Автор: Пономарева Виктория Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 407"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
МАДОУ «Детский сад № 407»
Воспитатель Пономарева В.В.
Рисование
имеет
огромное
значение
в
системе
дошкольного
образования.
Занятия
художественным
творчеством
комплексно
воздействуют на развитие ребенка. Учет возрастных особенностей детей
раннего возраста, принцип последовательности «от простого к сложному»
способствуют
развитию
его
творческих
способностей,
повышению
художественного мастерства ребенка.
Ключевые слова: рисование, нетрадиционная техника, дошкольники,
план.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного образования одной из важнейших задач является раскрытие
творческого потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности,
создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и
личностного роста, развития творческих способностей.
Дети очень любят рисовать в любом возрасте. Даже самые крошечные
малыши, проводя яркие линии фломастером, карандашами или ставя
отпечатки пальчиками, особо не осознавая, что рисуют, приходят в восторг
от этого процесса. Маленьким деткам нравится рисовать везде и всем:
красками и ручками по бумаге, палочками на песке, мелками на асфальте.
Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со
способами создания объекта. Важно вовремя заметить и эти таланты и не
ограничивать ребенка в выборе техники рисовании.
Техника рисования - это совокупность специальных навыков, способов
и приемов, для целей изображения и художественного выражения. Рисование
– одно из средств эстетического воспитания, которое помогает формировать
художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас
жизни и в искусстве, выражать опыт через художественные образы.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов,
инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми,
традиционными,
широко
известными.
Существует
много
техник
нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они
позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Нетрадиционное
рисование — это мастерство изображать, не опираясь на традиции. В работе
с детьми раннего возраста используются техники пальчикового рисования,
рисование и печатанье ладошкой, смятой бумагой, пробкой, рисование
ватными палочками.
Работа
в
нетрадиционной
технике
изображения
стимулирует
положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение,
снимает страх перед процессом рисования. Необычная организация занятий -
«сюрпризный момент», «приход гостя», применение игровых приемов – все
это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность
однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского
восприятия и деятельности.
Использование нетрадиционных техник положительно влияет на
развитие
всех
познавательных
процессов
ребенка
раннего
возраста,
восприятия, памяти, мышления, воображения; способствует коррекции
психических процессов и личностной сферы ребенка. Это дает толчок к
формированию
самостоятельности,
инициативы,
выражения
индивидуальности.
В
процессе
рисования
совершенствуются
наблюдательность, развивается мелкая моторика. Разнообразие моторных
действий тесно связано с уровнем интеллектуального и речевого развития.
Мозговые центры, отвечающие за движения рук, находятся совсем рядом с
центром речи и стимулируют его работу.
Важно, что рисование тесно связано
с развитием речи, поскольку именно в 2-3 года происходить становление
активной речи ребенка.
Изобразительная
деятельность
нетрадиционными
техниками
выполняет следующие функции:
Развивающую
–
развитие
психических
функций
(восприятия,
внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
Обучающую – расширение знаний и представлений о самом себе,
других, окружающем мире;
Коммуникативную
–
развитие
умения
позитивного
общения
и
сотрудничества с воспитателем и другими детьми;
Релаксационную – преобразование деструктивных форм энергии в
социально-адаптивную форму деятельности (снятие психоэмоционального
напряжения).
Воспитательную – развитие нравственных сторон личности ребенка,
интереса к процессу продуктивного творчества.
Уже несколько лет я работаю в области дополнительного образования,
веду кружок для детей 2-3 лет «Цветные ладошки». Свою работу я начала с
подбора и изучения методической литературы по развитию творческих
способностей детей. По результатам начальной диагностики я сделала вывод,
что дети практически не владеют изобразительными средствами.
Программа «Цветные ладошки» построена по принципу «от простого к
сложному", включает интеграции в различные области, как познание,
конструирование, исследовательскую деятельность и др.
Цель
программы
-
формирование
интереса
к
художественному
творчеству у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник
рисования.
Задачи:
1.
Создать условия для развития творческой активности у детей
раннего возраста в процессе рисования нетрадиционными методами.
2.
Формировать
умения
и
навыки
нетрадиционных
техник
рисования и применять их на практике.
