Напоминание

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста


Автор: Меркулова Алёна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Заволжский филиал ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье детский сад "Алёнушка"
Населённый пункт: село Заволжье, Самарская область
Наименование материала: семинар - практикум
Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Взаимодействия ДОУ с семьей в рамках реализации ФГОС»

Выполнила воспитатель:

Меркулова Алёна Николаевна

Заволжский филиал ГБОУ СОШ №1с.Приволжье

муниципального района Приволжский

Самарской области

детский сад «Алёнушка»

Тема семинара
: «Развитие мелкой моторики рук у детей второй младшей группы»
Форма проведения
: семинар-практикум
Аудитория
: родители младшей группы Количество участников: 10 человек 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук. 3. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.
Ожидаемые результаты
: 1. Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей. 2. Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях. Информационно- техническое обеспечение: 1. «Лучший способ подготовить руку ребенка к письму и развить речь – игра» (выступление воспитателя).
2. Выставка книг по теме собрания. 3. Презентация игр: слайды, фотографии. 4. Памятка «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».
Материалы и оборудование
: 1. Плакаты с высказываниями: • «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов.); • «Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» (В. А.Сухомлинский); • «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» (В.М. Бехтерева) 2. Листы бумаги, простые карандаши. 3. Организация выставки развивающих игр. 4 .Слайды с играми. 5. Пуговицы, фасоль белая и красная, крупа гречневая и рисовая, разноцветные прищепки.
Логика проведения
: Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системы, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его
внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома и прошу вас принять участие «Пальчиковые игры» - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковая игра “Здравствуй, пальчик”. Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: - помогает развивать речь; - развивает эмоциональную выразительность; - повышает работоспособность головного мозга; - развивает внимание, память, воображение; - способствует развитию пространственного мышления; - снимает тревожность. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх. Игры с пуговицами
Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Например, различные виды мозаик или игры с пуговицами, которые развивают внимание, восприятие. Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, а затем попросить ребенка сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, домик, машину и т.д. Игры с сыпучими материалами Игры с крупами не только развивают мелкую моторику, но и помогают совершенствовать сенсорное познание предметов и веществ, развивает чувственное восприятие, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка. Детям можно предложить поиграть в игру «Золушка» - перебирать крупы. Для этого в кастрюлю (миску) помещаем горох и фасоль. Попросите ребенка помочь Вам перебрать и разложить по баночкам или бутылочкам фасоль и горох. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Или попробовать на ощупь определить и достать только горох или только фасоль. Затем можно выложить узор, чередуя по цвету и форме. Аппликация При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика, это еще увлекательный и познавательный процесс. Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые. Он определяет, как расположены фигуры (высоко, низко, в центре, слева, справа). Можно учиться вырезать
ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы, фигурки и клеем закреплять их на листе. Если Вы опасаетесь дать ребенку ножницы, пусть рвет руками цветную бумагу или картинки из журнала, газеты - как получится; а вы будете наклеивать рваные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Игры с прищепками Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика) Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки солнца, ёжика, цветка, зайчика на картонной основе. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, необходимо оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить Надеюсь, я смогла Вас убедить в значимости развития мелкой моторики
и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать пальчики рук. Ведь систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. А сейчас хотелось бы вам предложить подойти к столу и положить в коробочку геометрическую фигуру: и если вам сегодняшний семинар- практикум помог получить знания, которые вы примените к своим детям положите красный кружок, если вам, было, не интересно положите синий квадрат, если вы всё это знаете и применяете на практике со своими детьми, положите жёлтый треугольник. Хочу закончить свой семинар-практикум словами Ольги Высоцкой: Берегите друг друга! Добротой согревайте! Берегите друг друга, Обижать не давайте! Берегите друг друга, Суету позабудьте. И в минуту досуга, Рядом вместе побудьте! Памятка для родителей по развитию мелкой моторики рук: • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики запускать пальцами мелкие «волчки»; • разминать пальцами пластилин, лепить различные поделки;
• сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку; • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку; • застегивать (расстёгивать) пуговицы; • играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки; • выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию; • мять руками поролоновые шарики, губки; • рисовать, раскрашивать, штриховать; • резать (вырезать) ножницами; • выполнять аппликации. Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный труд детей по дому: • уход за комнатными растениями; • водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание)); • разбор круп и т.д.


В раздел образования