Напоминание

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Занимательная математика"


Автор: Кузьминых Светлана Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ №3 г.Надыма
Населённый пункт: г. Надым, ЯНАО
Наименование материала: учебная программа
Тема: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Занимательная математика"
Раздел: среднее образование





Назад




1.

Пояснительная записка

Направленность

«

,

,

»:

.

программы

Считай

думай

смекай

естественнонаучная

Программа направлена на расширение математического кругозора и эрудиции

;

,

учащихся

формирование элементов логической и алгоритмической грамотности

коммуникативных умений младших школьников

с

применением коллективных

.

форм занятий и использованием современных средств обучения

«

,

,

Дополнительная

общеобразовательная

программа

Считай

думай

»

смекай

разработана

:

в соответствии с

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по

,

дополнительным общеобразовательным программам утвержденным приказом

09.11. 2018 . № 196 (

Министерства

просвещения

РФ от

г

в

редакции приказа

30.09.2020 №533);

Минпросвещения России от

Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

(

) (

общеразвивающих программ включая разноуровневые программы

Приложение

к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и

18.11. 2015 № 09-3242);

молодежи Министерства образования и науки РФ от

Требованиями к образовательным программам дополнительного образования

(

11

2006

. №06-1844);

детей письмо Минобрнауки от

декабря

г

2.4.3648-20

«

-

Санитарными

правилами

СП

Санитарно эпидемиологические

,

требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей

»,

и

молодежи

утвержденными

Постановлением

Главного

государственного

28

2020

. №28;

санитарного врача РФ от

сентября

г

1.2.3685-21

«

Санитарными

правилами

и

нормами

СанПиН

Гигиенические

(

)

нормативы и требования к обеспечению безопасности и или безвредности для

»,

человека факторов среды обитания

утвержденными Постановлением Главного

28

2021

№2;

государственного санитарного врача РФ от

января

года

15

2020 . №1441 «

Постановлением Правительства РФ от

сентября

г

Об утверждении

»;

Правил оказания платных образовательных услуг

10.08.2020 N 434 «

Постановление Администрации МО Надымский район от

Об

утверждении

Положения

Об

организации

предоставления

дополнительного

,

образования

детей

в

муниципальных

образовательных

организациях

-

расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало

»;

Ненецкого автономного округа

Постановление

Администрации

муниципального

образования

Надымский

03.

2019

№531

«

район

от

сентября

года

Об

утверждении

Положения

о

персонифицированном дополнительном образовании

детей

на

территории

».

муниципального образования Надымский район

:

Уровень освоения содержания программы

базовый

Актуальность

программы

обучение

решению

математических

задач

,

творческого и поискового характера будут

проходить

более успешно

если

.

урочная деятельность дополнится внеурочной работой

В этом может помочь

«

,

,

»,

программа

Считай думай смекай

расширяющий математический кругозор и

,

эрудицию

обучающихся

способствующий

формированию

познавательных

,

,

универсальных учебных действий

функциональной грамотности учащихся

а

.

также общему развитию личности

,

Данная

программа

является

актуальной на

сегодняшний момент

так

как

,

обеспечивает

развитие интеллектуальных общеучебных умений обучающихся

необходимых

для

дальнейшей

самореализации

и

формирования

личности

.

ребенка

Программа

составлена

с

учетом

требований

федерального

государственного стандарта

основного общего образования

и соответствует

.

индивидуальным возрастным особенностям обучающихся

Новизна

,

программы состоит в том что данная программа дополняет и расширяет

,

математические знания прививает интерес к предмету и позволяет использовать

.

эти знания на практике

Педагогическая

целесообразность

«

,

,

»

программы

Считай

думай

смекай

обусловлена

,

тем что именно в школьном возрасте

эмоциональное реагирование

представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего

.

мира

,

Реализация программы принимает

занимательный

,

характер предполагает

.

систему увлекательных игр и упражнений математической направленности

Отличительные

особенности

программы

«

,

,

»

,

Считай думай смекай в том что в неё

,

включено большое

количество заданий на

развитие

логического мышления

,

.

функциональной грамотности памяти и задания исследовательского характера

Цель программы

:

формирование у учащихся интереса к математике как к науке и

на основе соответствующих заданий развитие их математических способностей и

внутренней мотивации к предмету

.

