"Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования"
Автор: Карташова Надежда Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ"Лесополянский детский сад" Населённый пункт: посёлок Нижнедевицк;Нижнедевицкого района;Воронежской области Наименование материала: Статья Тема: "Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования" Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с
семьей ребенка как фактор повышения качества образования»
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом.
Занятия, встречи с детьми, конечно,
требуют душевных сил, времени, труда.
Но, ведь и мы счастливы тогда,
когда счастливы наши дети,
когда их глаза наполнены радостью».
В. А. Сухомлинский
Семья
и
детский
сад-
две
сферы
жизни
ребенка.
Ведущая
роль
в
осуществлении целенаправленного, всестороннего и гармоничного воспитания
детей дошкольного возраста, а также в работе по установлению контактов
между педагогами и родителями принадлежит детскому саду. Определяющей
чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад
служит организующим центром в этой работе.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей.
Чтобы
они
стали
помощниками
педагога,
творчески
развивались
вместе
с
детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет
увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а
поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все
получится.
В
основе
новой
концепции
взаимодействия
семьи
и
дошкольного
учреждения
лежит
идея
о
том,
что за
воспитание
детей
несут
ответственность родители, а все другие социальные институты призваны
помочь,
поддержать,
направить,
дополнить
их
воспитательную
деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране
политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Появившийся
в
1995
году
закон
РФ
«Об
образовании»
обязывает
педагогов
и
родителей
стать
не
только
равноправными,
но
и
равно
ответственными участниками образовательного процесса.
В
условиях,
когда
большинство
семей
озабочено
решением
проблем
экономического,
а
порой
физического
выживания,
усилилась
тенденция
самоустранения
многих
родителей
от
решения
вопросов
воспитания
и
личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
развития
ребёнка,
порой
осуществляют
воспитание
вслепую,
интуитивно.
Всё
это,
как
правило,
не
приносит позитивных результатов.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на
ребенка.
Не
секрет,
что
многие
родители
интересуются
только
питанием
ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми,
пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие
трудности в общении с родителями по этой причине.
Поэтому, в нашем ДОУ проводится
большая работа над проблемой
взаимодействия детского сада и семьи.
Мы считаем, что положительный результат, может быть, достигнут только
при
объединении
семьи
и
детского
сада
в
единое
образовательное
пространство,
подразумевающее
взаимодействие,
сотрудничество
между
педагогами
ДОУ
и
родителями
на
всем
протяжении
дошкольного
детства
ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной
семьи.
Эффективной формой для нас явилась поэтапная организация работы.
На I этапе-сбор информации (собеседование, диагностика, анкетирование,
посещение семей на дому, наблюдение, выделение группы риска отдельных
участников педагогического процесса по результатам исследований).
II
этап-обще
профилактический
(наглядная
агитация,
встречи
со
специалистами).
На III этапе осуществляется работа с группой риска по разным аспектам
здоровья (выявление проблемы: беседы, наблюдения, тесты, опросы; коррекция
родительских установок: тренинги, беседы).
IV
этап-индивидуальная
работа
(выявление
положительного
опыта
семейного воспитания, его общение; консультации, индивидуальная помощь
воспитанникам и их родителям социального педагога, психолога, логопеда,
дефектолога, врача и других специалистов по запросам).
V этап-аналитический (выявление изменений родительских установок,
обсуждение
отдельных
вопросов
с
привлечением
специалистов
и
дополнительные мероприятия).
На
VI
этапе-знакомство
с
результатами
работы,
принятие
решений.
Совместное обсуждение планов на будущее.
Такая
организация
работы
с
родителями
позволяет,
структурировать
работу педагогов с родителями и придать ей комплексный характер.
Использование новых форм работы с семьями воспитанников нашего
детского
сада
дало
положительные
результаты:
изменился
характер
взаимодействия
педагогов
с
родителями,
многие
из
них
стали
активными
участниками
всех
дел
детского
сада
и
незаменимыми
помощниками
воспитателей.
В
результате
проделанной
работы,
использовании
различных
форм
и
методов
общения
с
родителями,
повысилась
психолого-педагогическая
грамотность родителей и
культура межличностного взаимодействия детей в
группе.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное
учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя
их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются
только
при
умелом
сочетании
разных
форм
сотрудничества,
при
активном
включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и
членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет,
убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи
и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания
невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание
должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества,
направленных
на
организацию
индивидуальной
работы
с
семьей,
дифференцированный подход к семьям разного типа.
Список литературы
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.,1968.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! М., 1980.
3.
Воспитатели и родители. Из опыта работы (Сост. Л.В. Загин, В.М.
Иванова) М.,1985.
4.
Константинов
Е.Н.,
Медынский
Е.Н.,
Шабаева
М.Ф.
История
педагогики. М., Просвещение 1974.
5. Котырло В.К.,.Лыдывир С.А. Детский сад и семья. Киев, 1984.
6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать. – М.,
1990.
7. Маркова Т.А. Детский сад и семья. М., Изд-во, 1986.
8. Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. М., 2000.
9. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.
10. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М., 2000.