Напоминание

"Организация работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей, имеющих детей с ОВЗ"


Автор: Ермакова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "Чапаевская школа интернат"
Населённый пункт: c.Грязное
Наименование материала: Доклад
Тема: "Организация работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей, имеющих детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




ОГБОУ «Чапаевская школа-интернат».

Доклад на тему:

«Организация работы по

повышению психолого-

педагогической компетентности

родителей, имеющих детей с

ОВЗ».

Подготовила учитель начальных классов:

Ермакова Татьяна Геннадьевна.

Успешная коррекционная работа с ребенком

невозможна

без определенного специального образования родителей.

Вся работа учреждения должна быть направлена на то,

чтобы родители из пассивных наблюдателей стали

активными участниками воспитания и обучения своих детей.

А.Р. Маллер

Эффективность

коррекционно-педагогической

работы

с

детьми,

имеющими

нарушения

в

развитии,

зависит

от

согласованных

и

взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционного

процесса.

Задача родителей – помочь ребенку раскрыть весь заложенный в него

природой

потенциал

развития,

сформировать

компенсаторные

возможности,

подготовить

к

школе,

сделать

ребенка

максимально

приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к

максимальной

интеграции

в

обществе

и

полезной

трудовой

и

профессиональной

деятельности. Но

нельзя

делать

это

стихийно

и

эпизодически. Необходимо планировать и выполнять все в определенной

системе совместно со специалистами.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая

готовых

технологий

и

рекомендаций,

т.к.

семьи

различны

по

интеллектуальному

уровню,

нравственному

облику,

педагогической

подготовленности. Успех работы определяется интуицией, инициативой и

терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в

семье.

Педагогическая компетентность родителей в отношении ребенка с

особенностями развития – это:

использование сведений о специфике воспитания и обучения,

знание особенностей психического и личностного развития ребенка в

норме и в патологии,

знание возрастных особенностей,

использование способов, технологий педагогического воздействия на

ребенка с учетом его нарушений в развитии,

способность понимать потребности ребенка и создать условия для их

разумного удовлетворения,

сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую

жизнь в соответствии со способностями ребенка и социальной ситуацией.

От уровня педагогической компетентности родителей во многом

зависит

успешность

социальной

интеграции

в

общество

ребенка

с

ограниченными возможностями.

Основой

для

планирования

работы

с

семьей

является

анализ

результатов анкетирования, изучающего ребенка и родителей, уровень

информированности членов семьи по вопросам воспитания и обучения

детей.

Задача

специалистов

в

отношении

родителей

заключается

в

постепенном

и

последовательном

включении

семьи

в

процесс

коррекционной работы. Это предусматривает расширение знаний родителей

по проблемам общего психического развития детей, их знакомство с

приемами и методами работы, участие в практическом обучении и

наблюдениях за динамикой развития ребенка в процессе коррекционно-

обучающего взаимодействия со специалистами.

Важно

научить

родителей

проводить

коррекционно-развивающую

работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их

руководством. Родителям необходимо объяснить значение режима дня и

создание

условий

для

организации

деятельности

ребенка

в

семье,

разъяснить роль предметно-развивающей среды, учитывающей особенности

ребенка,

и

значимость

систематического

проведения

коррекционно-

педагогических занятий в условиях семьи.

Специалистами совместно с родителями разрабатываются и уточняются

индивидуальные коррекционно-образовательные программы, подбираются

наиболее эффективные методы и приемы обучения, действенные формы

работы (с учетом структуры основного дефекта детей и связанных с ним

нарушений). Родители

становятся

активными

участниками

образовательного процесса.

Родителям необходимы знания в области психологии, педагогики,

социальной педагогики.

Для

достижения

тесного

взаимодействия

с

родителями

широко

применяются такие формы работы как:

родительские собрания,

консультации, беседы-разъяснения,

тематические выставки литературы, папки-передвижки,

досуги, праздники.

Данные формы работы являются достаточно эффективными, так как

способствуют установлению тесного контакта педагогов, родителей и детей,

расширению сферы психолого-педагогических знаний о развитии детей с

ОВЗ.

При психолого-педагогическом консультировании родителей выделяют

конкретные задачи:

выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии

ребенка:

определить причину первичных и вторичных отклонений в

развитии;

выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие-

отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком

(адекватные - неадекватные);

организовать

педагогическую

и

психологическую

помощь

родителям;

повысить уровень их компетентности в области психолого-

педагогических знаний о закономерности развития ребенка;

обосновать педагогический прогноз.

Беседы с психологом и педагогом позволяют обнаружить, осознать

потенциальные возможности своего ребенка. Благодаря этому родители

получают определенные жизненно важные для них сведения — с чего

начинать,

что

делать,

как

правильно

организовать

ребенку

помощь,

направленную на преодоление нарушений.

Также специалисты по желанию родителей выбирают те или иные

вопросы

воспитания

и

освещают их в своих лекциях.

Консультации

посвящаются знакомству родителей с закономерностями развития ребенка,

организации предметно-развивающего пространства ребенка в семье.

Можно проводить практические занятия, на которых родители имеют

возможность приобрести навыки по формированию нарушенных функций,

умений и навыков у своих детей. Это могут быть педагогические игровые

упражнения,

семинары-практикумы,

педагогические

практикумы.

Они

направлены на овладение родителями такими способами организации

совместной деятельности с ребенком, как упражнения, поручения, личный

пример,

постановка

перспектив,

игры,

умением

придавать

ей

воспитывающий и развивающий характер, умением заинтересовать ребенка

совместной деятельностью и создавать условия для проявления в ней

ребенком субъектной позиции.

Более подробно и полно познакомить родителей с тем или иным

вопросом

воспитания

позволяют

папки-передвижки.

Обычно

в

них

подбирается тематический материал с практическими рекомендациями,

который систематически пополняется.

Общаясь с родителями индивидуально, выявляются положительные

личностные

качества

родителей,

необходимые

для

сотрудничества,

намечаются

пути

дальнейшей

помощи

семье,

даются

конкретные

рекомендации по воспитанию ребенка.

Хорошо зарекомендовали

себя и такие

формы как

организация

«круглых столов», «мозговой штурм», родительских собраний, дискуссий,

детских

праздников,

досугов.

В

их

подготовке

принимают

участие

специалисты, дети и сами родители.

В результате совместной, творческой, кропотливой работы, родители:

переосмысливают свою роль в воспитании детей,

осознают себя субъектами воспитания,

глубже понимают своих детей, адекватнее их оценивают,

повышают уровень педагогической компетентности, систематизировав и

обновив имеющиеся знания о семейном воспитании,

становятся более уверены в собственных силах, в осознании своих прав и

потребностей.

Это

отражается

на

уровне

их

общей

культуры

и

педагогическом мировоззрении.

Таким образом, в результате тесного взаимодействия всех участников

коррекционно-развивающего процесса образуется единый воспитательный

«треугольник».

Основанием

для

оценки

эффективности

этого

взаимодействия

являются

обученность

и

воспитанность

ребенка,

его

способность к вхождению в социальную среду.

Список литературы:

1.

Зальцман,

Л.

М.

Работа

с

родителями

детей,

имеющих

нарушение зрения и интеллекта [Текст] // Дефектология. – 2006. - №2. – С. 31

- 35.

2.

Закрепина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

[Текст]:

//Дошкольное

воспитание. – 2009. - № 4. - С. 94 -101.

3.

Овчарова, Р. В. Психология родительства [Текст] : учебное

пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Издательский

центр «Академия», 2005 - 362 с.



В раздел образования