:

Задачи

(

):

Образовательные программные

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной

;

математики

;

расширять математические знания

;

учить правильно применять математическую терминологию

,

.

совершенствовать навыки приобретенные на уроках математики

углубление

представления

о

практической

направленности

,

математических знаний развитие умения применять математические

методы при разрешении сюжетных ситуаций

:

Метапредметные

,

умение анализировать предложенные варианты решения задачи выбирать

из

;

них верные

.

умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи

;

умение принимать и сохранять учебную задачу

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

;

условиями её реализации

умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

,

, (

учебных заданий с использованием учебной литературы энциклопедий

включая

,

),

,

электронные цифровые

в открытом информационном пространстве в том числе

;

контролируемом пространстве Интернета

-

;

умение использовать знаково символические средства

.

умение формулировать собственное мнение и позицию

:

Личностные

;

умение

проявлять

особый

интерес

к

математике

формировать

потребность в стремлении занять позитивное положение в отношениях

;

с окружающими

;

воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества

воспитывать

уважительное

отношение

к

своему

труду

и

труду

;

окружающих

.

формировать уважительное отношение друг к другу

.

Планируемые результаты изучения учебного курса

:

Программные результаты

:

Учащиеся научатся

Использование приобретённых математических знаний для описания и

,

,

,

объяснения окружающих предметов процессов явлений а также для

.

оценки их количественных и пространственных отношений

,

Овладение

основами

логического

и

алгоритмического

мышления

,

пространственного воображения

и математической речи

основами

,

счёта

,

измерения

прикидки

результата

,

и

его

оценки

наглядного

(

,

,

представления

данных

в

разной

форме

таблицы

схемы

),

диаграммы

.

записи и выполнения алгоритмов

Умения

выполнять

устно и письменно арифметические действия

с

,

,

числами

и

числовыми

выражениями

решать

текстовые

задачи

,

,

выполнять

и строить

алгоритмы и стратегии в

игре

исследовать

,

распознавать

и

изображать

геометрические

фигуры

работать

с

,

,

,

,

таблицами

схемами

графиками

и

диаграммами

цепочками

,

представлять анализировать

.

и интерпретировать данные

:

Изучение данного курса дает учащимся возможность

;

освоить основные приемы решения задач

овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения

;

поставленной задачи

познакомиться

и использовать

на практике нестандартные методы

;

решения задач

,

,

повысить

уровень

математической культуры

творческого развития

;

познавательной активности

познакомиться с возможностями использования электронных средств

,

-

,

обучения в том числе интернет ресурсов в ходе подготовки к итоговой

.

аттестации в форме ОГЭ

Личностными

результатами

изучения

курса

являются

формирование

:

следующих умений

.

Целостное восприятие окружающего мира

Развитую мотивацию учебной

деятельности и личностного смысла

,

учения

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и

,

.

способов действий творческий подход к выполнению заданий

,

Рефлексивную самооценку

умение анализировать

свои действия

и

.

управлять ими

.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

:

Метапредметные результаты

Способности

принимать

и

сохранять

цели

и

задачи

учебной

,

деятельности находить

.

средства и способы её осуществления

Овладение

способами

выполнения заданий творческого и поискового

.

характера

,

Умения планировать контролировать и оценивать учебные действия в

,

соответствии с

поставленной задачей и условиями её выполнения

.

определять наиболее эффективные способы достижения результата

-

Способность

использовать

знаково символические

средства

представления информации для создания моделей изучаемых объектов

,

-

и процессов

схем решения учебно познавательных и практических

.

задач

Использование

речевых

средств

и

средств

информационных

и

коммуникационных

технологий

для

решения

коммуникативных

и

.

познавательных задач

,

,

,

Овладение

логическими

действиями

сравнения

анализа

синтеза

,

,

обобщения классификации по родовидовым признакам установления

-

,

,

аналогий и причинно следственных связей построения рассуждений

.

отнесения к известным понятиям

,

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

отражающими существенные связи и отношения между объектами и

.

процессами

:

Адресат программы

5-

(11 – 12

).

учащиеся

х классов

лет

:

Объём и срок освоения программы

– 8

срок реализации программы

: 64

,

месяцев

часа из них

21

, 43

.

час теории

часа практики

Форма обучения

:

.

очная

:

Режим занятий

единицей измерения учебного времени и основной формой

-

.

организации учебно воспитательного процесса является учебное занятие

.

.

