Напоминание

Ознакомление с традициями и ведением хозяйства через сказку


Автор: Гришина Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 1619 им. Цветаевой"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: Ознакомление с традициями и ведением хозяйства через сказку
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

Тема: «Ознакомление с традициями и ведением хозяйства

через сказку»

Народ из поколения в поколение передаёт свой социальный опыт, своё

духовное богатство, свои исторические приобретения. Каждая нация, каждый

народ имеет свои обычаи, свои традиции, которые вырабатывались на

протяжении многих столетий, освещались веками и определяют

национальную культуру.

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые

из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Народные традиции открывают огромные возможности для детей,

давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности.

Они помогают выработать способность управлять собственными действиями,

переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами

других людей, требованиями общественного долга.

В качестве основных средств воспитания детей дошкольного возраста

педагоги используют все компоненты народной культуры: фольклор, песни,

сказки, пословицы, поговорки, праздники.

Именно сказки знакомят детей с традициями народа, ремеслом,

ведением хозяйства. Они передают образ и уклад крестьянской семьи (мужик

был землепашцем, охотником, рыболовом, охотником, ремесленником; а вот

княжичи и царевичи обучались военному делу, как вести себя в заморских

царствах, как разговаривать с иностранными гостями, как держать в руке

меч-кладенец. Сказки и по сей день не утратили своего предназначения. Они

любимы детьми.

СКАЗКА – жанр устного народного творчества, в котором

заложен большой эстетический потенциал, проявляющийся в

красочном, романтическом изображении сказочного мира, идеализации

положительных героев, обязательном счастливом конце, в

увлечённости, которая соединяется с поучительностью. Сказочный

сюжет отображает четкость и динамичность развития действий,

многоэпизадичность, драматическое напряжение, законченность.

Специфика композиции сказки – наличие начала и окончания, повторение

эпизодов, трёхлесничное построение сюжета. Богатая, колоритная речь

сказок завораживает, вызывает красочные образы, взбудораживает

воображение.

Разнообразные по сюжетам и уровнем использования фантастики

сказки делятся на группы:

1.Про животных.

2.Волшебные.

3.Социально-бытовые.

4.Легенды.

5.Небылицы.

6.Героическо-фантастические.

Самый распространённый вид сказок, который рано становится

известным ребёнку, - сказки о животных. Народные сказки про животных

самый лучший материал для познания ребёнком реальной жизни, реальных

отношений между людьми. В них звери, как и люди, работают, отдыхают,

спорят, разговаривают, конфликтуют, мирятся.

Сказки о животных, волшебные, бытовые, в которых накапливался

вековой экономический опыт народа, используются прежде всего для

воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность,

прилежность, расчетливость и для ознакомления с экономической категорией

«труд».

Сказки утверждают ребёнка в правильных отношениях к миру. Тянут

репку и дед, и баба, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут-потянут, а не

вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули

репку. Конечно, ёмкий художественный смысл этой иронической сказки

станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет.

Тогда сказка обернётся к нему многими гранями. Ребёнку же доступна лишь

та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли

сил в мышке, а без неё не могли вытянуть репку.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это

объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил

особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка – ряба»,

«Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживающие внимание ребёнка

особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с

добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют

запоминанию и пониманию.

«Терем-теремок (русская народная сказка)

Цель: формировать понимание необходимости труда, значимости

разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать

эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке

сказочных героев.

Краткое содержание. Стоит в поле теремок. Прибежала к нему

мышка-норушка и стала в нём жить. Потом к ней попросились жить:

лягушка-квакушка, ёжик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.

Вот они все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно

толчёт, лягушка пироги печёт, а петух на подоконнике играет на гармошке,

серый ёжик теремок сторожит. Шёл мимо медведь, захотелось ему в теремке

пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле

успели звери из него выскочить. Попросил медведь у них прощения и

предложил построить новый, большой теремок. Стали звери брёвна носить,

доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.

Вывод: каждый житель теремка имел свои обязанности и хорошо их

выполнял, поэтому всё у них спорилось. Они жили дружно, заботились друг

о друге.

«Мужик и медведь» (русская народная сказка)

Цель: сформировать представление о характере труда сельского

жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку.

Краткое содержание. Посеял мужик репу. Пришёл к нему медведь и

говорит, что «заломает» его. Мужик попросил не трогать его. Когда урожай

созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмёт, а вершки –

ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал

медведю ботву, а репу положил на воз и в город продавать поехал.

Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На

другой год мужик посеял на том месте рожь. Поехал жать, а медведь его

дожидается и говорит, что больше он не даст себя обмануть – на этот раз он

возьмёт корешки, а мужик отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по

вкусу. С тех пор меж ними вражда.

Вывод: благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем

репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и

остался с невкусными вершками и корешками.

«Морозко» (русская народная сказка)

Цель: расширять представления о труде, необходимости

целесообразного ведения домашнего хозяйства; воспитывать эмоционально-

положительное отношение к труду сказочного героя.

Краткое содержание. Жили-были старик со старухой, и было у них

две дочери: одна старухина, а другая старикова. Старухина дочка ничего не

делала, а падчерица трудилась с утра до вечера: готовила еду, наводила

порядок в доме, шила, вязала, работала на огороде, но мачехе всё не

нравилось. Наступила зима. Заставила она старика отвести падчерицу в лес,

там и оставить. И встретила там падчерица Деда Мороза. Обрадовался он

такой помощнице и щедро наградил её. Подарил ей соболью шубу и сундук с

богатыми подарками. Приехала падчерица домой. Увидела мачеха такие

подарки и отправила к Деду Морозу свою родную дочь. Ничего не делала у

Деда Мороза старухина дочь, всё ворчала да сердилась. И наградил он её

сундук с воронами.

Вывод: тяжело жилось падчерице у мачехи. Она много трудилась,

была доброй, трудолюбивой. Поэтому её Дед Мороз щедро наградил.

Старухина дочь не любила трудиться. За что и была одарена сундуком с

воронами. А старухе был дан урок: трудиться должны все члены семьи.

«Мороз Иванович» (В.Ф. Одоевский)

Цель: формировать понимание, что труд – необходимое условие

экономического благополучия человека (семьи); развивать умение

высказывать оценочные суждения о поступках героев сказки.

Краткое содержание. Жили две девочки – Рукодельница да Ленивица.

Рукодельница рано вставала да за дело принималась. Ленивица всё в

постельке лежала, с боку на бок переваливалась. Уронила Рукодельница

ведро в колодец, и пришлось ей отправиться за ним на дно. Здесь она и

помогла печке, яблоньке. Они её угостили. Девочка пирожок и яблочко взяла

с собой. Увидела Рукодельница Мороза Ивановича, угостила его и стала

помогать по хозяйству. Три дня жила у него в гостях: взбивала перину,

прибирала в доме, кушанье готовила, платье старика починила и бельё

заштопала. За доброту и помощь Мороз Иванович наградил девочку

ведёрком, полным серебряных пятачков, и бриллиантом в придачу.

Вернулась она домой. Увидела Ленивица богатые подарки и отправилась за

ними к Морозу Ивановичу. Никому в пути не помогла – ни печке, ни

яблоньке, не ухаживала и за Морозом Ивановичем. За то наградил он её

пребольшим серебряным слитком и большим бриллиантом, но они оказались

льдинками, на солнце и растаяли.

Вывод: Рукодельница много работала, она была трудолюбивой

девочкой, и за это была вознаграждена богатыми подарками. Ленивица

хотела иметь такие же подарки, но не любила работать, за что и получила

лёд, который растаял на солнце.

«Как старик домовничал» (русская народная сказка)

Цель: подвести детей к пониманию необходимости рационального

(целесообразного, экономного) ведения домашнего хозяйства, распределения

обязанностей.

Краткое содержание. Один старик всё ругал свою жену: он работает,

землю пашет, а она сидит дома и ничего не делает. Жена предложила

поменяться делами. Так и сделали: она в поле пахала, а старику совсем мало

дел дала: хлебы испечь, масло сбить да клушку с цыплятами покараулить.

Всего три дела. Хочется старику поскорее все дела переделать. Вот он всех

цыплят на одну ниточку к клушке привязал, хлебы замесил, в печку посажал,

а сам сел масло сбивать. Но коршун налетел, понёс всех цыплят вместе с

клушкой. Старик бегал, бегал, споткнулся, упал. Пахталка, которая была на

спине, разбилась, сметана по спине потекла. И цыплят не отнял, и сметану

пролил, и хлеба в печи в уголь сгорели. Ничего у старика с домашними

делами не получилось. И всё у них пошло как прежде: старик пашет, а

старуха со всеми делами управляется. Только с тех пор перестал старик жену

за безделье ругать.

