Напоминание

"Эффективные приемы создания эмоционально-положительной атмосферы обучения иностранному языку"


Автор: Савина Лилия Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ Софьинская СОШ
Населённый пункт: село Софьино
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективные приемы создания эмоционально-положительной атмосферы обучения иностранному языку"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение Софьинская средняя общеоб-

разовательная школа

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ

АТМОСФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ

Подготовила: Савина Лилия Ивановна

2022 г.

1

Оглавление:

1. Цели обучения иностранному языку на современном этапе развития общества.

2. Концепция воспитательного процесса.

3. Нравственная культура.

4. Причины низкой эффективности обучения.

5. Игра - как метод создания атмосферы доброжелательности на уроке, развивающий вообра-

жение и творчество.

6. Использование групповой и парной работы способствует сотрудничеству обучающихся и яв-

ляется важным положительным фактором.

7. Заключение.

В чём заключается обучение иностранному языку на современном этапе развития общества?

Категория цели - одна из важнейших в философии. Цель рассматривается как один из эле-

ментов деятельности человека, преобразования окружающего мира, как идеальное предвосхи-

щение результата деятельности.

В обучении цель - это некое промежуточное звено между социальным и методическим. Обу-

чение иностранным языкам преследует комплексную реализацию практической, воспитатель-

ной, образовательной и развивающей целей: при этом воспитательная, образовательная и разви-

вающая цели достигаются в процессе практического овладения иностранным языком.

«Истинно комплексный подход к целям обучения, как отмечает Е.И.Пассов, требует введения

всех аспектов в качестве компонентов цели на равных правах (воспитание, познание,

развитие)».

Лишь в этом случае система обучения должна включать специальные средства для достиже-

ния этих компонентов цели. «На равных правах» означает

равномерное распределение времени

на все аспекты, а их равноправие лишь в плане значимости для формирования личности учаще-

гося.

Познание

Личность как

идеал

общества

Учение

Воспитание

Развитие

Пренебрежение любым аспектом приводит к ощутимым потерям; познавательный аспект не

развивает мотивацию, развивающий аспект не облегчает процесс овладения речевыми умения-

ми, воспитательный аспект цели также не реализуется.

Рассмотрим подробнее концепцию воспитательного процесса. В современном процессе гума-

низации общества осмысление человека как самоценности, которая не может выступать для

кого-то средством, а может быть лишь целью, а для общества - самоцелью общественного раз-

вития, остро стоит проблема воспитания человека как личности, способной не только осваивать

ценности культуры, и умеющего ориентироваться в системе социальных ценностей, но и быть

субъектом своей жизнедеятельности, стратегом собственной судьбы, а значит быть ответствен-

ным, в том числе, и за личную безопасность. Воспитание - целенаправленная организация взаи-

модействия воспитанника с окружающим миром на уровне достижений современной культуры.

Принципиальная процессуальность воспитания заключается в том, что воспитание предстает

как независимо связанная система деятельности воспитателя и воспитанника, имеющая в осно-

ве динамично изменяющуюся систему отношений, избирательно устанавливаемую участника-

ми воспитательного процесса; как принципиально незавершенный процесс восхождения воспи-

танника и педагога на высшие уровни бытия, развитие их социо - культурного интеллектуаль-

ного потенциала, нравственного совершенствования.

2

В чем заключается это взаимодействие?

Собственно субъектно-объектные отношения есть сжатая инвариантная формула целостного

педагогического процесса (воспитателя и обучающегося).

Какие принципы легли в основу воспитательного процесса?

1. Учет социальной ситуации развития ребенка;

2. Превращение воспитания в непрерывный инновационный процесс;

3. Отказ от мысли, что можно изменить жизнь ребенка. Единственное, что может педагог-

помочь маленькому человеку сделать выбор в той или иной ситуации на уровне культуры.

Целью организованного педагогом процесса ценностного взаимодействия является движение

к незафиксированному результату. «Мера движения», постижение культурных ценностей будет

у каждого школьника своя. Единственное, что не разрешается ученику - остановка, неразвитие.

Постоянное постижение Добра, Красоты, Истины. Результатом деятельности школы является

воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры,

способного, на основе усвоения современной культуры, продолжать эстафету поколений.

В связи с этим может быть предложена следующая система мер.

