Автор: Ермакова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "Чапаевская школа интернат"
Населённый пункт: c.Грязное
Наименование материала: Доклад
Тема: "Организация работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей, имеющих детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
ОГБОУ «Чапаевская школа-интернат».
Доклад на тему:
«Организация работы по
повышению психолого-
педагогической компетентности
родителей, имеющих детей с
ОВЗ».
Подготовила учитель начальных классов:
Ермакова Татьяна Геннадьевна.
Успешная коррекционная работа с ребенком
невозможна
без определенного специального образования родителей.
Вся работа учреждения должна быть направлена на то,
чтобы родители из пассивных наблюдателей стали
активными участниками воспитания и обучения своих детей.
А.Р. Маллер
Эффективность
коррекционно-педагогической
работы
с
детьми,
имеющими
нарушения
в
развитии,
зависит
от
согласованных
и
взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционного
процесса.
Задача родителей – помочь ребенку раскрыть весь заложенный в него
природой
потенциал
развития,
сформировать
компенсаторные
возможности,
подготовить
к
школе,
сделать
ребенка
максимально
приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к
максимальной
интеграции
в
обществе
и
полезной
трудовой
и
профессиональной
деятельности. Но
нельзя
делать
это
стихийно
и
эпизодически. Необходимо планировать и выполнять все в определенной
системе совместно со специалистами.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая
готовых
технологий
и
рекомендаций,
т.к.
семьи
различны
по
интеллектуальному
уровню,
нравственному
облику,
педагогической
подготовленности. Успех работы определяется интуицией, инициативой и
терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в
семье.
Педагогическая компетентность родителей в отношении ребенка с
особенностями развития – это:
использование сведений о специфике воспитания и обучения,
знание особенностей психического и личностного развития ребенка в
норме и в патологии,
знание возрастных особенностей,
использование способов, технологий педагогического воздействия на
ребенка с учетом его нарушений в развитии,
способность понимать потребности ребенка и создать условия для их
разумного удовлетворения,
сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую
жизнь в соответствии со способностями ребенка и социальной ситуацией.
От уровня педагогической компетентности родителей во многом
зависит
успешность
социальной
интеграции
в
общество
ребенка
с
ограниченными возможностями.
Основой
для
планирования
работы
с
семьей
является
анализ
результатов анкетирования, изучающего ребенка и родителей, уровень
информированности членов семьи по вопросам воспитания и обучения
детей.
Задача
специалистов
в
отношении
родителей
заключается
в
постепенном
и
последовательном
включении
семьи
в
процесс
коррекционной работы. Это предусматривает расширение знаний родителей
по проблемам общего психического развития детей, их знакомство с
приемами и методами работы, участие в практическом обучении и
наблюдениях за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-
обучающего взаимодействия со специалистами.
Важно
научить
родителей
проводить
коррекционно-развивающую
работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их
руководством. Родителям необходимо объяснить значение режима дня и
создание
условий
для
организации
деятельности
ребенка
в
семье,
разъяснить роль предметно-развивающей среды, учитывающей особенности
ребенка,
и
значимость
систематического
проведения
коррекционно-
педагогических занятий в условиях семьи.
Специалистами совместно с родителями разрабатываются и уточняются
индивидуальные коррекционно-образовательные программы, подбираются
наиболее эффективные методы и приемы обучения, действенные формы
работы (с учетом структуры основного дефекта детей и связанных с ним
нарушений). Родители
становятся
активными
участниками
образовательного процесса.
Родителям необходимы знания в области психологии, педагогики,
социальной педагогики.
Для
достижения
тесного
взаимодействия
с
родителями
широко
применяются такие формы работы как:
родительские собрания,
консультации, беседы-разъяснения,
тематические выставки литературы, папки-передвижки,
досуги, праздники.
Данные формы работы являются достаточно эффективными, так как
способствуют установлению тесного контакта педагогов, родителей и детей,
расширению сферы психолого-педагогических знаний о развитии детей с
ОВЗ.
При психолого-педагогическом консультировании родителей выделяют
конкретные задачи:
выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии
ребенка:
определить причину первичных и вторичных отклонений в
развитии;
выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие-
отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком
(адекватные - неадекватные);
организовать
педагогическую
и
психологическую
помощь
родителям;
повысить уровень их компетентности в области психолого-
педагогических знаний о закономерности развития ребенка;
обосновать педагогический прогноз.
Беседы с психологом и педагогом позволяют обнаружить, осознать
потенциальные возможности своего ребенка. Благодаря этому родители
получают определенные жизненно важные для них сведения — с чего
начинать,
что
делать,
как
правильно
организовать
ребенку
помощь,
направленную на преодоление нарушений.
Также специалисты по желанию родителей выбирают те или иные
вопросы
воспитания
и
освещают их в своих лекциях.
Консультации
посвящаются знакомству родителей с закономерностями развития ребенка,
организации предметно-развивающего пространства ребенка в семье.
Можно проводить практические занятия, на которых родители имеют
возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций,
умений и навыков у своих детей. Это могут быть педагогические игровые
упражнения,
семинары-практикумы,
педагогические
практикумы.
Они
направлены на овладение родителями такими способами организации
совместной деятельности с ребенком, как упражнения, поручения, личный
пример,
постановка
перспектив,
игры,
умением
придавать
ей
воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка
совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней
ребенком субъектной позиции.
Более подробно и полно познакомить родителей с тем или иным
вопросом
воспитания
позволяют
папки-передвижки.
Обычно
в
них
подбирается тематический материал с практическими рекомендациями,
который систематически пополняется.
Общаясь с родителями индивидуально, выявляются положительные
личностные
качества
родителей,
необходимые
для
сотрудничества,
намечаются
пути
дальнейшей
помощи
семье,
даются
конкретные
рекомендации по воспитанию ребенка.
Хорошо зарекомендовали
себя и такие
формы как
организация
«круглых столов», «мозговой штурм», родительских собраний, дискуссий,
детских
праздников,
досугов.
В
их
подготовке
принимают
участие
специалисты, дети и сами родители.
В результате совместной, творческой, кропотливой работы, родители:
переосмысливают свою роль в воспитании детей,
осознают себя субъектами воспитания,
глубже понимают своих детей, адекватнее их оценивают,
повышают уровень педагогической компетентности, систематизировав и
обновив имеющиеся знания о семейном воспитании,
становятся более уверены в собственных силах, в осознании своих прав и
потребностей.
Это
отражается
на
уровне
их
общей
культуры
и
педагогическом мировоззрении.
Таким образом, в результате тесного взаимодействия всех участников
коррекционно-развивающего процесса образуется единый воспитательный
«треугольник».
Основанием
для
оценки
эффективности
этого
взаимодействия
являются
обученность
и
воспитанность
ребенка,
его
способность к вхождению в социальную среду.
Список литературы:
1.
Зальцман,
Л.
М.
Работа
с
родителями
детей,
имеющих
нарушение зрения и интеллекта [Текст] // Дефектология. – 2006. - №2. – С. 31
- 35.
2.
Закрепина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
[Текст]:
//Дошкольное
воспитание. – 2009. - № 4. - С. 94 -101.
3.
Овчарова, Р. В. Психология родительства [Текст] : учебное
пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Издательский
центр «Академия», 2005 - 362 с.