Вывод: старик понял, что в семье каждый должен выполнять ту

работу, которая у него хорошо получается.

«Экономическая категория – труд»

Народные сказки. Терем-теремок. Хаврошечка. Морозко. Мужик и

медведь. Колобок. Маша и медведь. Три поросёнка. Колосок. Кривенька

качечка.

Авторские сказки.

А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».

К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко».

К.И.Чуковский «Федорино горе».

В каждой сказке есть мораль, которая необходима ребёнку, ведь он

должен определять своё место в жизни, усваивать морально-этические нормы

поведения в обществе.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не

скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но всё

кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа

добра над злом всегда активизирует чувства ребёнка. Потребность в

справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда

делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для

формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за

справедливость.

Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними

не случилось. Для ребёнка такая особенность сказок очень важна: это та

необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть

освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков

людей.

Так как сказки разные по содержанию, сюжету, отличаются

композиционным построением, методика их использования в разных

возрастных группах специфична. Сказки должны быть подобраны согласно

возрасту детей.

В детском саду для формирования у детей морально-этического

воспитания при помощи сказки используют такие методы:

Информационно-рецепторный метод (ребёнок познаёт мир,

приобретая определённые знания в форме информации).

Репродуктивный метод – конкретные навыки и умения

закрепляются специальными упражнениями и благодаря повторению

способов действий.

Исследовательский метод – обдумываются условия, делаются

специальные ситуации, где ребёнок путём собственных проб и ошибок

самостоятельно находит способы их решения.

Эвристический метод – ребёнок делает открытия до объектов и

явлений окружения и к самому себе, своих сил и способностей.

Опытный метод – приобретенные знания и умения

самостоятельно применяются для решения проблемных задач.

(Опытный, исследовательский и эвристический методы воспитатели

должны использовать чаще, так как они наилучше направляют и развивают

детское творчество).

С целью повышения продуктивности и повышения эффективности

усвоения детьми народных сказок в детском саду используются

такие формы работы:

- чтение сказок;

- рассказывание народных сказок;

- тематическое занятие (разные формы работы объединяются общей

темой);

- театрализация – разыгрывание в ролях знакомой детям сказки;

отображение характерных черт его героев;

- инсценировка – точное и последовательное отображение содержание

сказки детьми при помощи костюмов, разных атрибутов, декораций;

- игры по сюжетам знакомых сказок;

- показ сказки (настольный театр, пальчиковый театр, кукольный

театр);

- просмотр сказок по видео;

- ритмико-речитативное рассказывание по одной ритмической кривой,

с одной интонацией;

- общие беседы по теме: «Моя любимая сказка», «В гостях у сказки»,

«Сказка в гостях у детей»;

- дидактические игры: «С какой сказки герой», «Подбери картинку»,

«Путешествие в прекрасный мир сказок»;

- рассказывание знакомых сказок по картосхемам;

- беседы на морально-этические темы по содержанию сказки;

- самостоятельное составление детьми сказок;

- беседы по содержанию иллюстраций и репродукций художественных

картин по сюжетам сказок;

- праздник сказки в детском саду;

- изготовление книжки-сказки по рисункам детей;

- изготовление калажа к сказке;

- изготовление из оригами сказочных героев;

- проведение викторины: «В гостях у сказка»;

- КВН «Казка вчить – як на світі жить».

Умение рассказывать сказку очень важное педагогическое условие.

Воспитатель, готовясь к рассказыванию сказки, должен хорошо

запомнить текст, чтобы дословно передать начало, повторы, песенки,

образные народные выражения. Следует определить, какие слова, фразы

требуют уточнения, объяснения, продумать приёмы, время и место их

объяснения. Обязательно следует продумывать наглядность. К занятию

приготовить хорошо иллюстрированные детские книжки, набор картинок по

тексту сказки. Иногда надо подготовить детей к пониманию текста – его

содержанию, лексике, образов.

Для полноценного восприятия детьми сказки необходимо создать

спокойную обстановку. Детей посадить так, чтобы они видели воспитателя, а

воспитатель видела детей.

Народные сказки неповторимые, уникальные. Народ отображает в

сказках свои желания, надежду, морально-этические принципы,

многовековой опыт воспитания подрастающего поколения.

Правильная работа со сказкой поможет воспитать у ребёнка

сочувствие, добропорядочность, милосердие – черты которые помогут

формировать настоящего Человека.



В раздел образования