Автор: Кутявина Нина Васильевна
Должность: директор
Учебное заведение: ГКОУ УР "Школа №23"
Населённый пункт: г. Ижевска
Наименование материала: статья
Тема: Особенности мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР
Раздел: среднее профессиональное
Кутявина Н.В., директор
ГКОУ УР «Школа №23»
Особенности мыслительной деятельности
младших школьников с ЗПР
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.
С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и
становится определяющим в системе других психических функций, которые под его
влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано
наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием
для развития наглядно-образного мышления, составляющего основу успешного обучения в
начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны быть сформированы
элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка
развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной
программой.
Исследования детей с ЗПР свидетельствуют, что у них существуют недостатки в
мыслительной
деятельности.
Это
отчетливо
проявляется
в
трудностях,
которые
испытывают дети данной категории в процессе решения арифметических задач, овладения
навыками письма и чтения, усвоения грамматических правил и т.д.
В работах Н.А. Менчинской выделено несколько подтипов детей с ЗПР по мыслительным
особенностям:
1. Учащиеся, которые наиболее успешно справлялись с заданием - от 3 до 6 %.
2. Учащиеся, которые при решении сложных задач пользовались образцами - 24%.
3. Учащиеся, которые не проявляли готовности к решению познавательных задач, не
понимали зависимости между частями и целым - 46 %.
4. Учащиеся, которые решили задачи только с помощью взрослых - 24 %.
В исследованиях З.И. Калмыковой выявлено, что для младших школьников с ЗПР наиболее
сложным являются проблемного характера. Им свойственно: поверхность мышления, его
направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно-логическом
уровне.
Процесс решения мыслительной задачи имеет у детей с ЗПР свои особенности. Начальным
этапом
полноценной
мыслительной
деятельности
является
ориентировочный
этап,
основная функция которого состоит в анализе условий задачи и в самом предварительном
составлении общего плана решения. У детей с ЗПР недостаточность мыслительной
деятельности отчетливо проявляется уже на ориентировочном этапе.
Это
обнаруживается
на
уроках,
когда
они
часто
приступают
к
решению,
не
проанализировав всей совокупности данных и не наметив плана решения. Наиболее
отчетливо это проявляется при решении наглядно-практических задач типа головоломок.
Следующим важнейшим условием успешного решения интеллектуальных задач является
овладение
основными
логическими
операциями:
анализом,
синтезом,
обобщением,
абстрагированием, сравнением.
Анализ объектов отличается у детей с ЗПР меньшей полнотой и недостаточной тонкостью.
В результате этого учащиеся выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем
их
нормально-развивающиеся
сверстники.
Деятельность
при
анализе
зрительно
воспринимаемых объектов недостаточно целенаправленна: выделение признаков ведется
чаще всего хаотично, без плана.
Аналогичная картина обнаруживается при изучении мыслительного процесса обобщения.
Умение мысленно сравнивать предметы или явления выделять в них общий признак
является одним из существенных условий овладения понятиями в процессе обучения. Это
отчетливо проявляется при усвоении ими специальных терминов.
Полноценное развитие обобщения предполагает достаточную подвижность, гибкость,
самого процесса выделения общего существенного признака. Особенно большие трудности
испытывают дети с ЗПР при необходимости включить один и тот же объект в разные
системы
обобщений,
отражающие
сложные
и
многообразные
взаимосвязи
между
явлениями реальной действительности. При этом они допускают весьма характерную
ошибку. Найденный во время решения конкретной задачи принцип дети переносят в
несоответствующие им условия.
Психолого-педагогические исследования показали, что дети с ЗПР недостаточно владеют
операцией абстрагирования. Это особенность отчетливо обнаруживается при выполнении
заданий, предполагающих абстрагирование лежащего в основе рядообразования признака.
Операция классификация у таких детей тоже разбита не достаточно. Наибольшие
трудности они испытывают при выполнении заданий, связанных с классификацией по двум
признакам. Основная трудность связана с тем, что они не могут мысленно осуществлять
операцию совмещения двух признаков. Однако они оказываются в состоянии успешно
выполнить это задание, если им предоставляется возможность практически действовать с
объектами классификации.
Не менее отчетливо различие между нормально развивающими школьниками и учащимися
с ЗПР обнаруживается в процессе овладения логической операцией умозаключение по
аналогии. Эта операция играет важную роль, как на этапе усвоения новых знаний, так и на
этапе применения приобретенных знаний и навыков в кругу новых явлений.
Недостаточный
уровень
сформированности
мыслительных
операций
обуславливает
трудности понимания учебных заданий младшими школьниками этой категории детей.
Процесс решения интеллектуальных задач определяется не только тем, как владеет ребенок
мыслительными операциями, но и его эмоциональными особенностями. Дети с ЗПР не
проявляют активности в поиске наиболее адекватных способов решения. Их удовлетворяет
первый пришедший на ум ответ и задача оказывается нерешенной даже в тех случаях, когда
потенциально они в состоянии справиться с нею. Они нередко подменяют достаточно
трудную для них задачу более легкой. Они стремятся избежать усилий, связанных с
умственным напряжением при решении интеллектуальных задач.
Таким образом, коррекционная работа с детьми с ЗПР должна быть направлена не только
на усвоение пробелов определенных разделов программы, но и на формирование
мыслительной деятельности, т.е. развитие логического мышления.