3.
Обогащать сенсорный опыт, развивать мелкую моторику рук.
4.
Развивать
речь,
внимание,
память,
логическое
и
пространственное воображения.
5.
Способствовать развитию социально-коммуникативных навыков
и познавательно-исследовательской деятельности.
6.
Воспитывать
художественный
вкус
через
продуктивное
творчество.
7.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, целенаправленность.
8.
Расширять кругозор знаниями о быте, праздниках и традициях
русского народа, играх и развлечениях, сезонных изменениях в природе,
жизни зверей и птиц.
9.
Воспитывать чуткое и доброжелательное отношение друг к
другу, к природе. Побуждать к сочувствию и эмпатии, желанию помочь.
Исходя из этого, составила перспективный план работы по развитию
творческих способностей детей. В него включила занятия, построенные на
основе различных нетрадиционных техник, несложные аппликации из рваной
бумаги.
План работы кружка нетрадиционных техник рисования
«Цветные ладошки»
Ме
ся
ц
Занятие
Задачи
Сентябрь
«Красивый
зонтик»
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными
палочками. Учить наносить точки на всю поверхность бумаги.
Формировать навык аккуратности и ритма
«Дождик,
дождик, кап,
кап, кап»
Продолжить
знакомство
с
изобразительной
техникой
рисования ватными палочками. Учить рисовать короткие
линии, используя их как средство выразительности. Развивать
речь, воспитывать аккуратность и чувство ритма
«Резиновые
сапожки»
Продолжить
знакомство
с
изобразительной
техникой
рисования ватными палочками. Учить рисовать точки и
короткие линии по образцу. Воспитывать аккуратность.
«Осеннее
дерево»
Продолжить
знакомство
с
изобразительной
техникой
рисования ватными палочками. Учить ставить разноцветные
точки, не смешивая цвета, печатать в определенных местах
(ближе к веточкам и у корней дерева), запоминать названия
цветов. Наблюдать и запоминать явления природы Расширять
словарный запас.
«Осенний букет
для мамы»
Познакомить с техникой печатанья ладошками разноцветных
отпечатков,
запоминать
цвета,
формировать
навык
аккуратности
Октябрь
«Консервирован
ие»
Познакомить
с
нетрадиционной
техникой
рисования
пальчиками.
Учить
ставить
отпечатки
пальчиками
в
определенных
границах,
заполнять
весь
объем,
учить
аккуратности и чувству ритма. Формировать представление о
домашних делах (заготовках на зиму, варенье и компот)
«Яблоки в
корзине»
Продолжить знакомство с нетрадиционной техникой рисования
пальчиками. Учить аккуратно раскрашивать всю поверхность
рисунка, запоминать названия цветов. Формировать умение
внимательно
слушать
указания
педагога,
прежде
чем
приступить к работе
«Грибная
полянка»
Учить
закрашивать
пальчиком
только
указанную
часть
рисунка. Формировать умение внимательно слушать указания
педагога, прежде чем приступить к работе
«Ягоды рябины»
Учить рисовать пальчиками точки в определенном месте,
воспитывать
внимательность
и
аккуратность,
соотносить
модель и рисунок. Расширять кругозор и желание наблюдать за
явлениями природы
Познакомить с техникой простейшей аппликации.
«Синичка»
Учить рвать бумагу и наклеивать ее на нужное место,
воспитывать доброжелательное отношение к животным
«Репка и
мышка»
Учить рвать бумагу и наклеивать ее в нужное место,
воспитывать
аккуратность
и
внимательность,
доброжелательное
отношение
к
животным.
Расширять
кругозор и воспитывать доброе отношение к животным
«Что собрал
ежик?»
Учить рвать бумагу разных цветов и наклеивать ее в нужное
место,
воспитывать
аккуратность
и
внимательность,
доброжелательное
отношение
к
животным.
Расширять
кругозор и воспитывать доброе отношение к животным
«Дождь, дождь»
Учить рвать бумагу на маленькие кусочки, приклеивать в
верхнюю часть листа, рисовать ватными палочками штрихи и
прямые линии, воспитывать чувство ритма. Учить соединять
разные техники в одной работе
Ноябрь
«Разноцветные
бусы»
Учить последовательно ставить круглые оттиски ватными
палочками, развивать чувство композиции и аккуратность
«Укрась юбочку
барыне»
Познакомить детей с дымковской игрушкой. Продолжать учить
ставить круглые оттиски ватной палочкой, проводить прямые и
волнистые
линии.