Форма занятий

групповая

Состав групп постоянный Продолжительность

40

.

- 10

одного занятия составляет

мин Перерыв между учебными занятиями

.

1

2

.

минут Занятия проводятся

раз в неделю по

занятия

Продолжительность

занятий

устанавливается

в

зависимости

от

возрастных

и

,

психофизиологических

особенностей

допустимой

нагрузки

учащихся

с

.

учетом действующего СанПиН

Наполняемость

:

10

не менее

человек

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

,

,

Механизмом оценки результатов

получаемых в

ходе реализации программы

.

является контроль программных умений и навыков

Уровень

сформированности

программных

умений

и навыков

и

их

качество

,

определяются

в

рамках

текущего

контроля

промежуточной

аттестации

и

.

аттестации по завершении реализации программы

:

Виды контроля

начальный контроль

проводится в начале освоения программы и на

15

25

;

последующих годах обучения с

по

октября

20

26

,

12

19

;

промежуточная аттестация

с

по

декабря с

по

мая

аттестация по завершению реализации программы

в конце освоения

12

19

.

программы с

по

мая

Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего

.

периода обучения по программе

:

Контроль умений и навыков осуществляется по следующим критериям

владение практическими умениями и навыками

креативность выполнения практических заданий

.

владение коммуникативной культурой

4-

(

2 - 5

).

Оценка УиН осуществляется по

балльной системе от

баллов

,

.

Начальный контроль проводится в форме практических творческих заданий

,

,

.

Используемые методы

наблюдение и опрос собеседование решение задач

,

Промежуточная

аттестация

в

форме творческой работы игрового занятия

(

,

,

.

.).

конкурс викторина составление кроссворда и т д

Аттестация

по

завершении

реализации

программы

проводится

в

форме

.

тестирования

Содержание аттестации по завершении реализации программы определяется на

основании

содержания

дополнительной

общеразвивающей

программы

и

в

.

соответствии с ее прогнозируемыми результатами

:

Формы контроля

индивидуальная

групповая

фронтальная

:

Методы контроля

(

);

сообщения и доклады мини

;

защита проектов

,

результаты математических викторин конкурсов

(

);

творческий отчет в любой форме по выбору учащихся

.

различные упражнения в устной и письменной форме

.

Также возможно проведение рефлексии самими учащимися

.

Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля

Критерии оценки результатов освоения программы

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих

:

составляющих ее обеспечения

Учебное помещение

соответствует действующим требованиям санитарных норм и

.

правил

-

:

Материально техническое обеспечение

;

компьютер

;

мультимедиа проектор

;

оборудование для практических работ

доска

:

Кадровое обеспечение

.

Педагог дополнительного образования

:

Методическое и дидактическое обеспечение

,

-

,

методические разработки планы конспекты занятий методические указания и

;

рекомендации к практическим занятиям

,

,

;

учебная методическая дополнительная литература

:

,

,

,

развивающие и диагностические процедуры тестовые задания игры викторины

;

кроссворды

:

;

дидактические материалы графические и динамические схемы графические

,

;

,

;

знаки обозначающие запреты и предписания таблицы модели

схемы

,

.

учебники учебные пособия в расчете на одного учащегося

2.

Учебный план

/

п

п

,

Название раздела темы

Количество часов

Формы

/

аттестации

контроля

Всего

Теория

Практик

а

5

класс

1.

.

Раздел

Из истории математики

1

.

Счет у первобытных людей

2

1

1

Творческая

работа

2

О

происхождении

.

арифметики

2

1

1

Творческая

работа

3

.

Возникновение

денег

Денежная система в Древней

.

Руси

2

2

2

Творческая

работа

4

Как люди научились измерять

.

.

время Изобретение календаря

4

1

3

Творческая

работа

5

6

,

Загадки

связанные

с

.

натуральными числами

2

0

2

Творческая

работа

7

.

Решение логических цепочек

2

0

2

Творческая

работа

8

Знакомство

с

магическим

.

квадратом

2

1

1

Творческая

работа

9

.

Магические квадраты

2

0

2

Творческая

работа

2.

.

Раздел

Числа и вычисления

10

О происхождении и развитии

.

нумерации

2

1

1

Творческая

работа

11

.

Цифры разных народов Буквы

.

«

»

и знаки Игра Кубики

2

1

1

Творческая

работа

12

.

Метрическая

система

мер

.