В течение учебного года в школе необходимо проводить микроисследование по изучению

уровня воспитанности учащихся. Оно зачастую показывает, что уровень воспитанности уча-

щихся невысок: учащимся не хватает навыков культурного поведения, и они не всегда ведут

себя корректно по отношению к учителям и друг другу, не владеют основами безопасности

жизнедеятельности. Поэтому необходимо разработать алгоритм внеклассной работы: цикло-

грамму экскурсий, общешкольных мероприятий, классных часов (ситуационные, тематические

классные часы «Уходи прочь от беды», «Что такое самоконтроль?», «Поведение имеет послед-

ствия», встречи с инспектором ГАИ, по коррекции поведения ученика, в том числе в условиях

чрезвычайных ситуаций), планирование жизнедеятельности классного коллектива на месяц с

последующими оценкой и анализом. Формы мероприятий могут быть индивидуальными и раз-

личными для всего класса, группы. Необходима совместная работа с научными и методически-

ми центрами. При выполнении этих условий можно достичь воспитания нравственности под-

растающего человека.

Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех

разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos - нрав, характер, обычай. Его ввел в

обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства

человека, проявляющиеся в его поведении, - такие качества, как мужество, благоразумие,

честность, а «этикой» - науку об этих качествах. А «нравственность» - русское слово, происхо-

дящее от корня «нрав».Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало

употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке по-

явились три слова с примерно одним и тем же значением. Нравственная культура, как и вся со-

циальная культура, имеет два основных аспекта:

1) ценности

2) регулятивы.

Нравственные (моральные) ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими

добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, до-

брожелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех наро-

дов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в

жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а

те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном,

абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Нравствен-

ные (моральные) регулятивы - это правила поведения, ориентированного на указанные ценно-

сти. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или не-

осознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них

могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее ста-

3

бильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов,

которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами

морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм - «заповедей Божьих», (« Не убий »,

«Не укради», «Не прелюбодействуй» и др.). Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с

одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между со-

бою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов наце-

ленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности,

на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регу-

лятив: «Будь честен». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует

регулятиву: «Будь честен», то для него честность есть нравственная ценность. Важнейшей осо-

бенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность

нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны.

Дидактическая игра на уроке иностранного языка помогает ребенку осознать важные нрав-

ственные признаки общения, такие как: доброта, любовь к ближнему, взаимовыручка. Игра -

это действенное воспитательное средство. Она является одним из путей познания детьми мира,

действительности. В игре ребенок осмысливает и переживает важные общественные события.

В игре особенно ярко проявляются и формируются эмоции детей, приобретаются полезные

умения, навыки и привычки, новые знания. Ребенок способен запоминать языковой материал

целыми блоками, как бы "впечатывать" его в память. Но это происходит только в том случае,

когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно усвоить тот или иной мате-

риал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно со-

вершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрас-

ные естественные условия для овладения языком в любом возрасте, но в младшем школьном

возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к

миру взрослых, способом познания. Широко используются игры для обучения иностранному

языку. Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила на них с первой и до последней ми-

нуты. Какие же игры и на каких этапах урока целесообразно проводить? Игры-соревнования,

игры – путешествия, игры-тренинги, игровые ситуации, игры в ассоциации, игры, развивающие

определенные психические процессы: память, наблюдательность, внимание, быстроту реакции.

В игре ребенок учиться использовать полученные знания в новых условиях, которые макси-

мально его активизируют, тем самым помогая ему лучше закрепить усвоенный материал. Эта

форма работы поддерживает интерес детей к учению, развивает его. Дидактическая игра удер-

живает внимание детей на одном предмете довольно длительное время, эмоционально насы-

щенна. Участвуя в ней, ребенок переживает волнение, радость от удачно выполненной задачи,

огорчение по поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Игру можно назвать мето-

дом детской радости в воспитании положительного отношения к учению. Игровая деятельность

и организация взаимоотношений детей в такой деятельности создает реальную возможность

для формирования опыта коммуникативной деятельности, способствуют организации детского

коллектива, созданию радостного, бодрого настроения. Использование игр в учебном процессе

развивает познавательную активность, творческое воображение, образное мышление, снимает

утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Но игра -

это еще и возможность организовать двигательную деятельность детей младшего школьного

возраста на уроке, потребность в которой является наиболее важной биологической особенно-

стью организма, а в настоящее время многими исследованиями отмечается, что воспитательно-

образовательный процесс в школах характеризуется возрастанием объема и интенсивности

учебно-познавательной деятельности.

