неделю по
занятия
Продолжительность
занятий
устанавливается
в
зависимости
от
возрастных
и
,
психофизиологических
особенностей
допустимой
нагрузки
учащихся
с
.
учетом действующего СанПиН
Наполняемость
:
10
не менее
человек
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
,
,
Механизмом оценки результатов
получаемых в
ходе реализации программы
.
является контроль программных умений и навыков
Уровень
сформированности
программных
умений
и навыков
и
их
качество
,
определяются
в
рамках
текущего
контроля
промежуточной
аттестации
и
.
аттестации по завершении реализации программы
:
Виды контроля
–
начальный контроль
проводится в начале освоения программы и на
15
25
;
последующих годах обучения с
по
октября
–
20
26
,
12
19
;
промежуточная аттестация
с
по
декабря с
по
мая
–
аттестация по завершению реализации программы
в конце освоения
12
19
.
программы с
по
мая
Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего
.
периода обучения по программе
:
Контроль умений и навыков осуществляется по следующим критериям
владение практическими умениями и навыками
креативность выполнения практических заданий
.
владение коммуникативной культурой
4-
(
2 - 5
).
Оценка УиН осуществляется по
балльной системе от
баллов
,
.
Начальный контроль проводится в форме практических творческих заданий
–
,
,
.
Используемые методы
наблюдение и опрос собеседование решение задач
–
,
Промежуточная
аттестация
в
форме творческой работы игрового занятия
(
,
,
.
.).
конкурс викторина составление кроссворда и т д
Аттестация
по
завершении
реализации
программы
проводится
в
форме
.
тестирования
Содержание аттестации по завершении реализации программы определяется на
основании
содержания
дополнительной
общеразвивающей
программы
и
в
.
соответствии с ее прогнозируемыми результатами
:
Формы контроля
индивидуальная
групповая
фронтальная
:
Методы контроля
(
);
сообщения и доклады мини
;
защита проектов
,
результаты математических викторин конкурсов
(
);
творческий отчет в любой форме по выбору учащихся
.
различные упражнения в устной и письменной форме
.
Также возможно проведение рефлексии самими учащимися
.
Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля
Критерии оценки результатов освоения программы
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих
:
составляющих ее обеспечения
Учебное помещение
соответствует действующим требованиям санитарных норм и
.
правил
-
:
Материально техническое обеспечение
;
компьютер
;
мультимедиа проектор
;
оборудование для практических работ
доска
:
Кадровое обеспечение
.
Педагог дополнительного образования
:
Методическое и дидактическое обеспечение
,
-
,
методические разработки планы конспекты занятий методические указания и
;
рекомендации к практическим занятиям
,
,
;
учебная методическая дополнительная литература
:
,
,
,
развивающие и диагностические процедуры тестовые задания игры викторины
;
кроссворды
:
;
дидактические материалы графические и динамические схемы графические
,
;
,
–
;
знаки обозначающие запреты и предписания таблицы модели
схемы
,
.
учебники учебные пособия в расчете на одного учащегося
2.
Учебный план
№
/
п
п
,
Название раздела темы
Количество часов
Формы
/
аттестации
контроля
Всего
Теория
Практик
а
5
класс
1.
.
Раздел
Из истории математики
1
.
Счет у первобытных людей
2
1
1
Творческая
работа
2
О
происхождении
.
арифметики
2
1
1
Творческая
работа
3
.
Возникновение
денег
Денежная система в Древней
.
Руси
2
2
2
Творческая
работа
4
Как люди научились измерять
.
.
время Изобретение календаря
4
1
3
Творческая
работа
5
6
,
Загадки
связанные
с
.
натуральными числами
2
0
2
Творческая
работа
7
.
Решение логических цепочек
2
0
2
Творческая
работа
8
Знакомство
с
магическим
.
квадратом
2
1
1
Творческая
работа
9
.
Магические квадраты
2
0
2
Творческая
работа
2.
.
Раздел
Числа и вычисления
10
О происхождении и развитии
.
нумерации
2
1
1
Творческая
работа
11
.
Цифры разных народов Буквы
.
«
»
и знаки Игра Кубики
2
1
1
Творческая
работа
12
.
Метрическая
система
мер
.
Задачи на движение
4
1
3
Творческая
работа
13
Знакомство с математическим
.
