Напоминание

Сетевое взаимодействие как ресурс инновационного развития личности педагога и обучающихся


Автор: Альфия Ришатовна Даутова
Должность: заведующий отделом
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Дворец творчества "Орион" городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: город Уфа,Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Сетевое взаимодействие как ресурс инновационного развития личности педагога и обучающихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сетевое взаимодействие как ресурс инновационного развития личности

педагога и обучающихся

Даутова А.Р., заведующий методическим отделом

МБОУ ДО «Дворец творчества «Орион» ГО город Уфа РБ

В «Концепции дополнительного образования детей до 2030 года»,

утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г №

678-р одной из проблем в системе дополнительного образования,

требующей

решения,

обозначена

обособленность

дополнительного

образования от общего и профессионального образования. Для решения

данной проблемы определена задача: распространение эффективных

моделей интеграции общего и дополнительного образования, включая

сетевую форму реализации образовательных программ.

Примечательно, что педагогический коллектив муниципального

бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования

«Дворец творчества «Орион» городского округа город Уфа Республики

Башкортостан

(далее-

ДТ

«Орион»)

уже

в

2020

г.

определил

необходимость сетевого взаимодействия и принял решение об открытии

инновационной площадки (далее- ИП) «Модель сетевого взаимодействия в

рамках деятельности творческих лабораторий как ресурс инновационного

развития личности педагога и обучающихся» на базе ГАУ ДПО «Институт

развития

образования

Республики

Башкортостан».

Научным

руководителем

была

определена

Топольникова

Н.Н.,

кандидат

педагогических наук, проректор по учебно-методической работе ГАУ

ДПО ИРО РБ.

Программа ИП направлена на консолидацию возможностей и

подчинение

интересов

всех

социальных

партнеров

целям

совершенствования системы образования и воспитания.

Цель ИП: создать модель сетевого взаимодействия с использованием

метода проектов через деятельность лабораторий и определить место

каждого социального партнера в ее реализации.

Задачи ИП:

1.

Разработать и внедрить модель сетевого взаимодействия, реализующую

деятельность

творческих

лабораторий

различных

уровней

и

направленностей.

2.

Обеспечить согласованность основных направлений и приоритетов

деятельности в рамках развития сетевого взаимодействия на территории

Дёмского района г.Уфы.

3.

Повысить эффективность использования ресурсного потенциала всех

участников сетевого партнерства.

4.

Организовать

научно-методическое

и

психолого-педагогическое

сопровождение

модели

сетевого

взаимодействия

для

успешного

развития инновационного образовательного процесса.

Срок деятельности ИП: 2020-2023 годы.

Для реализации целей и задач программы инновационной деятельности

были созданы творческие лаборатории и определены их задачи:

«Методическая мастерская»- повышение профессионального мастерства

педагогов и оказание помощи в их личностном профессиональном росте.

«Азбука дорожной безопасности»- формирование у обучающихся навыков

безопасного поведения на дороге в контексте пропаганды здорового образа

жизни и профилактики правонарушений.

«Центр цифрового образования IT-куб»- привитие обучающимся интереса

к современным информационным и цифровым технологиям.

«Азбука трех Т «Толерантность.

Творчество, Территория здоровья»-

формирование

у обучающихся толерантного сознания на основе

ценностей многонационального российского государства, эффективная

социализация детей с ОВЗ.

«Мир

профессий»-

организация

профориентационной

работы

с

обучающимися, помощь в профессиональном самоопределении.

«Созвездие Ориона»- создание системы непрерывного комплексного

образования

одаренных

обучающихся,

основанной

на

принципах

расширения социального партнерства.

«Славе

не

меркнуть,

традициям

жить!»-

духовно-нравственное,

гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков.

«Мастер-классы для родителей»- формирование системы партнерских

отношений

с

семьями

обучающихся,

обеспечение

психолого-

педагогической поддержки семей и повышение компетентности родителей

(законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей.

Для организации деятельности ИП были заключены договоры о

сетевом

взаимодействии

с

различными

организациями.

Это

образовательные учреждения Дёмского района и г.Уфы: ГБПОУ РБ

Уфимское

училище

искусств,

ГАПОУ

Уфимский

колледж

предпринимательства, экологии и дизайна, МАОУ СОШ № 101 и Лицей

№ 161, МБОУ Башкирская гимназия № 102 им. Р.Т.Бикбаева, СОШ №

103 с углубленным изучением иностранного языка, СОШ № 104, СОШ

№ 113, МАДОУ Детский сад № 116, МБДОУ Детские сады № 74, №

141,№ 183, № 202, № 271, а также Республиканский ресурсный центр

ОГИБДД МВД России по г.Уфа,

МБОУ ДО «Центр психолого-

педагогической, медицинской и социальной помощи «Развитие», Музей

112-й Башкирской кавалерийской дивизии, МБОУ ДО «Школа искусств

«Данко», модельная библиотека №35 Центр искусства и культуры

«Созвучие»,

городской

образовательный

центр

«Технопарк-город

будущего», парк культуры и отдыха «Дёмский».

В течение 2020-2022 гг. каждая творческая лаборатория эффективно

работала над реализацией плана работы.

