Автор: Гришина Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 1619 им. Цветаевой"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: Ознакомление с традициями и ведением хозяйства через сказку
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Тема: «Ознакомление с традициями и ведением хозяйства
через сказку»
Народ из поколения в поколение передаёт свой социальный опыт, своё
духовное богатство, свои исторические приобретения. Каждая нация, каждый
народ имеет свои обычаи, свои традиции, которые вырабатывались на
протяжении многих столетий, освещались веками и определяют
национальную культуру.
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые
из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Народные традиции открывают огромные возможности для детей,
давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности.
Они помогают выработать способность управлять собственными действиями,
переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами
других людей, требованиями общественного долга.
В качестве основных средств воспитания детей дошкольного возраста
педагоги используют все компоненты народной культуры: фольклор, песни,
сказки, пословицы, поговорки, праздники.
Именно сказки знакомят детей с традициями народа, ремеслом,
ведением хозяйства. Они передают образ и уклад крестьянской семьи (мужик
был землепашцем, охотником, рыболовом, охотником, ремесленником; а вот
княжичи и царевичи обучались военному делу, как вести себя в заморских
царствах, как разговаривать с иностранными гостями, как держать в руке
меч-кладенец. Сказки и по сей день не утратили своего предназначения. Они
любимы детьми.
СКАЗКА – жанр устного народного творчества, в котором
заложен большой эстетический потенциал, проявляющийся в
красочном, романтическом изображении сказочного мира, идеализации
положительных героев, обязательном счастливом конце, в
увлечённости, которая соединяется с поучительностью. Сказочный
сюжет отображает четкость и динамичность развития действий,
многоэпизадичность, драматическое напряжение, законченность.
Специфика композиции сказки – наличие начала и окончания, повторение
эпизодов, трёхлесничное построение сюжета. Богатая, колоритная речь
сказок завораживает, вызывает красочные образы, взбудораживает
воображение.
Разнообразные по сюжетам и уровнем использования фантастики
сказки делятся на группы:
1.Про животных.
2.Волшебные.
3.Социально-бытовые.
4.Легенды.
5.Небылицы.
6.Героическо-фантастические.
Самый распространённый вид сказок, который рано становится
известным ребёнку, - сказки о животных. Народные сказки про животных
самый лучший материал для познания ребёнком реальной жизни, реальных
отношений между людьми. В них звери, как и люди, работают, отдыхают,
спорят, разговаривают, конфликтуют, мирятся.
Сказки о животных, волшебные, бытовые, в которых накапливался
вековой экономический опыт народа, используются прежде всего для
воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность,
прилежность, расчетливость и для ознакомления с экономической категорией
«труд».
Сказки утверждают ребёнка в правильных отношениях к миру. Тянут
репку и дед, и баба, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут-потянут, а не
вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули
репку. Конечно, ёмкий художественный смысл этой иронической сказки
станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет.
Тогда сказка обернётся к нему многими гранями. Ребёнку же доступна лишь
та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли
сил в мышке, а без неё не могли вытянуть репку.
Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это
объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил
особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка – ряба»,
«Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживающие внимание ребёнка
особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с
добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют
запоминанию и пониманию.
«Терем-теремок (русская народная сказка)
Цель: формировать понимание необходимости труда, значимости
разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать
эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке
сказочных героев.
Краткое содержание. Стоит в поле теремок. Прибежала к нему
мышка-норушка и стала в нём жить. Потом к ней попросились жить:
лягушка-квакушка, ёжик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.
Вот они все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно
толчёт, лягушка пироги печёт, а петух на подоконнике играет на гармошке,
серый ёжик теремок сторожит. Шёл мимо медведь, захотелось ему в теремке
пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле
успели звери из него выскочить. Попросил медведь у них прощения и
предложил построить новый, большой теремок. Стали звери брёвна носить,
доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.
Вывод: каждый житель теремка имел свои обязанности и хорошо их
выполнял, поэтому всё у них спорилось. Они жили дружно, заботились друг
о друге.
«Мужик и медведь» (русская народная сказка)
Цель: сформировать представление о характере труда сельского
жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку.
Краткое содержание. Посеял мужик репу. Пришёл к нему медведь и
говорит, что «заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай
созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмёт, а вершки –
ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал
медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал.
Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На
другой год мужик посеял на том месте рожь. Поехал жать, а медведь его
дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он
возьмёт корешки, а мужик отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по
вкусу. С тех пор меж ними вражда.
Вывод: благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем
репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и
остался с невкусными вершками и корешками.
«Морозко» (русская народная сказка)
Цель: расширять представления о труде, необходимости
целесообразного ведения домашнего хозяйства; воспитывать эмоционально-
положительное отношение к труду сказочного героя.
Краткое содержание. Жили-были старик со старухой, и было у них
две дочери: одна старухина, а другая старикова. Старухина дочка ничего не
делала, а падчерица трудилась с утра до вечера: готовила еду, наводила
порядок в доме, шила, вязала, работала на огороде, но мачехе всё не
нравилось. Наступила зима. Заставила она старика отвести падчерицу в лес,
там и оставить. И встретила там падчерица Деда Мороза. Обрадовался он
такой помощнице и щедро наградил её. Подарил ей соболью шубу и сундук с
богатыми подарками. Приехала падчерица домой. Увидела мачеха такие
подарки и отправила к Деду Морозу свою родную дочь. Ничего не делала у
Деда Мороза старухина дочь, всё ворчала да сердилась. И наградил он её
сундук с воронами.
Вывод: тяжело жилось падчерице у мачехи. Она много трудилась,
была доброй, трудолюбивой. Поэтому её Дед Мороз щедро наградил.
Старухина дочь не любила трудиться. За что и была одарена сундуком с
воронами. А старухе был дан урок: трудиться должны все члены семьи.
«Мороз Иванович» (В.Ф. Одоевский)
Цель: формировать понимание, что труд – необходимое условие
экономического благополучия человека (семьи); развивать умение
высказывать оценочные суждения о поступках героев сказки.
Краткое содержание. Жили две девочки – Рукодельница да Ленивица.
Рукодельница рано вставала да за дело принималась. Ленивица всё в
постельке лежала, с боку на бок переваливалась. Уронила Рукодельница
ведро в колодец, и пришлось ей отправиться за ним на дно. Здесь она и
помогла печке, яблоньке. Они её угостили. Девочка пирожок и яблочко взяла
с собой. Увидела Рукодельница Мороза Ивановича, угостила его и стала
помогать по хозяйству. Три дня жила у него в гостях: взбивала перину,
прибирала в доме, кушанье готовила, платье старика починила и бельё
заштопала. За доброту и помощь Мороз Иванович наградил девочку
ведёрком, полным серебряных пятачков, и бриллиантом в придачу.
Вернулась она домой. Увидела Ленивица богатые подарки и отправилась за
ними к Морозу Ивановичу. Никому в пути не помогла – ни печке, ни
яблоньке, не ухаживала и за Морозом Ивановичем. За то наградил он её
пребольшим серебряным слитком и большим бриллиантом, но они оказались
льдинками, на солнце и растаяли.
Вывод: Рукодельница много работала, она была трудолюбивой
девочкой, и за это была вознаграждена богатыми подарками. Ленивица
хотела иметь такие же подарки, но не любила работать, за что и получила
лёд, который растаял на солнце.
«Как старик домовничал» (русская народная сказка)
Цель: подвести детей к пониманию необходимости рационального
(целесообразного, экономного) ведения домашнего хозяйства, распределения
обязанностей.
Краткое содержание. Один старик всё ругал свою жену: он работает,
землю пашет, а она сидит дома и ничего не делает. Жена предложила
поменяться делами. Так и сделали: она в поле пахала, а старику совсем мало
дел дала: хлебы испечь, масло сбить да клушку с цыплятами покараулить.
Всего три дела. Хочется старику поскорее все дела переделать. Вот он всех
цыплят на одну ниточку к клушке привязал, хлебы замесил, в печку посажал,
а сам сел масло сбивать. Но коршун налетел, понёс всех цыплят вместе с
клушкой. Старик бегал, бегал, споткнулся, упал. Пахталка, которая была на
спине, разбилась, сметана по спине потекла. И цыплят не отнял, и сметану
пролил, и хлеба в печи в уголь сгорели. Ничего у старика с домашними
делами не получилось. И всё у них пошло как прежде: старик пашет, а
старуха со всеми делами управляется. Только с тех пор перестал старик жену
за безделье ругать.
Вывод: старик понял, что в семье каждый должен выполнять ту
работу, которая у него хорошо получается.
