Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Меркулова Алёна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Заволжский филиал ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье детский сад "Алёнушка" Населённый пункт: село Заволжье, Самарская область Наименование материала: семинар - практикум Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействия ДОУ с семьей в рамках реализации ФГОС»
Выполнила воспитатель:
Меркулова Алёна Николаевна
Заволжский филиал ГБОУ СОШ №1с.Приволжье
муниципального района Приволжский
Самарской области
детский сад «Алёнушка»
Тема семинара : «Развитие мелкой моторики рук у детей второй младшей
группы»
Форма проведения : семинар-практикум
Аудитория : родители младшей группы
Количество участников: 10 человек
1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.
2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.
3. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития
мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.
Ожидаемые результаты :
1. Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее
непосредственного влияния на речь детей.
2. Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой
моторики в домашних условиях.
Информационно- техническое обеспечение:
1. «Лучший способ подготовить руку ребенка к письму и развить речь –
игра» (выступление воспитателя).
2. Выставка книг по теме собрания.
3. Презентация игр: слайды, фотографии.
4. Памятка «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».
Материалы и оборудование :
1. Плакаты с высказываниями:
• «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки
снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов.);
• «Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев»
(В. А.Сухомлинский);
• «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее
развитию» (В.М. Бехтерева)
2. Листы бумаги, простые карандаши.
3. Организация выставки развивающих игр.
4 .Слайды с играми.
5. Пуговицы, фасоль белая и красная, крупа гречневая и рисовая,
разноцветные прищепки.
Логика проведения :
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами,
передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие
скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной
системы, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также
ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно
связаны. Развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за
становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его
внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую
деятельность.
Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук,
на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции
ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать,
концентрировать внимание и воображение.
Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков.
Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и
передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки –
ладушки», «Сорока – белобока», и др.
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой
моторики, которыми можно заниматься и дома и прошу вас принять участие
«Пальчиковые игры» - это уникальное средство для развития мелкой
моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковая игра
“Здравствуй, пальчик”. Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на
улице, в транспорте, в песочнице и т.д.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- помогает развивать речь;
- развивает эмоциональную выразительность;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает внимание, память, воображение;
- способствует развитию пространственного мышления;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием
принимают участие в таких играх.
Игры с пуговицами
Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и
разнообразные действия с предметами. Например, различные виды мозаик
или игры с пуговицами, которые развивают внимание, восприятие.
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить
рисунок, а затем попросить ребенка сделать такой же. После того, как
ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои
варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок,
неваляшку, снеговика, бабочку, домик, машину и т.д.
Игры с сыпучими материалами
Игры с крупами не только развивают мелкую моторику, но и помогают
совершенствовать сенсорное познание предметов и веществ, развивает
чувственное восприятие, эффективно стимулируют работу мозга и
умственное развитие ребенка. Детям можно предложить поиграть в игру
«Золушка» - перебирать крупы. Для этого в кастрюлю (миску) помещаем
горох и фасоль. Попросите ребенка помочь Вам перебрать и разложить по
баночкам или бутылочкам фасоль и горох. Можно даже устроить
соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Или попробовать на ощупь
определить и достать только горох или только фасоль. Затем можно
выложить узор, чередуя по цвету и форме.
Аппликация
При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика, это еще
увлекательный и познавательный процесс. Ребенок, выполняя аппликации,
сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные
и короткие, темные и светлые. Он определяет, как расположены фигуры
(высоко, низко, в центре, слева, справа). Можно учиться вырезать
ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами.
Для начала удобней вырезать геометрические формы, фигурки и клеем
закреплять их на листе. Если Вы опасаетесь дать ребенку
ножницы, пусть рвет руками цветную бумагу или картинки из журнала,
газеты - как получится; а вы будете наклеивать рваные кусочки на чистый
листок, придавая им какую-либо форму.
Игры с прищепками
Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого
воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Чтобы игра
была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике
(лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика)
Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки солнца, ёжика, цветка,
зайчика на картонной основе.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень
много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,
придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение,
желание и возможности. Стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно
упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И
тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка,
необходимо оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.
Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и
помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в
игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить
Надеюсь, я смогла Вас убедить в значимости развития мелкой моторики
и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать
пальчики рук. Ведь систематическая и планомерная работа по развитию
мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи,
интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи, а
самое главное – способствует сохранению физического и психического
здоровья ребенка.
А сейчас хотелось бы вам предложить подойти к столу и положить в
коробочку геометрическую фигуру: и если вам сегодняшний семинар-
практикум помог получить знания, которые вы примените к своим детям
положите красный кружок, если вам, было, не интересно положите синий
квадрат, если вы всё это знаете и применяете на практике со своими детьми,
положите жёлтый треугольник.
Хочу закончить свой семинар-практикум словами Ольги Высоцкой:
Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте.
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!
Памятка для родителей по развитию мелкой моторики рук:
• катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики
запускать пальцами мелкие «волчки»;
• разминать пальцами пластилин, лепить различные поделки;
• сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а
вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми»,
барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только
пальцами, собирать все пальцы в щепотку;
• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
• застегивать (расстёгивать) пуговицы;
• играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;
• выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;
• мять руками поролоновые шарики, губки;
• рисовать, раскрашивать, штриховать;
• резать (вырезать) ножницами;
• выполнять аппликации.
Не менее важным при развитии мелкой моторики рук является повседневный
труд детей по дому:
• уход за комнатными растениями;
• водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка
кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы:
смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
• разбор круп и т.д.