Развивать
чувство
композиции
и
аккуратность.
Формировать
умение
внимательно слушать
указания педагога до работы
«На деревья, на
лужок выпал
беленький
снежок»
Познакомить детей с техникой нанесения краски на ладошку и
печати ладошкой учить ставить отпечатки ладошками в нужное
место. Расширять кругозор и желание наблюдать за явлениями
природы
«Солнышко для
птичек»
Продолжать
учить
печатать
ладошкой
в
технике
дорисовывания.
Получать
удовольствие
от
рисования,
воспитывать доброжелательное отношение к животным
«Аленький
цветочек»
Продолжать знакомить детей с техникой нанесения краски на
ладошку и печати ладошкой, дорисовывания композиции
пальчиками.
Развивать
чувство
композиции,
сравнивать
образец и рисунок. Расширять словарный запас, развивать
желание наблюдать и запоминать явления природы
«Кошка на
окошке»
Познакомить
детей
с
техникой
печати
сухой
кистью,
имитировать фактуру шерсти. Получать удовольствие от
рисования,
воспитывать
доброжелательное
отношение
к
животным
«Зайчик»
Продолжить знакомство с техникой печати сухой кистью,
имитировать
фактуру
шерсти.
Расширять
кругозор
об
изменениях
в
животном
мире,
формировать
желание
наблюдать
за
природой,
воспитывать
доброжелательное
отношение к животным
«Волшебные
снежинки»
Продолжаем учить печатать сухой кистью. Учить печатать по
контуру, Развиваем чувство композиции и аккуратность
Декабрь
«Медвежонок в
берлоге»
Закреплять
технику
создания
рисунка
путем
простой
аппликации,
формировать
умение
пользоваться
клеем.
Расширять знания о животном мире зимой, воспитывать
доброжелательное отношение к животным
«Снеговичок»
Закреплять
технику
создания
рисунка
путем
простой
аппликации,
формировать
умение
пользоваться
клеем.
Совмещать
аппликацию
и
рисование.
Формировать
математические понятия (большой/маленький)
«Валенки деда
морозаа»
Закреплять технику рисования ватными палочками, получать
удовольствие от рисования, закреплять умение раскрашивать
по образцу. Расширять знания о празднике Новый год
«Варежки для
Снегурочки»
Закреплять технику рисования ватными палочками, получать
удовольствие
от
рисования,
закреплять
информацию
о
празднике Новый год
«Снежинка»
Знакомить
с
техникой
рисования
манкой,
развиваем
аккуратность и эстетическое чувство. Закреплять техникой
рисования манкой, развиваем аккуратность и эстетическое
чувство
«Зимушка-зима»
Знакомить
с
техникой
рисования
манкой,
развиваем
аккуратность и эстетическое чувство. Расширять словарный
запас.
Воспитывать
желание
наблюдать
за
изменениями
природы зимой
«Ёлочка
нарядная на
праздник к нам
пришла»
Закрепляем
умение
рисовать
пальцами,
закрашивая
всю
поверхность. Расширяем представление об атрибутах и героях
новогоднего праздника. Развиваем творчество, аккуратность
«Ёлочка»
Рисование
ватными
палочками.
Упражнять
в
рисовании
ватными палочками. Развивать композиционные умения.
Январь
«Следы на
снегу»
Закреплять технику рисования пальцами, формировать умение
ставить отпечатки последовательно, соблюдая композицию.
Соотносить
наблюдения
в
природе
с
творческим
самовыражением.
Развиваем
аккуратность
и
чувство
композиции
«Снежное
одеяло»
Закреплять технику рисования пальцами, формировать умение
ставить отпечатки последовательно, соблюдая композицию.
