Напоминание

Красны сказки не письмом, а красны смыслом


Автор: Гришина Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 1619 им. Цветаевой"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: Красны сказки не письмом, а красны смыслом
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Красны сказки не письмом, а красны смыслом».

В давние-давние времена русские люди были просты и честны. Они верили

тем законам, которые им матушка-природа написала по яркой лазури

высокого неба, по глади бегущей вперёд реки, по зелёным склонам высоких

гор. Но заповедей этих было так много, что не всё смог прочитать человек, и

тогда он просто рассказал о том, что видит вокруг себя, что чувствует, о чём

мечтает.

Каждый раз, когда читаете сказки своим детям, задумываетесь ли Вы над

тем, что скрыто в текстах наших сказок? Или сказки для Вас - только

традиционный способ обучить детей тому, «что такое хорошо и что такое

плохо», или один из видов досуга? Когда-то и я так считала.

Итак… Есть ли у русских сказок тайный смысл?

Может быть, в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам ещё

предстоит понять… Ради чего сказочный герой может уйти за тридевять

земель и преодолеть самые немыслимые препятствия? Зачем он вдруг

оборачивается птицей или животным любым? Почему для него не

существуют границы между жизнью и смертью? И почему в конце сказки

герой возвращается с горящим и светлым сердцем и цветущей душой.

С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребёнок живёт в мире

волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам

вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем?

На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались,

осмысливались и делались определённые выводы. Недаром Пушкин сказал:

«Сказка — ложь, да в ней намёк...» И да, действительно многие сказки

соотносятся с документально подтверждёнными реалиями, исследованиями

этнографов, фольклористов, археологов, историков.

С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И ещё

учитывать народные традиции — когда эти сказки складывались,

рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о

жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.

Мы же читаем сказку с наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-

десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно ещё

уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом

стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что

в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а

передавали всё как было.

Читая сказки, мы должны помнить, что у древних славян жизнь

представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни

начала, ни конца. Поэтому и смерти не было навсегда. Душа возвращалась в

теле ребёнка. Недаром в народе говорится: «Мира наука-круговая порука».

Сказки детям необходимы, особенно народные. Маленькие дети это

интуитивно чувствуют, хотя, может, и не могут их расшифровать. Но на

психику сказка ложится, как зерно в подготовленную почву. Только

взрослым (родителям) нужно помнить, что сказка должна соответствовать

возрасту.

Если в раннем детстве прочитать про Бабу-ягу, то ребёнок испугается и будет

бояться её всегда.

«Колобок» и «Репка» — астрологические сказки

Как говорят исследователи, сказки «Колобок» и «Репка» —

астрологические сказки. Начинать нужно с детских сказок про

«Колобка» и «Репку». О чём ведает полная версия сказки «Колобок»?

Основной текст сказки сохранен. В полном тексте этой сказки добавляется

то, что Колобок, убегая от каждого из зверей (зайца, волка, медведя) терял по

кусочку, потому что они успевали эти куски от него отхватить. Добежал до

лисы уже огрызок Колобка. Лиса проглотила Колобок, подавилась им и

выплюнула. Колобок, от радости крича, побежал к этим же зверям в

обратном порядке, требуя отдать откушенное. И ему вернули все. Обратно на

окошко к бабе и деду вернулся Колобок целым и невредимым.

Эти сказки — о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом

наоборот. То есть, речь в ней идёт о лунном затмении («луна, проглотившая

огрызок Колобка» - это солнце, «поглотившее луну»). Звери - заяц, волк и

медведь - это созвездия. Следуя через них, небесный спутник Земли придет к

этому важному космическому событию. Почему важен мотив откусывания

кусочков от луны? И это объяснимо. Луна меняет свои фазы.

Наблюдая за движением этого ночного небесного светила, зная ключ к этой

сказке, каждый мог прогнозировать это небесное явление. Объясните мне,

почему именно эту сказку мы читаем первой своим детям? Почему лунное

затмение так важно, что в такой простой форме, запоминаемой на всю жизнь

(ведь текст сказки мы можем воспроизвести без особого труда даже в любом

возрасте), взрослые рассказывают уже многие поколения этот небесный миф.

«Репка» — о том же самом, только в обратном направлении. Месяц

постепенно превращается в полную луну. Ребёнок начинает фантазировать:

глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир

для него становится сказочным.

К астрологическим относятся также сказки «Петушок — Золотой

гребешок» и «Заюшкина избушка». В первой говорится о смене дня и

ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовёт его (в

народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и

несёт за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно

далёк, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая

украла солнышко, а кот — утро, он вернул его. В «Заюшкиной избушке»

детям ненавязчиво рассказывается о смене времён года. Лиса — зима,

заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным,

которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок

— солнышко, которого очень боится лиса — зима.

«Курочка Ряба» — сказка для взрослых. По мнению исследователей,

«Курочку Рябу» лучше читать не детям, а взрослым. Курочка снесла золотое

яичко. Его случайно разбила мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они

сами хотели его разбить, да не смогли. Дело в том, что яйцо оказалось

пустым. Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ

бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Яйцо должно

было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает

стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое», т. е.

жизнеспособное, из которого возродится жизнь.

Большинство сказок — волшебные. Главная героиня в них — Баба-яга.

Кто такая Баба-Яга? Добрая женщина, помогающая страждущим или

страшная мерзкая колдунья, питающаяся человеческим мясом? Но, здесь всё

не так просто.

Образ Бабы-яги нужно рассматривать с учётом народных традиций,

народного мировоззрения. Вот что из этого получилось. У Бабы-яги волосы

косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные —

связь с потусторонним миром; ещё косы расплетались у умершей женщины.

Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело

истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у неё очень тесно. По всему

видно, что Баба-яга — умершая женщина. Живёт она в избушке на курьих

ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа

ещё не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали

ритуальную куколку, домик для неё ставили на срубленное дерево. Вот вам и

избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка

без окон и дверей — мёртвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут

подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай.

Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не

съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у неё много подношений.

Многие учёные настаивают на том, что Баба-яга божественная сущность,

прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-

царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения

избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать

волшебные действия. Она ткёт необыкновенную ткань, шьёт

необыкновенные рубашки.

Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к

предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры — в

потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего

мира. То есть, чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в

потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные

герои. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный

герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрёт. Опять метафора — он

уходит в мир предков, где и получает все дары.

Сейчас посажу на лопату — и в печь! И не такая уж она была страшная, как

кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-

лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли

братца Иванушку Бабе-яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет

сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но

существовал замечательный обряд — перепекание больного ребёнка. Бабка-

повитуха клала ребёнка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался

определённый заговор) и заворачивала в него ребёнка. После этого клала на

хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала,

разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребёнок выздоравливал. Итак, удел

Бабы Яги – жить на границе между двумя мирами – живым и неживым. Одна

половина её тела неживая (костяная, как скелет иссохший) - в тёмный мир, в

мир мёртвых повёрнутая. А другая, живая половина (добродушная,

справедливая, заботливая, улыбчивая) – в белый человеческий свет смотрит.

Почти в каждой сказке есть Иван-царевич и Иван-дурак. Чем же

отличается Иван-царевич от Ивана-дурака? Сходство между Иваном-

царевичем и Иваном-дураком очевидное. Оба они младшие сыновья у

родителей, оба терпят унижения и издевательства от старших братьев. И тот

и другой проходят ряд испытаний, проявляя честность, доброту души,

стремление к правде, открытость. Поступки обоих не продиктованы

желанием доказать, что они самые лучшие. Среди их мотивов нет алчности.

Если что-то и добывают для себя, то искренне и без желания силой забрать

лучшее. Сказочные Иваны настолько похожи между собой, что их часто

путают. Царевичей называют дураками, а дураков, наоборот, царевичами.

Например, так со сказкой «Царевна-лягушка» произошло. Иван-царевич

женится на лягушке в отличие от братьев, которые взяли в жёны обычных

девушек (мог бы этого не делать, да говорящая лягушка убедила его,

пообещав, что жалеть Иван ни о чём не будет; не посмел ослушаться; слово,

данное отцу нарушить; сжигает лягушечью кожу, в которую вынуждена

прятаться в дневное время его жена). В глазах родных Иван-царевич

становится крайне неумным и нетерпеливым человеком. И на этом всё… Все

глупые поступки Ивана-царевича заканчиваются. Теперь перед нами

страдающий герой, которого мы жалеем и вместе с которым хотим

непременно исправить ошибки. Дальше сказка раскрывает царевича, как

мужественного, выносливого, целеустремлённого юношу. Он настоящий

воин, который спасает свою любовь, своё счастье, свою семью. Каждый его

поступок максимально благоразумен и благороден. Итак, вот они, отличия

Ивана-царевича от Ивана-дурака. Иван-дурак действует, но особо не

задумываясь, по наитию, по случаю. Захотелось ему что-то, вот сейчас и

сразу- он пошёл и сделал, просто потому, что захотелось. Никакие свои

ошибки он не исправляет. Живёт просто и прямолинейно. Царевич же, если и

поступает как-то несуразно вначале, то потом стремится исправить свою

глупость, претерпевая по своей воле многие лишения. Из героя-недотёпы он

превращается в страдающего героя. Ивану-царевичу помогает природа:

растения, звери, птицы, рыбы, ветер, солнце, реки. Он добр, милосерден,

справедлив по отношению к природе и матушка природа его за это любит и

щедро награждает. Вот и получается, что у Ивана-дурака счастье-случайное,

а у Ивана-царевича заслуженное, выстраданное.

Сказки для подростков. Считалось, что волшебные сказки — для

подросткового возраста, для тех, кто собирается в недалеком будущем

заводить семью. В сказках всё заканчивается свадьбой, потому что дальше

неинтересно, предсказуемо. Рассказывается главное — как человек проходит

определённые стадии, как ответственно относится к свадьбе, показывает

знание обряда, умение обращаться к опыту предков. Если все условия

выполнены и соблюдены — семья будет счастливой.

Василиса Прекрасная сходила к Бабе-яге, обрела мудрость, которая

необходима для замужества. Она заранее всё знает, предвидит. Наткала

ткань, подарила её (не продала!) с помощью старушки царю, сшила рубашку.

Раньше рубашку шила только невеста своему жениху, при этом она

запиралась в комнате, чтобы никто не вошёл, потому что исполняла

определённый ритуал, вышивала знаки, заговоры, которые притянут к ней

царя. В итоге — свадьба и счастливая жизнь.

Меняются времена, умирают старые и рождаются новые люди. Рассказы те

первые теперь ласково «сказками» зовут и бережно передают из поколения в

поколение, чтобы не изменить, а сохранить любовь к миру, уважение к

природе, верность мечтам.

Мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с

достоинством, жить в ней. К сожалению, многие негативно относятся к

термину язычество, не понимая, что дохристианская культура была очень

богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной

мудростью. И помните слова Юрия Лотмана: «Культура — это атмосфера,

которую создаёт народ для собственного выживания».



В раздел образования