Задачи на движение

4

1

3

Творческая

работа

13

Знакомство с математическим

.

лото

1

1

0

Творческая

работа

14

«

»

Игра Математическое лото

3

0

3

Творческая

работа

15

.

Логические задачи Задачи со

спичками

2

1

1

Творческая

работа

16

Математические

игры

и

фокусы

2

1

1

Творческая

работа

17

Решение

арифметических

ребусов

2

1

1

Творческая

работа

18

Решение ребусов и логических

задач

2

1

1

Творческая

работа

19

Решение

логических

лабиринтов

1

1

1

Творческая

работа

20

-

Задачи шутки

2

0

2

Творческая

работа

21

Составление математических

,

ребусов математических

,

загадок задач

2

1

1

Творческая

работа

3.

.

Раздел

Геометрические фигуры

22

Путешествие в страну

геометрических фигур

2

1

1

Творческая

работа

23

.

Волшебная точка Волшебные

линии

2

1

1

Творческая

работа

24

Измерение в древности у

.

разных народов Старинные

русские меры

2

1

1

Творческая

работа

25

Решение задач

международной игры

«

»

Кенгуру

2

0

2

Творческая

работа

26

Задачи с многовариантными

решениями

2

1

1

Творческая

работа

4.

.

Раздел

Проекты

27

Знакомство

с

проектной

деятельностью

1

1

0

Творческая

работа

28

Работа

над

творческими

проектами

2

0

2

Проект

29

Защита творческих проектов

2

0

2

Проект

30

Подготовка

к

творческому

«

»

отчету

Мир чисел

4

0

4

Творческая

работа

31

«

Творческий

отчет

Мир

»

математики

2

0

2

Творческая

работа

5

ИТОГО за

класс

64

21

43

3.

Содержание программы

Из истории математики

:

Теория

.

Счёт

у первобытных людей

Первые счётные приборы у разных

.

.

.

народов

Русские

счёты

Вычислительные

машины

О

происхождении

.

.

арифметики Происхождение и развитие письменной нумерации Великие

:

,

.

математики из народа Иван Петров Магницкий

:

Практика

.

.

.

Цифры у разных народов Буквы и знаки Арифметика Магницкого

.

.

Метрическая система мер Измерения в древности у разных народов Старые

.

.

,

русские меры Происхождение дробей Дроби в Древней Греции в Древнем

.

.

Египте Нумерация и дроби на Руси

:

Формы и методы обучения

,

беседа

-

,

частично поисковый исследовательский

;

,

.

проблемный игровой дискуссионный

:

Форма подведения итогов

,

.

собеседование опрос

2.

Числа и вычисления

:

Теория

.

Чётные и нечётные числа

:

Практика

,

,

Сумма и произведение чётных чисел нечётных чисел чётных и

.

,

,

.

нечётных чисел Восстановление цифр при сложении вычитании умножении

«

».

«

,

».

«

Игра

Лесенка

Игра

Попробуй сосчитай

Игра

Отгадай задуманное число

».

«

».

«

».

«

».

«

».

«

Игра

Сто

Игра

Стёртая цифра

Игра

Хоп

Игра

Кубики

Игра

Не

.

.

«

ошибись

Числа в квадрате Число Шехерезады Фокус

Быстрое сложение

».

«

».

.

шестизначных чисел

Фокус

Опять пять

Задачи на отгадывание чисел

.

«

».

Задачи на делимость чисел Математический вечер Мир чисел

:

Формы и методы обучения

,

-

,

беседа частично поисковый исследовательский

;

,

.

проблемный игровой дискуссионный

:

Форма подведения итогов

,

.

собеседование опрос

3.

.

.

Геометрические фигуры Измерение геометрических фигур

:

Теория

.

.

Нахождение площади фигур Нахождение объёма фигур

:

Практика

:

Проверка

наблюдательности

сопоставление

геометрических

.

.

фигур

Разделение

геометрических

фигур

на

части

Геометрические

.

,

.

головоломки

Старинные

меры

измерения

длины

площади

Равные

.

.

геометрические фигуры Построение золотого сечения

Исследование ряда

.

,

.

Фибоначчи и золотого сечения Паркеты мозаики Исследование построения

,

.

геометрических художественных паркетов Практическое занятие

с целью

,

исследования

объектов

архитектуры

на

наличие

в

них

элементов

.