Соотносим
наблюдения
в
природе
с
творческим
самовыражением. Воспитывать доброжелательное отношение к
природе
«Снегири
прилетели»
Формировать умение рисовать мелком, правильно держать
тремя пальцами. Раскрашивать, ставить точки. Расширять
кругозор, воспитывать доброжелательное отношение к птицам,
желание заботиться о них
«Воздушные
шарики»
Учиться рисовать мелками круговыми движениями, правильно
держать тремя пальцами. Правильно называть и выбирать
цвета. Расширять кругозор, получать положительные эмоции
«Веселые
бамбошки»
Продолжаем учиться рисовать мелком, правильно держать
тремя пальцами. Учимся рисовать круговыми движениями,
дополнять композицию своими деталями
«Я слепил
снеговика»
Продолжать учить рисовать мелком круговыми движениями,
правильно держать тремя пальцами. Повторять фигуру – круг,
запоминаем понятия большой, средний, маленький. Составлять
композиции из кругов
Февраль
«Мыльные
пузыри»
Продолжать учить рисовать мелком круговыми движениями,
тремя пальцами. Учить рисовать замкнутое кольцо. Повторять
фигуру – круг. Закреплять понятия «много-мало», «большой -
маленький»
«Колобок»,
групповая
работа
Продолжать учить рисовать мелком круговыми движениями.
Учить рисовать замкнутое кольцо и раскрашивать круговыми
движениями, учить работать группой над одним проектом
«Помощники»
Формировать умение рисовать непрерывные волнистые линии
по ориентирам, правильно держать фломастер, регулировать
нажатие на него
«Штурман»
Формировать умение рисовать непрерывные волнистые линии
по ориентирам, правильно держать фломастер, регулировать
нажатие
на
него.
Воспитывать
желание
помогать
и
сопереживать чужой беде, расширять словарный запас
«Найди
морковку»
Формировать умение рисовать непрерывные волнистые линии
по
ориентирам
на
песке,
регулировать.
Воспитывать
доброжелательное
отношение
к
животным,
расширять
словарный запас
«Следы на
песке»
Формировать умение рисовать непрерывные волнистые линии
без ориентиров с помощью палочки (стеки), пальцев. Учиться
правильно держать палочку, тренировать мелкую моторику,
развивать воображение
«Кораблики
плывут»
Формировать умение рисовать непрерывные волнистые линии
без ориентиров, расширять кругозор, обогащать словарный
запас
«Аквариум»
Формировать умение рисовать непрерывные волнистые линии
без ориентиров, расширять кругозор, обогащать словарный
запас
Март
«Трафарет»
Познакомить с техникой рисования по трафарету. Учить
рисовать поролоновым тампоном промакивая трафарет для
получения изображения.
«Открытка
маме»
Продолжить учить рисовать по трафарету. Учить рисовать
поролоновым тампоном промакивая трафарет для получения
изображения. Познакомить с праздником 8 марта. Формировать
аккуратность. Вызывать желание сделать маме приятное
«Елочка»
Продолжить учить рисовать по трафарету геометрические
фигуры. Учить прикладывать разные части трафарета для
получения
композиции.
Запоминать
образ
и
название
геометрических фигур, формировать базовые математические
понятия – «сверху – снизу»
«Домик»
Продолжить учить рисовать по трафарету геометрические
фигуры. Учить прикладывать разные части трафарета для
получения
композиции.
Запоминать
образ
и
название
геометрических фигур, формировать базовые математические
понятия – «сверху – снизу»
«Машинка»
Продолжить учить рисовать по трафарету геометрические
фигуры Учить прикладывать разные части трафарета для
получения
композиции.
Запоминать
образ
и
название
геометрических фигур, формировать базовые математические
понятия – «сверху – снизу», «справа-слева», «спереди-сзади»
«Я – сам!»
Продолжить учить рисовать по трафарету геометрические
фигуры
Учить
прикладывать
разные
части
трафарета,
самостоятельно составлять композицию, дополнять своими
деталями
«Блинчики»
Расширять кругозор, воспитывать интерес к традициям и
обычаям
русского
народа;
вызвать
чувство
радости
от
грядущего праздника. Учить рисовать кисточкой изогнутые
линии.