Не менее эффективна в воспитательном и учебном отношении групповая и парная форма ра-

боты на уроках иностранного языка. Использование этого вида деятельности как средства раз-

вития самостоятельности обучающихся способствует их содержательному сотрудничеству

между собой на уроке, к чему проявляется несомненный интерес. В данном случае наличие

4

партнера общения является важным положительным фактором. Работа в парах способствует

формированию автоматизированных навыков владения языковым материалом. Учитель стиму-

лирует работу школьников положительными оценочными репликами. Парная и групповая рабо-

та способствует развитию умения вести беседу, слушать и самому говорить, припоминая изу-

ченные структуры и лексику, оценивать свои достижения, сопоставляя их с деятельностью то-

варищей, осуществлять самоконтроль. В группу можно включать учеников по принципу общ-

ности интересов, личностных отношений. Парной работе обычно предшествует показ образца:

учитель проводит беседу с одним из учеников, затем предлагает детям приступить к выполне-

нию задания. По истечению короткого промежутка времени учитель опрашивает по одной паре

из каждой группы на оценку. Упражнения с ключами для самоконтроля могут использоваться

при самостоятельной работе в парах и индивидуальной работе в классе. Или один из учеников

каждой пары получает текст упражнения (стимулы и образцы реакций на них, то есть ключи) и

действует в роли учителя, второй – в роли ученика. Выполнив половину упражнения, они меня-

ются ролями. При самостоятельной работе в классе учащийся сам читает стимулы один за дру-

гим и, не заглядывая в текст, реагирует на них, а затем сверяет свой ответ с ключом. При изуче-

нии иностранного языка хорошие результаты дают такие формы работы:

а) соревнования двух команд, включающие различные задания, в том числе и инсценировка

диалога;

б) тематические конференции по развитию навыков разговорной речи с использованием ИКТ,

наглядных пособий, дополнительной литературы;

в) тематические конференции, целью которых является подведение итогов по фронтальному

чтению.

Педагогический контакт неразрывно связан с таким компонентом современной методической

и педагогической нормы, как успешное взаимодействие учителя и учащихся в учебной работе.

Возрастной потребности подростков в выработке обобщенных приемов умственной деятель-

ности отвечают все те формы работы, которые предполагают иерархию и причинно – след-

ственные зависимости элементов информации, выделение главного и пр. Школьникам свой-

ственно такое душевное состояние, как ожидание общения, поиск общения. В нем они видят

доказательства своей социальной и человеческой ценности. В таких условиях самовыражения

личности и возникает реальная речевая задача, а также коммуникативная мотивация, обеспечи-

вающая инициативное участие человека в общении.

Таким образом выбор рациональных форм организации учебного процесса приобретает пер-

востепенное значение. Зачастую учитель видит два аспекта: как идёт усвоение программы и ка-

ково поведение ребёнка. Произошла неравнозначная подмена образования и обучения. Валео-

логи, физиологи, гигиенисты, считают, что ребёнка нужно видеть в целом; его психическое, фи-

зическое и функциональное состояние. Необходимо учитывать влияние всего комплекса факто-

ров.

Внешних - социальных условий жизни, экологии, воздействия школы, педагогического воз-

действия.

Внутренних - здоровья, изменений на каждом возрастном этапе; нагрузка, с которой связано

школьное обучение, должна соответствовать возможностям растущего организма.

Сам учебный процесс выстраивается чаще без учёта физиологии и гигиены. Необходимо

очертить рамки, в пределах которых учебный процесс эффективен и совпадает с возможностя-

ми и особенностями учащегося. Причины низкой эффективности обучения следует искать в

том, что методы обучения, его тактика, программы занятий не всегда соответствуют физиоло-

гии того возраста, на который они рассчитаны. Однородные группы учащихся выделить невоз-

можно; сколько детей, столько получается и классов. Разделение детей на группы (сильных и

слабых) порождает социальную дезадаптацию. Создание в школе, классе ситуации «радости»,

«успеха», эмоциональной и психологической поддержки – требование времени. Важна реализа-

ция здоровьесберегающих технологий в воспитательно - образовательном процессе: уроки

5

необходимо строить с учётом возрастных физиологических особенностей детей с частой сме-

ной деятельности и проведением физкультурных минуток, динамических пауз. С целью укреп-

ления и сохранения здоровья учащихся и формирования у них необходимых навыков здорово-

го образа жизни следует систематически выполнять санитарно – гигиенические требования

(проветривание кабинета, соблюдение светового режима и т.д.); учитывать гигиенические усло-

вия кабинета, обращать внимание на правильную посадку учеников во время урока, принимать

во внимание рекомендации медработника образовательного учреждения.

Уроки должны

строиться оптимально комфортно для учащихся, чтобы учебная нагрузка не противоречила

нормативно – правовым требованиям, методы обучения подбираются с учетом сохранения пси-

хоэмоционального и физического здоровья учащихся, высокого уровня общей работоспособно-

сти.

Надо помнить - идеальной методики не существует. Дети настолько разные, индивидуаль-

ные особенности их до

Т

акой степени явны и существенны, что необходимо всегда помнить -

единой может быть только идея, а тактика и методика обучения должны быть разными.

6



В раздел образования