Автор: Альфия Ришатовна Даутова
Должность: заведующий отделом
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Дворец творчества "Орион" городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: город Уфа,Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Сетевое взаимодействие как ресурс инновационного развития личности педагога и обучающихся
Раздел: дополнительное образование
Сетевое взаимодействие как ресурс инновационного развития личности
педагога и обучающихся
Даутова А.Р., заведующий методическим отделом
МБОУ ДО «Дворец творчества «Орион» ГО город Уфа РБ
В «Концепции дополнительного образования детей до 2030 года»,
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г №
678-р одной из проблем в системе дополнительного образования,
требующей
решения,
обозначена
обособленность
дополнительного
образования от общего и профессионального образования. Для решения
данной проблемы определена задача: распространение эффективных
моделей интеграции общего и дополнительного образования, включая
сетевую форму реализации образовательных программ.
Примечательно, что педагогический коллектив муниципального
бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования
«Дворец творчества «Орион» городского округа город Уфа Республики
Башкортостан
(далее-
ДТ
«Орион»)
уже
в
2020
г.
определил
необходимость сетевого взаимодействия и принял решение об открытии
инновационной площадки (далее- ИП) «Модель сетевого взаимодействия в
рамках деятельности творческих лабораторий как ресурс инновационного
развития личности педагога и обучающихся» на базе ГАУ ДПО «Институт
развития
образования
Республики
Башкортостан».
Научным
руководителем
была
определена
Топольникова
Н.Н.,
кандидат
педагогических наук, проректор по учебно-методической работе ГАУ
ДПО ИРО РБ.
Программа ИП направлена на консолидацию возможностей и
подчинение
интересов
всех
социальных
партнеров
целям
совершенствования системы образования и воспитания.
Цель ИП: создать модель сетевого взаимодействия с использованием
метода проектов через деятельность лабораторий и определить место
каждого социального партнера в ее реализации.
Задачи ИП:
1.
Разработать и внедрить модель сетевого взаимодействия, реализующую
деятельность
творческих
лабораторий
различных
уровней
и
направленностей.
2.
Обеспечить согласованность основных направлений и приоритетов
деятельности в рамках развития сетевого взаимодействия на территории
Дёмского района г.Уфы.
3.
Повысить эффективность использования ресурсного потенциала всех
участников сетевого партнерства.
4.
Организовать
научно-методическое
и
психолого-педагогическое
сопровождение
модели
сетевого
взаимодействия
для
успешного
развития инновационного образовательного процесса.
Срок деятельности ИП: 2020-2023 годы.
Для реализации целей и задач программы инновационной деятельности
были созданы творческие лаборатории и определены их задачи:
«Методическая мастерская»- повышение профессионального мастерства
педагогов и оказание помощи в их личностном профессиональном росте.
«Азбука дорожной безопасности»- формирование у обучающихся навыков
безопасного поведения на дороге в контексте пропаганды здорового образа
жизни и профилактики правонарушений.
«Центр цифрового образования IT-куб»- привитие обучающимся интереса
к современным информационным и цифровым технологиям.
«Азбука трех Т «Толерантность.
Творчество, Территория здоровья»-
формирование
у обучающихся толерантного сознания на основе
ценностей многонационального российского государства, эффективная
социализация детей с ОВЗ.
«Мир
профессий»-
организация
профориентационной
работы
с
обучающимися, помощь в профессиональном самоопределении.
«Созвездие Ориона»- создание системы непрерывного комплексного
образования
одаренных
обучающихся,
основанной
на
принципах
расширения социального партнерства.
«Славе
не
меркнуть,
традициям
жить!»-
духовно-нравственное,
гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков.
«Мастер-классы для родителей»- формирование системы партнерских
отношений
с
семьями
обучающихся,
обеспечение
психолого-
педагогической поддержки семей и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей.
Для организации деятельности ИП были заключены договоры о
сетевом
взаимодействии
с
различными
организациями.
Это
образовательные учреждения Дёмского района и г.Уфы: ГБПОУ РБ
Уфимское
училище
искусств,
ГАПОУ
Уфимский
колледж
предпринимательства, экологии и дизайна, МАОУ СОШ № 101 и Лицей
№ 161, МБОУ Башкирская гимназия № 102 им. Р.Т.Бикбаева, СОШ №
103 с углубленным изучением иностранного языка, СОШ № 104, СОШ
№ 113, МАДОУ Детский сад № 116, МБДОУ Детские сады № 74, №
141,№ 183, № 202, № 271, а также Республиканский ресурсный центр
ОГИБДД МВД России по г.Уфа,
МБОУ ДО «Центр психолого-
педагогической, медицинской и социальной помощи «Развитие», Музей
112-й Башкирской кавалерийской дивизии, МБОУ ДО «Школа искусств
«Данко», модельная библиотека №35 Центр искусства и культуры
«Созвучие»,
городской
образовательный
центр
«Технопарк-город
будущего», парк культуры и отдыха «Дёмский».
В течение 2020-2022 гг. каждая творческая лаборатория эффективно
работала над реализацией плана работы.