содержащих симметрию и Золотое сечение

Задачи на перекраивание и

.

.

.

разрезания Задачи на вычисление площадей Задачи на вычисление объемов

.

Практикум

исследование

решения

задач

геометрического

характера

,

Экскурсия по городу с целью изучения применения симметрии и асимметрии

.

и Золотого Сечения в архитектуре города

:

Формы и методы обучения

,

беседа

-

,

частично поисковый исследовательский

;

,

.

проблемный игровой дискуссионный

:

Форма подведения итогов

,

.

собеседование опрос

5.

.

Проекты

:

Теория

.

Знакомство с проектной деятельностью

:

Практика

«

,

,

»

Проект индивидуальный Меры длины веса площади

«

»

Проект групповой Геометрические фигуры

,

«

»

Проект групповой краткосрочный Ремонт классного кабинета

,

«

»

Проект коллективный краткосрочный Сказочный задачник

,

«

»

Проект групповой краткосрочный Что мы едим

:

Формы и методы обучения

,

,

беседа

демонстрации

-

,

частично поисковый

;

,

.

исследовательский проблемный игровой дискуссионный

:

Форма подведения итогов

,

.

собеседование защита проекта

4.

Методическое обеспечение

(

,

Обеспечение программы методическими видами продукции разработки игр

,

,

,

,

.

.);

бесед походов экскурсий конкурсов конференций и т д

,

рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ

по

.

.;

постановке экспериментов или опытов и т д

,

дидактический и лекционный материалы методики по исследовательской

,

работе

.

.

тематика опытнической или исследовательской работы и т д

-

методы обучения

(

,

;

-

словесный

наглядный

практический

объяснительно

,

,

-

,

иллюстративный

репродуктивный

частично поисковый

исследовательский

;

,

,

.)

(

,

проблемный игровой дискуссионный проектный и др

и воспитания убеждение

,

,

,

.)

поощрение упражнение стимулирование мотивация и др

-

:

формы организации

образовательной

деятельности

,

индивидуальная

-

.

индивидуально групповая и групповая

-

формы организации учебного занятия

-

,

,

беседа встреча с интересными людьми

,

,

,

,

,

,

,

диспут

защита проектов

игра

конкурс

конференция

круглый стол

лекция

-

,

«

»,

,

,

,

мастер класс

мозговой штурм

наблюдение

олимпиада

открытое

занятие

,

,

,

,

,

посиделки

праздник

практическое

занятие

представление

презентация

,

,

,

.

семинар соревнование творческая мастерская тренинг

-

педагогические

технологии

-

,

технология

индивидуализации

обучения

,

,

технология

группового обучения

технология

коллективного взаимообучения

,

технология

дифференцированного

обучения

технология

разноуровневого

,

,

,

обучения технология развивающего обучения технология проблемного обучения

,

технология

исследовательской

деятельности

технология

проектной

,

,

деятельности

технология

игровой

деятельности

технология

развития

.

критического мышления через чтение и письмо

-

дидактические

материалы

,

,

раздаточные

материалы

инструкционные

,

,

.

технологические карты задания упражнения

5.

Список литературы

1.

,

.

.

:

/

.

.

,

Ананченко К О Алгебра учит рассуждать пособие для учителей

К О Ананченко

.

.

. –

:

.

«

», 2011. – 112

.

Н Г Миндюк

Мозырь Изд дом Белый ветер

с

2.

,

.

.

:

/

.

.

Бартенев Ф А Нестандартные задачи по алгебре

пособие для учителей

Ф А

. –

., 2015. – 96

.

Бартенев

М

с

3.

,

.

.

:

:

Галкин Е В Нестандартные задачи по математике Задачи логического характера

5–11

/

.

.

. –

., 2012. –160

.

книга для учащихся

классов

Е В Галкин

М

с

4.

,

.

.

:

Кордемский

Б А Увлечь школьника математикой

материал для классных и

/

.

.

. –

., 2018. – 112

.

внеклассных занятий

Б А Кордемский

М

с

6.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2021/2022

на

учебный год к дополнительной

общеразвивающей программе естественнонаучной направленности

«

»

Занимательная математика

Календарный учебный график

является

приложением к

программе

и

.

разрабатывается для каждой учебной группы

-

– 32;

Количество учебных недель

-

– 64;

количество учебных дней

-

/

даты начала и окончания учебных периодов

октябрь май



В раздел образования