Разработаны

и

успешно

реализуются

дополнительные

общеобразовательные программы:

-«Основы академического рисунка и живописи» (преподаватель ГБПОУ РБ

Уфимское

училище

искусств Галимов К.И., педагог ДО). По данной

программе

организовано

профильное

обучение

для

одаренных

обучающихся образовательных учреждений Демского района;

-«Основы флористики» (преподаватель ГАПОУ УКПЭД Мусиева

М.Ю.,педагог ДО). По данной программе организована профессиональная

проба в рамках реализации федерального проекта «Билет в будущее». 4

обучающихся объединения были участниками отборочного этапа VII

Открытого

Регионального

чемпионата

«Молодые

профессионалы

(WorldSkills Russia), заняв призовые места.

-«Предпринимательство» (преподаватель ГАПОУ УКПЭД Усманова

Я.И.,педагог ДО). Обучающиеся объединения успешно выступили в VIII

Региональном чемпионате по профессиональному мастерству

среди

инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (Абилимпикс)

Республики Башкортостан»: Бикметов Вадим стал победителем, Загитова

Самира стала обладателем медальона за профессионализм.

- «Финансы» (учитель МАОУ Лицей №161, педагог ДО Бикметова Р.Ф.)

Обучающиеся

объединения

ежегодно

становятся

призерами

муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады

школьников по экономике.

- «Немецкий язык» (учитель МБОУ СОШ № 103, педагог ДО Латыпова

Р.Ф.).

Обучающиеся

объединения

ежегодно

становятся

призерами

муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады

школьников по немецкому языку.

- «Немецкий язык» (учитель МБОУ СОШ № 103, педагог ДО Латыпова

Р.Ф.).

Обучающиеся

объединения

ежегодно

становятся

призерами

муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады

школьников по немецкому языку.

В первом в Республике Башкортостан Центре цифрового образования

«IT-куб»

реализуются

6

дополнительных

общеобразовательных

программ.

В

2021

году

обучающиеся

объединения

«Разработка

виртуальной и дополненной реальности» Гапоненко Артем и Яруллин

Ярослав стали победителями VII Открытого Регионального чемпионата

«Молодые профессионалы (WorldSkills Russia, юниорское направление),

наставник –педагог ДО Ильбаева А.У. По итогам 2021-2022 учебного

года Гапоненко А.

и

Яруллин Я. и занесены в Почетную книгу

«Талантливая молодежь города Уфы».

На основании приказа

Управления образования г.Уфы от 24.08.2021 г. № 502 на базе МБОУ ДО

«Орион» создан Ресурсный центр технической и естественно-научной

направленности по Демскому району «Технопарк-Город будущего», в

который входят Центр цифрового образования «IT-куб» и лаборатория

технопарка «Ракетоавиамоделирование».

Деятельность

творческой

лаборатории

«Азбука

дорожной

безопасности» дополняется деятельностью ресурсного центра по ПДДТТ

Демского района, который был открыт в 2016 году в рамках реализации

федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного

движения». Ресурсный центр по профилактике детского травматизма ведёт

активную работу в соответствии с утверждённым комплексным планом,

направленную

на

пропаганду

безопасности

дорожного

движения и

снижение числа детских дорожно – транспортных происшествий с

участием несовершеннолетних. Команда педагогов приняла участие в

конкурсе грантов главы Администрации города на реализацию социально

значимых проектов. По итогам конкурса победителем в номинации «Уфа-

активный город» признано АНО по развитию культуры и искусства

«Академия

социально-творческих

проектов»

«Мастерская

звезд»

с проектом

«Мы

за

безопасное

детство!»

на

сумму

270 000

р,

руководитель проекта

методист

Бутлевич Е. Р. Реализация проекта

запланирована на 2022-2023 учебный год.

В состав творческой лаборатории по работе с детьми с

ОВЗ “Азбука трех Т: Толерантность, Творчество, Территория здоровья”

вошли педагоги дополнительного образования, работающие с детьми с

ОВЗ. В 2021- 2022 учебном году во Дворец творчества «Орион» зачислены

7 детей с ОВЗ, трое из них имеют инвалидность. Обучающиеся с ОВЗ и

дети-инвалиды приняли активное участие в Республиканском фестивале

творчества людей с ОВЗ «Поверь в

мечту»

и стали победителями и

призерами. Ежегодно обучающиеся в качестве участников приглашаются в

школу искусств «Данко» на традиционный концерт, посвященный Дню

инвалидов.

Организация сетевого взаимодействия позволяет строить эффективную

работу

с

родителями:

родительские

лектории

с

приглашенными

специалистами из центра «Развитие», патриотические мероприятия с

участием

музея

112-й

Башкирской

кавалерийской

дивизии,

просветительские мероприятия на базе модельной библиотеки «Созвучие»

и т.д. носят конструктивный характер, позволяя смоделировать единую

образовательную среду в организации.

В конце 2023 года планируется закрытие инновационной площадки и

определение

эффективности

сетевого

взаимодействия

как

ресурса

инновационного развития личности педагога и обучающихся. Однако,

уже промежуточные результаты деятельности творческих лабораторий

дают основание полагать, что организация образовательного процесса

через социальное партнерство- это наиболее комплексное и успешное

решение для повышения качества дополнительного образования и его

востребованности. Организованная работа даёт положительный

результат для достижения основной цели дополнительного образования:

увеличение

охвата

дополнительным

образованием

для

выявления,

поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.



В раздел образования