лото
1
1
0
Творческая
работа
14
«
»
Игра Математическое лото
3
0
3
Творческая
работа
15
.
Логические задачи Задачи со
спичками
2
1
1
Творческая
работа
16
Математические
игры
и
фокусы
2
1
1
Творческая
работа
17
Решение
арифметических
ребусов
2
1
1
Творческая
работа
18
Решение ребусов и логических
задач
2
1
1
Творческая
работа
19
Решение
логических
лабиринтов
1
1
1
Творческая
работа
20
-
Задачи шутки
2
0
2
Творческая
работа
21
Составление математических
,
ребусов математических
,
загадок задач
2
1
1
Творческая
работа
3.
.
Раздел
Геометрические фигуры
22
Путешествие в страну
геометрических фигур
2
1
1
Творческая
работа
23
.
Волшебная точка Волшебные
линии
2
1
1
Творческая
работа
24
Измерение в древности у
.
разных народов Старинные
русские меры
2
1
1
Творческая
работа
25
Решение задач
международной игры
«
»
Кенгуру
2
0
2
Творческая
работа
26
Задачи с многовариантными
решениями
2
1
1
Творческая
работа
4.
.
Раздел
Проекты
27
Знакомство
с
проектной
деятельностью
1
1
0
Творческая
работа
28
Работа
над
творческими
проектами
2
0
2
Проект
29
Защита творческих проектов
2
0
2
Проект
30
Подготовка
к
творческому
«
»
отчету
Мир чисел
4
0
4
Творческая
работа
31
«
Творческий
отчет
Мир
»
математики
2
0
2
Творческая
работа
5
ИТОГО за
класс
64
21
43
3.
Содержание программы
Из истории математики
:
Теория
.
Счёт
у первобытных людей
Первые счётные приборы у разных
.
.
.
народов
Русские
счёты
Вычислительные
машины
О
происхождении
.
.
арифметики Происхождение и развитие письменной нумерации Великие
:
,
.
математики из народа Иван Петров Магницкий
:
Практика
.
.
.
Цифры у разных народов Буквы и знаки Арифметика Магницкого
.
.
Метрическая система мер Измерения в древности у разных народов Старые
.
.
,
русские меры Происхождение дробей Дроби в Древней Греции в Древнем
.
.
Египте Нумерация и дроби на Руси
:
Формы и методы обучения
,
беседа
-
,
частично поисковый исследовательский
;
,
.
проблемный игровой дискуссионный
:
Форма подведения итогов
,
.
собеседование опрос
2.
Числа и вычисления
:
Теория
.
Чётные и нечётные числа
:
Практика
,
,
Сумма и произведение чётных чисел нечётных чисел чётных и
.
,
,
.
нечётных чисел Восстановление цифр при сложении вычитании умножении
«
».
«
,
».
«
Игра
Лесенка
Игра
Попробуй сосчитай
Игра
Отгадай задуманное число
».
«
».
«
».
«
».
«
».
«
Игра
Сто
Игра
Стёртая цифра
Игра
Хоп
Игра
Кубики
Игра
Не
!»
.
.
«
ошибись
Числа в квадрате Число Шехерезады Фокус
Быстрое сложение
».
«
».
.
шестизначных чисел
Фокус
Опять пять
Задачи на отгадывание чисел
.
«
».
Задачи на делимость чисел Математический вечер Мир чисел
:
Формы и методы обучения
,
-
,
беседа частично поисковый исследовательский
;
,
.
проблемный игровой дискуссионный
:
Форма подведения итогов
,
.
собеседование опрос
3.
.
.
Геометрические фигуры Измерение геометрических фигур
:
Теория
.
.
Нахождение площади фигур Нахождение объёма фигур
:
Практика
:
Проверка
наблюдательности
сопоставление
геометрических
.
.
фигур
Разделение
геометрических
фигур
на
части
Геометрические
.
,
.
головоломки
Старинные
меры
измерения
длины
площади
Равные
.
.
геометрические фигуры Построение золотого сечения
Исследование ряда
.
,
.
Фибоначчи и золотого сечения Паркеты мозаики Исследование построения
,
.
геометрических художественных паркетов Практическое занятие
с целью
,
исследования
объектов
архитектуры
на
наличие
в
них
элементов
.
содержащих симметрию и Золотое сечение
Задачи на перекраивание и
.