«Экономическая категория – труд»
Народные сказки. Терем-теремок. Хаврошечка. Морозко. Мужик и
медведь. Колобок. Маша и медведь. Три поросёнка. Колосок. Кривенька
качечка.
Авторские сказки.
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».
К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко».
К.И.Чуковский «Федорино горе».
В каждой сказке есть мораль, которая необходима ребёнку, ведь он
должен определять своё место в жизни, усваивать морально-этические нормы
поведения в обществе.
В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не
скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но всё
кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа
добра над злом всегда активизирует чувства ребёнка. Потребность в
справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда
делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для
формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за
справедливость.
Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними
не случилось. Для ребёнка такая особенность сказок очень важна: это та
необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть
освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков
людей.
Так как сказки разные по содержанию, сюжету, отличаются
композиционным построением, методика их использования в разных
возрастных группах специфична. Сказки должны быть подобраны согласно
возрасту детей.
В детском саду для формирования у детей морально-этического
воспитания при помощи сказки используют такие методы:
Информационно-рецепторный метод (ребёнок познаёт мир,
приобретая определённые знания в форме информации).
Репродуктивный метод – конкретные навыки и умения
закрепляются специальными упражнениями и благодаря повторению
способов действий.
Исследовательский метод – обдумываются условия, делаются
специальные ситуации, где ребёнок путём собственных проб и ошибок
самостоятельно находит способы их решения.
Эвристический метод – ребёнок делает открытия до объектов и
явлений окружения и к самому себе, своих сил и способностей.
Опытный метод – приобретенные знания и умения
самостоятельно применяются для решения проблемных задач.
(Опытный, исследовательский и эвристический методы воспитатели
должны использовать чаще, так как они наилучше направляют и развивают
детское творчество).
С целью повышения продуктивности и повышения эффективности
усвоения детьми народных сказок в детском саду используются
такие формы работы:
- чтение сказок;
- рассказывание народных сказок;
- тематическое занятие (разные формы работы объединяются общей
темой);
- театрализация – разыгрывание в ролях знакомой детям сказки;
отображение характерных черт его героев;
- инсценировка – точное и последовательное отображение содержание
сказки детьми при помощи костюмов, разных атрибутов, декораций;
- игры по сюжетам знакомых сказок;
- показ сказки (настольный театр, пальчиковый театр, кукольный
театр);
- просмотр сказок по видео;
- ритмико-речитативное рассказывание по одной ритмической кривой,
с одной интонацией;
- общие беседы по теме: «Моя любимая сказка», «В гостях у сказки»,
«Сказка в гостях у детей»;
- дидактические игры: «С какой сказки герой», «Подбери картинку»,
«Путешествие в прекрасный мир сказок»;
- рассказывание знакомых сказок по картосхемам;
- беседы на морально-этические темы по содержанию сказки;
- самостоятельное составление детьми сказок;
- беседы по содержанию иллюстраций и репродукций художественных
картин по сюжетам сказок;
- праздник сказки в детском саду;
- изготовление книжки-сказки по рисункам детей;
- изготовление калажа к сказке;
- изготовление из оригами сказочных героев;
- проведение викторины: «В гостях у сказка»;
- КВН «Казка вчить – як на світі жить».
Умение рассказывать сказку очень важное педагогическое условие.
Воспитатель, готовясь к рассказыванию сказки, должен хорошо
запомнить текст, чтобы дословно передать начало, повторы, песенки,
образные народные выражения. Следует определить, какие слова, фразы
требуют уточнения, объяснения, продумать приёмы, время и место их
объяснения. Обязательно следует продумывать наглядность. К занятию
приготовить хорошо иллюстрированные детские книжки, набор картинок по
тексту сказки. Иногда надо подготовить детей к пониманию текста – его
содержанию, лексике, образов.
Для полноценного восприятия детьми сказки необходимо создать
спокойную обстановку. Детей посадить так, чтобы они видели воспитателя, а
воспитатель видела детей.
Народные сказки неповторимые, уникальные. Народ отображает в
сказках свои желания, надежду, морально-этические принципы,
многовековой опыт воспитания подрастающего поколения.
Правильная работа со сказкой поможет воспитать у ребёнка
сочувствие, добропорядочность, милосердие – черты которые помогут
формировать настоящего Человека.