Разработаны
и
успешно
реализуются
дополнительные
общеобразовательные программы:
-«Основы академического рисунка и живописи» (преподаватель ГБПОУ РБ
Уфимское
училище
искусств Галимов К.И., педагог ДО). По данной
программе
организовано
профильное
обучение
для
одаренных
обучающихся образовательных учреждений Демского района;
-«Основы флористики» (преподаватель ГАПОУ УКПЭД Мусиева
М.Ю.,педагог ДО). По данной программе организована профессиональная
проба в рамках реализации федерального проекта «Билет в будущее». 4
обучающихся объединения были участниками отборочного этапа VII
Открытого
Регионального
чемпионата
«Молодые
профессионалы
(WorldSkills Russia), заняв призовые места.
-«Предпринимательство» (преподаватель ГАПОУ УКПЭД Усманова
Я.И.,педагог ДО). Обучающиеся объединения успешно выступили в VIII
Региональном чемпионате по профессиональному мастерству
среди
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (Абилимпикс)
Республики Башкортостан»: Бикметов Вадим стал победителем, Загитова
Самира стала обладателем медальона за профессионализм.
- «Финансы» (учитель МАОУ Лицей №161, педагог ДО Бикметова Р.Ф.)
Обучающиеся
объединения
ежегодно
становятся
призерами
муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады
школьников по экономике.
- «Немецкий язык» (учитель МБОУ СОШ № 103, педагог ДО Латыпова
Р.Ф.).
Обучающиеся
объединения
ежегодно
становятся
призерами
муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады
школьников по немецкому языку.
- «Немецкий язык» (учитель МБОУ СОШ № 103, педагог ДО Латыпова
Р.Ф.).
Обучающиеся
объединения
ежегодно
становятся
призерами
муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады
школьников по немецкому языку.
В первом в Республике Башкортостан Центре цифрового образования
«IT-куб»
реализуются
6
дополнительных
общеобразовательных
программ.
В
2021
году
обучающиеся
объединения
«Разработка
виртуальной и дополненной реальности» Гапоненко Артем и Яруллин
Ярослав стали победителями VII Открытого Регионального чемпионата
«Молодые профессионалы (WorldSkills Russia, юниорское направление),
наставник –педагог ДО Ильбаева А.У. По итогам 2021-2022 учебного
года Гапоненко А.
и
Яруллин Я. и занесены в Почетную книгу
«Талантливая молодежь города Уфы».
На основании приказа
Управления образования г.Уфы от 24.08.2021 г. № 502 на базе МБОУ ДО
«Орион» создан Ресурсный центр технической и естественно-научной
направленности по Демскому району «Технопарк-Город будущего», в
который входят Центр цифрового образования «IT-куб» и лаборатория
технопарка «Ракетоавиамоделирование».
Деятельность
творческой
лаборатории
«Азбука
дорожной
безопасности» дополняется деятельностью ресурсного центра по ПДДТТ
Демского района, который был открыт в 2016 году в рамках реализации
федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного
движения». Ресурсный центр по профилактике детского травматизма ведёт
активную работу в соответствии с утверждённым комплексным планом,
направленную
на
пропаганду
безопасности
дорожного
движения и
снижение числа детских дорожно – транспортных происшествий с
участием несовершеннолетних. Команда педагогов приняла участие в
конкурсе грантов главы Администрации города на реализацию социально
значимых проектов. По итогам конкурса победителем в номинации «Уфа-
активный город» признано АНО по развитию культуры и искусства
«Академия
социально-творческих
проектов»
«Мастерская
звезд»
с проектом
«Мы
за
безопасное
детство!»
на
сумму
270 000
р,
руководитель проекта
методист
Бутлевич Е. Р. Реализация проекта
запланирована на 2022-2023 учебный год.
В состав творческой лаборатории по работе с детьми с
ОВЗ “Азбука трех Т: Толерантность, Творчество, Территория здоровья”
вошли педагоги дополнительного образования, работающие с детьми с
ОВЗ. В 2021- 2022 учебном году во Дворец творчества «Орион» зачислены
7 детей с ОВЗ, трое из них имеют инвалидность. Обучающиеся с ОВЗ и
дети-инвалиды приняли активное участие в Республиканском фестивале
творчества людей с ОВЗ «Поверь в
мечту»
и стали победителями и
призерами. Ежегодно обучающиеся в качестве участников приглашаются в
школу искусств «Данко» на традиционный концерт, посвященный Дню
инвалидов.
Организация сетевого взаимодействия позволяет строить эффективную
работу
с
родителями:
родительские
лектории
с
приглашенными
специалистами из центра «Развитие», патриотические мероприятия с
участием
музея
112-й
Башкирской
кавалерийской
дивизии,
просветительские мероприятия на базе модельной библиотеки «Созвучие»
и т.д. носят конструктивный характер, позволяя смоделировать единую
образовательную среду в организации.
В конце 2023 года планируется закрытие инновационной площадки и
определение
эффективности
сетевого
взаимодействия
как
ресурса
инновационного развития личности педагога и обучающихся. Однако,
уже промежуточные результаты деятельности творческих лабораторий
дают основание полагать, что организация образовательного процесса
через социальное партнерство- это наиболее комплексное и успешное
решение для повышения качества дополнительного образования и его
востребованности. Организованная работа даёт положительный
результат для достижения основной цели дополнительного образования:
увеличение
охвата
дополнительным
образованием
для
выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.