.
.
разрезания Задачи на вычисление площадей Задачи на вычисление объемов
–
.
Практикум
исследование
решения
задач
геометрического
характера
,
Экскурсия по городу с целью изучения применения симметрии и асимметрии
.
и Золотого Сечения в архитектуре города
:
Формы и методы обучения
,
беседа
-
,
частично поисковый исследовательский
;
,
.
проблемный игровой дискуссионный
:
Форма подведения итогов
,
.
собеседование опрос
5.
.
Проекты
:
Теория
.
Знакомство с проектной деятельностью
:
Практика
«
,
,
»
Проект индивидуальный Меры длины веса площади
«
»
Проект групповой Геометрические фигуры
,
«
»
Проект групповой краткосрочный Ремонт классного кабинета
,
«
»
Проект коллективный краткосрочный Сказочный задачник
,
«
»
Проект групповой краткосрочный Что мы едим
:
Формы и методы обучения
,
,
беседа
демонстрации
-
,
частично поисковый
;
,
.
исследовательский проблемный игровой дискуссионный
:
Форма подведения итогов
,
.
собеседование защита проекта
4.
Методическое обеспечение
(
,
Обеспечение программы методическими видами продукции разработки игр
,
,
,
,
.
.);
бесед походов экскурсий конкурсов конференций и т д
,
рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ
по
.
.;
постановке экспериментов или опытов и т д
,
дидактический и лекционный материалы методики по исследовательской
,
работе
.
.
тематика опытнической или исследовательской работы и т д
-
методы обучения
(
,
;
-
словесный
наглядный
практический
объяснительно
,
,
-
,
иллюстративный
репродуктивный
частично поисковый
исследовательский
;
,
,
.)
(
,
проблемный игровой дискуссионный проектный и др
и воспитания убеждение
,
,
,
.)
поощрение упражнение стимулирование мотивация и др
-
:
формы организации
образовательной
деятельности
,
индивидуальная
-
.
индивидуально групповая и групповая
-
формы организации учебного занятия
-
,
,
беседа встреча с интересными людьми
,
,
,
,
,
,
,
диспут
защита проектов
игра
конкурс
конференция
круглый стол
лекция
-
,
«
»,
,
,
,
мастер класс
мозговой штурм
наблюдение
олимпиада
открытое
занятие
,
,
,
,
,
посиделки
праздник
практическое
занятие
представление
презентация
,
,
,
.
семинар соревнование творческая мастерская тренинг
-
педагогические
технологии
-
,
технология
индивидуализации
обучения
,
,
технология
группового обучения
технология
коллективного взаимообучения
,
технология
дифференцированного
обучения
технология
разноуровневого
,
,
,
обучения технология развивающего обучения технология проблемного обучения
,
технология
исследовательской
деятельности
технология
проектной
,
,
деятельности
технология
игровой
деятельности
технология
развития
.
критического мышления через чтение и письмо
-
дидактические
материалы
–
,
,
раздаточные
материалы
инструкционные
,
,
.
технологические карты задания упражнения
5.
Список литературы
1.
,
.
.
:
/
.
.
,
Ананченко К О Алгебра учит рассуждать пособие для учителей
К О Ананченко
.
.
. –
:
.
«
», 2011. – 112
.
Н Г Миндюк
Мозырь Изд дом Белый ветер
с
2.
,
.
.
:
/
.
.
Бартенев Ф А Нестандартные задачи по алгебре
пособие для учителей
Ф А
. –
., 2015. – 96
.
Бартенев
М
с
3.
,
.
.
:
:
Галкин Е В Нестандартные задачи по математике Задачи логического характера
5–11
/
.
.
. –
., 2012. –160
.
книга для учащихся
классов
Е В Галкин
М
с
4.
,
.
.
:
Кордемский
Б А Увлечь школьника математикой
материал для классных и
/
.
.
. –
., 2018. – 112
.
внеклассных занятий
Б А Кордемский
М
с
6.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2021/2022
на
учебный год к дополнительной
общеразвивающей программе естественнонаучной направленности
«
»
Занимательная математика
Календарный учебный график
является
приложением к
программе
и
.
разрабатывается для каждой учебной группы
-
– 32;
Количество учебных недель
-
– 64;
количество учебных дней
-
–
/
даты начала и окончания учебных периодов
октябрь май