«Весеннее
солнышко»
Расширять кругозор, воспитывать интерес к традициям и
обычаям
русского
народа;
вызвать
чувство
радости
от
грядущего праздника. Учить рисовать солнышко
Апрель
«Лоскутное
одеяло»
Формировать знания о технике пэчворк. Учимся работе с
кисточкой и клеем. Составлять квадратную. композицию из 4х
частей. Формировать понятие «часть» и «целое»
«Лоскутное
одеяло»
Коллективная работа продолжить формировать знания о
технике пэчворк. Учить самому рисовать узоры на фантиках.
Составлять квадратную. композицию из 4х частей. И далее
составлять единую композицию из индивидуальных работ
Формировать понятие «часть» и «целое»
«Ежик»
Формировать умение соединять в рисунке разные формы –
овал и ряд коротких прямых линий. Создавать композицию,
ориентироваться на образец, сравнивать игрушку и рисунок.
Учиться держать кисть, макать в краску и отирать лишнюю
краску о край баночки
«Мостик»
Формировать умение использовать в рисунке прямые и
волнистые линии. Расширять кругозор и словарный запас,
воспитывать доброжелательное отношение к животным
«Сосульки»
Формировать умение рисовать сосульки, путем прикладывания
кисточки к листу. Создавать композицию. Учить аккуратно
работать с красками разных цветов. Развивать умение понимать
причинно-следственные связи, наблюдать за природой и
переносить опыт в художественный образ.
«Подснежники»
Формировать
умение
рисовать
подснежник,
путем
прикладывания кисточки к листу. Создавать композицию.
Учить аккуратно работать с красками разных цветов. Развивать
умение
наблюдать
за
природой
и
переносить
опыт
в
художественный образ, расширять словарный запас.
«Гнездышко для
птичек»
Формировать
умение
составлять
композицию
из
перекрещивающихся линий. Развивать умение наблюдать за
природой и переносить опыт в художественный образ
«Первые
листочки»
Формировать умение формировать композицию (дерево) из
прямых линий и листья на ветках путем прикладывания
кисточки к листу. Закреплять пространственные категории
«вверх-вниз», «справа-слева»
Май
«Флажки»
(открытое
занятие)
Учить аккуратно раскрашивать всю поверхность, ставить
оттиски для украшения, не перекрывая друг друга.
Расширять знания о празднике День Труда
«Оденемся на
праздник»
Учить аккуратно раскрашивать всю поверхность, ставить
оттиски для украшения, не перекрывая друг друга. Радоваться
праздникам
«Праздничный
салют»
Учить оставлять оттиск пробками и втулками, используя
разные цвета. Расширять знания о празднике День Победы, его
значении и традициях (парад, салют). Учить аккуратности
«Божия
коровка»
Учить
аккуратно
раскрашивать двумя
цветами,
печатать
пробкой круглые оттиски в указанных границах. Получать
удовольствие от художественной деятельности, развивать речь
«Весенний
дождик»
Продолжать учить печатать пробкой круглые оттиски в
указанных
границах.
Учить
наблюдать
за
природой
и
переносить опыт в художественное изображение
«Бабочка»
Продолжить учить печать пробкой. Закреплять образ и
название цветов. Познакомить с приемом монотипииУчить
наблюдать за природой и переносить опыт в художественное
изображение
«Яблони цветут»
Продолжить учить печать пробкой. Составлять композиции
(цветок) из оттисков. Учить наблюдать за природой и
переносить опыт в художественное изображение
«Весенняя
клумба»
:
Продолжить учить печать пробкой. Составлять композиции
(цветок) из оттисков, используя разные цвета, дополнять
оттиском листьев. Учить наблюдать за природой и переносить
опыт в художественное изображения
В результате дети стали лучше рисовать, проявлять интерес к
изобразительному искусству, овладели навыками работы с различными
нестандартными материалами и инструментами.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Веселкина
JI.,
«Материалы
и
оборудование
для
занятий
изобразительной деятельностью» // Дошкольное воспитание. 1997, № 10, с.
11.
2. Дубровская Н. В., «Рисунки из ладошки» - СПб.: «Детство - Пресс»,
2004 г. 3. Кепбелл. Ф. «Я умею рисовать» // М., Издательский дом «Дрофа»
1996 г.
3. Колобова. JI., «Путешествие по стране «Рисовандии» // Дошкольное
воспитание. 1994, № 4, с. 19.